Все отзывы посетителя Кот Маргай
Отзывы (всего: 26 шт.)
Рейтинг отзыва
Кот Маргай, 8 июня 21:29
Однажды в 2025-2026 годах небольшой, но довольно значительной доле населения планеты начинают сниться сверхреалистичные сны о выживании в сюрреалистическом постапокалипсисе. Сны имеют сквозной сюжет и прекращаются, если сновидец умирает в сюжете. Возникает логичное предположение, что люди во сне переносятся в собственное будущее после некоторой предстоящей катастрофы. А значит, можно подготовить спецгруппу форсайтовидцев, которые найдут друг друга в предвидимом будущем, попробуют разобраться в сути катастрофы и предотвратить ее.
Кажется, эта книга — вариант классического «лукьяненковского» романа, выполненный предельно минималистично, с отсечением всего лишнего. Есть классическая команда персонажей — герой на грани молодости и среднего возраста, напарник-подросток, девушка на несколько лет младше как романтический интерес героя и девочка-подросток как романтический интерес напарника. Есть отзвуки эпохи, в которую книга написана — в данном случае гнетущее ощущение, что мир катится к пропасти и в некотором будущем может сверзнуться. Есть сюжет со стремительным обновлением вводных и появлением все новой информации о мире, в котором происходит действие. И что отдельно ценно во времена медиафраншиз с приквелами-сиквелами-спиноффами — сюжет закончен и герметичен, финал вполне закрывает эту историю.
Дмитрий Казаков «Солнце Севера»
Кот Маргай, 16 декабря 2023 г. 18:11
Боевое с элементами юмора фентези про викингов, приключающихся в разных локациях раннесредневекового мира при участии потусторонних сил и богов разных религий. Главный герой — молодой батрак Ивар, был соблазнен хозяйской дочкой. Папаша такого не оценил и даже хотел принести парнишку в жертву богам, но мимопроходивший конунг заинтересовался Иваром и забрал его в свою дружину. И пошло-поехало:
«Солнце цвета крови» — викинги при дворе короля Артура
»... цвета стали» — Византия и Халифат
»... ночи» — Мезоамерика
»... меда» — Русь
»... льда» — Китай
Это именно фентези в историческом антураже, не стремящееся к глубокой достоверности. Все народы для удобства говорят на одном языке, время действия тоже условно — герои сначала встречают молодого князя Рюрика на Арконе, а спустя несколько лет попадают в Японию с уже существующим сёгунатом. Однако же сочной исторической и мифологической фактуры в книгах много. Рыцари, кочевники, жрецы; замки, дворцы и пирамиды; фейри, йотуны и оборотни. События и локации меняются стремительно, викинги грабят и убивают, щедро отвешивают люлей людям и богам, пьянствуют, веселятся, превозмогают эпические сложности и решают метафизические вопросы. Кровь льется рекой, пиво и другие алкогольные напитки тоже. Для полного угара не хватает разве что оргий — герой редкостный однолюб, после событий первой книги женится на той самой дочери бонда и все пять томов упорно хранит ей верность. В плане истории героя мне показалась наиболее любопытной вторая часть — в первой Ивар классический неопытный новобранец, в поздних — прославленный конунг, а вот вторая книга — про такой специфичный момент карьеры, как переход из исполнителя в руководители. Описано жизненно и такое редко встретишь в приключенческих историях, так что весьма интересно.
В целом — весьма приятное чтение, развлекательное, но неглупое. В силу пестроты и большой плотности событий рекомендуется принимать небольшими порциями.
Антология «Профессионариум. Антология фантастических профессий»
Кот Маргай, 8 мая 2023 г. 21:13
Межавторский сборник рассказов о, как следует из названия, фантастических профессиях, составлен из двух неравных частей — первая большая скорее НФ, вторая меньшая скорее фентези/магреализм/притчи. Отмечу те рассказы, которые произвели особое впечатление.
Антон Дождиков «Профессионалка» Восхитительный легкий трешачок, в итоге оказывающийся довольно логичной научной фантастикой. Героиня-рассказчица занимается, что убивает неких «клиентов» в застенках да еще и с какими-то развеселыми БДСМ-вывертами, а почему такая практика является одобряемой и широко распространенной, выясняется только в финале.
Дмитрий Корсак «Испытательный срок» Жена офицера как известно — само по себе профессия. В данном рассказе эта присказка трактуется буквально.
Далия Трускиновская «Тренер компаньонов» В первой части есть несколько рассказов, выстроенных вокруг классических киберпанковских тем — с ирреальностью памяти, информационными интригами корпораций, переворотами в оценках кто кукла, а кто кукловод и т.д. Из таких рассказов выделю именно этот — за особую душевность и то, что искусственный интеллект здесь отодвинут от стандартных представлений и приближен к современным.
Андрей Зорин «Зимний вечер» Здесь рабочей специальностью стала «бабушка» и работают по этой специальности киборги. Вроде бы. Второй по пронзительности рассказ сборника. Финальная коллизия
Юрий Нестеров «Главное наше богатство» Концепция
Майк Гелприн «Психари» Четверо космоспецназовцев, находящихся между собой в ментальной связи (могут делить друг на друга чувства, знания, умения и навыки) отслужили положенный срок и теперь пытаются приспособиться к мирной жизни. Неожиданно добрый и уютный рассказ, учитывая тему и автора. По атмосфере внезапно напомнило сюжеты из жизни клонов в мультипликации по Звездным войнам.
Дарья Зарубина «Доктор неживого» По городу расставлены медицинские автоматы, способные оказывать помощь страждущим вплоть до проведения операций. Герой разбирается с аномалиями в работе этих устройств, а аномалии там весьма деликатные. Первый по пронзительности рассказ сборника. Момент, когда автомат, разговаривающий всегда спокойным голосом, имитирует рыдания, повторяя звук «ы» — нечто.
Александр Богданов «Дворник должен быть метущий» атмосферное и относительно объемное повествование о приключениях космического дворника, очищающего Солнечную систему от мусора. Ближе всего по духу к классической космической фантастике.
Святослав Логинов «Дом Натаниэля Гордона». Герой — демонстратор, то есть тот, кто выгоняет монстров. Весьма яркое и образное описание изгнания нечисти из старого дома с эффектным штрихом в финале.
