Р. А. Лафферти «Прокатись в консервной банке»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система )
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Холли Харкель — специалист по фольклору. Впрочем, некоторые относятся к ней с подозрением. Еще бы! Она ведь утверждает, что понимает язык этих гоблиноподобных Шелни. Что за вздор? У них же разума, как известно каждому, меньше, чем у обезьяны. Как говаривал один из первых астронавтов, «...на что они вообще годны, кроме консервов?»
Входит в:
— журнал «If, April 1970», 1970 г.
— антологию «This Side of Infinity», 1972 г.
— сборник «Странные дела», 1972 г.
— журнал «Мега 1998'1», 1998 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
— сборник «Планета Камирои», 2004 г.
- /языки:
- русский (10), английский (5), французский (1)
- /тип:
- книги (6), периодика (2), самиздат (8)
- /перевод:
- Э. Вонарбур (1), С. Гонтарев (1), А. Грузберг (6), И. Телегина (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 28 сентября 2024 г.
В 1970 году Р. А. Лафферти написал невесёлую сказку «Прокатись в консервной банке». В 2019 году вышла научно-фантастическая игруля «The Outer Worlds», которую я ждал и тут же затëр до дыр, пройдя несколько раз подряд. И знаете, текст Лафферти удивительно совпадает по духу с виртуальными «Внешними мирами»: вроде бы перед нами грустный сарказм и сатира, но если отставить все хиханьки, то мы увидим второе дно — мрачное описание земной цивилизации, где изложена печальная мысль о том, как мало человеческого бывает в человеке и как порой более человечны те, кто внешне не сильно похож на нас. Почему-то данный приём «второго дна» всегда работает гораздо эффективнее, чем топорное изложение злых и банальных истин «в лоб».
Скорее всего, кибер-творцы из «Obsidian Entertainment» читали Лафферти и любят его творчество, так как «The Outer Worlds» пропитана духом старой фантастики и напичкана всяческими отсылками для гиков НФ. Не помню, есть ли в игре конкретные намёки на сказочника из Талсы, но тамошние истории про кетунцовые консервы и рай для византийских стариков — это прям лаффертианский дух, запечатанный в «Прокатись в консервной банке». И вам гарантированно станет не по себе, если вы откроете эту пыльную банку-рассказ и выпустите на волю волшебного джина Рафаэля, который поведает вам о жизни и смерти загадочного народа шелни.
Вкратце говоря, у Лафферти вышел жуткий текст, а обсидиановые люди сделали жуткую игру. Пусть слова американского фантаста читаются легко и стилизованы под детскую сказку а-ля Гримм, а «The Outer Worlds» играется тоже легко и выглядит как саркастичная экшен-рпг про жадные корпорации и антипрелести капитализма. Не обманывайтесь этой маскировкой, так как подобные произведения всегда имеют второе дно, и если они вас не оттолкнут сразу, вы их точно полюбите. Вернуться мне в далёкую колонию Алкион, что ли? Ведь там, как говорил Дурий Мудь, во всей гнилой красоте изображён капитализм будущего и его золото-тельцовое счастье...
Помимо прочего, «Прокатись в консервной банке» явно отсылает нас к случаю Януша Корчака, сгинувшего вместе с подопечными детьми в газовой камере Треблинки. Героиня по имени Холли, исследовательница, ассимилировавшаяся и ставшая женщиной-шелни, говорит так (когда участь маленького народца становится ясна): «Я пойду со всеми. Разве это любовь, если они уйдут, а я останусь?». Обратите всё внимание на эти слова, подумайте над ними, вспомните Януша Корчака и его детей, и выдумка Лафферти перестанет казаться такой уж выдумкой.
Отмечу, что мне также очень понравился приём «сказки в сказке», когда автор вводит в текст короткие легенды шелни, записанные учёными на диктофон и ныне воспринимаемые многими людьми, что примечательно, как непонятное кваканье. А как иначе? А иначе бы у нас совесть проснулась и нам стало бы невыносимо стыдно за сотворённое, и тем самым открылся бы наш путь к спасению.
Эти легенды намекают на следующее:
2. Все живые существа гораздо ближе и роднее друг другу, чем это видит человек; и если кошка способна бескорыстно выкормить щенка, а собака — котёнка, то почему бы шелни и людям не присмотреться к подобному опыту? Ладно, пусть даже так для начала: почему бы людям не присмотреться друг к другу? Может и увидят, наконец, что все люди — братья и что, как итог, любое живое существо достойно любви? Всё на свете априори достойно любви: и травинка, и лесок, в поле каждый колосок, речка, небо голубое, и трава, и цветы, и шмели, и колосья... («Как шелни стал деревом»).
