Все отзывы посетителя strela
Отзывы (всего: 1 шт.)
Рейтинг отзыва
strela, 25 декабря 2009 г. 11:31
«Тишина» Питера Хёга требует от читателя недюжинного запаса времени, терпения и хорошей памяти. А также умения посмотреть на происходящее отстранённо, чтобы за деталями увидеть общий замысел, сказать деталям: «Цыц! На место!». Иначе агрессивные детали в наглую заполнят собой всё восприятие и начнут галдеть, кто громче.
Я раньше не была знакома с книгами Хёга, читала впервые, потому не ожидала ничего — ни качества, ни его отсутствия.
Сначала замысел увлёк: музыка как ведущая линия — интересно, интересно. Нелинейная композиция тоже занятна, происходящее разворачивается как бы через видение героя, хотя повествование от третьего лица. Поэтому там постоянные отсылки на его прошлое, обрывки воспоминаний, «объяснения», чем для него ценен тот или иной кусок настоящего.
Потом начало раздражать: супергерой постоянно получает такие удары судьбы и в челюсть, что странно, как вообще не рассыпался, хоть и супергерой. Начало раздражать обили деталей и сюжетных поворотов, этакая клиповая техника — эпизод сюда, эпизод туда, всё на драйве. Все куда-то несутся сломя голову, вроде, понятно, почему, но не понятно, чем кончится. Эта скорость и это напряжение могут быть оправданы только финалом (как уже здесь писали).
В середине книги выросло огромное желание отложить её насовсем: экшн никак не прекращался, экстремумы чуть не на каждой странице, а результата всё нет. Американские горки, а не роман. То есть огромным количеством приёмов и деталей автор дал понять очень простую вещь: герой крепко вляпался.
Плюс у него есть возлюбленная, которая непонятно когда появилась и непонятно по каким причинам от героя ушла. И он томим тоскою с тех пор, как. И ищет, ищет без устали, и её, и не только её. Можно было бы с натяжкой принять, что сюжет заквашен на христианском экзистенциализме Кьеркегора (и откуда-то вылезли суфии с образом Всевышней, а не всевышнего), поиск высшей любви, все дела, духовное восхождение простым быть не может, и достижимым тоже — экзистенциализм, всё-таки, не эпикурейство какое. Можно было бы увидеть аллюзии с алхимическим великим деланием. Но не знаю, как другим читателям, а мне скучно, когда подобные философские вертикали подают в форме боевика. Скучно и смешно. Перед кем проповедуем, уважаемый автор? Или обращайтесь к целевой аудитории, которой не нужна красочная обёртка, чтобы понять, чем герой на самом деле занят, или не пытайесь впихнуть в обёртку явно не подходящее для неё наполнение — пипл всё равно не схавает, подавится. А так — получился очередной «фишкинг», то есть выезжание на «фишках» при посредственном замысле.
Остросюжетный роман читается вяло и нудно. Страсти в клочья и кульминация на каждой странице. С половины книги ощущение, что она давно должна кончиться, а всё никак. И все вещают, просто не переставая.
Прочитав до конца, осталась в недоумении. Есть сразу 5 вариантов, «что это было»:
- это плохо продуманная книга, просто ради наворотов (замужняя монахиня-мастер айкидо и монахиня в кружевах повеселили, да);
- это игра автора с читателем: вот, мол, гляньте, как герой, клоун, страшно серьёзно относится к себе самому и куда его заводит эта сверхсерьёзность;
- автор замыслил сыграть музыкальное произведение в прозе, а-ля Бах, на которого он ссылается всё время, и все эти детали нужны именно для соответствующего звучания, настроя. То есть не важно, какой там финал (смысл музыки в самой музыке, а не в«чем всё кончилось»). Если Хёгу было важно создать образ, то сюжет вообще роли не играет.
- он имел в виду, что сам роман — гвалт страшный, а тишина наступает, когда читатель закроет книгу;
- это может быть и самопародия — как на автора, который пытается дотянуться к божественному и не может, получается вот такая фигня, как этот роман.
Вроде бы нормальная для постмодерна ситуация, когда книгу можно понять и так, и эдак, но завершённости и точности не хватает.