Началась эта история в начале 90-х годов прошлого века с того, что Андрей Чертков, работавший тогда в питерском издательстве «Terra Fantastica», привлек Н. Романецкого к переводу романа Рэндалла Гаррета «Слишком много волшебников», сделанному в соавторстве с А. Пчелинцевым.
К тому времени в творческом портфеле Романецкого числилось уже два собственных романа – «Мир в латах» и «Обреченный на любовь», вышедший, в конце концов, под названием «Искатели жребия». Типичные НФ-романы о прекрасном далеко, граничащие с утопией. Правда, о ее, утопии, возможных проблемах. То есть, вовсе не романы-мечты…
Но творческому организму желалось чего-то нетипичного (на тот момент). Тут и подвернулась работа с переводом. И в ее процессе родился замысел создать альтернативный реальному мир, основанный на отечественной мифологии, где волшебники играют весьма важную социальную и производственную роль в жизни общества.
Вот так возникли из небытия Великое княжество Словенское конца XX века от Рождества Христова и чародей Свет Сморода, характерный представитель своей профессиональной страты.
А в результате – появился на свет роман «Убьем в себе Додолу».
Попытки пристроить его в печать пару лет оказывались тщетными – издатели дружно ссылались на неудачность языковых экспериментов автора, которые вызовут у массового читателя неизбежные трудности в восприятии.
Спасибо Андрею Балабухе – в 1995 году он включил роман в серию «Числа и руны», издаваемую издательством «Лань». И в 1996 книга вышла в свет.
Пока шел производственный процесс предпечатной подготовки, окрыленный успехом автор решил, что история заслуживает непременного продолжения и – более того – целого цикла минимум из трех романов. Очень быстро был написан второй роман «Утонувший в кладезе». И даже начат третий – «Узники утлого челна».
Была пара добрых слов от БНСа, первым отметившего, что хоть «Додола» и кажется жанрово фэнтези, но четко исполнена по канонам НФ.
Однако тут автор обнаружил, что чародей Сморода ему надоел. И работа остановилась. Возможно, кабы «Додола» получила какую-нибудь литературную премию (к вопросу о тщеславии! ), работа и была бы закончена – автор взял бы себя в ежовые рукавицы долга. Но…
А вскоре случился дефолт 1998-го, и пришла пора разного рода литературных (и не только литературных – приходилось даже «бомбить») приработков, не связанных с собственным сочинительством.
Когда обстановка улучшилась (и дело пошло к изданию всей дилогии), у автора имелись уже совсем другие творческие интересы. В «Додоле» существовала некоторая детективная линия, но весьма слабая, и автор захотел сочинить полновесный фантастический детектив. Так родился цикл «Везунчик» — тоже кстати, до сих пор незавершенный. А второй его роман так пока на бумаге и не вышел.
В 2005 году «Додола» удостоилась-таки премии («Большой Зилант»), но автор уже снова сделал жанровый зигзаг, заинтересовавшись космооперой. Это было время заказного Николая Романова и его циклов «Экспансия» и «Избранник», коммерчески оказавшихся самыми успешными для автора.
А кроме сочинительсва – оргкомитет «АБС-премии» и «Интерпресскона» и редакция журнала «Полдень, XXI век».
Периодически читатели на конах принимались пытать поддатого автора – когда будет и будет ли вообще закончен цикл «У мертвых Кудесников длинные руки»?
Приходилось пьяно отшучиваться и выдавать туманные обещания…
Между тем жизнь продолжала меняться. Ушел БНС, и вслед за его кончиной умер «Полдень, XXI век». Продолжатель традиций журнала, мемориальный проект (редакторское наследие БНСа) альманах «Полдень», не требовал столько времени, сколько журнал, – ибо выходил раз в три месяца.
Добрый друг автора Андрей Голова впрямую заявил, что пора, наконец, выполнять туманные обещания.
И Романецкий согласился.
К настоящему времени роман «Узники утлого челна» почти закончен. Осталось внести небольшое изменение в конце книги – в ответ на справедливое замечание Светланы Васильевой. Но роман снова опоздал – на сей раз к рынку. Отдельным томом выпускать нет смысла, а толстяк из трех романов рискованно – вдруг да по нынешним ценам мертво заляжет на складе?..
Посему остается только формат электронной книги.
К чему дело и движется…
Но туманные обещания, данные когда-то автором заинтересованным читателям, наконец, выполнены