Отсюда http://fantasts.ru/forum/index.php?showto...
Олег Бондаренко, автор из Киргизии
Почти год назад я обещал продолжить тему об издательстве YAM-publishing. Продолжаю. Скажу сразу: я очень сожалею, что ввязался в эту историю с YAM. И сожалею, что тогда, год назад, защищал это издательство на страницах форума. То была моя ошибка. А форумчане, как оказалось, в целом были правы.
Напомню, что тогда, весной 2012 года, на форуме обсуждалось, является ли немецкое издательство YAM-publishing фирмой, вызывающей доверие. Спор возник из-за того, что YAM использовал не совсем привычную схему работы:
1) активно рассылал всем молодым российским авторам приглашения к публикации (агрессивный менеджмент) – причем публикации бесплатной, с выплатой роялти (отчислений от продаж) в размере 10%,
2) выпускал книги не цельным тиражом, как это принято в большинстве издательств, а под заказ (print-to-order), т.е. печатал каждый новый экземпляр для конкретного заказчика.
Я работал с разными бишкекскими издательствами, и мне показалась, что схема, предложенная YAM, вполне разумна и современна, т.е. продвинутая. Она вполне имеет право на существование. Это я и пытался донести до сведения форумчан.
Надо сказать, что я и сейчас так считаю. Сама схема объективно хороша. К сожалению, я не учел субъективные особенности издательства YAM. Свою разработанную схему оно внедрило в жизнь из рук вон плохо – с пренебрежением к авторам, с откровенным обманом, низким уровнем менеджмента. Именно поэтому я пожалел, что связался с ним.
Лично для себя я сделал вывод: в YAM-publishing работают ребята грубые, невежливые, равнодушные к авторам и, главное, лживые. Продвинуть молодых авторов, «раскрутить» их и на этом заработать – не цель YAM. Издательство, как мне показалось, по сути «скупает» (за так) произведения, которые кажутся более или менее перспективными. Что оно с ними дальше делает – мне не совсем ясно. Во всяком случае, моя книга и книга моих друзей-писателей, которым я порекомендовал YAM, за десять месяцев так и не появилась в продаже нигде, кроме сайта самого этого издательства (по какой-то сумасшедшей цене).
В итоге я как автор понимаю, что могу в дальнейшем забыть о своем произведении и распрощаться с надеждами на то, что обо мне как о писателе кто-нибудь когда-нибудь узнает.
Теперь я собираюсь судиться с YAM-publishing, чтобы вернуть себе авторские права. Создам прецедент.
Кому интересны подробности – привожу их ниже. Это только для тех, кому действительно важно знать. Будет много букв.
Опишу по порядку всю историю; что-то форумчане знают и без меня, что-то – нет.
Итак, я заключил с YAM договор. Форма договора вроде бы нормальная, но есть сомнительные моменты. Во-первых, авторские права на мое произведение передаются YAM без ограничения срока, т.е. с моей стороны пожизненно (позже редактор YAM Константин Новиков в переписке мне разъяснил, что YAM сохраняет за собой авторские права в течение всей моей жизни и 70 лет после моей смерти – в договоре это прямо не было указано).
Во-вторых, роялти мне начисляются реально по истечении года, причем при условии продажи моей книги не менее чем на определенную сумму. Правда, обещали продажи на большом количестве партнерских ресурсов: от amazon.com до ozon.ru, всего полтора десятка разных ресурсов, они все указаны на сайте YAM.
Также YAM сообщил, что мне как автору будет открыт персональный кабинет на их сайте, где – через пароль – я смогу увидеть информацию о начислениях мне средств от продажи моей книги. Правда, проконтролировать эту информацию я не могу – остается довериться YAM.
Ну, и пошло.
Сначала меня обескуражило, что я сам полностью должен сделать макет собственной книги – YAM лишь высылал инструкции. Ладно, полбеды. Но я также должен был изготовить и обложку – используя картинку из числа предложенных. Представьте себе, я никак не мог подобрать изображение, соответствующее духу моей книги; пришлось использовать дежурное. Нельзя было изменить даже положение надписи на обложке – строго в определенном месте, хоть ты тресни (хотя это нарушало авторский замысел, о чем я сообщил Константину Новикову, и он вроде бы меня понял – но помочь не смог).
Не смог я даже отстоять название своей книги. Оно у меня было из 4 букв, а, оказывается, надо не меньше 5. То, что 4-буквенное название хорошо подходит к содержанию книги, никого не волнует. Пришлось изменить.
К сожалению, меня никто не «вел» и не консультировал подробно во время изготовления макета, например, не порекомендовал размер шрифта конкретно для моего случая – а я даже не знал конечный формат издания! В результате после того, как работа над изготовлением макета была завершена, и мне выслали один экземпляр моей книги – в подарок от издательства, меня оторопь взяла. Книга была изготовлена каким-то, на мой взгляд, любительским способом, крайне непривлекательно, с точки зрения продаж. Неудобный (нестандартный) формат и чрезмерно мелкий шрифт – чтобы его разобрать, нужно читать через лупу. Плюс общее оформление – очень посредственное, тем более для Германии. В России такие книги издаются разве что где-нибудь в глухой провинции, для местного, крайне ограниченного потребления и для весьма невзыскательного покупателя.
Короче, мне стало стыдно показывать эту книгу своим друзьям. В конце концов я подарил ее своему учителю и постарался забыть о ее внешнем виде.
