Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fannni» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 января 2022 г. 16:13

С романом Тимура Максютова «Чешуя ангела» у книготорговца наверняка возникнет серьезная проблема: куда это ставить? На какую полку по жанрам?

Современный детектив? Мистический триллер? Сюрреализм? Военная (и околовоенная) сага века прошлого и начала нынешнего? Криптоистория? Городское фентези? Социальная фантастика? Современная притча?

Все это там есть… но есть и многое другое.

Потрясающее сплетение фантасмагории и реальности, достоверной до скрипа… будь то скрип песка на зубах тех, кто спешит под самое небо по выжженному горному серпантину – или скрип снега под шинами забитого мертвецами грузовика на вымороженных до звона улицах блокадного Ленинграда. Или просто еле слышный скрип магнитофонной ленты прослушки.

Критиковать и ругать легко, намного труднее писать отзыв на то, что понравилось. А труднее всего, когда хочется не просто эмоционально отреагировать и порекомендовать: «А вот кому классная штука, не пожалеете!», а проанализировать и хотя бы самой себе объяснить: почему понравилось? Чем именно зацепило и удержало? Почему заставило дважды проехать свою остановку в метро, зачитавшись?

Попробую.

Итак: роман умный, неформатный, динамичный, написанный вкусным языком, с кучей красивых аллюзий и пасхалок, да еще и позитивным посылом, качественным морально-этическим стержнем (примат ответственности над правами и приоритет свободы воли над предопределенностью) и хэппи-эндом.

Ну как я могла устоять?

Спойлеры по возможности постараюсь убрать под кат, чтобы не портить удовольствие тем, кто их не любит – потому что искренне советую этот роман к прочтению.

Начинается в стиле вроде бы не совсем обычного, но все же детектива: человек хочет узнать, кто он такой и почему почти не помнит своего детства, зато очень хорошо помнит, как умирал – причем многократно. И почему ему снятся странные сны об этом и о том, как он проживает чужие вроде бы жизни.

Человек – наш современник. Не сумев справиться с задачей сам, он обращается к частному сыщику, профессиональному историку, тот принимает задание и начинает копать… Вроде бы завязка стандартная и все просто. Хотя главный герой — человек вроде бы и не очень простой и судьба у него засекреченная, и спецслужбы им, оказывается, интересуются… Но он ведь этого не помнит! А раз не помнит, значит, и не было?..

А вот дальше начинается мистика, времена переплетаются, сменяют друг друга, наслаиваются, отражаются, перетекают одно в другое, словно цветные стеклышки в калейдоскопе, и с каждым поворотом колеса в реальность все настырнее вторгается сказка. Сказка не в смысле молочных рек с кисельными берегами – сказка как выход за грань, прыжок в неизведанное и непознанное, принятие в качестве данности того, чего вроде бы не существует и существовать не может по определению. Того, чего нет и не может быть, потому что не может быть никогда…

Страшная военная сказка, в которой Данко нового времени выдирает свое изумрудное сердце из чужих жадных рук и сует его обратно в дыру меж разломанных ребер, чтобы прикрыть ее гимнастеркой и встать. Не в строй, а сам по себе. Чтобы и дальше нести ослепительный свет насильственной благодати тем, кого он любит и ненавидит одновременно, кого хочет спасти, но кого так часто вынужден убивать…

Людям.

дальше спойлер

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Потому что в роли Данко тут выступает ангел. Правда, ангел бывший.

Ангел падший, но не изменивший своим убеждениям, неважно, насколько они праведные… или правильные. Он ангел. Он создан беречь людей. И он готов сломать людям пальцы, лишь бы они не играли со спичками.

Это его твердое убеждение – во всяком случае, так кажется поначалу.

Он в это верит, и он верен этой вере, даже когда не остается никакой другой и крылья сгорают, потому что одной любви для полетов слишком мало. Эта вера по сути раздирает его надвое, заставляя сражаться с самим собой как с самым сильным и страшным врагом, единственным настоящим врагом, в борьбе с которым все средства хороши. И он их и применяет – все, не стесняясь. И, защищаясь от самого же себя, постепенно обрастает броней.

