fantlab ru

Мика Валтари «Синухе-египтянин»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Оценок:
60
Моя оценка:
-

подробнее

Синухе-египтянин

Sinuhe egyptiläinen

Другие названия: Наследник фараона; Египтянин

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

«Египтянин» (1945) — исторический роман финского писателя Мика Валтари (1908–1979), ставший бестселлером во всем мире и переведенный более чем на тридцать языков мира.

Мика Валтари сумел создать произведение, которое привлекает не только захватывающими сюжетными перипетиями и достоверным историческим антуражем, но и ощущением причастности к событиям, происходившим в Древнем Египте во времена правления фараона-реформатора Эхнатона и его царственной супруги Нефертити. Эффект присутствия достигается во многом благодаря исповедальному характеру повествования, так как главный герой, врач Синухе, пишет историю своей жизни только «для себя и ради себя самого». Кроме того, в силу своей профессии и природной тяги к познанию он проникает за такие двери и становится посвященным в такие тайны, которые не доступны никому другому.

Похожие произведения:

 

 


Наследник фараона
1995 г.
Египтянин
2020 г.
Египтянин
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Синухе-египтянин
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Путешествие в Древний Египет

Повествование в романе «Синухе, египтянин» ведется от лица египетского лекаря, жившего в эпоху фараонов-солнцепоклонников Аменхотепа IV и Нефертити (14 век до нашей эры – интереснейший период в истории позднего Египта), при которых произошла религиозная реформа — переориентация на монотеистический культ Атона и войны с сирийцами и хеттами.

Путь героя от мальчугана до уважаемого лекаря тернист и полон ловушек. Он взлетает ввысь и падает, больно расшибая колени, при этом частенько падает не по своей вине, а при помощи «доброжелателей». Синухе стал свидетелем смены эпох, разрушения старых и созидания новых основ государства, на своей шкуре почувствовал, как искусственно насаждается перестройка в умах граждан. Обо всем увиденном он рассказывает с легкой печалью. Он жил так, что у него не возникает ощущения горечи, когда он думает о прожитом. Его лучшие друзья – мудрый раб, непризнанный талантливый художник и воин, который однажды станет фараоном (реальная историческая личность Хоремхеб). Таким образом, автор дает возможность познакомиться с представителями разных слоев населения, услышать полярные мнения о происходящем в Египте.

Мика Валтари в увлекательной форме передает атмосферу, царившую как в бедных районах Фив, так и в храмовом комплексе, во дворце фараона, в домах и умах его приближенных. Все ситуации, в которые попадает герой позволяют познакомиться с политической, экономической, культурной и религиозной жизнью Древнего Египта. А использованные мифологические и библейские сюжеты придают произведению немного сказочный флёр.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — как египетская роспись, и не вольного амарнского стиля, а каноническая, важная и все равно чарующая. Главный герой виделся мне застывшим в ритуальной позе на стене собственной гробницы, а рядом иероглифы повествовали бы о его жизни то ли для далеких потомков, то ли для предков и богов. Степень стилизации здесь высока, и отсылки к какому-нибудь древнему тексту сменяют одна другую. Само имя героя литературно, чего он, собственно, и не скрывает. Отчасти он повторяет путь того, другого Синухета, бежавшего из Египта в широкий чужой мир четыре тысячелетия назад. Он тоже мог бы сказать о себе: «Передавала меня страна стране» — Вавилон и Хеттское царство, Иерусалим и Крит. И, конечно же, Ахетатон, Горизонт Атона.

