Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вук Задунайский» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана позавчера в 19:03

Итоги литературного года у нас неплохие — выходит Тартария-5, договорился о засылке рукописи Тартарии-6 в издательство после Нового года.

Что дальше? — просите вы. Отвечаю.

Дальше будет... та-да-да-дам! — "Балканский венец" — 4. Когда он будет готов, пока не знаю, но не ранее осени следующего года. От меня в сборнике будет повесть "Балканское кино", которую я уже начал писать, и в качестве послесловия — статья "Призрак Царьграда" (актуализированная и дополненная).

Но это не всё! Одновременно приступаем к подготовке следующей Тартарии-7. Лозунг сборника — "Какая прелесть эти сказки!" Этот сборник будет по времени идти уже после БВ, но готовиться к нему можно уже сейчас.


Статья написана 23 декабря 23:09

Тартария-5 ушла в печать!

.

Вук Задунайский, Людмила и Александр Белаш, Наталия Ипатова и другие

.

Дела давно минувших дней…

Тайная история Тартарии, V том

.

СОДЕРЖАНИЕ

.

Предисловие (Вук Задунайский)

Проект «Толлензе». Проклятие эрбинов (Вук Задунайский)

Пал (Людмила и Александр Белаш)

Ангиарм (Наталья Резанова)

Зло под небесами (Наталия Ипатова)

Битва при Риноэнде (Виталий Винтер)

Вместо эпилога. Покажи мне то болото, где убили нас… (Светлана Ольшевская)

Курганы (Вук Задунайский)

Послесловие. Дела давно минувших дней: дорогой памяти сквозь время и пространство (Нина Ищенко)

.

Составитель – Вук Задунайский

Художники – Всеволод Мартыненко, Александр Павлов

.

И для тех, кто хочет составить представление о книге, послесловие от Нины Ищенко

.

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ:

ДОРОГОЙ ПАМЯТИ СКВОЗЬ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

.

«Дела давно минувших дней» – пятая книга в проекте «Тайная история Тартарии», который реализуется с 2021 года. Тартарией на старых европейских картах называли всю территорию, не принадлежащую Западной Европе, и большую ее часть занимала Россия. В проекте публикуются фантастические рассказы и повести, посвященные магической истории России, альтернативным версиям исторических конфликтов, возможным мирам, возникающим на границах Тартарии. В сборники включены произведения Вука Задунайского, Людмилы и Александра Белашей, Натальи Резановой, Натальи Ипатовой. В проекте появляются и такие авторы, как Всеволод Мартыненко, Владислав Русанов, Татьяна Андрущенко, Ядвига Врублевская, Михаил Афонин, Елена Адинцова, Виктория Семибратская, Иван Деев, Павел Чмут, Светлана Ольшевская, Олег Кристич, Елена Заславская. В сборниках также опубликованы работы писателей, которых уже нет с нами – Владимира Свержина и Юрия Ковальчука. География проекта включает Москву, Белоруссию и Донбасс. Что же объединяет авторов из разных городов старых и новых территорий в рамках одного проекта? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тематике сборников.

Первая книга проекта «Паны, холопы и Другие» (2021) посвящена западной границе России. Действие происходит на рубеже, где русские встречаются с иными мирами, прежде всего миром Восточной Европы, но и миром языческих богов, встающих на разные стороны в магических битвах. Восточная Европа, появившаяся в коллективном сознании Европы Западной к концу XVIII века, представлялась промежуточной территорией между западной цивилизацией и восточной дикостью. Миссия Западной Европы – цивилизовать Восточную, уничтожить хаос и насадить европейскую культуру. Авторы сборника начинают играть на этом поле, чтобы тут же поменять правила. Европейская цивилизованность в Польше, Белоруссии, на Украине и в России предстает как оправдание расизма и агрессии европейцев, а царящий вне Европы хаос хранит целый спектр вариантов отпора, защиты и сохранения своей культуры от многовекового Drang nach Osten, в котором магическая и обыденная история сливаются воедино.

