Артур Кларк «Абсолютная мелодия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ о том, что бывает, если попытаться разработать теорию создания шлягеров.
Входит в:
— цикл «Сказки «Белого оленя»
— журнал «If, February 1957», 1957 г.
— антологию «Alien Earth and Other Stories», 1969 г.
— журнал «Urania #690», 1976 г.
— антологию «The Arts and Beyond: Visions of Man's Aesthetic Future», 1977 г.
— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.
— журнал «Супер Триллер №30 (117)», 2006 г.
- /языки:
- русский (6), английский (3), итальянский (1)
- /тип:
- книги (7), периодика (3)
- /перевод:
- М. Б. де Кастильоне (1), В. Голант (4), К. Круглов (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 14 февраля 2025 г.
Ну, по факту в рассказе речь идет о рассказанной в кабаке байке, причем придуманной прямо по ходу разговора, на что автор намекает совершенно недвусмысленным образом :)
Т.е. смысл рассказа в том, как человек, обладающий воображением и у которого хорошо подвешен язык — может не только на ходу придумать концепцию и развить сюжет на случайно поданную ему тему — но мгновенно найти аргументированный ответ на заданные ему скептиками вопросы (тут, похоже, автор похвалил сам себя :)
(О, сколько раз я видел такое в жизни :)
«Я тебе отвечу. Она прилетела в Москву в командировку! — Железная логика!» (с) пример, знакомый всем :)
Ну и немного о самой идее. Написан он во времена расцвета не только рок-н-ролла, но и особо модной в тот период кибернетики.
(а момент «может ли машина сочинять музыку» даже попал в старый советский фильм «Доживем до понедельника» (1968) — там сочиненную компьютером музыку играют по телевизору)
Ну и — «за что боролись, на то и напоролись»: нынче можно зайти на сайт (например, Suno) и заказать ИИ написать оригинальную мелодию для себя (или даже песню, со словами).
При этом результат практически равен той попсе, что написана людьми (написана ли? :)
Так что Кларк попал в точку, хотя результат получился несколько иной.
Плюс сама идея «абсолютной мелодии». Все люди разные, и обычный слух и слух музыкальный у всех разные (см. сетевые баталии между аудофилами и сторонниками измерительных приборов :) Так что «абсолютная мелодия» для каждого человека будет разной.
К слову, чтение этого рассказа еще тогда (в начале 70х) навело меня на мысль о том, что количество интересных мелодий ограничено в принципе и рано или поздно предел будет достигнут. Потом последовало бурное развитие этой индустрии (начиная с эпохи диско), процесс сильно ускорился и где-то к концу 90-х, началу 2000-х таки да, стал заметен сильнейший дефицит по настоящему хитовых вещей (в классической музыке аналогичный процесс произошел раньше, где-то в 60х, джаз же выживает за счет импровизаций).
(Что-то я не помню ничего действительно интересного после 2005 года — музыка таки стала неотличимой от компьютерной :)
И да. Идея рассказа была использована на практике. Ну, как минимум — в советском фильме про «Резидента» :)
Тимолеонт, 30 мая 2023 г.
Напомнило скетч Монти Пайтона о смертельной шутке, от которой люди смеялись до полной остановки сердца. А конкретно эта история мне показалась, как бы это пафосно не звучало, предостережением об опасности прогресса. Даже самые благие творческие цели могут повлечь за собой весьма трагичные ситуации. Да и весь рассказ — краткий, ёмкий и без лишних деталей, кроме тех, которые создают атмосферу душевных барных посиделок и рассказов.
god54, 18 октября 2013 г.
С моей точки зрения классический технический рассказ (за что так любили автора в СССР): жесткая логическая и обоснованная схема фантастической идеи, как правило на основе современных научных и бытовых сведений, простые и понятные разъяснения, простенький сюжет не требующий отвлечения на сюжетные подробности, а в итоге неплохой рассказ, ведь каждый из нас задумывался над прилипчивыми мелодиями, которые так трудно выбросить из головы, а лишь А.Кларк сумел найти этому объяснение. Читать и завидовать.
morbo, 7 марта 2011 г.
Всё равно рассказ шит белыми нитками. Вот почему техник не ушёл в транс? Отмазка, что у него не было музыкального слуха — не в счёт. Ведь музыка была рассчитана не на людей со слухом, а на резонанс с биоритмами любого человека. Так что техник тоже должен был сойти с ума.
Мне этот рассказ напоминает скетч «Самая смешная шутка на свете» «Летающего цирка Монти Пайтона» (http://www.youtube.com/watch?v=xe1bEKCMApQ), где шутка убивала на смерть :lol: Аналогия просто великолепная. Кто у кого позаимствовал идею — не понятно, видимо все англичане обладают сходным юмором.
Yazewa, 14 декабря 2011 г.
Как и любая байка, эта тоже не требует разбора и анализа.
Но вообще — не хочется ничего абсолютного. Абсолютно ничего!
asb, 13 августа 2008 г.
Одно из многих рассуждений на тему: может ли машина заменить человека? может ли машина творить?
viv, 22 февраля 2008 г.
Абсолютная мелодия не заменит творения композитторов. Она просто уничтожит разум человека... Вот такой ужастик...
Lucy, 14 января 2007 г.
Изобретатель Джилберт Листер создал аппарат «Людвиг», призванный найти Абсолютную мелодию. В случае удачи «Людвиг» обречет на безработицу всех композиторов мира. И вот машина заработала...