Ахетатон — потому что немало строк посвящено Эхнатону и его религиозной реформе. Эхнатон здесь создан из противоречий, мечтатель и фанатик, живущий правдой, согласно своему титулу, и совершенно неспособный эту самую правду услышать. Даже Нефертити признается, как трудно ей безмятежно улыбаться при виде очередного безумства фараона, — а улыбаться-то она должна, если хочет сохранить собственное положение. Но при этом Мика Валтари передает невероятное обаяние Эхнатона, которое ощущаем даже мы, спустя тысячелетия. Циничный, умный, жесткий Хоремхеб, и тот говорит об Эхнатоне: «Воистину, если б можно было привести сюда и поставить перед ним всех людей, которые только есть на свете — чтобы он с каждым поговорил, прикоснулся к ним своими легкими пальцами, — я уверен, мир изменился бы! Но ведь это невозможно». Это невозможно, — эхом откликается Синухе, и кажется, что он последовал за Атоном просто из-за своего беспокойного сердца и, что греха таить, своей слабой воли, а не потому, что увлекся мечтой Эхнатона о мире без нищеты, войн и лжи.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имя моё иероглиф, мои одежды залатаны ветром… (Пикник)

Заслышав слово Египет бывалый отечественный отпускник ответно воскликнет Шарм-эш-Шейх, Красное море и пирамиды. Впрочем, неотпускник тоже отзовётся образом пирамид, иероглифов и мумий. При этом слово мумия, скорее всего, вызовет ассоциацию с известными кинострашилками. В общем, какое-то понятие о Египте у нас имеется.

А вы в курсе, что страна Египет есть, а египтян в ней нет? Есть арабы, есть бедуины и берберы, и есть в меньшем количестве представители других европейских и неевропейских наций (гугл вам в помощь), а вот египтян нет. Кончились. Иссякли. Причём довольно давно.

А какими они были? И вообще, что это была за страна — Египет во времена правлений фараонов Аменхотепа, Эхнатона, Тутанхамона и Рамзеса, т. е. в XIV веке до н.э.?

Ответы на эти вопросы может дать вот этот исторический художественный роман финского писателя Мика Валтари. При этом уточнение, что роман художественный важно, ибо исторически действие романа перенесено лет этак на семьсот поближе к нам. Перенесено относительно письменной основы — «В основе романа лежит древнеегипетский литературный памятник «Сказание Синухе», одно из старейших сохранившихся образцов художественной прозы человечества» (Вики), который был создан около 2 тысяч лет до нашей эры. И потому полностью историческим роман назвать нельзя. Но и не историческим назвать невозможно, ибо автор всё-таки показал читателям детали и подробности жизни в Древнем Египте и в близлежащих странах и государствах.

Книга написана весьма специфическим образом — мы как будто читаем дневник жизни египтянина по имени Синухе. Со всеми его речевыми особенностями. И спервоначалу казалось, что такой стиль утомит. Однако к этой стилистике быстро привыкаешь и всё чтение не вызывает никакого сопротивления, не говоря уже об отторжении.

Синуке в этом своём дневнике последовательно и в хронологическом порядке рассказывает нам всю свою жизнь. Которая пришлась на весьма интересные времена и при правлении очень интересных фараонов и других исторических личностей. Однако в основе всего социально-политического и религиозного конфликта, который попал в центр всего повествования, стали попытки ревизии и реформ, осуществляемые молодым фараоном Эхнатоном. Реформ, которые коснулись основ всего египетского общества — Эхнатон попытался сбросить с пьедестала бога Амона и других египетских небожителей и заменить весь этот пантеон одним Атоном, т. е. перейти от многобожия к богу единому.

Что вышло из этой попытки реформирования вы узнаете, прочитав эту мощную интересную книгу. А заодно проживёте на берегах Нила и в других городах и странах Ближнего Востока более шести десятилетий, поучаствуете в нескольких войнах, вовсю пограбите и поразоряете захваченные города, понасилуете женщин и поубиваете врагов, побываете в недрах Критского лабиринта, поработаете врачом-хирургом и трепанатором — в общем, вовсю погрузитесь в реалии жизни того исторического периода. И конечно же не минет вас (как и героя романа Синухе) любовь.

А в конце вы просто придёте к мысли, что всё было и всё будет, что ничего не вечно под звёздами, что были когда-то они, потом пришли мы, а потом после нас будет кто-то ещё...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя любовь к Древнему Египту безгранична. Так, как я люблю древний Египет, я не люблю ни одно другое древнее государство. Книги, документальные фильмы и прочее, прочее, вызывает во мне неподдельный интерес. Поэтому я так люблю романы Хаггарда, где действие разворачивается в Египте.

