Каждая вторая книга этого направления начинается тем, что престарелый герой умер, тетеньку зарезали в переулке, мальчик был блажен и доездился или допрыгался. Смерть...
Значит то, что происходит дальше это посмертные видения? Глюки умирающих без кислорода клеток мозга? Ад? Чистилище? Утешительная сказка, которую рассказывает человек сам себе, пока плоть умирает? Не правильней было бы завершать такие произведения не хеппи-эндом, а дуновением черного небытия, которое упокоило героя?
Когда читаешь Данте про сумрачные и не слишком приятные места, где проводят время души в ожидании страшного суда, соглашаешься — смерть не жизнь, должно отличаться от этого света.
Или когда Логинов ("Свет в окошке") пишет про загробную жизнь умершего от болезни старика в особом, отличающемся от нашего мире, веришь происходящему безоговорочно. Твои поступки тутже возвращаются тебе, мысли материальны, воспоминания живых дают силу жить умершим. Да, другой мир, другие законы, другие цели у разлагающейся без энергии тела души.
Но если за гробом сделаны все условия, чтобы скакать козликом, чего тогда за этот грешный и тяжелый свет держаться? Сигай с окна во вселенную приключений.
Как бы там ни было, летальный исход в самом начале — придает всем приключениям героев горький и неприятный осадок иллюзорности. Читать неприятно.
Однажды разговорился с большим любителем фантастики. О том, о сем, о книгах, о тенденциях. В числе прочего "товарисч" сказал, что не приемлет русские имена в космической фантастике и романах о будущем вообще.
По его мнению Линда или Кейт с бластером или за штурвалом звездолета- это достойно, в вот какая-нибудь Маша или Таня — просто смешно. То же с антуражем: города с буржуйскими названиями, звездолеты имени столпов западной демократии, жесткая атмосфера капстраны с волчьими порядками.
Отчего так? Куда в будущем делись русские люди, в какие тарары канула страна? Может они остались играть на гуслях где-то на старой Земле, дав дорогу к звездам передовому отряду человечества из "цивилизованных" стран. Были слиты собственным правительством, переформатированы в джеков и джил, просто гуманно уморены?
Я допускаю, что об этом даже и мысли не было. Но действительно, чем так привлекателен для авторов забугорно-буржуинский антураж?
Роман Фантастика, Антиутопия, Социальная фантастика, Космическая фантастика
Возрастное ограничение: 18+
Дата выхода на ЛитРес: 28 декабря 2020
Дата написания: 2020
Объем: 780 стр.
30 а.л. 1 240 000 зн.
Издательство "ЭКСМО"
ISBN: 978-5-04-111935-5
1. Общее впечатление от книги
Автору сложно судить, какое впечатление произведет книга на читателя. Могу сказать, что это был очередной эксперимент. В свое время очень понравилось звучание дневниковой вставки в «Забавах жестоких богов». Теперь записи от первого лица занимают полкниги и отправляют читателя во времена, когда Даниил Концепольский не был императором.
2. Сюжет
Собственно говоря, повествование начинается с экскурса в давнюю историю звездного скопления и переходит к депортации главного героя, назначенного виновным, плавно переходящей в сцену гибели персонажа.
Сымитировав свою кончину, герой пытается выбраться с планеты в одиночку, но это у него не сильно получается. Эндфилд не может попросить о помощи, его засунули в такую задницу, что там не только не работают субатомные конфигураторы, но и невозможно отправить сигнал. Остается медленно умирать от голода.
В свое время отказ от выполнения планов Управителей казался Эндфилду логичным, но на деле вышло так, что плохо стало всем. Его враги, которые заботливо выращивали себе противника, ухнули в бездну, потеряв точку опоры.
Пытаясь выжить и заново обрести себя, герой отправляется в путешествие по прошлым жизням, наблюдая падение старой человеческой цивилизации и феодальный постапокалиптический мир.
Эпидемия, борьба с вампирами, сопредельными княжествами, местными «доброхотами», самоубийственные экспедиции по устранению критических ошибок прошлого воплощения соединяют разбросанные по временам и пространствам части личности главного героя.
Он понимает, зачем ему, в общем обычному человеку, была дана сила и как ее правильно использовать.
