Сообщения посетителя

Сообщения и комментарии посетителя


Распределение сообщений по форумам

Количество собщений на форумах по годам

Сообщения посетителя ivanovivan1981 на форуме (всего: 33 шт.)
Другая литература > Серия "Литературные памятники" > к сообщению
Отправлено 8 января 15:02
цитата Zangezi
Эдак мы и до "зеркала русской революции" доберемся:


Давно уж добрался до этого "зеркала". Кривовато оно :-)
Только когда впервые столкнулся с высказываниями о недалекости Толстого — сильно удивился. Но было это много лет назад. С того времени удивление давно прошло, а подтверждений данному факту набралось множество! К сожалению...
Другая литература > Серия "Литературные памятники" > к сообщению
Отправлено 8 января 13:57
цитата Bansarov
И ах да, ещё очень хороший ход — это сталкиваясь со чужой независимостью суждений, спешить всегда объявлять её как вызванную причиной №1, а не причиной №2.


цитата Bansarov

Как по нотам :)


Какой уж там Фауст?
Похоже что и в собственные "ноты" попасть не в состоянии :-)
Кабы речь шла о действительной независимости суждений, тогда б и причины могли бы быть подобные указанным.
Но, к примеру, Лисья болтовня о кислом Винограде ну никак не тянет на суждение, да к тому же еще и независимое! Для независимого суждения этот виноград необходимо всё-таки как минимум самостоятельно попробовать на вкус!
И, к сожалению, подобных рассуждальцев пруд пруди, и 99 процентов из-них как раз из "клуба недопрочитавших" (такое название будет вернее). Многие из них просто "коллекционируют" общепризнанные тексты — прочитал текст побуквенно, и тут же добавил галочку в список "прочитано!". А то что ничего не понял — так это ж только потому что и понимать то было нечего, так сказать "автор недоработал" :-)
А вот что накропал "председатель" этого "псевдоклуба":
"Для немцев и австрийцев "Фауст" — творение гениальное; для других — он одно из самых знаменитых воплощений скуки, вроде второго "Рая" Мильтона или произведения Рабле" (как говорится — ни штанов, ни крестика). И далее еще и сделал предположение что немцы всего лишь ошибаются в своих оценках!
Наглец был еще похлеще местного персонажа. И подобного бреда понаписал тонны. И даже с десяток раз был выдвигаем на присуждение Нобелевки (наверное стараниями членов сего псевдоклуба). Но комитетчиков ему провести так и не удалось, не обломилась премия.
Может потому, что прочитать "слова текста", и затем заявить (причем непременно в качестве независимого суждения:-)) об отсутствии смысла, в отношении данных произведений всё же не получится?
"Хоть видит око, Да зуб неймет" :-D
Другая литература > Серия "Литературные памятники" > к сообщению
Отправлено 29 декабря 2024 г. 23:03
цитата Bansarov
Негусто. Как это говорится у нас, у самоутверждающихся подростков — "слив засчитан".


Согласен! Засчитывание "слива" поддерживаю, на все 100!
Если кто-либо не читал значимое литературное произведение (или не смог прочитать; или прочитал, но ничего не понял; или прочитал, но воспринял лишь эпизодически, в пределах собственного уровня развития, слишком сильно уступающего уровню, необходимому для понимания общего авторского замысла), но при этом имеет наглость утверждать об отсутствии смысла лишь на том основании что лично он, этакий суперграмотей, его не понял — то становится очевидным что тратить время на объяснение смысла этого произведения такому "читателю" совершенно бесполезно. Т.к. его зашкаливающее самомнение не позволит ему понять никакого объяснения, точно так же как оно же ранее не позволило ему понять и смысла прочитанного.
Поэтому "слив" в данном случае — единственно верное решение!
Произведения, авторы, жанры > ''Мастер и Маргарита'': сюжет, персонажи, идеи. > к сообщению
Отправлено 24 декабря 2024 г. 20:19
цитата Vramin
Ничего не понятно, но страшно интересно. Ладно, в любом случае спасибо, что поделились своей версией.


don't mention it :-) там ещё масса интересного!
Произведения, авторы, жанры > ''Мастер и Маргарита'': сюжет, персонажи, идеи. > к сообщению
Отправлено 23 декабря 2024 г. 15:31
цитата Vramin
Королевской крови? И? Ну, у меня никаких идей на этот счёт нет. Божественное право? Или что?


