fantlab ru

Р. А. Лафферти «Прокатись в консервной банке»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Оценок:
106
Моя оценка:
-

подробнее

Прокатись в консервной банке

Ride a Tin Can

Другие названия: Прокатись в жестянке

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Холли Харкель — специалист по фольклору. Впрочем, некоторые относятся к ней с подозрением. Еще бы! Она ведь утверждает, что понимает язык этих гоблиноподобных Шелни. Что за вздор? У них же разума, как известно каждому, меньше, чем у обезьяны. Как говаривал один из первых астронавтов, «...на что они вообще годны, кроме консервов?»

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «If, April 1970», 1970 г.

— антологию «This Side of Infinity», 1972 г.

— сборник «Странные дела», 1972 г.

— журнал «Мега 1998'1», 1998 г.

— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.

— сборник «Планета Камирои», 2004 г.


Похожие произведения:

 

 


Дни, полные любви и смерти
2021 г.

Периодика:

If, April 1970
1970 г.
(английский)
Мега № 1 (25), 1998
1998 г.

Самиздат и фэнзины:

Прожорливая красотка
2001 г.
Планета Камирои
2008 г.
Повелитель Прошлого
2013 г.
Время гостей
2013 г.
Странные дела
2014 г.
Девятьсот бабушек. Странные дела
2015 г.
Лучшее
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Strange Doings
1972 г.
(английский)
This Side of Infinity
1972 г.
(английский)
Strange Doings
1973 г.
(английский)
Nouvelles des siècles futurs
2004 г.
(французский)
The Best of R. A. Lafferty
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1970 году Р. А. Лафферти написал невесёлую сказку «Прокатись в консервной банке». В 2019 году вышла научно-фантастическая игруля «The Outer Worlds», которую я ждал и тут же затëр до дыр, пройдя несколько раз подряд. И знаете, текст Лафферти удивительно совпадает по духу с виртуальными «Внешними мирами»: вроде бы перед нами грустный сарказм и сатира, но если отставить все хиханьки, то мы увидим второе дно — мрачное описание земной цивилизации, где изложена печальная мысль о том, как мало человеческого бывает в человеке и как порой более человечны те, кто внешне не сильно похож на нас. Почему-то данный приём «второго дна» всегда работает гораздо эффективнее, чем топорное изложение злых и банальных истин «в лоб».

Скорее всего, кибер-творцы из «Obsidian Entertainment» читали Лафферти и любят его творчество, так как «The Outer Worlds» пропитана духом старой фантастики и напичкана всяческими отсылками для гиков НФ. Не помню, есть ли в игре конкретные намёки на сказочника из Талсы, но тамошние истории про кетунцовые консервы и рай для византийских стариков — это прям лаффертианский дух, запечатанный в «Прокатись в консервной банке». И вам гарантированно станет не по себе, если вы откроете эту пыльную банку-рассказ и выпустите на волю волшебного джина Рафаэля, который поведает вам о жизни и смерти загадочного народа шелни.

Вкратце говоря, у Лафферти вышел жуткий текст, а обсидиановые люди сделали жуткую игру. Пусть слова американского фантаста читаются легко и стилизованы под детскую сказку а-ля Гримм, а «The Outer Worlds» играется тоже легко и выглядит как саркастичная экшен-рпг про жадные корпорации и антипрелести капитализма. Не обманывайтесь этой маскировкой, так как подобные произведения всегда имеют второе дно, и если они вас не оттолкнут сразу, вы их точно полюбите. Вернуться мне в далёкую колонию Алкион, что ли? Ведь там, как говорил Дурий Мудь, во всей гнилой красоте изображён капитализм будущего и его золото-тельцовое счастье...

Помимо прочего, «Прокатись в консервной банке» явно отсылает нас к случаю Януша Корчака, сгинувшего вместе с подопечными детьми в газовой камере Треблинки. Героиня по имени Холли, исследовательница, ассимилировавшаяся и ставшая женщиной-шелни, говорит так (когда участь маленького народца становится ясна): «Я пойду со всеми. Разве это любовь, если они уйдут, а я останусь?». Обратите всё внимание на эти слова, подумайте над ними, вспомните Януша Корчака и его детей, и выдумка Лафферти перестанет казаться такой уж выдумкой.

Отмечу, что мне также очень понравился приём «сказки в сказке», когда автор вводит в текст короткие легенды шелни, записанные учёными на диктофон и ныне воспринимаемые многими людьми, что примечательно, как непонятное кваканье. А как иначе? А иначе бы у нас совесть проснулась и нам стало бы невыносимо стыдно за сотворённое, и тем самым открылся бы наш путь к спасению.

