Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Emancipator» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 сентября 2009 г. 11:35

Ларри Нивен — Дар с Земли

На первый взгляд роман может показаться очень простым по своей композиции и незамысловатому сюжету. Такое уже встречалось не раз — привилегированное меньшинство(поселенцы) присвоило себе большую часть материальных благ и с помощью тщательного прописанного кодекса законов и преданных силовых структур угнетает бесправное большинство(колонистов), которое эти блага и производит. На фоне этой казалось бы банальщины происходит ещё более обыденное действо. Группа повстанцев из колонистов в течении многих лет безуспешно пытается свергнуть власть поселенцев. Но Нивен не был бы собой

, если бы всё на этом кончилось. На самом деле сквозь весь роман сквозит мысль о взаимосвязи этики и технологии. Измените первое — исчезнет и второе. Появилось огнестрельное оружие — доспехи стали бесполезны, исчезает рыцарские кодекс чести. В романе такой сюжетообразующей технологией выступает система омоложения и лечения основанная на очень развитой трансплантологии. Заболело сердце — меняют, одряхлела кожа — пересаживают. Для накопления существует зловещий банк органов — эдакий Мордор если хотите. Расположенный в мрачных отсеках космического корабля Банк Органов содержит в себе многие тысячи сердец, печёнок, волос, кожи сохраняемых в питательных растворах и ждущих когда очередной поселенец потребует свою долю бессмертия. Насколько Банк Органов является надеждой на спасение и долголетие для высшего правящего класса, настолько он ужасен для несчастных колонистов, выступающих в роли скота. В жутком вивариуме тысячи пленников безмятежно заснули чтобы уже никогда не проснутся. Персонал больницы — мрачные типы в белых халатах скорее напоминают персонажа игры Биошок чем слуг Гиппократа. День за днём они препарируют словно на бойне неподвижно лежащих "пациентов" и тут же помещают органы в сосуды для сохранения.

Что удивительно так это то — что такая мерзость воспринимается почти всеми как норма. Наказание за преступление — Банк Органов. Таковы обстоятельства колонизации — ошибка рамробота привела к тому что людям приходится ютится на небольшом плато, тогда как вся остальная поверхность планеты является непригодной к обитанию. Маленькое общество тут же вырождается в диктатуру насилия и страха. Любой колонист без суда по решению полиции может быть признан виновным. И только последний дар с Земли может изменить сложившийся порядок вещей. А кто поможет нам, если прикрываясь лозунгами и рейтингами кто-то решит воплотить свои фантазии и ему это удастся?


Статья написана 17 июня 2009 г. 14:06

Барингтон Бейли — один из ярких представителей Новой Волны 60-х годов 20 века. Моё знакомство с автором началось с произведения "Одежды Кайана". Произведение это можно назвать интеллигентной космической оперой. Наряду с лихо закрученным сюжетом и яркими персонажами, писатель акцентирует внимание на социологии, антропологии, проблеме контакта с чуждым по своей структуре нечеловеческим разумом. Но лучше обо всё по порядку.

Далекое будущее. Человечество давно колонизировало дальние рубежи, и как водится цивилизации созданные тут и там разительно отличаются друг от друга. Скопление Зиод — обычное на наш взгляд индивидуалистическое общество, управляемое Директоратом. Скорее всего основано потомками современного Западного мира. А вот рукав Цист или как его называют ещё Кайан представляет собой довольно любопытное социальное образование. Здесь обожествляется искусство сарториалов — по нашему портных. Все акценты смещены на одеяния. Влияние одежды от умеренного в начале рукава Цист до фанатичного на задворках. То как одет гражданин определяет всё — социальный статус, умения и навыки, психологический тип, характер мышления. Но вся соль в том что не человек выбирает одежду в зависимости от своих качеств, а выбранная одежда меняет человека, подгоняя по себя.

Одна из главных героинь романа — антрополог, посланная Директоратом Зиода в попытке понять и изучить цивилизацию Кайана и тем самым предупредить возможную угрозу вторжения. Экспедиция приближается к рукаву Цист в поисках следов событий предшествующих возникновению столь странного общества. Антрополога в первую очередь интересует что именно повлияло на развитие Кайана и привело общество к его теперешнему состоянию. Находка оказалась довольно впечатляющей. Судите сами.

В звёздной системе где нет ни одной для заселения планеты — сосуществуют две цивилизации смертельно враждующие между собой — скафандроиды(потомки русских) и киборги(потомки японцев). Скафандроиды — постчеловеки населяющие астероидный пояс и большую часть времени проводящие в открытом космосе. Скафандр и человек — представляют собой единый организм — тело утыкано катетерами питающими его, контактами обратной связи позволяющим человеку ощущать поверхность скафандра как свою собственную кожу. Таким образом скафандроид не представляет себя без своей металлической оболочки и попытка корабельной команды вскрыть скафандр приводит к шоку. Иное дело киборги — они пошли совсем другим путём. Органы заменены механизмами, кровь специальной жидкостью, осталась лишь нервная система. Всё это также позволяет им передвигаться в открытом космосе без никакой защиты.

Изучив эти цивилизации антрополог приходит к поразительному выводу, однако даже он не столь впечатляющий как правда открывшаяся в самом конце произведения.

Я перечислил далеко не все авторские идеи и находки, но их достаточно много чтобы заинтересовать самого искушённого читателя, уставшего от банальных боёвиков в космосе.





  Подписка

Количество подписчиков: 3

⇑ Наверх