Николай Немытов «Зафот» Несколько неожиданное сочетание
Андрей Буторин «Купировщик» Притча о (не)терпимости, выстроенная вокруг допущения, что у части людей внезапно начали отрастать хвосты. Возможно, не ново, но определенно цепляет.
Евгений Филенко «Девятнадцать часов чужой жизни» Это как я понял фрагмент некоего большего произведения и если честно, в отрыве от этого произведения и в контексте сборника рассказ оставляет ощущение недорасказанности. В то же время сам текст завораживает на каком-то иррациональном уровне.
Марк Москвитин «День служивого» закрывает сборник иллюстрация идеи, что чиновников надо держать в армейской строгости. С точки зрения социологии можно сделать кучу обоснований, почему такая система не будет работать, но как художественная фантазия очень даже мило.
Михаил Савеличев «Чёрный ферзь»
Кот Маргай, 14 апреля 2023 г. 23:31
Сны сверхразума рождают чудовищ.
Кто в теме – по названию понимает, что это фантазия по мотивам нереализованного замысла Стругацких о приключениях Максима Каммерера в трех кругах Островной Империи. Сразу оговорим – конкретно данная фантазия весьма вольная, это не Полдень, а его сильно искаженное отражение.
Текст весьма мощный, но отнюдь не дружественный к читателю (во всяком случае, массовому) – и дело тут не столько в натурализме (коего хватает), сколько в сложности составления целостной картины происходящего. Где-то после второй главы становится ясно, что линейностью (а также монотонностью и дифференцируемостью) повествования даже не пахнет, отличить реальность от морока легко не получится и вообще легких ответов не ждите. Потом где-то к середине отрывки увязываются в некоторую условную систему (у меня текст сложился где-то на главе про Замарашку; оная глава кстати является вполне целостным рассказом, воспринимаемым отдельно от остального).
Действие происходит на планете Флакш, которую местные жители считают вогнутой, и в отличие от Саракша Стругацких, нельзя однозначно утверждать, что они неправы. Герой, единый в трех лицах, и нельзя однозначно утверждать, как эти лица соотносятся друг с другом. Молодой злой солдат Сворден, опытный злой контрразведчик Ферц и интеллигентный полуденный специалист по спрямлению чужих исторических путей Сворден Ферц. Можно предположить, что Сворден и Ферц – легенда Свордена Ферца, но и эта версия вызывает вопросы.
В финале некоторые ответы даются, они едва ли могут вселить уверенность, но сообщают некоторое интуитивное понимание. Еще небезынтересно читать авторский комментарий о том, что роман изначально задумывался как сон прогрессора Максима Каммерера, а в итоге оказался сном людена Тойво Глумова. Где-то на чтении этого комментария я понял, как могу для себя определить этот роман соотнести его с творчеством Стругацких. На мой взгляд «Черный ферзь» — это «Улитка на склоне» «Белого ферзя». Если бы АБС все-таки написали своего «Ферзя», а потом взяли и переделали его как «Беспокойство» в «Улитку» — вполне могло бы выйти нечто подобное.
В общем, — книга жесткая и сложная, не совсем моя как читателя, но весьма мощная и эстетичная.
Кот Маргай, 25 февраля 2023 г. 18:49
У меня частенько такое бывает с юмористически-сатирической фантастикой (Терри Пратчетт, Дуглас Адамс, Виктор Пелевин, если говорить не только о литературе — Футурама, Рик и Морти) — вроде абстрактно я и могу сделать суждение что вещь хорошая и по всем параметрам должна мне нравиться, но почему-то активно ознакомляться с ней не возникает желания.
При том, я не могу сказать, что в принципе не люблю сочетание юмора или сатиры с фантастикой. Пожалуй самые любимые фантастические тексты — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Понедельник начинается в субботу» — я во многом ценю именно благодаря юмористической составляющей. И даже написанные в духе Пратчетта романы Лукьяненко про Трикса Солье я в свое время прочитал с удовольствием (хотя это далеко не самые любимые его книги).
А вот с самим Пратчетом — затык. Санта-Хрякуса я в итоге все-таки дочитал, но с большим скрипом – в итоге у меня на это ушло около месяца. Ум скучает и вязнет в переключениях между линиями, типа ироничных лирических отступлениях и всяком таком. После короткого прочитанного фрагмента чувствуется потребность отдохнуть от чтения, а возвращаться к нему потом себя чуть ли не заставляешь. При том, много действительно интересного и остроумного: способ, которым Чайчай/Тэатимэ собирался убить Санта-Хрякуса, действительно весьма занятен, как и трактовка собирания молочных зубов феей, про биомеханический компьютер и быт магической профессуры тоже мило. Содержательно понравились эпизоды про суровые трудовые будни Сьюзен с подкроватными чудовищами и уличными медведями и про мальчика, который не верил в Санта-Хрякуса. И про то, как Смерть лично забирал жизнь у червяка из Черного Курильщика (это реально существующие глубоководные экосистемы). Позитивно воспринимается периодически проскальзывающий посыл, что к детям нужно относиться так же, как к взрослым, а все это ограждение от насилия и т.п. – дело сомнительное. Тэатимэ вызывает скорее симпатию — как перфекционист и на контрасте с лицемерной позицией своего начальства (да и подельников).
С точки зрения идейно-содержательной меня сильно покоробили два момента:
- Два эпизода с раздачей деликатесов беднякам — сначала про короля и крестьянина, потом про нищих и ресторан. Во-первых, непонятно, чем поступок короля так уж хуже поступка Смерти (я бы сказал, куда лучше — король хоть и с подколкой, но реально пытался облагодетельствовать бедняка, не причиняя посторонним людям неприятностей, а Смерть заставил кучу народа жрать башмаки с грязью). Каким боком посетители ресторана заслужили надувательство — непонятно, по ресторанам не только злые олигархи ходят, кто-то из посетителей может весь год на посещение этого заведения копил. Нищие со своей стороны прописаны довольно отталкивающе и с чего им такое счастье такой ценой — совсем непонятно. В общем, не знают англичане толка в еде.
- Ну и финальная мораль, типа чтобы верить в справедливость, милосердие и прочие этические абстракции, надо сперва в детстве верить во всякие сказочные чудеса. Тут просто категорически не согласен.