Во второй книге «Дыхание Дикого Поля» (2022) порубежье переносится во времени и оборачивается к прошлому. Действие разворачивается в степях, лесах и подземельях, связывающих разные эпохи и территории от древней Киммерии и скандинавской Руси до современной Европы и альтернативной Украины. И снова граница оказывается рубежом между саморазрушением человека и совместным трудом разных людей и эпох для сохранения человечности.

В третьем сборнике «Что скрывает Глухомань?» (2022) география расширяется. Подключается сибирское порубежье, больше становится историй, посвященных последним двум столетиям и нашему времени. Граница проходит географически внутри России, разделяя, прежде всего, город и деревню, технологическую цивилизацию модерна и архаическую языческую глушь. Истории этой книги звучат как предупреждение. На вопрос, что скрывает Глухомань, авторы дают жуткий ответ: человеческие жертвы и войны магических рас. В то же время сборник дает наглядный ответ, что противостояние бездушному технологизму современности не может строиться на бесчеловечной, пусть и традиционной основе. Глухомань может стать источником силы для сопротивления расчеловечиванию, но для этого сама Глухомань должна преобразиться ежедневным трудом ума и сердца всех, чья жизненная тропа проходит по этим диким местам.

Четвертая книга «Враг будет разбит!» (2023) создавалась уже после начала СВО, и в ней чувствуется мировоззрение постфевральского мира. Большая часть текстов посвящена бурному ХХ веку, который отмечен постоянными конфликтами с европейскими проектами. В сборнике мобилизуются советские, имперские и доимперские тактики противостояния агрессии, даются новые возможности выразить себя на своем, а не на чужом языке, и найти опору для экспансии собственных смыслов. В военном сборнике авторы подошли к христианской идее борьбы с грехом в душе ради победы во внешнем мире. Божественная сила, сохраняющая прошлое, воплощена в исторической и культурной памяти народа, хранящей возможности для преображения себя и врага.

Пятая книга проекта, «Дела давно минувших дней» (2024) продолжает разрабатывать тему границы между временами, культурами и цивилизациями.

Открывает сборник повесть «Проект “Толлензе”. Проклятие эрбинов» Вука Задунайского. Фантастическое произведение использует знакомые читателю условности: Институт экспериментальной истории, правило невмешательства в исторический процесс, эффект бабочки и прокси-войны, одинаковые во все времена. Используя этот антураж, автор создает повествование, соединяющее три хронотопа: битву при Толлензе, битву при Курукшетре и современную войну на Украине. Вук Задунайский не изменяет своему стилю, и самые удивительные детали произведения основываются на реальных фактах: археологических находках уже XXI века возле реки Толлензе в Германии, относящиеся к XIII веку до нашей эры. Ученые называют эту битву нулевой мировой войной, поскольку в ней принимало участие большинство населения Европы того периода. Автор находит параллели со знаменитой битвой при Курукшетре, описанной в «Махабхарате», а современный русский ученый, заброшенный в прошлое через станцию Института экспериментальной истории на острове Рюген, выступает в роли Кришны, вдохновляющего предков славян на сражение с вечным врагом – великим змеем. Использование эрбинов против ариев внешними силами из нашего времени делает происходящее прозрачной аллюзией на войну на Украине, где прокси-армия НАТО воюет с русской армией. Как и в реальности наших дней, исход битвы решается не только на поле боя, но и в научных и дипломатических кругах, на разных фронтах культурной жизни, что делает историю сложнее и интересней.

Дорожным приключением, роуд-муви, является повесть Наталии Ипатовой «Зло под небесами». Известная читателю по предыдущим произведениям писательницы постмодернистская парочка викторианских путешественников, новый Паганель и демон с картины Тёрнера, отправляются в Китай в разгар боксерского восстания в 1900-м году. По дороге они встречаются с китайским драконом, ожившим терракотовым воином из гробницы императора Цинь Ши-хуанди и русскими казаками с КВЖД, которых вызывают с помощью магического ритуала. Завершается путь через Китай в русском городе Порт-Артур накануне больших перемен, ожидающих этот город через несколько лет, в русско-японской войне, где столкнулись два типа модернизации, как и в Китае в последние годы империи.