3. Герои
Более ранние воплощения главного героя не в пример нынешнему более цельны и логичны. Соединяясь с ними, он становится тем, кем должен быть.
Рогнеда Громова в романе появляется только как воспоминание. Она в начале пути, искренна, молода, свежа и пока не стала бессмертной ведьмой.
Часть повествования тело Рогнеды занимает бессмертная нежить. Она не плохая, даже по-своему интересная личность с богатым кругозором. И зло творит не из удовольствия, а просто пытаясь выжить.
Одна из важнейших задач главного героя — выковырять подселенку из любимой девушки.
Как всегда, центральные герои не руководствуются общепринятой моралью, а всего лишь учитывают ее как одну из переменных в своих построениях.
Разумеется, присутствует враг, переходящий из жизни в жизнь — боярин Роман, который традиционно умерщвляется крайне обидным для него способом. Для возмущающихся его страшной судьбой по секрету скажу, что и боярин не всегда жертва главного героя. Бывало и наоборот.
Из ярких антагонистов ГГ можно также выделить князя Владимирского, отца Рогнеды. Двуличие и подлость князя пробили днище настолько, что персонаж скорей выглядит колоритной и нестрашной иллюстрацией неафишируемых методов управления. Тем более, что не за себя, за государство товарищ радеет.
4. Язык и стилистика
Язык повествования энергичный, насыщенный, структурированный. Эпизоды со сменяющимися в теле старой и новой личностью сознательно написаны сумбурно, показывая чехарду сознания и восприятия главного героя.
Картон в диалогах минимальный. Автор старательно избегает диалогов-описаний, когда что-то непонятное пытаются обьяснить через псевдоразговорную речь.
Философия сознательно редуцирована. Вопросы про «тварь дрожащую» сведены к минимуму, и по большей части решаются в практическом ключе — «право имею» определяется наличием оружия, количеством бойцов в наземных отрядах и вымпелов в эскадрах звездных кораблей.
5. Достоверность
Традиционно, повествование идет практически без купюр. Если кого-то убивают, раны, боль и страдания описывается без стыдливой завуалированности. Тоже касается мыслей и диалогов. Иногда мат заменяет тысячи слов.
Убедительно показана картина катастрофы с перекрытиями, конфискациями и постепенным лишениям всяких гражданских прав для превращения людей в удобное для управления стадо.
Автор старается не описывать то, чего не может быть. Например, победить спецподразделение в открытом бою гражданский сброд не сможет по определению. Но натравить психоизлучателями толпу и сжечь изобретенными героем плазмометами — да.
В самых фантастических обстоятельствах герои понимают действительность и ведут себя сообразно внутренней начинке. Никаких рыцарей в сияющих доспехах и богов из машины, спешащих на помощь в романе нет.
6. Фантдопущение
Основное фантдопущение переходящие из книги в книгу цикла — возможность долгий жизни, как средства анализа, осознания и возможности увидеть своими глазами результат.
Технические фантдопущения были проанализированы тут.
7. Психология отношений
Эндфилд уже не тот. «Драконы» не приняли его идеи и бросили умирать на дикой планете. Он больше не считает «драконов» вершиной развития человечества. Рационалистическая спесь выбита годами тяжелого физического труда и осознанием критического количества закладок в психике. Герой ищет пути и способы исправить положение
Подробно представлен рост главного героя от наивного мальчика до правителя, главной целью которого станет сдерживание населения во избежание новой катастрофы.
Красиво и убедительно показано возникновение связи между Эндфилдом и Никой с романтикой погонь, перестрелок и мечтами, которые постепенно стали реальностью.
8. Основная мысль текста
Если долго мучиться, что-нибудь получится. Но если не знаешь куда идти, как не старайся, придешь в никуда.
Прошлые ошибки лишают заслуженного будущего. Не исправив их, вперед двигаться нельзя.
Необходимое зло защищает от большего зла.
Цель дает средства. Иногда наличие намерения — главное оружие.
Не все на самом деле такое, как выглядит.
Иногда самый главный враг тот, кто смотрит на тебя в зеркало.
9. Отображение
На мой взгляд описания дают устойчивую и яркую картинку.
10. Оригинальность
Показана планетарная акция самозащиты экосистемы Земли от избыточно размножившегося вида.
