Сильнейшая и шокирующая книга, которая с пугающей реалистичностью описывает грядущую гибель последнего оплота человечества, который остался после тотальной ядерной войны. Ядерной войны такой силы и масштаба, что от воздействия произведенной ею радиации погибло все (ВСЁ!!!) население планеты, кроме Австралии на момент событий, описываемых в книге. И Австралия ждет медленной и неотвратимой смерти от лучевой болезни, ведь радиационный фон прогрессивно повышается, радиация неотвратимо прет с северного полушария. Люди прекрасно об этом знают.
Очень вероятный вариант развития третьей мировой войны, когда Запад и Восток начнут ядерную бомбардировку друг друга, и потеряют контроль над количеством боеголовок со смертоносным боеприпасом. В какой то момент уже не спасет ничто, даже удаленность от зоны бомбардировок, достигнуто критическое количество радиации, выпущенной на волю. Гибнет все, не только люди. Животные, растения, рыба... не остается ничего живого. Да, кролики проживут дольше всех. Но разве это утешит кого — то? Только вызовет горестную улыбку.
Автор нам показывает свое вИдение последних семи месяцев обреченного человечества. И самым важным и острым моментом есть то, что люди знают примерную дату своей кончины, пару недель туда — сюда. Автор взял за основу жизнь нескольких людей, которые связаны родством, службой, близким знакомством, и подробно описал их последние месяцы.
Австралийский морской офицер Питер Холмс несмотря на все, продолжает службу на подлодке, которую отправляют в рейсы с единственной целью — выяснить, нет ли клочка земли, где радиация все таки не погубила все живое. Питер все понимает, адекватно оценивает ситуацию. Но принимает решение жить, как раньше до последнего. Но в то же время, понимая, что смерть от лучевой болезни очень болезненна, идет в аптеку, и берет для свей семьи таблетки для эвтаназии, которые там уже давно заготовлены. Его семья — жена и маленькая дочка. Они занимаются своими обычными бытовыми делами и обязанностями, не паникуя. Жена Питера, Мэри, приобретает, как защитную реакцию, патологичность в поведении в отношении к будущему. Она просто не допускает в свой разум идею о скорой смерти себя, дочки и мужа. Мэри строит далеко идущие планы развития их хозяйства, усадьбы. Даже требует у Питера, чтоб он купил газонокосилку, которая понадобится им весной. Крайне сложно Питеру донести до нее необходимость эвтаназии. Описание их последних дней зашкаливающе детально и реалистично. Автор так же очень подробно описывает сам момент смерти семьи Питера.
Еще одним героем, иллюстрирующим защитные реакции на невозможность принятия смерти родных, есть начальник Питера — Дуайт Тауерс. Американский моряк, он не может принять смерть жены и детей. Он всегда о них говорит так, как вроде бы они живые, и их встреча совсем скоро. Она то скоро, но на том свете. Дуайт покупает подарки жене и детям и берет это все в свой последний рейс на своей подлодке, на которой он решает закончить жизнь. Даже его любовь к Мойре, дочери местного фермера, не может никак проявиться. Дуайт честен до конца. Он женат, значит никаких интрижек. Большая половина романа посвящена именно Мойре и Дуайту. И мы все это время наблюдаем глубокую привязанность на патологичном фоне защитных реакций. У Мойры свои чудачества — она прекрасно понимает, что влюблена, что скоро конец всего, и тут бы любить друг друга до смерти и на износ, но нет. Ее предмет страсти целомудрен, в его мыслях только жена, развитие отношений невозможно. И Мойра соглашается на этот больной конфетно — букетный период без перспективы на продолжение. Влюбленные ездят на свидания, Дуайт знакомится с родителями Мойры, с удовольствием помогает им на ферме. Но ни поцелуйчика, ни мимолетных объятий.
Почему то аннотация описывает книгу, как историю любви. Но по моему мнению, это совсем не так. Роман о людях, которые точно знают, когда умрут. И Мойра с Дуайтом всего лиши одни из них, и их история всего лишь часть всеобщего сценария, а не основная в романе.
В целом, автор несколько идеализирует человечество в сложившейся в его романе ситуации. Уверена, что большинство занималось бы тем, что спивались, употребляли наркотики, убивали друг друга в жестоких, кровавых разборках, погрязли в мародерстве, насилии, и бесконечно самоубивались. Но у Шюта только один дед и его друг культурно поглощают портвейн, коим завален подвал. Да, они пьют много, но это настолько интеллигентно и красиво, что просто удивительно. Никаких тебе стенаний : "Мы все умрем!".