Понятно:-) Впрочем может и не знаете об этой категории людей. Для нашей страны и времени она давно неактуальна.
"Аристократия — привилегированный слой общества, в основном состоящий из представителей самых благородных семей"
И соответственно под вторым словом в названии романа имеется в виду именно она, а не некая подружка некоего писателя:-)
Зачем нужны посторонние идеи? У Булгакова же уже всё прописано! И все факты, и все прогнозы, которые сбылись с удивительной точностью! Нужно только внимательно читать. И думать...
Произведения, авторы, жанры > ''Мастер и Маргарита'': сюжет, персонажи, идеи. > к сообщению
Отправлено 22 декабря 2024 г. 16:32
цитата Vramin
Какое же? Единственное, встречал версию, что Булгаков таким образом (в случае Пилата) делал отсылку к Николаю II, трусость которого не мог простить, но… мне это кажется немного натянутым )


Нет, нет. Николашка был достаточно просвещенным и непрактичным либеральным интеллигентишкой, который под влиянием западноевропейских буржуазных революций полагал что крах монархий неизбежен. Поэтому и слился во время Февральской. Императорская должность была явно не для него. Толщиной кишки не вышел:-) Но трусом он всё же не был.
К тому же он человек. А речь идет о понятии. Пилат и Маргарита относились к одной категории. К какой? Ну даже и озвучивать неприлично :-) Ну всё ж очевидно из вышенаписанного!
Произведения, авторы, жанры > ''Мастер и Маргарита'': сюжет, персонажи, идеи. > к сообщению
Отправлено 21 декабря 2024 г. 18:02
цитата Karnosaur123
Не будет же никакого «там». Он умер. Все. Перестал существовать. В полном соответствии со своими убеждениями.


Но при этом до сих пор ещё находятся люди, которые продолжают утверждать что он "и теперь живее всех живых" )))
Произведения, авторы, жанры > ''Мастер и Маргарита'': сюжет, персонажи, идеи. > к сообщению
Отправлено 21 декабря 2024 г. 17:48
цитата Vramin
Поделитесь своей версией? :-)


цитата Vramin
И Булгаков, конечно, не мог этого не знать. Поэтому и вопрос — зачем использовать средневековую легенду?


Делюсь))) Булгакову в данном случае (Пилат) важно было подчеркнуть именно его благородное происхождение, а не должность, которая напрочь заслоняет все его прочие характеристики. Поэтому и король-отец. Поэтому же и повторяется это в романе неоднократно! Точно так же как и с Маргаритой по тексту далее. Причем с Маргаритой автор это делает (указывает на её благородное происхождение) ещё более настойчиво и ещё более акцентированно, так как её роль по тексту вообще никак не указывает на это. И это тоже не случайно. Так что вопрос крови для Пилата и Маргариты является очень важным и определяющим, так как они символизируют одно и то же понятие, но в разные временные периоды. Читать Булгакова нужно очень внимательно, и очень вдумчиво. Все ответы в его текстах имеются. А также в его текстах нет ни одной лишней буквы! Почти)))
Произведения, авторы, жанры > ''Мастер и Маргарита'': сюжет, персонажи, идеи. > к сообщению
Отправлено 20 декабря 2024 г. 17:52
цитата Vramin
Интересно, что при всей историчности реконструкции Ершалаима Пилата Булгаков почему-то называет сыном короля-звездочёта, хотя, конечно, он не мог не понимать, что это всего лишь легенда, причём гораздо более поздняя (какие ещё короли в римское время?)


Потому как король в данном случае слово ключевое! Поэтому историчностью автору пришлось пожертвовать
Произведения, авторы, жанры > ''Мастер и Маргарита'': сюжет, персонажи, идеи. > к сообщению
Отправлено 20 декабря 2024 г. 17:50
цитата Bonsai
Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам. Вот моя карточка, паспорт и приглашение приехать в Москву для консультации, ... Берлиоз ... вежливым жестом показал, то в предъявлении документов нет надобности ... иностранец спрятал документы в карман.


и далее по тексту
— Вы — немец? — осведомился Бездомный.
— Я то?.. — переспросил профессор и вдруг задумался. — Да, пожалуй, немец... — сказал он.
Другая литература > Серия "Литературные памятники" > к сообщению
Отправлено 19 декабря 2024 г. 13:41
[Сообщение изъято модератором]
Другая литература > Серия "Литературные памятники" > к сообщению
Отправлено 17 декабря 2024 г. 02:02
цитата Вадимыч
Отдельная просьба к Bansarov — Андрей Николаевич, пожалуйста, перестаньте провоцировать коллег.
Следующая Ваша провокация (классифицирую именно так) — предупреждение с занесением.


Похоже это совсем не провокация, по всей видимости это есть высказывание собственного мнения! К сожалению... Ведь при непонимании смысла произведения гораздо проще обозвать "синдромом поиска глубокого смысла" поиски оного, нежели предпринимать попытки к реальному его поиску.
Другая литература > Серия "Литературные памятники" > к сообщению
Отправлено 28 августа 2024 г. 23:13
цитата Петрович 51
Вам не хватает своих? Смело обращайтесь, приезжайте. Поделюсь...


Это в советские времена всем чего-то не хватало — кому квартир, кому машин, кому шмоток, а кому и книг! Таперича же ежели чего и не хватает, то только денег! Опять же — кому тысячи, кому мильёна))) но завсегда денег! А всё прочее (ну почти всё) можно купить :-)
Ну и ещё конечно же всем теперь не хватает времени! А почему? Да просто потому что "время-деньги" :-D
Но за предложение спасибо! Вот ежели когда в серии издадут Йенсена, и не успею его прикупить, то обязательно воспользуюсь!
Другая литература > Серия "Литературные памятники" > к сообщению
Отправлено 27 августа 2024 г. 22:04
цитата Петрович 51
цитата Вадимыч
я как-то уже не слишком счастлив от своей полной серии


Хорошо ещё что не прочитали все эти книги! Тады б полнейшая безнадёга могла бы приключиться! Знание то как известно лишь умножает скорбь :-D
Другая литература > Серия "Литературные памятники" > к сообщению
Отправлено 15 августа 2024 г. 19:42
цитата Bansarov
Плюс от комментатора требуется отчётливое понимание, что ключ к половине происходящего в романе содержится во фразе про виноградные гроздья, растущие на месте ушедшей в землю крови.


А можно поподробнее об этом ключе?
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 7 июня 2024 г. 06:50
цитата Fox_Reinard
Сюрприз — это и есть анализ, а не впихивание в текст своих интерпретаций.

цитата Fox_Reinard
Вау! Сюжетом управляет автор а не вымышленный им персонаж? Вот это открытие! :-))) Но это именно анализ "извне". "Изнутри" никакого автора не существует.


Правда??? :-D
Открою "великую" тайну — "Булгаков" в данном случае на 99 процентов как раз "внутри"!

цитата Fox_Reinard
Правда? По-моему, это довольно банальные "озарения", доступные даже школьнику. Не знаю, на каком уровне развития нужно находится, чтобы воспринять эти тексты дословно... на уровне Шарикова? :-)))


Напрасно Вы так о себе ;-) Не расстраивайтесь, не Вы один не понимаете смысла поздней прозы Булгакова. Для этого всё же необходимо основательно "покопаться" ;-)

цитата Fox_Reinard
И я вам его расписал. Ни место, ни набор фокусов никак не меняют функционал свиты Воланда. Они могли "зажечь" хоть на Красной площади во время парада физкультурников — функции остались бы прежними.


А если серьезно — когда Вы написали про функцию Воланда и пр. я было подумал что с Вами есть о чем поговорить на этот счет. Но к сожалению ошибся! Поэтому прошу извинить за то что затем сделал некоторые подсказки. Они похоже Вас только обидели, но никак не подвигли к поиску...
Одно лишь скажу — функции НЕ остались бы прежними!!! Булгаков зачастую даже ни одного слова случайного не позволял себе написать, не говоря уж о целых эпизодах! И Майгель не случайно именно барон! И не случайно именно его убил Азазелло! Так же как он убил и Иуду в "античке".
Впрочем можете не соглашаться :-)
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 6 июня 2024 г. 19:09
цитата Fox_Reinard
Ну, можно анализировать изнутри текста и снаружи.

Можно! Но почему то проанализировали лишь снаружи, даже в том случае когда написали про "изнутри". А если точнее — не проанализировали, а просто пересказали то что итак написано в романе текстом. А уж если анализировать — то нужно начинать со следующего — зачем Воланд-сотоварищи появились именно в Москве, а не в Риме (конечно же волею Булгакова, а не самого Воланда как может показаться); для чего именно он организовал сеанс в варьете; почему были продемонстрированы именно такие "фокусы", а не какие либо прочие; и т.д. Только такой анализ позволит понять истинный функционал этой компашки)))

цитата Fox_Reinard
Ну
цитата Fox_Reinard
Это как раз тот уровень копания в тексте, который я считаю избыточным.

Но без такого уровня копания позднего Булгакова понять не представляется возможным! Собачье сердце — это ни разу не повесть про хирурга и собачку :-[. А МиМ — не лирический романчик про бедного философа\писателя :-)

так-то и в ершалаимских вставках есть два предателя — Иуда и сам Прокуратор.


Прокуратор не предавал! Он всего лишь смалодушничал и прикрыл свою задницу "законным" приговором, при этом искренне полагая что непрактичный философ непременно будет амнистирован. Но интрижка не прокатила. И это была ошибка! И возможна даже более худшая чем предательство! Потому как в основе её — Ложь! (а это особенно критично для смысла именно этого романа). Но всё же не предательство...
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 5 июня 2024 г. 20:42
цитата Fox_Reinard
В отличии от московской тусовки, свита Воланда — персонажи "внереальные". Для романа важна их функция, а не личность.


А можно уточнить в чем на Ваш взгляд заключается их функция?
Ну и тогда уж сразу — почему в "античности" Иуда функционирует единолично, а в "московской тусовке" его функционал поделен между Могарычем и Майгелем?
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 16 апреля 2024 г. 19:41
Н-да... Поразительное свойство Булгаковской прозы — она не позволяет себя понять подавляющему большинству читающих! Особенно СС и МиМ, которые были относительно легкодоступны в понимании смысла для современников автора, но не были опубликованы в своё время((( А для современных читателей это какой-то абсолютно неразгадываемый ребус! И даже когда даешь железобетонные подсказки — они просто напросто игнорируются( Каждому дороги собственные заблуждения)))
Если всё же сможете понять кто в античных сценах есть аналог Маргариты — всё сразу встанет на свои места! Это про Геллу, Крысобоя, и прочую античность. Но это конечно далеко не всё. С Бенгальским сложнее, он лишь часть комплекта символов, и их аналоги в будущем!!! Это относительно времени написания. Роман то пророческий...
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 14 апреля 2024 г. 19:42
цитата nigol
Всего и надо было перенести Геллу во вселенную Пилата


Она там уже была...

цитата oberond
И кем она будет? Низой?


Правильнее сказать опять таки была...

Вот только не было Геллы в исходном вопросе (Где Маргарита в линии с Иешуа и Пилатом?), так зачем же всё излишне усложнять? Роман итак не прост...
В самом вопросе же ответ! Как и подсказал уже ранее... Да и подсказка в общем то и не требуется, всё ж очевидно!
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 7 апреля 2024 г. 18:35
цитата nigol
Где Маргарита в линии с Иешуа и Пилатом?


))) Это как раз тот случай когда правильно заданный вопрос уже содержит в себе ответ!
Кино > Мастер и Маргарита. Обсуждение экранизаций > к сообщению
Отправлено 20 февраля 2024 г. 19:07
цитата Арина2
Мне уже встречалось утверждение, что в романе нет никаких смыслов, только символы. Убедительная просьба не сводить меня с ума.