Антиметро. Стеб на над известным книжным циклом. Показано, как и для чего набираются толпы достойных спасения в подземный рай и что в оконцовке выходит из благоденствия под бдительным оком.
Действует главный (анти)герой, открыто выступающий против перенаселения ценой уничтожения природной среды и сохранения жизни как можно большему числу людей.
Главный герой не пытается продвигать в социум изобретенные им технологии, получая за это материальное вознаграждение, а держит как оружие против общества и государства, пока не складываются подходящие условия для применения.
Бесконтрольное размножение, «потреблядство», капитализм показываются во всем безобразии печальных последствий.
Традиционно и по-доброму, с ноги достается власти и государству.
11. Ошибки и ляпы
Безусловно присутствуют, особенно после дебильной корректуры издательства, когда пришлось сделать более 200 правок для отката бессмысленных исправлений ухудшающих и искажающих текст.
12. Общественное значение
Крайне сомнительно.
13. Внелитературные достоинства
Справочник по интриге и художественно переосмысленное пособие по психотерапии.
14. Востребованность
Люди не любят, когда их сталкивают с пьедестала царей природы, оттого не жду даже незначительной востребованности. Но нынче всякое читают, кому-то и такое зайдет.
Кому не по душе направление современной цивилизации найдет много для себя интересного.
15. Свои ощущения
Годится как пособие по лечению наивности авторов и памятник напрасным надеждам по стяжанию популярности. Для всего этого есть «правильные» направления и темы.
Безусловно мне стоило написать этот текст много лет назад. Именно на ядро романа «Свет обратной стороны звезд», собственно ради которого и задумывалось произведение. На АТ роман искусственно «попилен» на 3 части, что с одой стороны удобно, с другой не совсем правильно, поскольку некоторые сюжетные ходы подвисают и не находят обьяснения внутри формально огороженного участка.
Чтобы ввести в курс дела, кратенько изложу линию из 1 части. Андрей, Управитель Жизни и тюремщик Рогнеды, шантажирует бывшую императрицу, пытаясь заставить работать на себя. Он подсовывает ей старинный текст, в котором рассказывается о простом офицере ВКС Федоре Конечникове, движущих мотивах поступков этого человека, новой тактике боя, войне, ранении. По мере чтения становится понятно, что бессмертная ведьма наработала себе на смертный приговор без срока давности.
Общее впечатление от книги
Фокус событий смещается в далекое прошлое. Насколько ужасен и непригляден мир вечных войн, настолько же хороша и беспроблемна с первого взгляда жизнь Первой Империи. Крутой поворот повествования с ходу ломает стереотипы о «хороших революционерах» и «кровавых тиранах», «прогрессе», «гуманизме» и «демократии». Надежды реформаторов с грохотом влетают в стену неприятия потомков, уставших от бесконечных войн, выживания и бардака — следствия того самого «движения вперед».
Сюжет (умеренные спойлеры)
Выздоравливающий Федор Конечников изображает Управителя Жизни, пользуясь данным ему Рогнедой медальоном бессмертия. Он настороже и старается не делать ничего, что его изобличит. Он не может обьедаться и обпиваться, осеменять все без разбору — это сразу выдаст новичка. Опасно даже интересоваться, как именно погибли его друзья на уничтоженной базе Солейна.
Зато никто не может ему запретить рыть сверхсекретные документы спецхрана. Гены рода летописцев предполагают именно такой вариант.
Глазами давно умершего человека, Федор смотрит на сытую и спокойную имперскую жизнь, почти бессмертных людей, узнает, что «тиран» и «палач» совсем не тиран и палач, а бессмертия человечество намеренно лишили желающие «страдать и наслаждаться» будущие Управители во главе с Рогнедой.
Человек с сожженной войной планеты, невольный убийца миллионов, уставший от боев и смертей начинает ненавидеть Живых Богов.
Федор узнает мантру бессмертия, но Лара (призрак убитой им девушки) предупреждает, что мантра не дает жизнь, а отнимает и дает другой текст призывания вечной жизни.
Желая проверить, Федор хладнокровно подсовывает варианты начальнику особого отдела и любовнице — медсестре. После пробы, Федор отправляется в лечебный отпуск на родную планету, украв у службы безопасности огромную сумму денег.
