Сообщения и комментарии посетителя
Комментарии посетителя AlisterOrm в блогах (всего: 364 шт.)
Варламов А. Михаил Булгаков (2008). > к сообщению |
![]() цитата oberond Один из них — я. Но встретить единомышленника в плане систематического чтения Пушкина очень непросто, с Достоевским и Булгаковым это куда проще. |
Варламов А. Михаил Булгаков (2008). > к сообщению |
![]() цитата oberond Сказки Пушкина даже не рассматриваются, я их всегда оставляю за скобками, школьную программу я вообще не считаю. После неё редко обращаются к Пушкину. Хотя да, в последнее время это всё же делают части, я имею отношение к книготорговле, могу просматривать. \ цитата oberond Ну так это ни о чём не говорит, так же, как и слова Преображенского о недорезанных помещиках. Он говорил о тирании, и неоднократно, в том же Мольере, однако испытывал почтение не перед конкретными владыками, а перед образом власти — у него это выписывается из произведения в произведение, заканчивая Батумом. цитата oberond Весь антимонархизм, в конечном счёте, — в словах Иешуа, но он и сам персонаж весьма специфический, его инвективы в сторону земной власти трудно перенести в общую фабулу романа. Мне кажется, Булгаков превозносил больше метафизику власти, чем конкретных её воплощений, В Мольере, Батуме, да и МиМ я вполне нахожу подобные конструкции. Выпады против Сталина, конечно, вполне имели место быть, но отношение к эому деятелю у писателя было весьма непростым и противоречивым, его сложно понять. |
Варламов А. Михаил Булгаков (2008). > к сообщению |
![]() цитата oberond Сразу вспомнил "Заповедник" Довлатова. Намного реже, чем Достоевского, или того же Булгакова, премьера фильма Андреасяна вызвала короткий всплеск интереса к "Онегину", который закончился в течении месяца. Но интеллигенция да, Пушкина знает, читает и уважает. Насчёт антимонархизма в "МиМ" — сомневаюсь. Что до самого автора, то сразу вспомнилась фраза Ильфа-Петрова, "Что вы хотите от Миши? Он только-только, скрепя сердце, признал отмену крепостного права". По крайней мере, современники считали Булгакова монархистом, Варламов тщательно постарался это показать. Насколько это адекватно его мировоззрению, другой вопрос. |
Варламов А. Михаил Булгаков (2008). > к сообщению |
![]() цитата prouste Дело не в этом. Я лишь попытался найти ответ на вопрос, почему эта книга хуже, чем биография Толстого, по крайней мере, на мой взгляд. Не знаю, как Варламов писал о Платонове, Грине и Розанове, но в случае с Булгаковым он явно дал маху, подходя к нему примерно с тем же вопросником, и с тем же углом обзора, что и к Толстому. Дело не в том, что он не смог бы "потянуть" биографию Булгакова, а в том, что он не попытался разобраться в том, чем он пытался наполнить свои произведения, и что пытался ими сказать. |
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Гляну, благодарю! |
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии "В книге рассматривается формирование монастырей как коллективных собственников и особых корпораций с определённым набором прав и обязанностей. Также в ней прослеживаются взаимоотношения монастырей с византийской властью (светской и церковной) и с другими социальными группами византийского общества. Отдельно ставится вопрос о месте византийских монастырей в византийской социальной структуре" цитата ааа иии Те владения, которые были под их контролем, Капетинги использовали скорее в экономическом смысле, а вот в военном смысле... У Марка Блока было упоминание, что король собирал войско из крестьян, в том числе и монастырских хозяйств. |
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Что есть, то есть. Была относительно новая книжица Максима Морозова, "Монастыри средневековой Византии", там вроде об этом есть. цитата ааа иии Да ничего. Его интересует больше светская знать, насколько она соответствует званию "феодалов". |
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Ну так Лю Бэй, по моему, военный больше поневоле. Вот генерал Цао Цао да, прямо таки злодейский злодей. Но, конечно, однозначных категорий быть не может. цитата ааа иии Монастырь е-щё и хозяйственный кластер, причём в Византии он вроде бы в таком качестве сформировался раньше, чем в западной части. |