Азиатские корни европейской легенды о Турандот показывает читателю Наталья Резанова в повести «Ангиарм». Турандот европейской оперы – принцесса, загадывающая загадки женихам. Ангиарм азиатских степей – монгольская царевна, побеждающая претендентов в борьбе без правил. Интриги в семействе чингизидов вызваны как борьбой с внешним врагом, так и попытками найти способ удержать вместе огромные земли империи Чингисхана. Разные стратегии, успехи и поражения в борьбе превращаются в милую сказку европейского собирателя курьезов эпохи Просвещения. Деконструируя эту схему, автор помогает современным читателям узнавать происходящие на тех же территориях события в кривом зеркале европейских интерпретаций.

«Пал» Людмилы и Александра Белашей содержит несколько хронологических точек, в каждой из которых разворачиваются события по одному и тому же сценарию, вызванные попытками утаить страшную тайну дома Романовых — подмену царя Петра в Голландии. Динамический сюжет держит читателя в напряжении до самой последней страницы, и завершается история победой русского хаоса над чуждым европейским космосом.

Рассказ Виталия Винтера «Битва при Риноэнде», написанная в жанре альтернативной истории, является жемчужиной сборника. Автор создает альтернативный мир с русской Аляской и русской Калифорнией. В этом мире в середине XIX века живут американские казаки, мирные индейцы, иррегулярная конница из местных, которые отражают цивилизационный натиск на этот раз с Востока американского континента. Уничтожение местных племен, осуществленное американцами в нашей реальности, происходит не так тотально, поскольку любая Дорога Слёз заканчивается возле русских рубежей. Рассказ посвящен единственному эпизоду освоения русскими этого восточного рубежа – битве с американской армией, в которой американские национальные герои Джесс Ли Рено, Уильям Харни, Унифилд Скотт получают совсем иную биографию.

Завершается книга стихотворением Вука Задунайского «Курганы» об исторической памяти, сохраняемой гением места. Вся книга развивает основные идеи серии: культурная память, магическая сторона реальности, сохранение истории, образец поведения для людей русской культуры в условиях порубежья, границы, атакуемой из разного времени и пространства. К этому образцу приходят разными путями все авторы: победу приносит только человечность и стремление жить в едином мире, созданном усилиями всех, кто идет дорогами жизни по русским степям Евразии и Америки.

обложка сборника, художник — Всеволод Мартыненко
обложка сборника, художник — Всеволод Мартыненко


Статья написана 10 ноября 16:55

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

.

Новая повесть Вука Задунайского «Заручение Сибири» продолжает главную для автора тему магической и мистической истории России. В таких работах как «Черта», «Страна крепостей», «Тайна кургана Телепень» и других Вук Задунайский дает свою версию исторических событий, имевших место на границах России с иными мирами – европейским, католическим, исламским, но также и миром языческой магии. В повестях автора фабула часто строится как исторический детектив, позволяющий читателю сопоставить факты и выстроить свою версию событий. Характерной чертой таких исторических детективов является строгая опора на сохранившиеся исторические свидетельства. Умберто Эко писал о книге «Имя розы», что все, кто критиковал его за осовременивание средневековых персонажей, не способных думать и говорить то, что им приписывает автор, как мишень своей критики неизменно выбирали подлинные цитаты из произведений XIII-XIV вв. Схожая ситуация складывается в повестями Вука Задунайского: самые странные и необычные события, взятые как будто из фильма ужасов, вроде человеческих жертвоприношений на территории современной Украины в XVIII веке, оказываются подлинными фактами, задокументированными в источниках, на которых и строится сюжет. Характерные черты авторского стиля проявляются и в новой повести «Заручение Сибири».