Бессмертная ведьма, после прочтения компромата, приперта к стенке, но это лишь видимость.
Герои
Впервые в цикле действует Князь Князей, джихангир-император, правитель Первой Звездной Империи, в проявленном, взрослом виде на пике формы и могущества. Он один, у него нет союзников, только старые заслуги, мощная армия и спецслужбы поддерживают его власть. Джихана считают выжившим из ума маразматиком, почивающим на лаврах.Но император совсем не прост и готовит противникам множество неприятных сюрпризов.
Рогнеда страдает от необходимости мириться с «несправедливым» и «жестоким» курсом мужа. Она предлагает ему новый вариант поддержания собственного бессмертия с отъемом жизненной силы у людей. По ее мнению это единственный вариант дать простым людям, чей разум не может мыслить по-другому цель и смысл существования: умирать, забывать, рождаться заново, снова стремиться к тому же, что и все воплощения.
Появляются красиво и достоверно выписанные персонажи той эпохи: бесящаяся от безделья и доступности благ бывшая журналистка Ирина Кузнецова, неприкаянный Толик, желающий быть значимым, бессмертная амазонка, при всей невозмутимости измененной мантрой натуры, понимающая как многого лишил ее император.
В современности Конечникова действуют медсестра Виктория, красивая и несчастная жертва системы и начальник особого отдела, у которого есть свой интерес к Федору.
Язык и стилистика
Текст наполнен красивыми атмосферными описаниями:
«Эффект присутствия был полный. Над покрытой сумерками и туманом землей оранжевым огнем горели башни, освещенные садящимся за горизонт светилом.
В кадр попало несколько чаек, таких же оранжевых от солнца, как и высотки Дома Вечности. Птицы лениво и безмятежно парили, завершая образ тихого неспешного вечера давно прошедшей эпохи. Они летели так близко от оператора, что отчетливо различалось каждое перышко. Было видно, как горит в глазах птиц отражение утопающего в плотной дымке у горизонта Солнца.
Конечников на какой-то момент мысленно перенесся в пространство над Царьградом, почувствовал покой и отрешенность, пьянящие ароматы земли и подступающей влажной свежести ночи.»
Язык повествования богатый, наполненный символами:
Громадный дворец, уходит в море. Силовое поле сдерживает водную толщу, пока она не превращается в лед, создав памятник погибшему прошлому.
Императорская прихоть — восстановление давно разрушенного города.
Скоростной подземный поезд, стилизованный под метро, из Царьграда в Москву.
Частично отстроенные заново, частично живущие в виде декораций и световых проекций дома.
Охотники за памятью, собирающие по крупицам сведения о расположении каждого камешка, каждого цветочного вазона на улице.
Громадный сканер памяти прошлых жизней, подземная машина сияющая фиолетовым огнем высокоэнергетической эктоплазмы.
Гигантский корабль — мобильная резиденция императора мчится в стратосфере за Солнцем. В его лучах сияет стекло и металл полированного корпуса. В залах резиденции пьют и веселятся гости, где-то ругают императора, где-то плетутся заговоры. В прозрачном бассейне плавают красотки-амазонки, озаренные оранжевым светом. В приемной императора спят сытые тигры, а он сам сидит, глядя на закат, наслаждаясь колдовской алхимией остановки времени.
Достоверность
История гибели государства мантры вполне узнаваема. Падение системы практически коммунистических общественных отношений до уровня голимого хищнического капитализма показано просто, доходчиво и убедительно.
Не менее узнаваема история, случившаяся в госпитале, со стукачеством и завуалированным принуждением к проституции.
Фантдопущение
Как всегда, мантра — средство бессмертия.
Второе масштабное фантастическое допущение — это реакция планеты на мысли и чувства живущих на ней людей. В какой-то момент достигается предел, и обратный удар сносит в небытие практически все прошлое человечество.
Психология отношений
Психология современников Конечникова банальна и не стоит специального разбора.
В реальности читаемого им текста интересен поединок эмоционалей и рационалов.
Эмоционалам нужно движение: катастрофы, революции,суета, толкотня, напряжение сил. Люди в силу заложенных в них инстинктов самоорганизации пытаются выстраивать внутреннюю властную вертикаль и мериться друг с другом собственной значимостью. А не дают...