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Сорочан С. Б. Византия IV—IX веков.: Этюды рынка. Структура механизмов обмена. — Харьков: Майдан, 2001. — 476 с. цитата ааа иии Монтайю, окситанская деревня. Там это неплохо описано. Ну и элиты главный замес — убедить в своей неземной охренелости вообще весь окружающий мир. цитата ааа иии Ну вот и ёмкий ответ. Самодостаточность, замкнутость на самоё себя. Но мир-то менялся. цитата ааа иии Ещё один. Благодарю! цитата ааа иии Ну нет, с Александрией там было отдельно. У Семёновой было интересно описаны взаимоотношения коптских общин то ли с Фатимидами, то ли с Мамлюками, не помню. Думаю, идея снести прожорливых ромеев им показалась неплохой, что потом, то потом. цитата ааа иии Ну да, и Египет, и Сирия. Но, помилуйте, и до арабского нашествия у людей было множество других занятий, кроме налаживания контактов с египетскими монастырями, в том же VI в. территории замыкались сами на себя — у Курбатова читал о падении коммункации между портами Восточного Средиземноморья. И та же Юстинианова чума сыграла в этом немалу роль. У меня как раз соратник по аспирантуре про неё активно сейчас пишет. цитата ааа иии И это тоже верно. |
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии В этом-то и интерес. Региональные элиты всё равно существовали, даже в не слишком далёкой от центра Никее, и Фессалоники, и Трапезунд... Почитаю Сорочана, он пишет об узлах византийской экономики и рынках, наверняка туда стягивались такие люди. С другой стороны, Каждана явно интересовало прежде всего сменяемость византийской элиты, и её соответствие гордому званию феодального класса. С его точки зрения, и то, и другое неверно. Да и сама оптика исследователя, характер источников... цитата ааа иии Действительно. цитата ааа иии Ну понятно. Трапезунд использовали как форпост на Востоке, чтобы сделать путь покороче, и с меньшим числом посредников. Что до Константинополя — в таком случае, его значимость и богатство остаются во многом загадкой. цитата ааа иии Ну дак традиционно это Египет поставлял хлеб ромеям, а не наоборот, за исключением прямого административного управления, связей и не было, Абд-Хакам, я помню, пишет о содействии коптов войскам Амра при его вторжении в долину Нила. цитата ааа иии Без этого же никак. Но во власти именно военных они не слишком жаловали, и в династийных историях, и в литературе их расписывают не шибко положительно. цитата ааа иии В Индокитае буддисты были даже лютыми тиранами. цитата ааа иии Первое — гипотетически, временами, может быть. Второе — очень и очень вряд ли. Поэтому и то, что мы пытаемся увидеть в ней что-то более или менее системное и цельное, может быть основной ошибкой. Отсюда и моё высокое недоумение этой державой. |
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Первый — военный поневоле, изначально гражданский, второй тоже. Это гражданские переходили в военные. цитата ааа иии Порой эффективностью можно пожертвовать. Пята централизованных систем, внутренние правила столичной дворовой корпорации доминируют над управленческими проектами. цитата ааа иии Это всё-таки было уже в XV в., тем более, в XIII в. и в Сирии, и в Египте у них было всё совсем не просто. А Трапезунд обеспечивал хорошие подходы сразу вглубь Азии, к Персии и султанатам Малой Азии, Комнины город был как посредник. цитата ааа иии Ну так они и шли, я так полагаю, напрямую через Орду в Китай. цитата ааа иии Думаю, всегда. Уж больно лихо регионы отделились от столицы после 1204 года. |
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Это всё таки чуть-чуть пораньше эпохи Комнинов. Его интересовало, насколько изменился состав синклита со свержением Фок и пришествием к власти Алексея I, и дальше, в течении их правления. С его точки зрения, не слишком сильно, насколько он проанализировал составленные им списки придворных. Думается мне, его интересовала тенденция к стягиванию властного и экономического ресурса к столице, и он пытался понять, почему так происходило. цитата ааа иии Византологи и туркологи много писали о торговых путях через Малую Азию, которые поддерживали местные власти с XIII в., как раз ведущие к Трапезунду и некоторым другим городам Причерноморья. Вряд ли венецианцы и генуэзцы вкладывались бы в эмпории на этих побережьях, если бы это было невыгодно. цитата ааа иии Или наоборот, реальный круг дел как не слишком приятное приложение к титулу. Работать кто-то должен, а желающих очередь не стоит. цитата ааа иии Как раз на примере Чжу Юаньчжана было видно, что он постарался отделить мух от котлет. |