Поэтому когда я узнал о романе финского писателя Мики Валтари – «Египтянин», не долго думая купил книгу. Аннотация показалась мне любопытной, тем более, учитывая, что действие происходит в период реформ Эхнатона, а там где Эхнатон, там неподалеку и Тутанхамон (я не ошибся в своих догадках, юный, в сущности, безликий царь, ставший известным только благодаря раскопкам своей гробницы, там блеснул, но он не был главным героем), я не мог не заинтересоваться романом.

Но...

Интересная завязка – Синухе, от имени которого ведется повествование, находя в тростниковой лодочке, в камышах, и он становится сыном для бездетной пары Сенмута, врача бедняков, и Кипы. Лучших родителей ему было только поискать, но человек взрослеет и начинает совершать глупейшие ошибки. Вот тогда и началось мое отвращение от романа. Начал читать «по диагонали», когда еще не закончилась первая часть.

Над романом, вплоть до тринадцатого свитка (своеобразное деление книги на части) витала тема секса. Складывалось ощущение, что древние люди только о «веселье» и думали (веселье – синоним секса у Валтари; допускаю, что так и было, все это физиология, основной инстинкт и прочее, прочее, но в историческом романе этому не место (ничего крамольного, конечно, в книге не было, подобного Валтари я думаю, он бы не допустил, но тем не менее). Синухе натворил немало дел на этой почве (с того момента, судьба романа решилась для меня окончательно, хотя предстояло прочесть еще без малого семьсот страниц). Подавляющее большинство больных, которых он лечил, то изменяли мужья/женам, то страдали венерическими заболеваниями (в романе Валтари подобрал им иное название – портовая болезнь, ибо к Синухе как-то явился моряк, подцепивший заразу от портовой шлюхи). Сразу видно, что Валтари не читал Болеслава Пруса с его «Фараоном», который в моих глазах значительно выигрывает у «Синухе-египтянина».

Синухе не нравился мне ни минуты. Личность бесцветная и никчемная.

Антураж, действительно, правдоподобный. Быт египтян показан, но не так полно, как хотелось бы. За исключением работы бальзаминаторов в Доме Смерти.

Юмор в книге присутствует – основной его носитель Каптах, сначала раб Синухе, а потом – свободный человек.

География романа оказалась достаточно обширной. Помотало Синухе по свету. То ли он опыта набирался, как врач, то ли искал приключений на пятую точку (только каким он был, таким и остался). А приключений было достаточно: и в самом Египте, дважды в Сирии, в Вавилоне, и даже на Крите. Но только опять же тема «веселья» витала повсюду, где был Синухе.

Образы исторических персонажей автору удались – Эхнатон, Хоремхеб и Эйе. Их я именно такими и представлял. Показал Валтари и те волнения, которыми жил Египет в период культа Атона и то, во что в итоге все вылилось. Усадил он на трое Тутанхамона, потом – Эйе, а следом и Хоремхеба, пока Рамсес I не дал ему хорошего пинка под зад и не начался один из самых лучших периодов существования египетской цивилизации (Рамсес I не был сыном Хоремхеба, но автор посчитал иначе).

Внимания заслуживают, по-хорошему, с тринадцатого по пятнадцатый свитки (настоящая динамика и в большей степени «историчность»). Они-то и позволили поставить более высокий балл, чем я изначально хотел.

Без Синухе роман смотрелся бы лучше. Стоило автору немного поработать и получился бы дельный исторический роман.

Итог: 6 из 10.

Лучше перечитаю «Фараона» Болеслава Пруса.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

НО В МИРЕ ЕСТЬ ИНЫЕ ОБЛАСТИ

...Народ все в конце концов узнает, пусть даже никто ему ничего не сообщает, сначала он чувствует это смутно, словно во сне, но однажды молниеносно прозревает, и тогда начинаются всякие перемены, затеваются драки на перекрестках, поджигаются дома, и очень многое меняется...