Сергей Лукьяненко «Соглашение»
Кот Маргай, 23 февраля 2023 г. 19:42
Субъективно – лучшее, что выходило у автора за последние 15 лет. Тут есть любимые фишки из лукьяненковских космоопер – несколько инопланетных рас с забавной физиологией и странной психологией, сюжет с драйвом и откровениями и проговариваемые впроброс глубокие концепции. Нет только типичного лукьяненковского героя – здесь приключается команда из штук пятнадцати разношерстных персонажей. Разношерстных в том числе в прямом смысле – среди героев есть разумные пони, крот и кот. У каждого из членов команды своя история и интересные особенности, но в силу того, что их много, фишки каждого – лишь небольшой элемент на общем узоре повествования. Это придает всей глобальной истории возвышенность, при том, что на уровне отдельных линий все локально и уютно. Человечество избавилось от войн, вышло в космос, вступило в содружество с еще несколькими развитыми и мирными расами, которые следят за более примитивными цивилизациями, ожидая их выхода в космос для установления контакта. Многие цивилизации, однако, успевают прежде самоуничтожится в разрушительных внутренних конфликтах. С этой проблемой по сути и разбираются герои – почему войны происходят и что есть более искусственно – мирная и созидательная жизнь здешнего человечества и других цивилизаций Соглашения, или агрессивность и конфликтность. Отдельно отмечу еще одну деталь, понравившуюся мне, как человеку, находящемуся, в общем в курсе современных тенденций развития ИИ – здешние искины показаны с точки зрения этих тенденций вполне достоверно, тут автор ушел от архаизма представлений массовой культуры, идущего от «Космической Одиссеи 2001».
Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»
Кот Маргай, 21 января 2023 г. 22:37
Время действия судя по приметам 2003 или 2004 год. Место — приморский курорт на юге России (я в те времена каждое лето бывал в Анапе, поэтому четкая ассоциация возникла именно с ней, но в целом как я понял образ условный; как бы то ни было все весьма узнаваемо). Героиня Ольга Вернер — врач-психиатр средних лет, в сезон подрабатывает, выводя отдыхающих из алкогольного помутнения. У нее две дочери, подросток и дошкольница, и муж, тоже врач, который зарабатывает деньги для семьи в горячей точке Африки и с которым практически нет связи. Совершенно неожиданным, практически случайным образом, Ольга сталкивается с потусторонним миром города — оборотни, призраки, русалки и т.п. Причем потусторонние силы хоть в основном и понятные русским и европейцам, но их место в мире и сюжете скорее заставляет вспомнить синтоизм, чем христианство. Вообще, у меня как ни странно возникли ассоциации с аниме* «Код Гиас» — и там и там похожая завязка — древняя ведьма дает герою сверхспособности, чтобы избавиться от бессмертия, и там, и там сверхспособности включают возможность диктовать людям свою волю, и там и там целый клубок мистических и реалистических конфликтов, при чем реальность оказывается, пожалуй, острее и значимее мистики. Разница в том, что сюжет аниме хоть и поднимает жизненные проблемы, но при этом подчеркнуто гротескный и масштабно-политический, здесь же все локально и чрезвычайно жизненно. Ольга вынуждена спасать себя от превращения в зверя и от толпы стремящихся убить ее оборотней, своих дочерей от взявшей их в заложники русалки, а старшую персонально от растления, попутно решать сложные жилищные проблемы своей семьи. Дополнительно идет еще пара линий, в частности одна связана с духами солдат, погибших, освобождая город о фашистов (я все ждал, что эти русские ками как-то помогут героине в ее противостоянии, но эта линия осталась фоновой; тем не менее, она на мой взгляд выводит эту историю на иной уровень, чем если бы ее не было). В общем, — динамичная, жесткая и в то же время добрая история. Развязка основной коллизии прелестна, не могу не отметить, что героиня потом, кровью, насилием и любовью выбила себе право на чудо.
*Кстати, я подумал, что посмотрел бы с интересом близкую к тексту мультипликационную экранизацию этой книги. Для игрового кино все-таки многовато визуальной жести — мертвые девочки, собаки с развороченными пистолетным огнем мордами. А в мультфильме это можно было бы показать так, чтобы получилось жутко, но не отвратительно.
Далия Трускиновская «О Домовых»
Кот Маргай, 5 января 2023 г. 22:12
В наше время люди в основном живут не в деревенских домах, а в городских квартирах, и вслед за хозяевами переселились туда и домовые. Жизнь у домовых долгая, поэтому по человеческим меркам они – народец консервативный. Но и им приходится адаптироваться к непривычным условиям – все вынуждены привыкать к коллективизму многоквартирных домов, кто-то обретает новую специальность, становясь автомобильным, холодильным или сумочным, а то и вовсе офисным (у этих уже совсем иной уклад). Рассказы крутятся в основном вокруг обитателей двух домов в одном неназванном городе. В одном – почтенная домовиха Матрена Даниловна, ее законный супруг Лукьян Пафнутьевич, ее возлюбленный — технически-грамотный домовой Евсей Карпович, подручные Акимка и Якушка и множество иных колоритных представителей домового племени (отдельно выделю домового-диссидента Лукулла Аристарховича). В другом – молодой начитанный домовой Трифон Орентьевич, который даже знает английский, что позволило ему наладить контакт с заграничным родичем-гремлином и пристроить его к полезному делу.
Сборник – истинный кладезь милоты. Все рассказы оставляют очень теплое и уютное ощущение, даже те, что с некоторой долей мрачняка (чего стоит хотя бы жутковатая трактовка проклятия «чтоб те пусто было»). Некоторые бытовые, какие-то с мистикой, местами даже с метафизикой. Первый рассказ несколько выпадает из общей картины (в нем кажется даже нет общих персонажей с другими), но остальные увязаны в единую систему. Отдельно выделю, пожалуй, рассказы «Пустоброд», «Вихри враждебные» — как самые сильные; «Предок» и «Свист» — самые смешные.
Кот Маргай, 22 декабря 2022 г. 22:14
Главная героиня – та самая богиня-колдунья, что превратила спутников Одиссея в свиней, а затем сделала его своим любовником. Читать эту книгу я сел зная, что ее написала дама-шекспировед и специалист по античной литературе, и что эта книга получила какие-то там награды. Соответственно вначале я пытался относиться к тексту, как постмодернисткому переосмыслению. Выходило как-то не очень. Тогда я попытался отнестись к роману как к стилизованному фентези по мотивам. Все равно выходило ниочень. А потом я вдруг осознал, что эта книга — фанфик. Цепляющий, написанный ровным языком, с профессионально построенным сюжетом, но содержательно вполне в духе и на уровне девочковых работ с фикбука. Художественная задача в том, чтобы рельефно и выпукло показать особое мнение об известных читателю героях и событиях, о том, кто мимими, а кто фуфуфу. Ну и дать какую-то аналогию с теми переживаниями, которые целевая аудитория может испытывать. Сделано это с непосредственностью наивного искусства.
Еще, перед чтением я думал, что это вероятно будет гендерно-прогрессивная агитка про сильную независимую женщину (и меня это вполне устроило бы, ибо в контекст оригинального сюжета вполне укладывалось). Но оказалось скорее наоборот – Цирцея тут вся из светлоликая девочка, страдающая от непонимания и абьюза. В книге конечно своя атмосфера — у персонажей сверхсила, возможности от которых дух захватывает, а они в основном заморачиваются выяснением отношений разной степени токсичности. Отмечу, впрочем, момент, оставшийся на периферии, но который мне показался интересным и необычным как часть фентезийного сеттинга — то, что магическая сила здесь может быть мощнее, чем божественная. Такое есть у индусов, когда с особо крутыми йогами даже богам опасно связываться. Но в греческом сеттинге я такого не припомню. А тут героиня-колдунья может смертного превратить в бога, а бога — в чудовище и как минимум первое самим богам недоступно.
Сергей Сизарев «Системный самурай»
Кот Маргай, 13 ноября 2022 г. 21:47
«Экзистенциальная ценность данного человека превышает его пищевую ценность. По возможности воздерживайтесь от употребления данного человека в пищу без веских на то причин»
Сам автор жанр определяет как бояръ-аниме, чисто по ощущениям он также похож на реал-рпг. Я, впрочем, не читал больше произведений ни в первом жанре, ни во втором, поэтому скажу, что роман начинается как городское фентези, а заканчивается как научная фантастика. Но главное – почти похожий на наш и при этом совершенно безумный мир, в котором разворачивается действие. Здесь мне, как и в «Претендентах» видится литературное переложение анимешного гротеска в плане антуража и используемых фантдопущений. При чем то, как этот гротеск реализован здесь мне нравится куда больше, чем собственно в аниме.
Официально на дворе середина XXI века. В Москве появляется чудотворица, исцеляющая калек по записи на госуслугах. Главный герой – исцеленный ребенок-инвалид – дает клятву ей служить, но из-за бюрократии и коррупционных схем с него (и с других исцеленных) отказываются снимать инвалидность. В восемнадцать лет у него перед глазами появляется интерфейс, отображающие его навыки и прокачку, после чего он становится приключенцем – человеком, который с помощью квестов и добрых дел может нарабатывать экспу и прокачивать навыки в реальном мире. Попутно потихоньку становится ясно, что мир отнюдь не столь обыкновенен, как кажется поначалу.
«Есть такое существо — гамалейский пес, также известный как московская ведьмачья. Стерильный мутант, полученный из московской сторожевой путем внутриутробной вакцинации от ковида. К людям безразличен. Не агрессивен. Весит центнер, питается зловолками и бездомными собаками, для чего и был создан. Бездомность собаки определяет по отсутствию поводка и ошейника. ... Лишен голосовых связок для соблюдения федерального закона о тишине.»
Но это все только начало. А дальше герой встретится с таинственной криобиотой (растения растут при отрицательных температурах, а у животных зеркальная симметрия – с каждой стороны тела одинаковый головозад), станет боярином, затем опричником, пойдет на бой с драконами верхом на гигантской блохе-принцессе, а под конец еще раз перевернет свои представления о жизни и лишится девственности. По большому счету, кажется, что весь сюжет книги – это пролог к некой истории, которая развернется в следующих томах. Так что будем ждать продолжения. Как бы то ни было чтение этой книги доставило мне огромное удовольствие.
Игорь Вереснев, Юлиана Лебединская «Архив пустоты»
Кот Маргай, 22 октября 2022 г. 22:11
Соцфант с научно-фантастической подоплекой и элементами научной мистики. История состоит из трех частей, которые из-за элементов нелинейности частично накладываются друг на друга. Условно назову их антиутопия-1, зомби-апокалипсис и антиутопия-2. Антиутопия-1 – постиндустриальное общество потребления, возложившее всю работу на и скатившееся в почти биологическую деградацию. Тут можно вспоминать другие подобные истории, прежде всего, наверно «Хищные вещи века» (противостоящий антиутопии Наукоград поначалу выглядит очень в духе Стругацких). Как и положено, гротескно-утрированно, но вполне узнаваемо и правдоподобно. Пожалуй, образ Динария вышел несколько недосказанным – как обдолб он вполне убедителен, а вот человеческое в нем (любовь к творчеству Цветаевой, раскаяние и готовность переехать в Наукоград) остается «за кадром».
Антиутопия-2 в третьей части совсем иная – в ней есть что-то от античных представлений об идеальном государстве и золотом веке. Идиллическое бытие среди возрожденной природы, разумные постановления, поэты, читающие свои стихи на улицах, сосуществование очень разных камерных общественных устройств, мудрые полубоги-кураторы... совершенно лишенные представлений о ценности человеческой жизни. В целом очень атмосферная часть и как соцфант наиболее интересная, хотя она не очень велика, да еще после бешеного ритма второй части третью пролетаешь быстро в ожидании развязки.
Ну и основная часть – зомби-апокалипсис, страшный не тем, что зомби делают с людьми, и даже не тем, что люди делают друг с другом, а тем, что люди делают с беспомощными зомбяшками. Книга в целом (и прежде всего именно во второй части) нехило бьет по мозгам, причем тут важно, что именно по мозгам, а не по чувствам. Скрупулезное, спокойное, несколько отстраненное и весьма убедительное описание того, как в условиях гибели цивилизации, у людей потихоньку снимаются предохранители и руководство превращается в маньяков-параноиков, а исполнители – в равнодушных убийц-мясников.
И финал в духе «Конца вечности» для этой истории самое то. Все вариации описанного будущего крайне некомфортны и наша милая современность на их фоне кажется воистину замечательной. И можно надеяться, что уж из нее-то что-то да можно сделать, чтобы не скатиться в ужас.
Кот Маргай, 11 октября 2022 г. 23:40
Концептуально это прежде всего про луч света в мире мрачного будущего (но не везде — в рассказе Дмитрия Федотова действие в настоящем времени, еще в ряде рассказов будущее в целом вполне благоприятное, просто герои оказываются в трудной ситуации)
В сборнике нет ни одного рассказа, который я мог бы назвать плохим или хотя бы «не моим». Все прочиталось с удовольствием. Вместе с тем, первый тематический блок «Контроль разума» получился ощутимо более однообразным и менее ярким, чем второй «Земля. Космос. Виртуал» (что интересно, пожалуй, самый на мой взгляд мощный рассказ, где фигурирует собственно контроль разума — «Подмостки» Николая Немытова — помещен во второй блок). В первом блоке все же отмечу «Если я не дойду» Ирины Лазаренко — за довольно нестандартный моральный аспект происходящего — и «Покупатель, покупательница» Павла Губарева — за атмосферу таинственности и легкой шизы в первой половине рассказа.
Во втором блоке я бы выделил две основные группы — «про жизнь» («День, когда исчезла ложь» Дмитрия Федотова, «Джек, ты любишь мороженое» Игоря Градова,
«Скука на орбитальной» Далии Трускиновской) и «про космос» («Трехпалый» Игоря Минакова, «По ту сторону двери» Янь Данко, увы не знаю, как склонять это имя, и особенно «Тепло родного дома» Игоря Вереснева). Рассказы первой группы цепляют прежде всего бытовыми нюансами и универсальностью человеческих чувств, рассказы второй хороши именно как фантастика. Возможно именно эти качели в числе прочего и делают второй блок живее и ярче первого.
Кот Маргай, 18 июня 2022 г. 19:24
Солнечная система будущего, противостояние России и нового межпланетного государства Хеленмар. В России традиционалистское общество находится под властью западнического либерального правительства (что естественно нравится не только лишь всем). В Хеленмаре заправляют драконы — сверхчеловеки, генетически-модифицированные до полной отмороженности, а обслугу составляют созданные ими (кажется, по приколу) зверолюди. Основные герои — две пары взрослый-подросток. Одна («Леон и Матильда») — русский спецназовец с позывным Графен и невзрослеющая девочка-дракон, стремящаяся уничтожить Хеленмар. Другая («Мисато и Синдзи») — русский подросток с весьма богатой биографией и дама-дракон, служащая некой могущественной корпорации. Им четверым предстоит приключаться по-всякому в пост-кибер-космо-бионпанковском мире, полном анимешной аляповатости. А замешано все это не только на борьбе России и Хеленмара, но и на интригах «бояр» — влиятельных неомонархистов, мечтающих возродить самодержавие и поставить на царство своих претендентов.
Если коротко о впечатлениях — это очень «моя» книга как читателя. Кичетреш, отсылки, космос, будущее, НФ, приключалово — все как я люблю. Идеологически лично мне тоже почти все по нраву, плюс тут есть моральная неоднозначность — жена главного героя вроде бы воплощает традиционные ценности православной России, но как персонаж не особо симпатична, а либеральная президентка, которую герои стремятся свергнуть, искренне желает стране добра. На удивление органично смотрится даже то, что анимешники называют фансервисом (например, пульт управления космическим кораблем в виде сисек, которые нужно мять, щипать и зажимать) — наверно потому, что он явно направлен не на пубертатных подростков чтобы возбудить, а на адекватных читателей, чтобы поржать. Ну и реминисценций много и разных, от совсем лобовых — среди героев есть гений Кодзима (создатель драконов), папа Гендо (начальник кровавой гебни) и баронесса Харконнен (Президент России) — до хитроспецифичных (кто в теме инфобеза, может прийти к выводу, что действующий в книге клан Касперских пошел скорее не от Евгения с Антивирусом, а от Натальи с Инфовотчем). Мне это метамодерн был местами ту мач (например на диалоге из Цельнометаллической оболочки), но тут уж по вкусу.
Игорь Прососов «В тенях империи»
Кот Маргай, 14 мая 2022 г. 18:32
Жизнь и приключения сотрудника спецслужб возожденной Российской Империи в космическом будущем. Роман составлен из нескольких повестей, на мой взгляд, каждая следующая качественней и интересней предыдущей. Первая все же несколько схематична сюжетом и сумбурна деталями и персонажами. Дальше мир обрастает уютной атмосферностью, а экшен и всякие интересные мысли органично вплетаются в канву происходящего. Финальная повесть уже хороша без всяких скидок, особенно интересен вышел образ Новой Галиции — автономной космической территории, на которой поселились противники Империи, и которая строит свою идеологию на инаковости. В контексте романа образование выглядит достаточно осмысленно и вызывает некоторое уважение (большее, нежели политические силы, соответствующие этой идеологии в реальности). Линию отношений героя с юной императрицей кто-то мог бы посчитать наивной, но лично для меня она заведомо беспроигрышная. В тексте есть некоторое число интересных мыслей и цитат, меня пожалуй более всего зацепило (приблизительная цитата):
«Люди отлично умеют забывать будущее. Это нескоро, это не со мной и т.п.»
Кот Маргай, 24 апреля 2022 г. 17:49
Я не любитель шекспириады, но в силу широкой известности сюжетов реминисценции и переосмысления были вполне понятны. Общие тенденции для новелл по сравнению с оригинальными текстами – больше сочных деталей антуража и упор на скрытую роль в событиях сильных и ярких женщин.
В сборнике новеллы отсортированы по хронологии действия, но мне хочется упорядочить их скорее по уровню близости исходным текстам:
«He is gone» — небольшая конспирология по Гамлету, еще одно размышление на тему того, кто на самом деле стоял за гибелью датской королевской династии. Поскольку текст был ближе к концу, впечатлил он меня не так, как мог бы.
«Кто это сделал, лорды» — эпилог Макбета с колоритом средневековой Шотландии, большей приближенностью к реальной истории и большей ролью ведьм. Атмосферно, хорошо.
«Никакого шума по многим причинам» — подоплека «Много шума из ничего» по версии начальника сицилийской полиции. Больше политики и предков мафиозных донов. Атмосферно, хорошо.
«Приморский город на Кипре» — эпилог «Отелло», сюжетно связанный с некоторыми другими новеллами сборника. Пожалуй, меня эта новелла зацепила меньше всего, честно говоря, спустя несколько недель я довольно смутно помню, о чем она.
«Тигры Вероны» — боевик про разборки в Ломбардии эпохи Возрождения. Схлестнулись один тертый наемник из рода Монтекки и одна крутая дамочка из рода Капулетти. Как именно эти события и персонажи соотносятся с «Ромео и Джульеттой» станет ясно ближе к концу. Атмоферно, динамично, хорошо.
«Песни бедного Тома» — как автор обойдется с «Королем Лиром» было для меня некоторой интригой. С одной стороны пьесу эту обойти вниманием нельзя, с другой – она основана на эпизоде из откровенно фантазийной средневековой хроники, расписывающей «историю» десятков английских королей, будто бы правивших от времен Троянской войны (!) до прихода римлян. В итоге героем новеллы стал сам хронист Гальфрид Монмутский, придумывающий дела давно минувших дней под впечатлением от текущей политической обстановки. Именно в этой новелле мне для полного понимания не хватило знаний об истории Англии XII века – про Бекета и Матильду я еще что-то слышал, а прочие Боклерки для меня темный лес. Но читается все равно приятно.
«Торжествующая Лукреция» — три разные версии того, как могла бы сложится история Лукреции и Тарквиниев. Одна из наиболее понравившихся новелл, во многом, наверно, из-за того, что она не столько по Шекспиру, сколько по Ливию и Плутарху (античные оригиналы в отличие от средневековых Шекспиру забить своими фанфиками не удалось). Ну и как открывающая новелла сборника она очень удачна – отсылает к известному рассуждению Пушкина о влиянии одного домогательства на судьбу Рима и мира, плюс особенно прямо раскрыта тема более сильных женщин, чем в оригинале.
«Мистерия об осаде Орлеана» — эта новелла пожалуй сильнее всего выбивается из общего ряда. История Жанны д’Арк с Шекспиром никак не ассоциируется, к тому же тут не историческая стилизация, а хронофантастика. Сам по себе рассказ вполне читабелен, в нем много интересных исторических деталей.
«Белая дома сонетов» — закрывающая новелла происходит не в мире произведений Шекспира, а в мире, где жил сам Шекспир. Пожалуй, мне она понравилась больше всего, даром, что к тюдоровскому антуражу я отношусь с прохладцей, а каких-то особо ярких событий в тексте не происходит. Но тут еще отдельно интересен выверт с образом главной героини, чья серость неудачницы оборачивается профессиональной сдержанностью опытного сотрудника органов.
В общем, весьма приятный сборник, более всего мне понравились открывающая и закрывающая новелла. Но остальные тоже хороши, если и не собственной художественной ценностью (а она там есть), то по крайней мере как красивые и занятные литературно-исторические головоломки.
Ярослав Веров «Завхоз Вселенной»
Кот Маргай, 25 марта 2022 г. 23:16
Однажды весной (2003 года, в час, когда американская армия вела наземную операцию в Ираке) одному молодому раздолбаю-композитору сообщили, что он скоро окончит земную жизнь и заодно предложили обрести абсолютное бессмертие. Он, не будь дурак (а может, как раз будь) соглашается. С этого начинается череда фантасмогорических приключений, столкновений с вершителями судеб мироздания на разных уровнях и путешествий между мирами. В общем, как бы высоко начальство не сидело, и что бы о себе не мнило, всегда найдется начальство уровнем повыше, печатью поубедительнее и со своими не до конца ясными планами.
Текст весьма лихой, местами хулиганский, местами веселый, но бездна сквозь эту веселость просматривается вполне четко. Пожалуй, мне больше всего в этом романе импонирует то, как сочетаются, но не перемешиваются геополитика, эзотерика и понятные, жизненные интересы и метания простых людей. Ну и да, в феврале-марте 2022 года этот роман воспринимается по особенному, как-то даже поневоле начинаешь искать в происходящем следствия из событий романа и пристраивать к нему современность.
Далия Трускиновская «Наследница тамплиеров»
Кот Маргай, 22 августа 2021 г. 18:19
Поначалу этот роман может показаться антуражным мистико-историческим детективом в духе Акунина, затем – конспирологическим экшеном в духе Индианы Джонса. Потом разворачивается неспешное ироническое повествование о жителях современного постсоветского города, чья обыденная жизнь оказалась затронута поисками древнего артефакта тамплиеров, позволяющего буквально умножать богатство. А потом этих слабых, неумных, алчных, но довольно милых в своей наивности людей начинают убивать по-настоящему. История умная и расслабленно-веселая по настроению, но итоговые ощущения тут скорее из серии «О люди, жалкий род, достойный слез и смеха».
Екатерина Насута, Евгений Данилов «Наират»
Кот Маргай, 3 июля 2021 г. 23:21
Высоко в небе летают острова, населенные техномагической цивилизацией склан — человекоподобных существ с крыльями, которые нужны не для полета, а для накопления эмана (магической энергии). Эман есть на поверхности, поэтому скланы воюют за его источники с людьми внизу (во всяком случае, так я понял, могу и ошибаться). А внизу — кочевая империя Наират по образу и подобию Тюркского каганата и Монгольской орды, но несколько более развитая технически. Каган Тай-Ы стар и болен, а его наследник Ырхыз словил в бою скланьего кнута и, похоже, повредился рассудком. Вокруг есть и другие государства, но эман существует только в Наирате, а небесные острова — над Наиратом. В романе три основных героя: склана, ставшая экзотической игрушкой поехавшего наследника, воин, оказавшийся вне закона (со скланами объявили перемирие, а он, не зная о том, напал на их отряд) и молодой интеллектуал из соседней страны, вынужденный стать разведчиком в Наирате.
Действие пролога и первой главы происходит на небесных островах, почти весь остальной сюжет — в Наирате. Читать весьма интересно, сюжет местами заставляет вспомнить Дюма, местами — Буджолд. Чернуха присутствует, но ее не так много и колоритных интересностей все же больше. Сеттинг кочевой империи отработан на славу и дополнен более современными интригами спецслужб и магической наукой. В романе странно сочетаются вполне современные разговоры ученых и силовиков с одной стороны и дикие нравы малокультурного общества с другой – но это не режет глаз, а наоборот становится своеобразной фишкой. Если говорить о персонажах, то больше всего зацепили не герои и злодеи, а фигуры очень противоречивые – разведчик Туран и царевич Ырхыз. Оба творят лютую дичь, но при этом вызывают сочувствие и сопереживание. И оба кончили совсем не так, как хотелось бы им пожелать (хотя возможно именно так, как заслуживали). Возможно это одна из причин, почему в целом дилогия после прочтения оставляет некоторое ощущение оборванности. По большому счету, название «Смерть ничего не решает» — больше подходит ко второму роману, а «Жизнь решает все» — к тем событиям, которые в тексте почти не описаны, а происходили между окончанием основного сюжета и эпилогом. Но текст, который есть, это хуже не делает.