Чешуя – это ведь та же броня, она предназначена для защиты от внешней агрессии. От тех, кто нападает, кто хочет тебя съесть. Даже если это ты сам на себя нападаешь. Тем более, если это ты сам. Перья мягкие, они защитить неспособны.

Отказавшись от неба, он решает жить среди людей и по-человечески… ну как он это понимает. А потом под давлением внешней среды потерявший крылья ангел полностью меняет шкуру. По сути теперь он – ангел в бронежилете.

Ангел-истребитель.

По крайней мере – наполовину…


Если говорить о структуре – роман похож на американские горки. Сильные и постоянные качели от комедии к трагедии, от фантасмагории к почти документальным бытоописательным зарисовкам, от ужаса к смеху, от сказки к реализму, от сарказма к пронзительной нежности…

И обратно.

Снова и снова, каждый раз вздергивая за нервы, словно в первый.

В этом мире не бывает случайностей, говорил Майкрофт Холмс, Вселенная не настолько расточительна. Вот и автор солидарен со вселенной – в романе нет случайных эпизодов или героев (даже спасенный вроде бы совершенно случайно вороненок работает на закольцовку). То, что казалось просто виньеткой, просто красивым росчерком или милой деталькой – вдруг оказывается сюжетообразующим и очень незаметно и вовремя провешенным ружьем и выстреливает в нужный момент.

Автор вообще мастер обмана!

Вот он устами героя рассказывает читателю сказку, и сказка идет к логичному финалу, и ты как читатель возмущаешься, готовый завопить: «Не верю! Это так не работает! Что за чушь!» — и замолкаешь. Не успев выкрикнуть и возмутиться. Потому что автор чуть ли не в той же главе соглашается – да, чушь.

Да, не работает.

И – показывает. Как именно оно не работает. И почему.

И снова начинает по кирпичику выстраивать новую реальность, и снова тебе-читателю кажется, что ну теперь-то все вроде бы логично, правильно и понятно. Все вроде бы правда, новая правда, теперь-то ты умный и все понимаешь… теперь-то ты знаешь, как все должно быть и почему иначе и быть не может…

До того момента, как колесо сделает следующий поворот и мир снова изменится. Или изменится не сам мир, а только твой взгляд на него, ракурс, точка зрения. Или просто иначе повернутся зеркала, и тебе как читателю станет видно то, что было ранее скрыто за буквами…

То, что самую главную борьбу человек всегда ведет с самим собой – не новость. И неважно тут, человек он или ангел. То, что при этом зачастую душу приходится рвать надвое – тоже. Как и то, что тот, кто внешне ведет себя как дракон, этим драконом становится и по сути. И пусть даже изначально он вел себя так только из самозащиты, потому что не он такой – мир такой и иначе ему было не выжить… ну или ему так казалось.

Или выжить действительно стало важнее, чем остаться самим собой…

И в таком ракурсе совершенно естественным оказывается то обстоятельство, что несколько раз Землю спасает от катастрофы не какая-нибудь супер-сила, не высшая благодать, а простая человеческая непредсказуемость (читай – ничуть не менее простое и человеческое разгильдяйство).

Нет, ну правда! Ну совершенно же невозможно приличному инфернальному существу полагаться на этих людей! Ни в чем! Эти люди ничегошеньки не могут сделать по плану и вовремя – обязательно или опоздают, или поторопятся, или вообще сделают все не так и не там, но только не тогда, когда надо! Все у них не как у людей… Вернее – как раз-таки именно как у людей!

Кроме всего прочего – очень вкусный язык, текст можно раздергивать на цитаты, афоризмы и каламбуры. Один спертый кем-то воздух в метро чего стоит! Или рыжий кот, бегущий краем Невки.



Немного спойлерного бурчания.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Царапнули два момента. Первый – с Белкой. Великолепный образ. Узнаваемый и просто роскошный, маньячка от цифровой фотографии, спящая в обнимку с камерой и ведущая конференции чуть ли не 24/7. Она прекрасна! Ей веришь.

А вот чему не веришь – так это тому, что при возникновении нештатной ситуации в кафе, когда Конрад повел себя, мягко говоря странно, она вдруг начнет истерить, рыдать и хватать мужчин за руки. Вместо того, чтобы схватиться за фотоаппарат и снимать как безумная весь происходящий рядом сюр и треш. Тем более что дальше, во время митинга, она именно так себя и ведет!