Отдельно хочу сказать о юморе в романе. Он тут есть. И особую остроту ему придает то, что шутят те люди о смерти, которые знают, что скоро умрут. Этот неповторимый сарказм возможен только на фоне событий, описываемых в данной книге.
Книга, которую я не взялась бы читать, если бы не игра. И относительно таких сжатых сроков, и относительно объема, и автора, и жанра — меня бы это не соблазнило ну никак.
Сказать, что было читать тяжело — тут все относительно. Первая треть, где “Прелюдия” и Первая книга интересны. Несмотря на обилие героев, их очень расширенное описание и поток мыслей, воспоминаний, событий это и правда было интересно. Каждая глава описывает отдельного героя с его личным миром. Здесь история монаха, который совершенно геройски приносит, доставляет великую святыню в храм Нортгемптона, который еще только строился, идя к цели на чистой вере. История проститутки, которая помешана на принцессе Диане, и у нее целый альбом вырезок, но в то же время ей симпатичен Джек Потрошитель. Здесь реставратор, который после разговора с ангелом в секунду стал седым.
Легче становится еще и в момент понимания, что все герои связаны между собой или родством, или совместно пережитыми событиями, начинаешь отслеживать и прикидывать, как кто и с кем связан, где предки, а где их нащадки. Тут уже книга даже немного становится семейной сагой, где несколько поколений живут свою несладкую жизнь. Слог легкий, несмотря на обилие внутренних монологов, потока сознания.
Дальше дело первалило к мальчику, который был мертвым всю вторую книгу, но в реальной жизни — несколько минут, пребывая в состоянии клинической смерти, пока врачи не убрали последствия тяжелой дифтерии. За это время он успел пережить знакомство и приключения с Мертвецки мертвой бандой, в которой очень даже просматривается история мира Питера Пэна. Также тут и Кромвель мелькнет. Эта часть тоже даже интересная, раскрытие посмертной жизни пятерых призраков детей, а как потом оказалось, не совсем детей, даже было немного юморным. И тут же автор отправляет читателя на поиск загадки начала мироздания, и его созидателей.
Но Третья книга меня растерзала. Тут автор решил поиграть в Джеймса Джойса, и повествование стало очень трудным для восприятия, понимания, вникания, для поиска смыслов и мотивов. Вроде бы это и продолжение о семье, все та же семейная сага. Но уже с такими писательскими вывертами, что чтение напоминало наждак по терке. Тут и бредовая глава о психически больной женщине, читая которую возникает ощущение какой-то дереализации. И глава — пьеса (ну это уже откровенный “Улисс”!!) И поток сознания психически больного Снежка, да позабористей, чем монолог жены в “Улиссе”. Глава “Загнан” даже описывает мысли чиновника, как опять же жена Блума в “Улиссе”.
Пишу рецензию, и понимаю, что память очень избирательно отнеслась к Третьей книге, помнит уже частично. Через месяц явно останется только общее впечатление.
И понимаю, что это все-таки, наверное, великое произведение. Автор играет стилями, жанрами, идеями...Экспериментирует, складывает, раскидывает... Опять же, все эти ссылки, метафоры, аллюзии, множество граней и отсылок хоть и попахивает Джойсом, но тут проведена огромная работа, десять лет потрачено.
Так написано на обложке. Но никакой загадки я там не увидела. Простецкий сюжет совершенно не завораживает, все карты раскрываются в первой трети книги, все злодеи на поверхности, все избранные избраны.
Есть Сульпа, он же демон, который хочет уничтожить человечество. Но есть и противоборствующая сила — Синий Ангел, которая на стороне людей. Она, как она говорит, создала жизнь на Земле, но для ее спасения ничего сделать не может, только косвенно влияет через избранных ею девушек — Рию и Леони. Каким образом проводился отбор — неизвестно. Рия живет в первобытные времена, она из корманьонцев, Леони — девушка из современного мира. И только их совместные усилия могут победить Сульпу, то есть высшее зло. и посредством наркотиков (НА СЕКУНДОЧКУ!) Леони может проникать в мир Рии, где нужно убить Сульпу. Леони попадает в программу, где исследуют влияние определенного наркотика на перемещение души во времени. Рия тоже употребляет определенные грибы которые помогают ей общаться с Синим Ангелом.
Но это еще такое. Хотя пропагандой наркотиков попахивает хорошо. Огромное количество жестоких, отвратительных, кровавых сцен делает чтение иногда просто невыносимым. Автор, возможно, хотел показать читателю жестокость последователей Сульпы, но переборщил. И очень сильно переборщил. Расчлененка почти на каждой странице, с подробными описаниями процесса, ощущений жертв. Все залито кровью. Детей просто рвут на куски. Некоторые абзацы я просто проскакивала, чтоб не читать не влияющие на сюжет сцены.