Цена. В каталоге YAM на мою книгу поставили цену 30 евро. Это меня также удручило – ведь мало кому по карману окажется это (сомнительное) издание, и уж тем более ни один книжный магазин ее не закажет. Кстати, на другие книги были цены и похлеще: и 50 евро, и 80. Но – я здесь рассказываю о своей.
Да, и еще по поводу авторских экземпляров – мне был положен только один, остальные я должен был покупать (если они мне понадобятся) по установленной цене, ну разве что со скидкой 10% как автору.
Ладно. Книга вышла, в апреле 2012-го. Пусть уж какая. Я ждал, когда она поступит в продажу через сеть партнерских сайтов, как было обещано YAM. Ждал, ждал, ждал.
В сентябре я вежливо поинтересовался у Константина Новикова, где и как мою книгу можно купить – ведь было же обещание YAM. На практике получалось, что кроме сайта самого YAM, она нигде в Интернете не светилась, и поисковики не очень-то помогали тем, кто возжелал ее найти.
Замечание насчет переписки: редактор YAM довольно вяло и нерегулярно отвечал на все мои вопросы-запросы, иногда ему требовалось писать дважды. Да и то – ответ на конкретный вопрос, который я задавал, получал отнюдь не всегда. Такое снижение активности переписки последовало после подписания договора и сдачи макета; иногда мне казалось, что моими письмами после того, как от меня получили то, что хотели, начали откровенно пренебрегать.
Дозвониться до YAM также было невозможно – издательство предпочитало не оставлять авторам свои телефоны, ограничиваясь лишь (вялой впоследствии) перепиской.
Так вот, я поинтересовался у Новикова, когда же мои книги поступят в продажу в Сети. Дважды писал. Со второго захода он ответил, что у них там вышла какая-то заминка, но с октября (через месяц) продажи будут отлажены, они, мол, заключают на этот счет договор с амазоном и озоном.
Затем я получил от почтового робота из Германии уведомление о том, что мое издательство YAM было куплено каким-то еще одним немецким издательством.
В октябре – ровно ничего не произошло. Я напомнил Новикову о его обещании. Ему очень не хотелось мне отвечать, но, видимо, я его достал, и он сообщил, что с нового года вся система заработает, как надо, моя книга поступит в продажу на все сайты.
Я дождался января. Ничего не произошло. Поисковики по-прежнему «не видели» моей книги. Тогда я еще раз обратился в YAM и предложил… расторгнуть договор, заключенный между нами. Я объяснил, что если нет продаж, то и на роялти мне скорее всего рассчитывать не приходится, поэтому какой смысл им держать у себя авторские права на мое произведение? Получается, будто собака на сене: и сам не гам, и другому не дам.
В ответ меня поставили на место: договор подписал пожизненно – так что ж теперь… Кроме того, Новиков в свою очередь посетовал на то, что отдел маркетинга их издательства по каким-то неизвестным причинам всё никак не подпишет договор о реализации, но это непременно произойдет – скоро, скоро, скоро. Так что ждите.
Я решил настоять на расторжении договора, поскольку ситуация мне откровенно не нравилась. В своих письмах указал и на то, что YAM вообще довольно прохладно относится к авторам и со временем старается не поддерживать с ними переписку. Заметил и некоторые мелочи, как то: не поздравляют с праздниками (Новым годом, ДР) – это на самом деле мелочи. Но показательные для издательства, которое, забрав у автора произведение, в дальнейшем всячески старается от автора дистанцироваться и как бы «забыть» о его существовании.
На моей персональной страничке на сайте YAM – в той части, которая наполняется информацией от YAM (о продажах, проектах и т.д.) – было всё девственно чисто. YAM не считал нужным мне что-либо отвечать.
От Новикова известий не поступало – разве что сообщения автомата: редактор в отпуске, потом – он опять в отпуске и т.д. Один раз Новиков мне сухо сообщил, что моей вопрос рассматривается менеджерами компании. И – вновь исчез. Опять ушел в отпуск.
Я обратился уже не к Новикову, а собственно в издательство YAM – через форму обратной связи. Трижды обращался. И получал лишь уведомление робота, что мое письмо будет рассмотрено. И никакого «человеческого» ответа.
Наконец, разобидевшись, я сообщил им, что если они не считают нужным отвечать на мои письма, как положено во всем цивилизованном мире, тем более письма, касающиеся договорных отношений, то я считаю договор с ними расторгнутым в одностороннем порядке. И прошу изъять мою книгу из каталога YAM – тем более что появилась возможность издать книгу в нормальном отечественном издательстве, которое с авторами полноценно общается.
В ответ – тишина.
Я сообщил, что оставляю за собой право обратиться в суд с исковым заявлением через службу интеллектуальной собственности моей страны. Основание: предоставление автору информации, не соответствующей действительности (якобы о партнерстве с известными книжными интернет-магазинами), что повлияло на заключение автором договора. Поскольку эта информация оказалась заведомо ложной, то договор следует признать недействительным.
В ответ – тишина.
Короче, сейчас я на стадии тишины… Видимо, меня в YAM внесли в «черный список». Но и авторские права мне не отдают. Неужели они готовы судиться? Честно говоря, втихаря я даже начал гордиться собой – это ж надо, какие классные у меня произведения, что немецкое издательство готово умереть, но только не вернуть мне их обратно; наверное, рассчитывают обогатиться за мой счет Но шутки шутками, а я действительно не знаю, что делать. Понятно, что никаких денег я от YAM уже не получу, и авторские права у меня отобрали. Навечно. Для какой-то цели.
Видимо, придется всё-таки подавать в суд. Мне этого не хочется, я готов был этого избежать. Но YAM сам меня толкает. У меня теперь не остается выбора.