Ладно, буду считать, что в кафе на такое поведение у нее были веские женские причины…

Второе царапнувшее – поведение секретарши-телохранительницы сыщика-историка. Когда она бросается в почти безнадежную авантюру по спасению обожаемого шефа, бросив на произвол судьбы восьмилетнюю дочку. У которой, кстати, кроме мамочки вроде как ни одного родственника нет, то есть позаботиться о которой если вдруг че некому… Нет, я как раз понимаю, что это очень реалистично и женщин, ставящих интересы любимого выше интересов ребенка, очень даже немало, но героиня до этого подавалась ответственной, умной и сильной, а вовсе вроде бы не такой вот…

Но это, собственно, и все придирки, да и то они начали царапать уже при последующем обдумывании, возвращении к уже прочитанному и его переосмысливании

Кстати!

Ближе к концу вдруг доходит – а ведь противоборствующих сторон не две. Не Свет против Тьмы, а Свет, Тьма и Небытие. Та самая всепоглощающая Пустота. Которая вполне может и победить, пока Свет и Тьма ведут самоубийственную борьбу, не понимая, что являются двумя половинками единого целого и не могут существовать друг без друга. И, мне кажется, неслучайно в кульминации они все же сливаются, хотя представитель Тьмы и уверен, что до самого конца пытается победить Свет… просто слегка опаздывает. И, рухнув сверху на защитный купол бывшего Света вроде бы в попытке его пробить и разрушить, размазывается по перерожденному Свету, переплетается с ним, сливается в единое целое, тем самым усиливая защиту…

Только в самом конце поняла, почему мне так не понравился Отец, с самого первого его появления не понравился, и далее неприязнь только росла.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Хотя вроде бы то, что он не делает различий и устраивает смертоносные провокации и нашим, и вашим, при этом вырезая наиболее воинственно настроенных юнцов с обеих сторон и вроде бы этим снижая напряженность в целом – ну логично же? Правильно же? Почти в барраярском стиле, там в «Осколках чести» император ведь тоже руками главнокомандующего подставил под практически полное истребление всю воинственную верхушку, чтобы планета могла выжить, тут-то ведь вроде бы то же самое…

Нет.

Нелогично. Не то же самое.

Хотя бы потому, что автор отлично показал: как раз верхушку Отец не трогает, уничтожая лишь исполнителей. То есть все как раз наоборот. И при этом он еще и беззастенчиво пользуется в качестве наживки и прикрытия этим своим именем, которому верят… И все окончательно встает на свои места, когда объясняется происхождение этого имени. Имя оказалось не то что ворованным, хуже – оно в насмешку дадено было. Издевательское. Ненастоящее. Потому что настоящий отец не смог бы предать тех, кто его так называет, кто ему доверяет и доверяется.

Настоящим отцом был и остается Конрад, ангел в бронежилете. И неслучайно его помнят и помнить будут, помнить и чтить как живого, хотя и знают, что он погиб, много раз видели. А этого, потерявшего право на имя, забыли еще при жизни и друзья и враги. Его уже нет, хотя вроде и жив он пока. А Конрад живет. И будет жить в людях, прикрытых его крыльями. В спасенном городе.

И какая разница, какого цвета те крылья и чем покрыты они – чешуей или перьями? Чешуей, наверное, даже и лучше: защита надежнее.


Статья написана 24 декабря 2021 г. 14:54

Темы блица

1. Музыка из параллельного мира

2. Обреченные эволюцией

3. Космическое захолустье

4. Они поменялись местами

Рассказы, попавшие в топ авторов или жюри (а также по выбору организаторов), будут предоставлены редакциям сетевых и бумажных журналов для возможной публикации (окончательный выбор остается за редакциями журналов).

Рассказы размером до 2500 знаков надо выложить на сайте и отправить на конкурс до полуночи с субботы на воскресенье (с 25-го на 26-е декабря).

по ссылке

http://maleevka.interpresscon.ru/astra_bl...

ВНИМАНИЕ! Участие в конкурсе означает по умолчанию согласие автора на то, что лучшие рассказы будут опубликованы в дружественных группах соцсетей, а также могут быть предложены в разные подходящие журналы, сетевые и бумажные.