Эти легенды намекают на следующее:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Человек готов милостиво оказывать погребальные услуги, не взимая с мертвецов должной платы при их жизни, но забирая её в смерти; также человек радостно-бездумно разрушит любой устоявшийся порядок вещей, даже связанных с трансцендентальной тайной небытия («Как шелни потерял погребальный зуб»).

2. Все живые существа гораздо ближе и роднее друг другу, чем это видит человек; и если кошка способна бескорыстно выкормить щенка, а собака — котёнка, то почему бы шелни и людям не присмотреться к подобному опыту? Ладно, пусть даже так для начала: почему бы людям не присмотреться друг к другу? Может и увидят, наконец, что все люди — братья и что, как итог, любое живое существо достойно любви? Всё на свете априори достойно любви: и травинка, и лесок, в поле каждый колосок, речка, небо голубое, и трава, и цветы, и шмели, и колосья... («Как шелни стал деревом»).

3. Разрушенное и уничтоженное однажды обратно не соберёшь и не восстановишь так, как было; играйся с ДНК, смотри в микроскопы, изучай неизучаемое, — а на выходе у тебя, человече, всё равно получится страдающий монстр Франкенштейна, а все мы помним судьбу нами же созданного бедняги. Лучше уж тихо играть на калимбе для лун, для вёсен и осеней, как творил это по-детски мудрый шелни, и не лезть не в своё дело, как по-взрослому глупый скоки, однажды разобравший шелни и не сумевший толково собрать его обратно («Как скоки потерял жену»).

4. Людей не надо даже обманывать и этим давать им моральную причину, как было с гамельнским крысоловом, чтобы они сотворили зло. Люди — единственный вид на планете Земля, что творит зло не только намеренно, но и с великим удовольствием. И шелни, зачарованные маняще-смертельным звоном колокольчика, уподобились детям из легенды про пришлого флейтиста. Или вот вам более реальная версия: почитайте про автомобильные газенвагены — «душегубки» нацистов, разъезжавшие по городам и весям и, повторюсь, выдумка Лафферти перестанет казаться такой уж выдумкой («Поющая свинка»).

Перейду к итогу. Нил Гейман в предисловии к данному рассказу заметил: «Можете плакать. Это нормально». Да. Это нормально. Но почему плакать-то? А потому что «кому нужны сказки шелни, их музыка, если можно прокатиться в консервной банке»?

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

— Я не буду хоронить тебя, раз нет зуба для оплаты, — заявил скоки-могильщик.

— Тогда я похороню себя сам, — ответил мертвый шелни.

Рафаэль Лафферти -- Прокатись в консервной банке

Лафферти, в моем представлении, это в основном хиханьки-хаханьки (хотя подспудно понимаешь упрощенность такого суждения), и потому этот рассказ ошеломляет, несмотря на предупреждение Нила Геймана в сборнике «Лучшее». Надо же, писатель в 1970 году понял, куда катится мир, и изобразил это в смешном и трагическом, забавном и жутком рассказе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поющие свинки однажды сожрут всех нас, при полном нашем попустительстве.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три сказки о шелни, это такие маленькие гоблинчики, уродливые, но не отталкивающие, а милые, потому что в них совсем нет злобы. Больше всего похожи на малый народец из ирландских сказок, с ними и общаться можно только говоря в рифму, как с теми.

Действие на чужой далекой планете, исследовательскую экспедицию на которую финансирует концерн по производству консервированных продуктов — вроде как, всем хорошо: ученые собирают сведения, не заботясь о материальных трудностях, промышленники создают положительный имидж меценатов. На деле все не так, пока этнографы изучают маленьких шелни, скоки и лягух (видимо названных так за сходство с земными земноводными) коммерсанты налаживают линию по производству... консервов из аборигенов.

Пронзительно печальная трагическая история геноцида и девушки-исследовательницы Холли, решившей разделить участь народа. с которым сроднилась.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наивысший балл — за оригинальные сказки мира шелни — иной цивилизации. Кажется, уже вся тематика сказок перебрана за столетия и что можно придумать нового? А Лафферти придумал!И не одну.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как часто даже среди себе подобных не можем увидеть разума и делимся на партии, кланы, своих и чужих. А как же быть с теми, которые не похожи на людей, разве мы сможем когда-либо их понять, а тем более тех людей, которые якшаются со всякими там... Грустно, но крайне верно, написал автор.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

И опять я не смог сдержать смех, читая рассказ Лафферти.

Совершенно сумасшедшая планета, населённая Шелни, Скоки и Лягушками. Два исследователя изучают фольклор этих карликов шелни и слушают их дикие песни и безумные сказки. Особенно мне понравилась третья сказка про то как Скоки искал свою жену. Где, говорит, лягушка? А я внутри! — я чуть со стула не свалился от смеха. :haha:

Рассказ романтический и смешной и немного грустный в конце. Понравилось...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх