Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Злобный Мышалет» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 сентября 2021 г. 20:30

Что делает врач в эпоху постапокалипсиса? То же самое, что и всегда: он спасает людей.

Я прочла «Сорные травы» Натальи Шнейдер и Дмитрия Дзыговбродского не тогда, когда книга получила несколько премий и много откликов, а когда её основательно подзабыли, а она оп – и стала актуальной.

Обо всём по порядку. Два главных героя – врача, муж и жена. Он: хирург, коварный изменщик и в целом неприятный тип, дающий волю эмоциям и непревзойденный эгоист. Она: патологоанатом, рано потерявшая для мужа привлекательность, не умеющая создавать домашний уют, но преданная работе, городу женщина и к тому же умеет стрелять! В общем, мои симпатии однозначно на стороне героини. Маша. (Кстати, имени мужика я даже не запомнила, пусть он будет просто хирург). Детей у них нет, друг другу они чужие, Маша ведет себя порядочно, а хирург – шляется благодаря кобелиной природе мужчин и брутальной красоте.

Взаимоотношения противоборствующих сторон показаны очень достоверно, а редкие сцены бурного секса не вызывают желания перевернуть страницу или поржать. В общем, качественно описаны «качели» отношений. Эти отношения умирают-умирают, а живее всех живых.

И вот наступает апокалипсис, апокалипсис облечен в конкретную природу неопознанного вируса, который как бы и не вирус. Что это за кара небесная мы узнаем ближе к середине книги. А пока умирают молодые и старые, а чаще всего дети. Дети умерли почти все. Всё происходит очень быстро.

Тут я выскажу своё недовольство. Причина смертности напрямую авторами не объяснена. Разумеется, я верю в то, что наши власти сроду быстро не смогут найти причину и будут врать населению, как это показано в книге. Убедительно. Мы в нынешнее время это испытали на себе, и книга, которая увидела свет в 2012 г. нам не наврала ни капли о том, как будут не готовы головы из телевизора бороться с конкретной вселенской проблемой и ее последствиями. Но вот сами авторы тоже никак не объясняют, что именно случилось. В одном месте мелькает мысль, что умерли все праведники. Эту мысль почти «не обсосали», не обосновали. Например, любовница хирурга помирает на первых страницах, и её я вряд ли отнесу к праведникам.

И потом, смерть праведников – очень не похоже на кару божью, как мы её понимаем в нашем христианском мировоззрении.

Сюжет. Это ходилка. Герои ходят и решают проблемы по мере их поступления, а проблемы постапокалипсиса растут в геометрической прогрессии. Это достоверно и очень страшно. Особенно истории в морге и нападения на этот морг. Особенно перестрелка Маши и её преследователей.

Книга написана хорошо там, где есть действие, где есть «движ». Вызвать сопереживание героям ( в том числе и второстепенным) и их страданиям, авторам удается, как и чувство страха и даже ужаса от происходящего.

Приятно, что авторы знают врачебную кухню во всей её красе, что сразу вызывает доверие к тексту. Это написано профессионально, живо и не скучно.

Мне нравится, что Маша действует, а не ноет. Она не самка, спасающая свой уютный мирок, как героиня «Вонгозера», с которой невольно сравниваешь двух героинь. В «Сорных травах» – Жанна Д ́Арк, в «Вонгозере» — ноющая баба, все страдания которой сводятся к тому, как они втроем с бывшей женой мужа теперь в одной койке будут.

По поводу открытого финала скажу так: в таком произведении и не может быть никакой точки. И продолжения я не жду. Точка в финале такого текста убьёт его, потому что эпидемию не победить, людей не исправить, страна разрушится, надо будет жить дальше. А это уже совсем другая история. Не история Маши и хирурга. Их история рассказана.

Минусов насчитала два: фант.доп и – затянутые диалоги на профессиональные темы и постоянное педалирование темы «благодарности пациентов», которые тащат алкоголь и шоколад (хотя это правда). Можно придраться к стилистике текста, но это пусть делают великие стилисты, которые умеют писать лучше авторов)))


Статья написана 14 сентября 2021 г. 21:04

Я с удовольствием прочла книгу «Тот, кто стоит снаружи». Читала утром, перед работой, и проглотила буквально за пару часов. Это несомненный плюс слога и языка. Ни разу не захотелось отложить чтение, заняться чем-то посторонним. Несмотря на достаточно предсказуемый сюжет и концовку (но это только потому, что я знаю законы жанра и законы развития сюжетов, прочел кучу специальной литературы на эту тему) я читала с неподдельным интересом. Менее продвинутые читатели будут рады тексту больше меня.

Что мне понравилось однозначно? Образ главной героини, которая из неудачницы и не нашедшей своего призвания, занимающейся чем-то незначительным, становится на борьбу с нешуточным злом и побеждает. Она побеждает не мускулами и твердостью характера, а женской мягкостью и чувством долга. Могла бы свернуть с дороги, почувствовав опасность, но нет. Она разгадала загадку страшного места и поборола свои страхи.

Понравился живой и легкий язык книги, который позволит стать ей популярной у широкого круга читателей. Но я бы с другой стороны сравнила эту книгу с эстрадной музыкой, которая понравится многим, но гурман ею не насладится. Это массовый продукт.

Саспенс держит в напряжении, лишних деталей в книге нет! И для данного жанра это очень важно.

Все характеры персонажей, даже второстепенных, выписаны подробно и кинематографично. Не только сам сюжет становится кинолентой в глазах читателя, но и герои имеют такие яркие черты, что их просто видишь. Я думаю, что Анна Банщикова сыграла бы Яну великолепно, будь Анна помоложе.

Понравилась древняя легенда, удачно приспособленная для данного сюжета. Не буду ее пересказывать, но я действительно узнала для себя новое о фольклоре Сербии.

Помещение основного действия в Сербию для меня не было открытием: грех жить автору в такой красивой и богатой фольклором стране и ничего не почерпнуть для творчества! Зато читаешь и понимаешь — материал не из Википедии, он прочувствованный и достоверный. Отличия в культуре настолько сильны, что читать и с культурологической целью очень интересно.

Понравился открытый финал книги. Кто-то решит для себя, что зло побеждено, а кто-то решит, что проклятие перешло к главной героине, ведь она получила материальные блага. А за богатством следует древнее зло. В общем, зацепка для продолжения сюжета есть.

Что не понравилось? Эта книга написана между жанрами — триллера и детектива. Ужасы и мистика — только оболочка. Триллера в книге больше, чем детектива, и мне как читателю было бы интереснее другое: расставить читателю по тексту закладки, намеки, ловушки, чтобы можно было искать разгадку самостоятельно. Но таких намеков мало. Только подозрения Зинаиды, высказанные Яне и, пожалуй, поведение Горданы, которая постоянно меняет свое отношение к племяннице. Но в итоге, развязку преподносят читателю на блюде. И я, как любитель детективов, чувствую некое разочарование.





  Подписка

Количество подписчиков: 1

⇑ Наверх