Обсуждение и голосование будет происходить на сайте Малеевки, по ссылке ниже, в следующем посте этой ленты, как всегда после завершения приема текстов.

Обсуждение и голосование продлятся до полуночи со вторника на среду (с 28-го на 29-е декабря).

Максимальный объем рассказа: 2500 знаков без пробелов

Дедлайн: 25.12.2021 23:59:59


Статья написана 22 ноября 2021 г. 21:41
Размещена:

Продолжается прием текстов на романный семинар "Малеевка-Интерпресскон".

Малеевка-Интерпресскон – ежегодный выездной романный (и не только романный) семинар писателей-фантастов (и не только фантастов).

Ведущими семинара в этом году будут Мария Семенова, Алан Кубатиев, Дмитрий Вересов, Леонид Каганов.

Срок приема заявок — продлен до 15 декабря 2021 года.

Сроки приема текстов — до 30 декабря 2021 года.

Сам семинар пройдет с 5 по 12 февраля 2022 года под Санкт-Петербургом на базе отдыха "Журавушка".

Что вас ждет на семинаре  

Уникальная новинка!

"Малеевка-ИПК" — единственный семинар, принимающий к разбору не только готовые романы-повести-рассказы-сценарии, но и КОНЦЕПТЫ еще не написанных произведений.

Что вас не ждет семинаре

Что дает семинар

Желание писать и работать над написанным на год вперед. Вдохновение.

Новых друзей, готовых делиться опытом, знаниями, помогать советом и поддерживать ваши литературные начинания. Большинство побывавших на Малеевке тесно общаются друг с другом круглый год.

Рекомендацию к бумажной публикации от ведущих семинара (для лучших произведений, разобранных на семинаре).

Малеевка-ИПК – трезвое мероприятие, на семинаре не принято много пить (хотя это и не запрещается), к этому не располагает напряженный график работы.

Малеевка-ИПК – некоммерческое мероприятие. И организаторы, и ведущие не ставят перед собой цель заработать на участниках семинара. Стоимость участия в семинаре включает в себя проживание и питание самих участников, питание, проживание и дорогу ведущих, символическую плату ведущим за разбор произведений.

Требования к текстам

Сроки, место, стоимость участия

Требования к концептам


Требования к событийному плану (он не обязателен, но желателен для тех, кто хочет более углубленный разбор)


Статья написана 29 октября 2021 г. 20:16
Размещена:

Малеевка-Интерпресскон – ежегодный выездной романный (и не только романный) семинар писателей-фантастов (и не только фантастов).

Ведущими семинара в этом году будут Мария Семенова, Алан Кубатиев, Дмитрий Вересов, Леонид Каганов.


Сроки подачи заявок — до 15 ноября 2021 года.

Сроки приема текстов — до 15 декабря 2021 года.

Сам семинар пройдет с 5 по 12 февраля 2022 года под Санкт-Петербургом на базе отдыха "Журавушка".

Что вас ждет на семинаре

— Серьезные материалы от основ до тонкостей мастерства – в легкой доступной форме (под шашлычок без коньячка).

— Известные писатели, имеющие многолетний опыт преподавания литературного мастерства.

— Индивидуальный подход, направленный на ваше творческое развитие.Долгая и трудная, но увлекательная совместная работа.

— Возможность безнаказанно учиться на чужих ошибках.

— Круглосуточное общение с коллегами и единомышленниками в теплой непринужденной обстановке.

— Дружеские советы по общению с издателями от опытных, хорошо продающихся товарищей.

— Определение своей целевой аудитории, рекомендации по позиционированию и продвижению электронных книг на крупнейших литпорталах.

— Шанс разрешить главное противоречие между тем, как хорошо писать и как хорошо продаваться.

Уникальная новинка!

"Малеевка-ИПК" — единственный семинар, принимающий к разбору не только готовые романы-повести-рассказы-сценарии, но и КОНЦЕПТЫ еще не написанных произведений.



Что вас не ждет семинаре

— Мы не научим вас гнать «проду для народа» и писать «бестселлер за две недели».

— на семинаре вы не встретитесь с конкурентами – только с друзьями и коллегами.