??? Смыслы (и предвидения) в романе однозначно имеются. Иначе зачем бы было его создавать?
Впрочем, если непременно хочется искать их в буквально написанном верхнем слое — извольте... Результат таких поисков известен заранее :-)
Кино > Мастер и Маргарита. Обсуждение экранизаций > к сообщению
Отправлено 20 февраля 2024 г. 16:11
цитата Арина2
Я немного о другом говорила — хотел ли автор подчеркнуть, что Воланд не всесилен.


Автор (с первой же главы) хотел подчеркнуть (для внимательного читателя!) что Воланд не есть "реальный" Сатана! Несмотря на наличие в тексте множества якобы чисто сатанинских атрибутов. Но к которым всё же никак не относятся ни астрологические псевдопредсказания про Меркурий во втором доме, ни визитка с профессорской должностью, ни шахматы (далее по тексту) и пр. Всё это, как говорится, из другой оперы! :-)
И так же, в первой же главе, Воланд заверял Берлиоза и Бездомного — Имейте в виду, что Иисус существовал. Но сразу вслед за этим следует "псевдоевангельское" повествование про Пилата (как главного персонажа) и Иешуа (а вовсе не Иисуса, как было анонсировано Воландом). И этим Булгаков также сразу подчеркивает что Иешуа не есть Иисус!
Ну и наконец сам роман МиМ (по авторскому же замыслу) не имеет ни мистического, ни религиозного содержания. Поэтому все попытки анализа текста в этих направлениях заранее будут обречены на неудачу!
Чего никак не могут понять даже многие литературные критики, предпринимающие бесконечные попытки "расшифровать" роман именно в этих направлениях. :-)
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 5 февраля 2024 г. 21:48
[Сообщение изъято модератором]
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 5 февраля 2024 г. 18:58
[Сообщение изъято модератором]
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 29 января 2024 г. 19:25
цитата Karnosaur123
Я там много и ерунды понаписал по молодости


Получается что вместе с "водой" и "ребенка" выплеснули! Напрасно )))

цитата JimR
То есть, не смотрел, но осуждаю?


Еще во время написания коммента подумал что рискую получить в ответ именно эту фразу! И вот пожалуйста )))
Конечно же не осуждаю. И даже выразил надежду что фильм будет зрелищным, что уже само по себе не так уж и плохо для фильма. Но в комменте то речь шла о нахождении ключа к пониманию смысла романа! И соответственно реализации этого пониманию в новом фильме. Так вот для вынесения суждения по этой теме вполне хватило вышеприведенного комментария сценариста этого фильма. Ведь он то наверняка будет достаточно компетентен в отношении собственноручно написанного сценария )))

цитата shack4839
А, понял, внятного ответа, похоже, не будет. Я уж думал, сейчас что-то интересное узнаю


Ну разумеется я понял какого именно ответа Вы ожидаете. Наверняка ведь никак не менее наиподробнейшего смыслового анализа всего романа, причем прям от "корки до корки" ? ))) Вот только задавая подобный вопрос Вы хотя бы примерно представили себе какой объем текста для этого потребуется? Скорее всего даже и не подумали об этом )))
Уж не знаю насколько это будет интересно для Вас, но вкратце могу лишь сказать следующее — по смысловому значению МиМ не является ни мистическим, ни религиозным, ни историческим романом. И уж тем более он не является романом о тяжкой доле Творческой Личности или перипетиях Большой Любви, как это достаточно часто пытаются представлять. Вся эта вышеперечисленная мишура использована автором лишь в качестве символики, и зачастую символики многослойной и многозначной. Потому как роман в первую очередь является Символическим! А также чрезвычайно едкой и жесткой антисоветской сатирой и крайне негативным политическим прогнозом для СССР. И это было вполне понятно современникам Булгакова, и именно поэтому о его публикации до смерти Сталина не могло быть и речи! Самолично бы наверное загрыз автора, если бы сумел продраться сквозь символику ))) И даже по современному российскому законодательству автора можно было бы привлечь за одну лишь фразу — "мне больше нравится Рим, мессир" )))
И еще одна "интересность" — похоже изначально не предполагалось что роман будет символическим. Слишком уж подробно и высокохудожественно расписаны многие эпизоды. Или возможно это была избыточная шифровка?! Но в итоге символический по сути роман был "составлен" из ранее написанного без особых сокращений (речь о достаточности символики). И в результате итак не особо доступная для понимания символика романа была дополнительно "сокрыта" довольно значительными пластами высокохудожественного текста. А результат получился следующий — уже почти шесть десятилетий сотни литературных критиков бьются "лбом об стену", раздирая чуть ли не на буковки текст романа в поисках религиозного, мистического и исторического смыслов романа, которых там просто нет!!! Это всё равно что предложить дальтонику собрать кубик Рубика ))) И почему то сдается мне что сделано это было автором умышленно?! По всей видимости его фраза "чтобы знали!" предназначалась не только политикам )))
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 29 января 2024 г. 01:14
цитата Karnosaur123
Есть основания полагать, что он ни черта не понял в романе. Отсюда вульгарщина с Лениным и Сталиным среди гостей в борделе на балу Воланда


