Нил Гейман «Другие люди»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Загробный мир
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Когда он попал в ад, первое, что сказал ему демон, перед тем, как начать его мучить, была фраза: «Время здесь — относительно». Вначале он, конечно, не придал этому значения, ему было совсем не до того...
The Magazine of Fantasy & Science Fiction, октябрь/ноябрь 2001
Входит в:
— сборник «Хрупкие вещи: истории и чудеса», 2006 г.
— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.
— антологию «Demons: Encounters with the Devil and His Minions, Fallen Angels, and the Possessed», 2011 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October-November 2011», 2011 г.
— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2003 // Зарубежный рассказ (Великобритания/США; микрорассказ) |
- /языки:
- русский (6), английский (4), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1)
- /перевод:
- Н. Гриценко (1), Т. Покидаева (6)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 20 ноября 2024 г.
Микрорассказ всегда приходится оценивать по отдельной категории. Есть ли тот самый финальный «выстрел»? Достаточно ли хороша та малюсенькая идея, заложенная в сюжет? Есть ли сюжет вообще, или перед нами просто очередной кусочек неизвестно чего, выданный за счет недомолвок и надутого «воздуха» вокруг за что-то цельное, достойное отдельной публикации? Насколько пападает в настроение или сердце затронутая темка?
В данном случае, часть важных вопросов для микрорассказа получают ответ. И ответ положительный. Финал, хоть и очевидно предлагает всего два возможных развития событий, но, завершаясь одним из них, все равно остается работающим. Эмоционально история не слишком задевает, но как комплект хорошо подогнанных литературных деталек, «Дргуие люди» все равно неустанно трудится на результат — и это главное. Четкие начало-середина-конец есть, посыл очевиден, но от этого не менее важен, герои выполняют свои милипусечные задачи с нужным энтузиазмом. Итог — технически грамотно выполненный продукт, которому только немного не достает, чтобы залезть под читательскую кожу чуть глубже, чем просто «пощекотать» по верхам.
rtentser, 4 апреля 2018 г.
Хороший рассказ. Краткий, ёмкий. Неожиданный. Но мне он важен совсем по другой (хоть и связанной) причине.
При всех своих малых объёмах, он закончен. История не вызывает ощущения недоговорённости или малой детализации. Да, он несовершенен. Кое-где можно было подробнее расписать пытки или воспоминания, точнее нарисовать портрет героя. Но этого не нужно: скупые штрихи в достаточной мере очерчивают образ. Больше крови, кишок и соплей вполне способны привести к противоположному результату, отвлечь внимание читателя от важного.
То же самое с концовкой. В ней есть место судьбе палача после пыток. Но она там не нужна: история совсем про другое.
Я сам пишу. И этот рассказ, в своё время, вызвал катарсис и заставил поверить: даже мои весьма скромные по размерам и содержанию тексты могут быть стоящим чтением, литературой. И за то Нилу Гейману огромное спасибо.
Deliann, 28 ноября 2013 г.
Человек попал в ад. Заслужено, ведь он грешен. Как и все мы. Человек не удивился, он ожидал этого.
«Время здесь неустойчиво и подвижно», – сказал бес. И не солгал. Человек пробудет здесь тысячелетия или несколько дней. В любом случае, для него это будет немыслимо долго. Человека ждут пытки. Много пыток. И каждая пытка обернется уроком. Но главный урок он получит — и обязательно усвоит, — когда все закончится. Или только начнется...
Рассказ шедеврален в своей локальности. Вставить его в роман, и половина очарования просто пропадет. И не стоит пытаться смотреть слишком глубоко, все-таки перед нами просто зарисовка, мораль которой лежит почти на поверхности. Бес не является палачом, судьей или садистом. Просто задает нужное настроение, дает толчок и человек сам все сделает. Никто не сможет причинить нам больше мучений, чем мы сами.
Комната, бес и человек. Мучитель и мучимый. Но всему приходит конец, а каждый конец — это новое начало.
Тимолеонт, 2 января 2018 г.
Чуть ли не идеальная иллюстрация мнения, что нет для человека более страшного палача, чем он сам же. Автор здесь пытается сделать упор на то, что гораздо страшней физических пыток для души станет самоистязание, перечисление и обдумывание многократное всех своих грехов, вины и последствий. Получилось довольно убедительно и более чем жутко. Такой Ад действительно может ужаснуть и вызвать непроизвольное желание жить честно. Но, то ли я бездушная и бессовестная сволочь, то ли просто не успел натворить плохих делов в жизни, всё равно сложно было представить себя на месте ГГ.
visionshock, 31 мая 2013 г.
Короткая, блестящая и яркая зарисовка, которая показывает нам немного мгновений жизни ада, взрыв жизни и скуки смертного человека во всех его чертогах. И поэтому Нил, он же Гейман красочно и правдоподобно взрывает все к чему прикасается, создавая из текстов картины, яркие, сильные, красивые и смысловые. Терзания тела? Нет, терзания души истинные адские мучения. Стоит немного задержаться и окинуть полотно Геймана более суровым взглядом и хочется снова погрузиться в его красочные истории.
Очередной рассказ на высоте с яркими и превосходными тонами. Зарисовка, действительно интересна и думаю будет актуальна во все времена.
«Другие люди» — маленький шедевр, лишь потому что так и просится на бумагу, быть нарисованным, ярко, красочно и стильно.
Календула, 3 мая 2013 г.
Короткая зарисовка, но от того не менее впечатляющая. В аду время неустойчиво и подвижно. Рассказ удивил тем, что он выбивается из привычной стилистической манеры Геймана: он пестрит подробными описаниями (комната в аду, бес). Страшны не пытки плоти, но мучения души — правда, воспоминания, разбор жизни по фрагментам. Это заставляет взглянуть на себя иначе, увидеть со стороны, признать истинные мотивы своих поступков, понять ошибки, сказать себе правду. Человек проживал в аду свою жизнь снова и снова, каждый раз открывая в себе что-то новое, и это приносило ему неимоверные муки. И в итоге он сам стал мучителем и палачом. Ад — это другие люди, заставляющие человека заглянуть в свою душу. И ад — это сам человек, заглянувший в глубины своего сознания и увидевший неприглядную правду о самом себе.
Карамазов, 11 сентября 2013 г.
Пример идеального малого рассказа. Всего четыре страницы, но какова глубина мысли! Заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о том, что сделано и что в планах. Браво Гейман, браво Мастер!!!
MiniWen, 23 ноября 2012 г.
Это совершенно невероятная вещь!!!Великолепное произведение, иллюстрирующее ходовое мнение о том, как важна хорошо выверенная концовка.Я почти не помню описаний самих мук,что претерпевал герой,но конец истории на пару минут полностью выбил меня из реальности.Я прочитала много рассказов Геймана,и все они слились для меня в одну историю,как часто бывает со сборниками короткой прозы.Почему же тогда этот я помню с пугающей отчетливостью?
Yazewa, 4 декабря 2012 г.
Отличная психологическая работа. Итак, ад — это другие люди? Похоже, не только другие...
Сказочник, 17 декабря 2009 г.
Леди и джентльмены,
Несмотря на всю предсказуемость, рассказ захватывает и атмосферой мук и наказания проникаешься, картинка совесм не красочная, нет, но глубина оставляет в тебе след. И ты понимаешь, что ты всё это знал еще до прочтения рассказа, а Гейман просто показал это тебе, очищая твои представления, как луковицу.
Такие дела.
sham, 21 сентября 2010 г.
Чем рассказ понравился — краткостью! Нравятся мне последнее время лаконичные вещи. В предисловии Гейман говорит, что рассказ напоминает ленту Мебиуса и тем самым спойлерит, поэтому читая первую страницу. я уже понял, чем все закончится. Любопытно описан ад, но вот мучения как-то уж получились у автора преувеличенно страшными, а от того нестрашные абсолютно. Но в целом, рассказ не самый плохой в сборнике, хотя если подрезать все эти «ужасы», наверно смог бы получиться отличный микрорассказ!
Hell-lie, 3 августа 2011 г.
Люблю я эти короткие геймановские зарисовки, и данная — очередной бальзам мне на душу. Отточенный, краткий и атмосферный рассказ. Концовка, может, и предсказуема, но какая разница, если она просто правильна и точна?
sanchezzzz, 21 октября 2008 г.
Быстренько прочитал эту маленькую историю по рекомендации «Фантлаба». Двойственно. Доселе не читал ни одной из «Хрупких вещей», поэтому «Другие люди» пошли в отрыве от общей массы (это просто слово, никоим образом не намекающее на качество сборника!). Наверное, продолжу знакомство с этим сборником, а пока что оценка средняя, всё понятно до неприличия, и как-то не особо затрагивает. Этакий катарсис, необходимые факторы для очищения которого, мягко говоря, болезненны. Покаяние до полной очистки совести, жизни (и смерти) — вот оно, оно такое. Или другое. Любое другое. Хочется поразмыслить, конечно, задать вопрос кому-нибудь знающему: «А если я не стану дожидаться такого времени, чтоб покаяться, вспомнить о грехах, признаться во лживой лжи, сказать правдивую правду, а сделаю это заранее... при жизни... как думаете, прокатит?..»
А интересно, как себя чувствует бес при испонении этой экзекуции?..
glupec, 29 сентября 2009 г.
Слабый (ИМХО) рассказ. Слишком прямолинейный, слишком всё «в лоб» — идея-то неплохая (я не про то, что в концовке, а про бесконечно повторяющиеся «муки души» — это и правда глубоко, неординарно и интересно), но только реализация подкачала. Средненький антураж... ну да, конечно, может быть и такой ад. А может быть и другой... какая, собственно, разница? Для автора — никакой, он это всё быстренько «проскакивает» и переходит к самой сути, к психологизму... А потом он уже и психологизм «проскакивает», и опять (в концовке) всё те же необязательные декорации + довольно предсказуемый сюжет...
Иными словами: не будь в рассказе изрядной доли «воды» — он был бы хорош. Увы, не получилось. По крайней мере — не на все 100
VictoRR, 20 февраля 2008 г.
Раз уж в отзывах ранее помянули Пратчетта (кстати, высказывание «Ад — это другие люди» было придумано куда раньше), то у него в «Эрике» были такие слова, о новшествах, пропагандируемых тамошним властителем Ада... «Озера крови для души».
Да, конечно, не только для души. Сперва. Но — «муки плоти были добрее», чем терзания совести, чем познание постепенно открывающейся правды о собственной жизни. Чем ярость, отчаяние и бессилие что-либо изменить.
Давно я не читал подобных рассказов — кратких и отточенных, как лезвие ножа. Лучшая вещь из сборника, по-моему.