Я с удовольствием прочла книгу «Тот, кто стоит снаружи». Читала утром, перед работой, и проглотила буквально за пару часов. Это несомненный плюс слога и языка. Ни разу не захотелось отложить чтение, заняться чем-то посторонним. Несмотря на достаточно предсказуемый сюжет и концовку (но это только потому, что я знаю законы жанра и законы развития сюжетов, прочел кучу специальной литературы на эту тему) я читала с неподдельным интересом. Менее продвинутые читатели будут рады тексту больше меня.
Что мне понравилось однозначно? Образ главной героини, которая из неудачницы и не нашедшей своего призвания, занимающейся чем-то незначительным, становится на борьбу с нешуточным злом и побеждает. Она побеждает не мускулами и твердостью характера, а женской мягкостью и чувством долга. Могла бы свернуть с дороги, почувствовав опасность, но нет. Она разгадала загадку страшного места и поборола свои страхи.
Понравился живой и легкий язык книги, который позволит стать ей популярной у широкого круга читателей. Но я бы с другой стороны сравнила эту книгу с эстрадной музыкой, которая понравится многим, но гурман ею не насладится. Это массовый продукт.
Саспенс держит в напряжении, лишних деталей в книге нет! И для данного жанра это очень важно.
Все характеры персонажей, даже второстепенных, выписаны подробно и кинематографично. Не только сам сюжет становится кинолентой в глазах читателя, но и герои имеют такие яркие черты, что их просто видишь. Я думаю, что Анна Банщикова сыграла бы Яну великолепно, будь Анна помоложе.
Понравилась древняя легенда, удачно приспособленная для данного сюжета. Не буду ее пересказывать, но я действительно узнала для себя новое о фольклоре Сербии.
Помещение основного действия в Сербию для меня не было открытием: грех жить автору в такой красивой и богатой фольклором стране и ничего не почерпнуть для творчества! Зато читаешь и понимаешь — материал не из Википедии, он прочувствованный и достоверный. Отличия в культуре настолько сильны, что читать и с культурологической целью очень интересно.
Понравился открытый финал книги. Кто-то решит для себя, что зло побеждено, а кто-то решит, что проклятие перешло к главной героине, ведь она получила материальные блага. А за богатством следует древнее зло. В общем, зацепка для продолжения сюжета есть.
Что не понравилось? Эта книга написана между жанрами — триллера и детектива. Ужасы и мистика — только оболочка. Триллера в книге больше, чем детектива, и мне как читателю было бы интереснее другое: расставить читателю по тексту закладки, намеки, ловушки, чтобы можно было искать разгадку самостоятельно. Но таких намеков мало. Только подозрения Зинаиды, высказанные Яне и, пожалуй, поведение Горданы, которая постоянно меняет свое отношение к племяннице. Но в итоге, развязку преподносят читателю на блюде. И я, как любитель детективов, чувствую некое разочарование.