В обсуждении — ''Мастер и Маргарита'': сюжет, персонажи, идеи. — Вы действительно сделали первый шаг в понимании истинного смысла романа. И может даже не только первый?! (не дочитал пока)
Но до полного понимания точно не дошли, уж извините))) Самое забавное в данном случае что именно "вульгарщина с Лениным и Сталиным" как раз и есть те самые основания! А игрища актерские к этому вопросу имеет примерно такое же отношение как мухи к котлетам)))
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 29 января 2024 г. 00:50
цитата shack4839
а теперь про истинный смысл романа хотелось бы услышать


Разве Вы его не читали? Или может читали и тоже ничего не поняли? Как и большинство литературоведов )))
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 29 января 2024 г. 00:00
цитата просточитатель
207 минут это немало.


В случае МиМ это очень мало!!!

цитата shack4839
Вы так много про "смысл" романа говорите, что даже любопытно стало, что Вы под этим понимаете.


Пардон, если много! Но синонимы этого слова (такие как "значение", "суть", или вообще какие-нибудь "соль", или того хуже "изюм") мне не нравятся, посему приходится повторяться ))) Что понимаю? Да пожалуй то же что и все остальные, согласно определению! (Смысл — внутреннее содержание, значение чего-нибудь (в данном случае романа), постигаемое разумом.)
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 28 января 2024 г. 21:23
цитата просточитатель
Но фильм Кары мне тоже нравится!


Есть основания полагать что он единственный из режиссеров понимал смысл романа (или был близок к пониманию). Но частные заказчики (и следовательно бюджет) фильма просто не позволили его передать в столь урезанном варианте. Фильм то снимался для частного корпоративного просмотра. И теперь этого уже не узнать...
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 28 января 2024 г. 21:05
цитата shack4839
   цитата heleknar
  Хронология книги перетасована полностью

Вот это интересный и храбрый ход.


Храбрый — это в точку )))
Если не учитывать тот факт что поменяв последовательность и хронологию изложения, или исключив хотя бы самый небольшой эпизод (особенно в конце романа, где "смысловой скелет" показан лишь схематично), смысл романа станет окончательно недоступным!!!
Кино > Мастер и Маргарита (2024) > к сообщению
Отправлено 28 января 2024 г. 20:44
цитата heleknar
Это огромный роман, и чтобы сделать по нему кино, а не сериал, надо было найти к нему ключ.


А ключ то как раз и не был найден!!! В который уже раз...?! И посему получился очередной медийный продукт по мотивам МиМ. Хорошо если фильмец то хотя бы смотрибельный получился?! )))
Мудрее всех в данном случае поступил Бортко. Также не "найдя ключа", он просто взял в работу исходный текст и перевел его в видеоряд. Истинного смысла хоть и не донес (так же как и не очень просто его "разглядеть" в неоконченном варианте романа), но хотя бы максимально подробно познакомил массового зрителя с шедевром!!! Читателей то ныне раз-два и кончились (((
Произведения, авторы, жанры > ''Мастер и Маргарита'': сюжет, персонажи, идеи. > к сообщению
Отправлено 27 января 2024 г. 20:29
цитата Karnosaur123
Воланд — персонаж романа Мастера, и к Сатане отношения не имеет


Очень интересное замечание! Но возникает вопрос — почему Воланд является персонажем романа Мастера? Откуда это известно?
⇑ Наверх