3. Разрушенное и уничтоженное однажды обратно не соберёшь и не восстановишь так, как было; играйся с ДНК, смотри в микроскопы, изучай неизучаемое, — а на выходе у тебя, человече, всё равно получится страдающий монстр Франкенштейна, а все мы помним судьбу нами же созданного бедняги. Лучше уж тихо играть на калимбе для лун, для вёсен и осеней, как творил это по-детски мудрый шелни, и не лезть не в своё дело, как по-взрослому глупый скоки, однажды разобравший шелни и не сумевший толково собрать его обратно («Как скоки потерял жену»).
4. Людей не надо даже обманывать и этим давать им моральную причину, как было с гамельнским крысоловом, чтобы они сотворили зло. Люди — единственный вид на планете Земля, что творит зло не только намеренно, но и с великим удовольствием. И шелни, зачарованные маняще-смертельным звоном колокольчика, уподобились детям из легенды про пришлого флейтиста. Или вот вам более реальная версия: почитайте про автомобильные газенвагены — «душегубки» нацистов, разъезжавшие по городам и весям и, повторюсь, выдумка Лафферти перестанет казаться такой уж выдумкой («Поющая свинка»).
Перейду к итогу. Нил Гейман в предисловии к данному рассказу заметил: «Можете плакать. Это нормально». Да. Это нормально. Но почему плакать-то? А потому что «кому нужны сказки шелни, их музыка, если можно прокатиться в консервной банке»?
Неизвестный Ч., 23 сентября 2024 г.
— Я не буду хоронить тебя, раз нет зуба для оплаты, — заявил скоки-могильщик.
— Тогда я похороню себя сам, — ответил мертвый шелни.
Рафаэль Лафферти -- Прокатись в консервной банке
Лафферти, в моем представлении, это в основном хиханьки-хаханьки (хотя подспудно понимаешь упрощенность такого суждения), и потому этот рассказ ошеломляет, несмотря на предупреждение Нила Геймана в сборнике «Лучшее». Надо же, писатель в 1970 году понял, куда катится мир, и изобразил это в смешном и трагическом, забавном и жутком рассказе.
majj-s, 25 ноября 2021 г.
Три сказки о шелни, это такие маленькие гоблинчики, уродливые, но не отталкивающие, а милые, потому что в них совсем нет злобы. Больше всего похожи на малый народец из ирландских сказок, с ними и общаться можно только говоря в рифму, как с теми.
Действие на чужой далекой планете, исследовательскую экспедицию на которую финансирует концерн по производству консервированных продуктов — вроде как, всем хорошо: ученые собирают сведения, не заботясь о материальных трудностях, промышленники создают положительный имидж меценатов. На деле все не так, пока этнографы изучают маленьких шелни, скоки и лягух (видимо названных так за сходство с земными земноводными) коммерсанты налаживают линию по производству... консервов из аборигенов.
Пронзительно печальная трагическая история геноцида и девушки-исследовательницы Холли, решившей разделить участь народа. с которым сроднилась.
vam-1970, 22 мая 2018 г.
Наивысший балл — за оригинальные сказки мира шелни — иной цивилизации. Кажется, уже вся тематика сказок перебрана за столетия и что можно придумать нового? А Лафферти придумал!И не одну.
god54, 4 июня 2016 г.
Как часто даже среди себе подобных не можем увидеть разума и делимся на партии, кланы, своих и чужих. А как же быть с теми, которые не похожи на людей, разве мы сможем когда-либо их понять, а тем более тех людей, которые якшаются со всякими там... Грустно, но крайне верно, написал автор.
muravied, 30 апреля 2012 г.
И опять я не смог сдержать смех, читая рассказ Лафферти.
Совершенно сумасшедшая планета, населённая Шелни, Скоки и Лягушками. Два исследователя изучают фольклор этих карликов шелни и слушают их дикие песни и безумные сказки. Особенно мне понравилась третья сказка про то как Скоки искал свою жену. Где, говорит, лягушка? А я внутри! — я чуть со стула не свалился от смеха. :haha:
Рассказ романтический и смешной и немного грустный в конце. Понравилось...