Хуже того, долгая жизнь и изобилие лишают значимости все ориентиры, принятые эмоционалями.
Лишая их доступной и понятной для этого сорта существ игры жизни, император обрекает их на кучу психосоматических болезней от неудовлетворённости жизнью, накопление синдрома ненужности и смерть от руки «корпуса теней», уничтожающих отклонения от предписанной нормы.
Эмоционалы снова и снова пытаются раскачать ситуацию и это им удается, когда императора предает даже Рогнеда.
Основная мысль текста
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Дети часто ненавидят выбор отцов, мечтая о том, от чего те отказались
Мы все — одно. Чужой выбор может определить невозможность собственного. И наоборот.
Не всегда зло — это зло. Часто оно сдерживает еще большее зло.
Отображение
Картинки возникают)
Оригинальность
Настолько оригинальное произведение, что не напечатали даже в «Концептуале», хоть и очень хвалили (кроме сцен употребление ес-но).
Ошибки и ляпы
Все, что может казаться ляпом в логике, сделано специально и намеренно. Ошибки прочие… Если кто-то готов поправить запятые бесплатно — welcome.
Общественное значение
Не проявилось.
Внелитературные достоинства
Пробуждает интерес к мантра-йоге.
Востребованность
На большого любителя.
Свои ощущения
Разнообразные. Как автор — получил массу неудовольствия в попытках пристроить текст.
Как читатель — иногда открывая слегка подзабытый роман, отмечаю, что мудак-автор временами чертовски хорошо пишет. Это и естественно, писалось в первую очередь для себя.
Роман / Антиутопия, Социальная фантастика, Космическая фантастика. 1 383 600 зн. 34 а.л. Год написания 2007, Публикация — 2021 г.
Общее впечатление от книги
Не дождавшись обещанной рецензии, решил написать ее сам. Постараюсь быть объективным и смотреть на текст глазами читателя.
Книга большая и разноплановая. Действие происходит в разных временах, повороты неочевидны. В конце книги все становится на места, но перед тем читаешь сначала про одно, потом про другое и не сразу становится понятным что, как и с чем связано.
Сюжет
Повествование состоит из 3 смысловых блоков.
Первый — реальное временя, где ГГ, бессмертная ведьма и Управительница Жизни, читает записки простого офицера ВКС о давно прошедших временах.
Второй — древность, теснота отсеков звездолётов и космических станций, битвы броненосных эскадр лоскутных государств по архаичным правилам, превращающие маневренные корабли в мишени.
Управители с лёгкостью жертвуют подданными в своих играх, иногда снисходя до личного участия в действии. Критические ошибки тщательно скрываются, но случается и, что правда выходит наружу. Именно такой давний просчет пытается поставить в вину бессмертной ее надсмотрщик, чтобы заставить выполнить план по его возвышению.
По вине Живой Богини к автору записок о войне попали материалы из сверхсекретного архива, что привело к весьма неприятным для Управителей последствиям.
Содержание одного из таких материалов составляет третий смысловой блок романа. Мы узнаем, как и для чего люди отказались от удобства, комфорта и бессмертия времён Первой Звездной Империи.
Герои
Главная героиня повествования Рогнеда Громова действует во всех трёх частях повествования, как императрица, заговорщица, Управительница Жизни и бессмертная ведьма, заключённая в искусственной реальности.
Ей противостоит Федор Конечников, уроженец заштатном планеты, пережившей ядерную зиму.
Ему довелось выполнить мечту 50 поколений предков о мести и сильно пожалеть от этом, а в последствии стать главным врагом Управителей, на долгие годы лишив их возможности устраивать самоубийственные игры для простых людей.
Его подруга Лара появляется в повествовании только как воспоминание и призрак, но помощь Лары помогает Федору в борьбе с ловушками бывшей императрицы.
Даниил Концепольский, создатель Первой Звездной империи действует в самой глубокой части текста, но его присутствие ощущается во всем повествовании. Именно с ним сравнивают себя Управители Жизни, с давно умершим императором связан главный козырь надсмотрщика бессмертной ведьмы.