— Мы не сделаем из вас ни топового автора, ни крутого маркетолога, но вы станете писать лучше.

Что вас ждет перед семинаром?

— Долгая и трудная работа по прочтению и анализу текстов других участников.

— Подготовка собственного произведения к разбору другими участниками.

— Чтение рекомендованных книг и статей.

— Долгая и трудная дорога на семинар (возможно, на собаках).

Что дает семинар

— Желание писать и работать над написанным на год вперед. Вдохновение.

— Новых друзей, готовых делиться опытом, знаниями, помогать советом и поддерживать ваши литературные начинания. Большинство побывавших на Малеевке тесно общаются друг с другом круглый год.

— Рекомендацию к бумажной публикации от ведущих семинара (для лучших произведений, разобранных на семинаре).


Малеевка-ИПК – трезвое мероприятие, на семинаре не принято много пить (хотя это и не запрещается), к этому не располагает напряженный график работы. Однако в программу включен заключительный банкет, а в день приезда традиционно мы отмечаем встречу и знакомство с новыми участниками.

Малеевка-ИПК – некоммерческое мероприятие. И организаторы, и ведущие не ставят перед собой цель заработать на участниках семинара. Стоимость участия в семинаре включает в себя проживание и питание самих участников, питание, проживание и дорогу ведущих, символическую плату ведущим за разбор произведений, незначительные орграсходы и заключительный банкет.



Требования к текстам

Сроки подачи заявок

Участие в семинаре вольнослушателем

Сроки, место, стоимость участия

Требования к концептам

Требования к событийному плану

Ведущие семинара:

Дмитрий Вересов и Мария Семёнова

Леонид Каганов

Алан Кубатиев


Статья написана 26 сентября 2021 г. 18:56
Размещена:

Закончена работа жюри и подведены итоги конкурса «Stylus fantasticus».

Победителями стали:

1 место рассказ «ЛЕДЯНАЯ ФАНТАЗИЯ СФЕР», автор Алексеев Павел

2 место рассказ «CHORALIS SOLOVECENSES INSULAE», автор Щетинина Елена

3 место рассказ «CON ANIMA», автор Евдокимова Галина

Призы и памятные грамоты будут вручены победителям во время празднования 250-летия церкви св. Екатерины на Васильевском острове, Большой пр-т д. 1а, 17 октября 2021 в 14.30. а рассказы войдут в сборник, посвященный этому юбилею.

Также в сборник были отобраны следующие рассказы с конкурса:

Елена Беседина «ТОККАТА DE MORTUIS»

Ольга Кузьмина «КОЛЫБЕЛЬНАЯ С ТОЙ СТОРОНЫ»

Екатерина Шалина «ЗВЕЗДА»

Юлия Андреева «КРАБ У РУЧЬЯ»

Инна Девятьярова «МАСТЕР И ГОРОСКОП»

Ольга Толстова «СОЛА»

Злата Линник «УТРО МЕРТВОЙ ПЛАНЕТЫ»

Е.Вальс «ОСЕННИЙ ЛИСТОК И СКРИПКА»

Ека Мацеевич «КОЛОКОЛА ВЕНЕРЫ»

Быков «КВИТОНА»

Карасева (Шутова) «ФАЛЬШИВАЯ НОТА»

Мария Еремина «ПРОТИВОФАЗА»

Нина Левина «ГОЛОС ЛЮБВИ»

Юлия Ольшанецкая. «ЗВУКИ БЕШЕНОГО ВАЛЬСА»

Дмитрий Чурсин «СИМФОНИЯ»

Елена Адинцова, Виктория Семибратская «УСЛЫШАТЬ БАХА»

Влади Смолович «ПРАЗДНИК»

В сборник также войдут внеконкурсные рассказы:

Юлия Зонис «ДВОРЖАК»,

Татьяна Богатырева «ШПИЛЬКИ И МОЦАРТ»

Николай Прокудин «ПРИЮТ ПОД КРЫШЕЙ»

Юрий Зверлин «ДОМ КУЛЬТУРЫ ТОГО СВЕТА»

Станислав Романов «СФЕРИЧЕСКИЙ ШЕДЕВР В ВАКУУМЕ»





  Подписка

Количество подписчиков: 30

⇑ Наверх