Василий Воронков «Синдром отторжения»
Кот Маргай, 15 мая 2021 г. 23:04
Двадцать-энный век. Главный герой – член экипажа межпланетного корабля – приходит в себя непонятном помещении (то ли палате, то ли камере) и пытается вспомнить, что с ним произошло. В романе две линии: в одной герой взаимодействует с той весьма странной средой, в которой оказался, другая линия – его вроде бы воспоминания об учебе в университете, неторопливом (шаг вперед, два назад) развитии отношений с однокурсницей и конфликте Земли с колонистами Венеры (сам герой в нем не участвовал, а только знал о нем из новостей; при этом, в первой линии он не без оснований подозревает, что попал в плен к колонистам и те промывают ему мозги).
Идейное наполнение истории – в общем, то, что было еще в диковском прекиберпанке: сомнения героя в реальности всего вокруг и прежде всего – своих собственных воспоминаний. Весь мир для героя становится черным ящиком, и если и можно в чем-то быть уверенным, то разве что в cogito ergo sum. Прошлое и настоящее героя взаимно противоречивы, при этом, настоящее развивается по законам сновидения, а прошлое правдоподобно, но странным образом бедно красками.
И все это – с человеческим лицом. Экшена в романе совсем чуть-чуть и в самом конце, но оторваться от чтения трудно. Как ни странно, фишка истории о космосе и нейрощунтах – в жизненности и человечности. Жизненный путь героя (то ли реальный, то ли иллюзорный) легко примерить на себя, в том числе, в силу подчеркнутого минимализма антуража, который, помимо космических технологий, сводится к другим названиям для знакомых читателю явлений. Учеба, влюбленность, отношения с матерью, попойки с другом – близкая и понятная жизнь молодого технаря. Отмечу, что по мне особенно фактурно, щемяще вышел контраст между студенчеством и работой. Вроде и не то что бы студенческая жизнь была какой-то особо бурной и яркой, но одно дело, когда впереди новое-неизведанное, другое, когда вся жизнь кажется чередой скучных отпусков между скучнейшими рейсами.
Космокиберпанк о зыбкости базовых представлений человека о самом себе, но при этом, берущий за душу прежде всего моментами обыденной жизни.
Дмитрий Казаков «Чёрные руны судьбы»
Кот Маргай, 4 апреля 2021 г. 21:46
Весьма крепкое фентези в привычном средневеково-ренессансном европейском антураже. Эльфы с орками присутствуют, но эпизодически, все основные герои – люди (ну и немножечко боги). Местами мне это напомнило «Берсерк», особенно, второй том: главный герой – особо крутой воин, когда-то бывший простым наемником, а теперь методично стремящийся отомстить божественному мироустройству за гибель товарищей, также в наличии избранный юноша, огнем и мечом строящий мессианскую империю. Опять же, автор щедро отсыпал бодрого мордобоя.
В целом это можно назвать темным фентези в том плане, что ничего особо хорошего героев не ждет, но при этом атмосфера мира и происходящего в нем отнюдь не чернушная, а местами довольно уютная. Динамично, харизматично, приятно, цепляюще.
Виктор Дашкевич «Флаги над замками»
Кот Маргай, 21 марта 2021 г. 22:16
Синтобуддийское городское технофентези. Как известно, в Японии многие исторические деятели официально почитаются в качестве богов-ками. По сюжету романа в наши дни представители древних самурайских родов смогли найти способ на стыке религии и технологии, позволяющий возвращать таким ками физическое тело. И вот в современном мире воплощаются деятели эпохи Сангоку – Токугава Иэясу, Тоётоми Хидэёси и Като Киёмаса. Как положено, столкновение самураев с XXI веком выливается в ряд странных и смешных приключений, но дело не только в этом. По округе бродят кровожадные мистические сущности, вокруг трутся представители некой мутной спецслужбы, в Японию заносит гайдзина, с которым тоже не все чисто...
Книга читается легко и приятно, мне, как человеку, с интересом относящемуся к японской истории и культуре, но не особо глубоко погруженному в тему, было весьма интересно. Самураи харизматичны донельзя, особенно хорош на мой вкус вышел Тоётоми-Обезьяна – не лезущий за словом в рукав кимоно, грубый, самодовольный, при этом обладающий нехилым интеллектом и умеющий мгновенно разобраться в ситуации. Современная Япония тоже колоритна, о реалистичности судить не буду. Мне же особо понравились всякие фишечки вокруг сочетания технологической смекалки и синтобуддийской картины мира. Например,
Тем не менее, стоит оговорить, что это все же не самостоятельное произведение, а часть цикла. В частности, сюжетные линии гайдзина (который поначалу кажется главным героем, но фактически всю книгу мимокрокодилствует) и самураев так и не сходятся – видимо, это должно произойти в последующих частях. Я на продолжение определенно подписываюсь.
Антология «TEENариум. Антология невероятных историй»
Кот Маргай, 5 марта 2021 г. 19:08
Попробую оставить в одном отзыве два – один с точки зрения 30 летнего бородатого мужика, другой с точки зрения подростка, которым этот мужик когда-то был. Мне теперешнему сборник чрезвычайно понравился возможностью окунуться в теплое и приятное ощущение доброго юношеского мира. Вроде и личности по текстам бродят темные, и вещи происходят не самые приятные, но все же в каждый момент понимаешь, что все будет хорошо. Набор текстов очень ровный – каждый по-своему создает эту атмосферу и это понимание. Несколько выделяются первый и последний тексты сборника – «Московская метель» Дмитрия Казакова (больший объем и, соответственно, больший масштаб повествования, плюс особо характерные злыдни) и «Колыбельная болот» Ларисы Архангельской (единственный текст не в отечественном антураже).