Конец книги предполагает продолжение, решающей битвы не было. Но книгу- продолжение автор с 2010 года так и не написал.Узел Времен
Эту книгу нужно воспринимать, как рассказ вашего знакомого о книгах, которые он прочитал.
Автор решил уйти от привычного ему мира фантастики, и погрузиться в мир философии, психологизмов, представив это все в нескольких рассказах, которые есть рецензии на книги. Книги, которых нет. Вот такой необычный формат. Каждая из статей оригинальна, своеобразна, с подчас шокирующим сюжетом.
В начале чтения я недоумевала, что это Лем написал такое. Книгу я выбрала особо не вдаваясь в изучение сюжета. Если Лем — значит фантастика. Но не тут то было.
Несколько статей меня особо поразили.
Робинзонады. Это роман о новом робинзоне, который попал на необитаемый остров, и там, чтоб не сойти с ума, сошел с ума, создавая в своей голове все новых персонажей своей жизни на острове. Все это скатилось в жуткий треш, особенно мне понравилось, как девушка Срединка родила трехногий табурет, так как она и сама трехногая. А потому она трехногая, чтоб не привлекать робинзона, как женщина.
Гигамеш. Как по мне — это насмешка над "Улиссом" Джеймса Джойса. Рецензия на книгу, в которой заложено столько смыслов, загадок, да что там, знаний всего человечества, что автору пришлось самому написать дополнительную книгу — толкование, чтоб читатели уловили всю мудрость. И это все затолкал в сцену пути гангстера на повешение. Там одно только название вмещает больше сотни смыслов.
Не буду служить. О персонетике, о науке искуственного создания существ. Вроде как искуственные интеллекты, заточенные в определенный мир, и не знающие своего творца, рассуждают о Боге. Поразило то, что в таком же положении можем оказаться и мы, человечество. Кто то нас создал, а теперь наблюдает.
Там еще очень много философских размышлений о культуре, о литературе, о понимании гениев. Но читать было интересно. Я давно хотела почитать что то такое, и тут счастливый случай в виде Лема с его "Абсолютной пустотой."
Сюжет о алхимиках, магии, призраках, создании гомункулуса не обещает быть скучным. Но Акройд именно эту тему сделал тягомотной, тяжелой и скучной.
Книга состоит из двух параллельных линий, современной и из шестнадцатого века. Одна о наследнике таинственного дома, где жил алхимик и маг доктор Ди, другая о самом ученом и экспериментаоре, который разработал рецепт создания человека в искуственных условиях.
Метью, герой, что живет в современном мире, и дом достался ему после смерти отца, который страшно был увлечен философией и учением доктора Ди, не помнит своего детства, только подростковые годы, выясняет у матери, что он был усыновленным ребенком. Он поражен, тем, какой ему таинственный и старинный дом достался от отца, который не очень то проявлял отцовскю любовь. Потихоньку он начинает постигать тайны этого дома, и совсем не в восторге от своих открытий.
Сам доктор Ди оказывается реальная историческая личность, который и правда жил в шестнадцатом веке, "британский натурфилософ, математик, географ, астроном, алхимик и астролог". Он был очень образованным и влиятельным ученым своего времени. Акройд же показал его каким то недалекоглядным, однобоким. Очень удивила описанная простодушность (не сказать глупость) доктора Ди в отношении своего экстрасенса Келли, который год морочил голову ангелами и видениями, а ведь он их и близко не видел. Еще и жену доктора погубил.
Читать в начале было интересно, особенно моменты современности. А вот главы с доктором Ди были для меня отчаянно скучными и затянутыми. Особенно меня добивали попыки автора показать свое прекрасное знание улиц Лондона. Да это же путеводитель какой то, думала я. Еще меня удивляло то, что они там постоянно мочатся на надгробия и могилы. Вы ж там духовность какую то ищете, а это надругательство на д мертвыми.
В идее создания гомункула некоторые рецензенты усматривают гомосексуальность автора, женоненависничество, его желание продолжать род человеческий без участия женщины.
Судя по всему, я довольно таки примитивный читатель, которому все вынь да положь, а не зарывай под тонны рассуждений, видений, недопониманий. Читая другие рецензии, которые хвалебно отзываются о данном романе, все время нахожу, что для чтения произведения необходимы постепенность, вдумчивость, смакование. Я же хотела побыстрее соскочить, читала очень быстро. Даже эти вот все аллюзии реинкарнациями, перерождениями мне не зашли. А приплетенные и довольно гнусные упоминания гомосексуализма (отношения молодого человека со стариком) и педофилии совсем как то разочаровали.