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии А вот кстати, ничего по художке не читал. Кроме "Сарантийской мозаики", а классики истромана о Византии — по нулям. "Князь Владимир" Никитина не в счёт. цитата ааа иии Ну, Трапезунд прекрасно чувствовал себя на транзите, Великие Комнины жили припеваючи едва ли не весь XIII в., а уж после падения Багдада под ударами монголов и крушении Утремера наступило почти золотое время. Вообще, после взятия Константинополя, кажется, что регионы как-то даже ожили — что Никея, что Эпир, что Трапезунд, на островах росла торговая активность. Хотя, возможно, просто угол обзора смещается к ним. цитата ааа иии Скорее всего. дело в общем управленческом хаосе, когда должностей разводится полно, а кто за что отвечает — большой вопрос. Каждан ищет и об этом, когда говорит о перемещении военных управленцев в гражданские, порой с сохранением военных функций. Такая же путаница была потом и в турецкой бюрократии. |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() Постараюсь так не делать. Но впечатления от третьего тома были очень удручающи. Шолохов смог вытянуть четвёртый том "Тихого Дона", не погрешив ни образами, ни сюжетом. Толстой не смог этого сделать. |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() цитата oberond Ну не скажите. А как же: "Она по русски плохо знала / журналов наших не читала..." |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() цитата oberond Именно. Ещё у них были многочисленные претензии к идеально гладкой французской речи героев романа. |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() цитата etoneyava Толстой родился через 12 лет после Бородина, так что очевидцем он не был, очевидец создавал "Севастопольские рассказы". У очевидцев как раз были свои вопросы к ВиМ, тот же Пётр Вяземский немало бушевал. |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() цитата oberond Борис Васильев, "Олексины" и романы о древнерусских князьях (не гениальные, надо признать). цитата oberond Ну не знаю, я его крупных романов не читал, но "Подпоручик Киже" произвёл на меня очень благостное впечатление. |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() цитата etoneyava Странно, я-то всегда думал, что истины в последней инстанции вообще не бывает. цитата etoneyava В третьем томе Толстой исказил всю фабулу трилогии в сторону конъюнктуры, полифоничность изложения сменилась единственно верным и правильным направлением, и первостепенные, и второстепенные персонажи из личностей стали функциями, часть линий вовсе потерялась в вечности. В первом томе, и частично во втором, ощущалась жизнь, скажем так, в третьем жизнь поменяна на плакат. |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() цитата oberond Это так. Но "Пётр I" ближе всё же, допустим, к Васильеву, но не к Тынянову. |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() цитата oberond Историки справедливо плюются от этого романа, поскольку к Александровской эпохе и войне 1812 года имеет достаточно отдалённое отношение. Вряд ли можно согласится с тем, что его персонажи — отражение Толстого в зеркалах, всё же они несут в себе разнообразные идеи. Вот то, что они не личности, а функции, справедливо, особенно это заметно, когда он завершает роман, так и не найдя место для большинства персонажей. цитата oberond В том-то и дело. Его роман чисто жанровый, и нужно признать, высокого класса. |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() цитата oberond Оба псевдоисторические, но Лев всё же более, скажем по бахтински, полифоничен. У него эпоха больше фон, у Алексея — цель. Лев создаёт панораму жизни людей, Алексей рассказывает о великих деяниях государя Петра Алексеевича. |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() По крайней мере, так понятнее, почему он сотворил такой ужас с "Хмурым утром". Кстати, проверил за Варламовым, эмигрантские и советские варианты "Сестёр" не особенно отличаются друг от друга. |
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению |
![]() цитата etoneyava Ну, может быть, недостаточно отредактированное выражение. цитата etoneyava Его так читать интереснее. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() Интересно. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Интересная мысль! Не подумал об этом. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() Васильев пытается в своей Всемирной истории уловить точку и смысловое содержание, перебросившее условно-европейский мир к эпохе модерна. Но ему, конечно, тяжко уловить его составные элементы, мне запомнилось, что в главе о средневековой Франции он целый разворот посвятил Жанне Д'Арк, но совсем галопом проскакал по внутренней колонизации, городам и прочему. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Как возьму его снова в руки. У Васильева 6 томов Всемирной истории, и 6 томов истории России, что немного пугает. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Не совсем об этом, это момент как раз ситуативно-политический.По моему, там было о трёх стадиях жизни Китайского государства. цитата ааа иии ...Но могут сподвигнуть сделать это. И как раз студенты 1968 — живое тому подтверждение. цитата ааа иии Ну, судя по тому, что я читал во втором томе его "Всемирной истории", историю Европы он знал плохо. Судя по всему, историю России тоже. Не знаю, буду ли читать его общеисторические опусы... |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Конъюнктура за длинную жизнь Васильева менялась раз десять, вот и приходилось уходить в архаику, но, с другой стороны, это и к лучшему. Вот любопытное интервью, где он даёт свой взгляд на теорию китайской истории, потом сравню с Илюшечкиным — https://china-oral.ivran.ru/f/021_Vasilye... |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Гм. ПОмнится, Леонид Васильев был против такой постановки вопроса. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Да нет, Бокщанин такими понятиями не оперирует. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Думается, секрет Китая немного проще, чем конфуцианская этика. Кстати, Вебера же о Китае издавали недавно, надо поглядеть из интересу. цитата ааа иии Ну дак. А то начнут у товарища Си искать Благую Силу Дэ, вдруг да не найдут? цитата ааа иии Ну, быть Цзюнь Цзы явно не просто, судя по описаниям... Зависимость там как раз немалая. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии В том и плюс их, что они целиком зависели от власти. цитата ааа иии Взор Чжэна Хэ, как мусульманина, был направлен на запад, к Мекке, к братьям по вере (хотя, насколько я знаю, арабские мусульмане очень удивлялись китайским). Чжу Ди ограничивал активность ханей за пределами Китая, видимо, боясь размыть их благостную идентичность, а "чужим среди своих" — ради бога. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Куббель — африканист, но в своей итоговой книге попытался выйти за рамки специальности, и написать общетеоретическую книгу об этничности и потестарности. цитата ааа иии Возможно, дело в завязанности губернаторов на центр, и ресурсные возможности автономного от него существования. Вряд ли губернатор Сибири или генерал-губернатор Индии могли быть уверены в успехе своего владычества. В Китае ван мог взять под контроль центр и стать императором, а Халифат напоминал лоскутное одеяло, где едва ли не каждый регион был полуавтономен сам по себе. Всё контекстно. цитата ааа иии Васильев, который А. В., видевший настоящих конфуцианских чиновников воочию, остался не в восторге, где-то у него в работах была критика этики. Зато современные китаисты, вроде Рыбакова, едва ли не в оргазмическом экстазе от него находятся. Хотя в целом учение очень любопытное. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Это да. Видимо, помимо "евнуховства", определённую роль играло и выключения из сложившейся системы неформальных связей, как в случае с представителем "малой" конфессии — тем же Чжэном Хэ. Но сколько там таковых было? цитата ааа иии Борьба теоретиков с практиками? Может быть, особенно если учесть завиральные идеи теоретиков. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Думается мне, они старались соблюдать пропорции, тем более, что явно многие действительно видели в конфуцианстве определённое рациональное зерно, особенно когда у тебя нет стратегии. Со временем, скорее всего, должное одерживает потихоньку верх над реальным, и китай снова входит в штопор. цитата ааа иии Ладно, переформулируем — создал бюрократии, используя имеющуюся у предшественников её модель. цитата ааа иии У Куббеля как раз было о разграничении "потестарного" и "политического" в этом моменте, когда управление перестаёт быть непосредственным. цитата ааа иии По моему, в "Служилых слоях на традиционном Дальнем Востоке", ещё не читал. |
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению |
![]() цитата pacher цитата pacher Благодарю за поправки! Всё так. |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Там, насколько я помню, целый набор катастроф сразу, у тех же Коротаева-Прусакова об этом есть. |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии В принципе... Ещё в VI веке авторитет Византии сильно упал, поскольку были не самые лучшие времена для басилевсов, а VII век и вовсе добил его на корню. |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Несмотря на все тёрки между остготами и византийцами, басилевсы сохранили хорошую мину, провозгласив Теодориха своим представителем в Италии. Они ещё долго жили иллюзиями о том, что Римская империя никуда не делась. цитата ааа иии Они были в основном кодифицированы, черновики включались в состав свода, но кое-какие нормы были задвинуты на задний план как неактуальные. Надо будет у Кофанова посмотреть, он, по моему, писал об этом в связи с архаичным римским правом. |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии При том, что "санкция", помимо административного деления, включает в себя положения о возвращении собственности владельцам доосготского времени. Конечно, право было вещью в себе, но Юстиниан сделал немало для его упорядочивания, укрепления своего владычества, конечно. |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Гм! Вспоминаем "Прагматическую санкцию для Италии", выпущенную Юстинианом. Несмотря на то, что размежевание Римской империи на Запад и Восток не было юридически закреплено, право закрепляло сферу per Occidentalem, особого строя для Запада. В 476 г. Сенат отказался от права на собственного императора, они сохраняли лишь возможность избрать своего владыку, если их перестанут устраивать восточные василевсы. цитата ааа иии Рефлексию Идация, мне кажется, можно зафиксировать в том, как он отбирал материал, его сообщения очень кратки. Но, быть может, и так. |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии У него можно отобрать, помимо упоминаний о чудесах, факт его места жительства. цитата ааа иии У них была другая забота — вандалы, и их переменчивые игры с арианством/кафоличеством. цитата ааа иии Ну это уже точно модернизация. Империя не считалась погибшей "с концами", поэтому земли принадлежали наследникам имперских инсигний. |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Не, я не о вандалах и не об афро-римлянах, а о потомках Августина в культурном смысле. цитата ааа иии У Идация идёт фиксация фактажа, рефлексия остаётся чаще всего за кадром. Вряд ли в строках из нескольких слов можно развернуть какую-либо рефлексию. |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии При взгляде из Константинополя? Уж Южная Италия точно считалась частью Империи. Сколько потом византийцы рубились за эти земли с норманнами? |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Так уже как бы и не успеем. Это потомки начали задумываться... цитата ааа иии Ну так Идаций обычный хроникёр, ему не до рефлексий было, он как чукча из анекдота, что видел, то и пел. цитата ааа иии А вот это надо посмотреть. В эпоху Григория Великого ещё как думали, а вот следующие пару столетий... Поковыряюсь. |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии По моему, в этом же фрагменте у Бэды было что-то про Колизей. цитата ааа иии Так он по горячим следам, в предчувствии Судного Дня. А разгром вандалами полвека спустя уже мало кто заметил. Рим оставался символом, а так пусть сколько угодно коз на Форуме пасётся, издалече не видать. цитата ааа иии А то. |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Это не мешало Достопочтенному Бэде написать "когда падёт Рим, падёт весь мир". цитата ааа иии Так и есть. Как Одоакр их переслал в Константинополь, так вопрос и закрылся. Поэтому Юстиниан и пошёл отвоёвывать исконно ромейские земли. А тут — Карл Франк какой-то, Папа Римский, понимаешь... |
Левандовский А. Карл Великий (1995). > к сообщению |
![]() цитата ааа иии Технически, конечно, да, но даже когда императоры перебрались в Равенну, значение города осталось. Было оно важно и после. Рми вечен, ставки временны. цитата ааа иии Как обычных варваров они воспринимали, другое дело, что Карл принял помазание, по факту, без вручения инсигний из рук Восточного императора. Это была заявка на преемственность Рима без участия Константинополя. цитата ааа иии Зачатки уже были, Вассалитета в полной мере, конечно, не было. |