Однако, все же стоит отметить, что прочти я сборник лет в тринадцать, он бы мне, скорее, не понравился. Дело в том, что во всех текстах есть с одной стороны элемент иррационального, чудесного, с другой – чудеса покорно ведут героев к цели или стараются чему-то их научить. Не знаю, подразумевалось ли это прямо при составлении сборника, но в нем нет ни твердой научной фантастики, ни, например, проработанных магических систем. С другой стороны откровенного безумия в стиле Кэрролла тоже нет. Мне же в юности как раз хотелось либо четкого системного подхода, либо полного безумия. А произведения, написанные в том духе, которому следуют авторы сборника, меня скорее раздражали (пожалуй, самый типичный пример – «Талисман» Кинга и Страуба). Впрочем, полагаю, это все же были мои личные заскоки, а не общие особенности подросткового восприятия.
Далия Трускиновская «Времена цвергов»
Кот Маргай, 28 февраля 2021 г. 21:05
В незапамятные времена произошли от общего предка светлые и темные альвы, похожие внешне, но совершенно разные привычками и образом жизни. Альвам из разных племен заказано было заключать между собой браки и рождать детей, но однажды молодежь восстала против обычая и несколько светлых девиц вышли замуж за темных юношей. У них родились дети особого племени – альвриги. …ничего хорошего из этого не вышло. Альвриги смогли подчинить часть темных альвов и те превратились в цвергов, существ малосимпатичных. Мимоходом под раздачу попало еще одно племя – бегуны, превратившиеся в также несимпатичных псоглавцев вольфкопов. С тех пор разбойные отряды цвергов и вольфкопов появляются буквально из-под земли и разоряют селения людей. Управляют ими альвриги, а в бой посылают королевы – похищенные в раннем детстве и выращенные под землей девицы человеческого племени. Но однажды трое героев обретут дар, который поможет им лишить альвригов злодейской силы…
Думали, вы в фентези попали? А это не фентези, это сказка – грустная, кровавая и безжалостная. Троица героев здесь действительно одержит ожидаемую победу, но только победа эта будет лишь страницей большой истории, а им, одержав ее, придется приспосабливаться к жизни в обществе, из которого они теперь сильно выбиваются. И то, что любовь победила зло, не гарантирует, что она приведет к свадьбе или хотя бы к взаимности.
Сюжет составлен из нескольких частей с разными героями, показывающих разные этапы развития и затем угасания племени альвригов. При этом временные промежутки между частями могут составлять десятки лет, а могут и тысячи – четких привязок автор не дает. В целом текст – весьма объемная и многогранная притча. По сравнению с другими читанными книгами автора здесь меньше всего иронии – общий настрой возвышенный и суровый.
Мне отдельно понравилось сконструированное автором устройство подземных разбойничьих отрядов. Индрик-зверь из поздней русской мифологии, превратившись в «индерга», органично вписался в компанию суровой тевтонской нечисти. Образы буйных девиц, чья неукротимая воля отправляет армии в бой, лично у меня вызвала ассоциацию с древними иллирийцами, хотя, наверно это мои личные аналогии.
Дмитрий Володихин «Эллинороссия»
Кот Маргай, 5 декабря 2020 г. 22:03
В основе книги следующая альтернативно-историческая концепция: во времена Мануила Комнина и Всеволода Большое Гнездо Византия и Русь слились воедино. Получившееся образование благополучно отбилось как от крестоносцев, так и от татар, и стало лидирующим государством мира. Я не большой специалист по альт-исту (в частности, не читал поминаемого рецензентами Хольма ван Зайчика), поэтому отзыв казуальный.
Произведение со своеобразной структурой: сборник новелл о разных эпохах, объем которых уменьшается от начала к концу – первая (про эпоху географических открытий) занимает половину всего текста, а заключительная (про современность) всего четыре страницы. Первая история хороша текстовыми стилизациями, вторая – законченностью мысли, третья – наличием завораживающх фантастических элементов. Две заключительных новеллы – это скорее зарисовки, дополняющие представление о том, к чему в итоге пришел этот мир. В целом, получилось очень даже уютно. Не являясь православным, я не испытал какого-либо дискомфорта от излагаемых в тексте идей и взглядов.
*Примечательно, что ключевую роль для сюжета играет рукопись реального византийского историка Никиты Хониата, который также фигурирует в качестве персонажа «Баудолино» Умберто Эко.
Игорь Вереснев «Ремесло Небожителей»
Кот Маргай, 20 октября 2020 г. 21:39
Сеттинг романа заставляет вспомнить Лапуту, причем, не столько оригинальную свифтовскую, сколько ретрофутуристичную миядзаковскую. И, если уж продолжать анимешные аналогии, — «Сны оружия», они же «Боевой ангел Алита».
Этот роман – достаточно серьезная научная и социальная фантастика, но исполненная в формате весьма увлекательной подростковой приключенческой истории. Герои вызывают сочувствие, сюжет закручен лихо, конструкция истории сложная, но при этом вполне стройная. Между делом создается вполне целостная картина мира, установившегося вследствие появления описанных фантастических элементов.
При этом, поскольку проблематика романа достаточно глобальна, сюжет не заморочен стандартной янг-адалтовской моральностью. Юные герои, особенно второстепенные, могут порой вести себя отнюдь не идеально, но на то, чтоб их наказывать и вразумлять, автор бумаги не тратит, потому что книга все-таки не об этом. И это придает истории и героям дополнительную симпатичную естественность
Андрей Столяров «Тёмные небеса»
Кот Маргай, 20 октября 2020 г. 20:44
С остальным творчеством автора я незнаком, но слышал, что имя это весьма уважаемо. Помню, Борис Стругацкий ставил его вместе с Пелевиным в ряду авторов, фантастами не называемых, но по сути пишущих именно фантастику.
Данный роман – фантастика вполне однозначная, на почтенную тему первого контакта.
Мне эта история более всего напомнила «Спин» Уилсона. В обоих случаях пришельцы – это такой трансцендентный черный ящик, а основное внимание уделяется тому, как их действия влияют на общество. Человечество в целом – чудовищно, но при этом герои романа, в основном, — светлые люди, способные изменить мир к лучшему. Как часто получается при таких сопоставлениях заграничный роман получился техничнее, наш – душевнее.
p.s. Я не очень понял, зачем пришельцы не стали брать на Терру специалистов по высоким технологиям, так что теперь переселенцам придется изобретать все заново. В то, что это как-то должно увеличить пацифизм бывших землян, верится слабо. Скорее уж это сделает землян куда уязвимее и слабее с точи зрения арконцев.
p.p.s. В романе присутствуют весьма едкие шпильки в адрес одной из стран постсоветского пространства. Возможно, ряду читателей это сильно испортит впечатление от романа.