Действие снова происходит на границе: это граница старой христианской России с Сибирью, проходящая по Уралу. Проявляется эта граница как переход в иной мир, мир языческой магии. В повести три хронотопа: походы Ермака Тимофеевича, барона Унгерна и период Великой Отечественной войны. Два крайних хронотопа создают вектор действия, позволяющий объяснить промежуточные события.

Более близкая и знакомая читателю ситуация войны ХХ века опирается на реальные события: немцы забрасывают в русский тыл диверсионную группу. Странность этой заброски заключается в том, что она происходит на Урале, далеко от границы, и тяжелой зимой, что заставляет группу тратить все силы на выживание в лесах и горах, в десятках километров от более-менее значимого объекта народного хозяйства или военной промышленности, могущего стать мишенью диверсионной атаки. В художественном мире автора эти странности объясняются другой целью: контактом с существом иного мира, Хозяйкой, которая принесет Сибирь в приданое своему избраннику-человеку. Жуткие подробности каннибализма в диверсионной группе подтверждаются документами и позволяют представить иную, хтоническую сторону контакта, требующую человеческих жертв в той или иной форме.

Сценарий добровольного заручения с духом Сибири представлен в биографии Ермака Тимофеевича, который с небольшим отрядом привел под руку Ивана Грозного огромные территории. Невероятные успехи барона Унгерна читатель сам может выстроить по той же схеме.

Нужно отметить, что в магически-мистическом мире автора христианство не играет значимой роли и не является важной силой ни в реальном мире, ни в сознании персонажей. Иван Грозный, истово верующий православный, дискутирующий с протестантами на религиозные темы и создавший братство опричников как монашеский орден, единственно способный спастись в преддверии конца света, оказывается лидером языческого культа, своеобразного ордена Дракона, что сближает повесть с сюжетом о графе Дракуле, который также разрабатывался Вуком Задунайским в самом первом сборнике «Балканский венец». Иван Грозный, с его обостренной чуткостью к религиозным вопросам, не мог не увидеть мистический смысл событий, а реакция христианина на поклонение языческим богам однозначно отрицательная.

Самый главный вопрос, который постоянно ставит перед читателем Вук Задунайский, и который снова звучит в повести: а стоит ли получать силу такой ценой? Несмотря на языческую логику событий, чуткость к правде характеров всегда выводит автора на отрицательный ответ. Потеря себя, потеря человечности, разрыв с Родиной и истиной бытия – слишком большая цена за бессмысленную силу и дурную бесконечность бессмертия. Порочный круг во все времена разрывается посредством другой жертвы – самопожертвования как осознанного решения человека. Языческая магия опасна, она не дает удобных вариантов, цена вопроса – жизнь, но в тисках необходимости, судьбы и злых сил у человека всегда остается точка свободы, его несравненное право самому выбирать свою смерть. Этот выход в наше беспокойное время войн, исторических переломов и очередной смены мирового порядка на фоне апокалипсиса показывает «Заручение Сибири».

.

(с) Нина Ищенко

кандидат философских наук,

литературный критик,

Луганск, ЛНР

.

Напоминаю, что "Заручение Сибири" входит в готовящийся к отправке в издательство сборник Тартария-6 "Лик зверя"


Статья написана 9 октября 22:31

Определилось примерное содержание сборника Тартария-6 "Лик зверя":

.

Предисловие (Вук Задунайский)

Хозяйка мельницы (Евгения Демина)

Китоврасья (Катарина Ланге)

Заручение Сибири (Вук Задунайский)

Сорока-воровка (Наталья Резанова)

Особые поручения (Наталия Ипатова)

В поисках Лукоморья (Наталья Резанова)

Шерстью наружу (Людмила и Александр Белаш)

Послесловие


Статья написана 21 сентября 16:12

Тут уже сделаны небольшие правочки :)

Но в целом уже ничего не изменится.

Обложка к Тартарии-5
Обложка к Тартарии-5





  Подписка

Количество подписчиков: 14

⇑ Наверх