Сказать, что книжные рекомендации Анастасии Завозовой всегда заходят на ура, было бы преувеличением, но если случается совпасть, то совпадение бывает полным, как с этим романом.

Неожиданностью не явился ни объем больше тысячи страниц — об особой любви главного редактора Сторитела к толстым книгам знают ее читатели, ни то, что автор египетского романа родом из Финляндии. Почему нет, «Уарда» лучшая древнеегипетская книга моего детства, написана немцем Георгом Эберсом.

Изданный в сорок пятом, Египтянин молниеносно прославился на родине, оказался переведенным на кучу языков, лидировал в американском списке бестселлеров (все это несмотря на колоссальный объем, в большинстве случаев препятствующий широкой известности). Что в этой книге такого особенного? Все.

Мика Валтари писал свой роман, опираясь на «Сказание Синухе» — один из древнейших литературных памятников человечества, который датируют двухтысячным годом до Нашей Эры, представляете, какая древность? Хотя события романа перенесены в более поздний период начала-середины XIV в. до Н.Э.. но изящные отсылки к истории первого Синухе во множестве встречаются в книге.

Почему более поздний период? Потому что драматургия и культ селебрити рулят: имена Эхнатона, Нефертити и Тутанхамона не пустой звук для абсолютного большинства. Потому что это дало возможность рассказать не только о Египте, но и о сопредельных странах, где к тому времени уже существовали развитые и переживающие упадок цивилизации: Вавилон, Крит, Хеттское царство, Сирия. Да просто потому что. Он это сделал, и сделал превосходно.

Роман состоит из пятнадцати частей (свитков), каждая из которых отражает события определенного жизненного периода героя. Рассказ ведется от первого лица, это исповедальная проза, довольно психологически глубокая и беспощадная к себе. Одновременно масштабная социальная проза, изящно стилизованный исторический роман, авантюрный, военный, шпионский, любовный и роман взросления. Что, прямо вот так все в одном флаконе и никто не уйдет обиженным? Именно.

Мифические и сказочные сюжеты вплетаются в повествование о горькой, благородной, беспутной и прекрасной жизни врача Синухе, и нет от этой тысячи с лишним страниц ощущения, что излишне многословно или затянуто. Экзотика исторического антуража и сменяющих друг друга в странствиях героя древних царств, не заслоняет истории его жизни.

Нет головокружительных финтов, все движется в спокойно-размеренном идеальном повествовательном ритме. Вот бездетная супруга врача в квартале бедноты вылавливает маленькую тростниковую лодочку с лежащим в ней младенцем (салют, Моисей), вот мальчик учится и учение дается ему на диво легко, хотя в драках и мальчишеских забавах, требующих силы и ловкости, он не из первых.

Вот бывший однокашник приемного отца по учебе в Доме Жизни, а ныне царский трепанатор определяет его в учебу. А чего вы думали, социальные лифты во все времена тем успешнее функционируют, чем лучше подкреплены связями. А вот он уже молодой красавец врач с собственной практикой и так некстати случившейся встречей с самой красивой женщиной Фив.

Можно с полным основанием восхищаться тем, как здесь рассказано о трепанации черепа (угу, уже в Древнем Египте, и умирали всего девять из десяти) или о культе Атона, насаждавшемся молодым Фараоном, или о странствиях, о методах ведения войны, об абсурдистском минойском фрагменте.

Но фаталистку во мне совершенно очаровала роковая неотвратимость, с какой Синухе следует сценарию сказки о своем знаменитом тезке и скверной женщине, разыгрывая поэтапно мистерию падения. А сатурнианку во мне — его работа в Доме Смерти с омерзительными подробностями ремесла бальзамировщика, которыми герой поневоле овладевает. Книга совершенное чудо и мне трудно представить человека, которого она не могла бы заинтересовать.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх