Я тут намедни огромный квест завершил. Некоторое время назад, устроил очередной забег на длинную дистанцию по просторам магазинов, интернет-библиотек и дебрям «Самиздата» в стремлении понять, что такое ЛитРПГ,с чем его едят и стоит ли оно вообще.
Я никогда не был фанатом компьютерных игр таких жанров как РПГ, а уж книшке об ентом пропускал мимо себя, не глядя даже. Но ведь пишут. А кто-то читает. Вот и решил разобраться.
Ну и стал читать. Пардон, — пытаться читать. А также стараться, пересиливая себя. Памятуя о том, что страдания закаляют. Если верить этой тезе, я теперь ого-го, какой крутой. То есть Шварценеггеры с ВанДаммами по сравнению с вашим покорным слугой – лохи позорные. Ибо они точноне читали, а я смог.
Было прочитано- пролистано порядка двух десятков авторов, у большинства из которых имелось не по одному шыдевру данного направления.
Как выяснилось, все без исключения тексты состоят из однообразного набора:
1. Персонажтем или иным макаром погружается в виртуальную реальность и начинает в ней существовать.
2. Персонаж ходит, мочит, крафтит, торгует и тд.
3. Персонаж дотошно ищет все возможные в игре ништяки, собирает их, качается и крутеет непадеццки, стремясь достигнуть наивысшего уровня.
4. Наконец он этого уровня достигает, тут и сказочке конец.
После каждого действия персонажа, расписать которое у автора обычно хватает сил примерно на полторы страницы, следует бухгалтерски-аккуратное перечисление ништяков, полученных персонажем, занимающее примерно две страницы. Затем следует еще страница, рассказывающая о том, куда персонаж эти ништяки прицепляет, или кому и за сколько продает.
Для того, чтобы читателю ну совсем уж не возрыдалось, авторы стараются ввести какую-нить интригу.
Придумывают персонажу врагов-плохо воспитанных игроков, нечестную администрацию игры, или что-то в этом роде. Вышеупомянутые стараются загнобить персонажа как в виртуале, так и в реале. Персонаж, естественно, успешно отмахивается мечами, заклинаниями и матюками.
Написаны енти книшке, как и положено, языком, малопонятным непосвященному. А то, что непосвященному понятно, написано сурово, кондово, коряво. Примерно на уровне сочинения ученика четвертого класса сельской школы на тему «Как я отдохнул на каникулах».
В принципе, можно было бы и закончить. Но, справедливости ради стоит упомянуть вот о чем:
В любом литературном явлении, жанре, направлении, всегда найдется некое малое число не идиотов. Всегда найдется если и не сильно талантливый человек, то по крайней мере, небесталанный. С идеями, историями, мыслями да еще и способный их внятно и увлекательно передать в виде литературного текста.Наверняка, и в этом жанре есть или будут такие авторы. Существует даже вероятность того, что уже написано или будет написано ЛитРПГ-романие, способное стать не макулатурой, а честно поставленной на полку книгой, которую захочется время от времени перечитать. Надеюсь на это.
В своих исканиях я нашел лишь одного, условно вменяемого в этом плане автора. К сожалению, больного самой распространенной на «Самиздате» хворью, которую я именую «жертва популярности». Речь идет о некоем Андрее Васильеве, с его циклом «Файролл».
Вот ведь какая штука. В книшках Васильева есть все, что нужно нормальному читателю – внятная история, причем внятная в обеих планах персонажа –виртуальном и реальном. Есть интересная интрига, есть хорошее знание автором того, о чем он пишет (тут и об игре, и о бизнесе и об отношениях в бизнес-коллективах и тд). Есть дилемма, стоящая перед персонажем, которую он пытается как-то разрешить. Есть напряжение, есть продуманные паузы. Есть интересные, запоминающиеся, некартонные персонажи. Да и написано все это не противным языком двоечника.
То есть, вроде бы, можно порадоваться.
Если бы не «жертва популярности». Это когда появившийся на «Самиздате» человек начинает выкладывать свой текст и обнаруживает, что текст народу нравится. Появляются стаи поклонников, пишущих в комментариях «афтарпешиесчо!» и «хде прода-то!!??». И наш автор как на наркоту, подседает на эту популярность. И начинает его снедать УЖОС ВЕЛИКИЙ. А ну, как я сейчас закончу эту историю и перестанут меня вспоминать? А поклонники требуют проды, и наш автор пишет ее, эту проду. А за ней еще и еще. И тянет, тянет текст, как жевательную резинку. Растягивая до бесконечности, вставляя все больше ненужных, пустых буквов. А поклонники, в свою очередь, так же наркомански «подседают» на эти проды. Если их нет, поклонников ломает и плющит, и они еще более активно лижут и чешут автора. А автор, соответственно… И так – до морковкиного заговения.
Андрей Васильев написал уже одиннадцать книг в цикле «Файролл». И, это далеко не конец, судя по тексту. В то время, как мог бы изложить эту же историю, всю, от начала и до конца, в трех книгах. И получилась бы отличная трилогия. Неглупая, с хорошим темпоритмом, с симпатичными героями и отличной историей. Я читал все одиннадцать книшков и ясно видел это. Нет, понятно, не всем дано писать столь же лаконично, как это может делать Дивов или Логинов. Не все умеют останавливаться точно вовремя, как это делают Олди. Но не настолько же!
Подытожу. Мой литературный анабасис на этом завершен. Больше в дебри ЛитРПГ я, естественно, ни ногой. Как по мне – жанр тупиковый. Он – лишь для игровых задротов, которые, отлипнув однажды от монитора и завалившись на диван, чтобы распрямить затекшие мослы, листают очередную ЛитРПГшку, не в силах расстаться с привычной и любимой игрой, переживая по новой поход в очередной данж, подсчитывая выпавший лут и распределяя полученные статы.
Попался мне надысь текст. Роман. Как я понял, там не просто роман, а цельный цикл. За авторством некоего Евгения Щепетнова (Казаков Иван). Называется сие творение "Лекарь". История о попаданце, оказывающемся в мире, в котором существует государство Истрия, являющееся примерным аналогом Русского царства примерно так времени правления Алексея Михайловича. Ну, с небольшими нюансами, естественно.
Про литературные "достоинства" распространяться не буду, про описания, сюжет, фабулу тоже. В принципе, саму по себе историю можно было бы и читать. Наличествует и связностть и развитие, и герой к счастью не молодой спецназовец, а пятидесятилетний не особо удачливый мужчинка....
НО!
Представьте себе Русское государство конца 16-го, начала 17-го века. Разговор магички с бригадиром строителей. Магичка хочет знать, во что ей обойдется строительство у дороги нескольких зданий для клиники медицинской магии.
А строитель ей и отвечает:
цитата
-Прежде чем говорить о СТОИМОСТИ (!) постройки КОМПЛЕКСА (!) зданий, надо оценить на месте — что вы будете строить, каков ОБЪЕМ РАБОТ (!!), ГРУНТЫ (!!), ПОДЪЕЗД ТРАНСПОРТА (!!!), СОСТАВИТЬ ПЛАН (!!), а потом уже разговаривать. Когда поедете на место, сообщите мне — я направлю с вами ПРОЕКТИРОВЩИКА (!!!!) и он на месте всё оценит.
Восклицательные знаки, как понимаете в цитате — мои.
Вот как после этого читать дальше???!!!!
Да пусть даже там дальше — нетленка, от которой померли бы от зависти Толстой с Чеховым и Толкиен с Мартином.
Но ведь кропает многоуважаемый Щепетнов (Казаков) чуть ли уже не тетралогию. Ничтоже сумняшеся.
Хотя Тихий Дон вовсе не всегда тихий, бывает он и хмурым, волнующимся настолько, что на лодке отойти от берега очень небезопасно, тем не менее, в тихий, безветренный вечер, Тихий Дон полностью оправдывает свое прозвище. И просто красиво.