Язык и стилистика
События излагаются без наклеивания ярлыков на героев и события, хотя автор четко дает показывает свое отношение к происходящему. Иные моменты и мысли выглядят подчернуто циничными. Герои неоднозначны, коллизии романа допускают самую разноплановую трактовку. Зачастую выглядящее хорошим и правильным, в последствии оказывается основой жестокого и безобразного.
Книга может вызывать нарекания за избыточность диапазона, не все готовы видеть вместе звездолеты и призраков, читать о философских рассуждениях и высокой любви, а через страницу попадать на космическую бойню или пьянку звездолетчиков в грязном закутке.
Достоверность
Быт военнослужащих, применительно к заданным условиям написан с высокой степенью достоверности. Прекрасно показано, что чувствует пушечное мясо, которому вменили в обязанность красиво умереть за родину по архаичным правилам древних битв. Красиво и убедительно показано неожиданное применение новой тактики боя.
Движения души героя, которому открылась страшная правда о нем самом и его предназначении также выписаны рельефно и ярко.
Любителей циничного порадуют математически правильные интриги Управителей и поединок между заключенной в искусственной реальности бессмертной ведьмой и ее надсмотрщиком.
Фантдопущение
В романе, безусловно, много допущений. Главное из них — сроки жизни главных героев. Но без этого невозможно проведение Управителями рассчитанных на поколения многоходовых операций, по медленному и незаметному осуществлению задуманного.
Второе — общедоступное и действенное средство бессмертия, состоящее в произнесении определенного сочетания звуков. Указанная в тексте мантра бессмертия — простой и многим известный индуистский вариант, упоминаемый в Ведах.
Много нареканий вызывает сочетания реинкарнирования, призраков, паранормальных явлений с высоко развитой техникой, звездолетами и космическими путешествиями.
По мнению автора реинкарнация и паранормальщина вполне реальные процессы, а наличие бластеров и звездолетов ничего в круговороте жизни не изменит.
Психология отношений
Как во всяком романтическом (да, текст — циничная, мрачная, но всеже романтика) произведении любовь и дружба противостоят манипуляции и вседозволенности Живых Богов. Управители, не связанные моральными догмами готовы сделать любую гадость ради достижения цели, использовать любое слабое место противника.
Но даже бессмертные все равно остаются людьми.
Основная мысль текста
Если долго мучиться, что-нибудь получится. При наличии времени и желания можно добиться невозможного.
Люди сами себе устраивают страдания и неприятности для придания эмоциональной наполненности собственной жизни.
Нет такой гадости, из которой предприимчивый человек не извлечет пользу для себя.
Нет такой неправды, которая не стала бы правдой, переданная от прадеда к правнуку.
Отображение
Мне приходилось надолго отходить от текста и прочитывать глазами постороннего. Безусловно, многие моменты выписаны очень ярко.
Оригинальность
Роман в романе в романе — немногие авторы отваживаются на такую карусель. Описаны отвратительнейшие поступки людей и власти. Эмоционалы выставляются дураками. Утверждается, что ничего не меняется в мире в чувствах и мотивации людей. Кроме грязных глубин присутствуют и романтические высоты.
По совокупности признаков и сочетанию несочетаемого, наверное текст можно назвать оригинальным. Однако избыточная эмоциональная широта и не слишком позитивное содержание «не заходят» большинству любителей фантастики. Честно говоря, сейчас бы я написал вместо этого монстра 3 коммерческих романа с более сбалансированным для усвоения наполнением.
Ошибки и ляпы
Присутствуют. Кроме грамматики, мелькают ошибки в датировке, что заставляет автора периодически делать новые версии романа, отлавливая и исправляя найденные неточности. Иной раз автору кажется, что ошибкой было само написание текста.
Общественное значение
Абсолютно никакого. Роман обманул ожидания. Безусловно я люблю его как своего ребенка, но с точки зрения публики это дитя оказалось непонятным и сложным.
Внелитературные достоинства
Может кто-то проникнется желанием заняться мантра-йогой.
Востребованность
Слабая. Коммерчески неуспешное чтение для немногочисленных любителей «не такого как у всех».
Свои ощущения
С течением времени высказанные в романе мысли перестали казаться абсолютно верными, но до сих пор считаю большинство посылок в тексте правильным.