Уже некоторое время меня бесят определения фантастики как "нечто не соответствующее действительности, невозможное, несуществующее, противоестественное".
Хуже того, негативное определение фантастики противоречит тому, что писалось романтиками при вводе самого этого слова в русский язык. В самом деле:
1. Баснописец-поэт составляет один фантастический мир из двух существенных: в одном из сих последних заимствует он характеры, свойства моральные и самое действие, в другом одни только лица. Чего же я от него требую? Чтобы он пленял мое воображение верным изображением лиц; чтобы он своим рассказом принудил меня принимать в них живое участие; чтобы овладел и вниманием моим и чувством, заставляя их действовать согласно с моральными свойствами, им данными; чтобы волшебством поэзии увлек меня вместе с собою в тот мысленный мир, который создан его воображением, и сделал на время, так сказать, согражданином его обитателей; и чтобы, наконец, удовлетворил рассудку моему какою-нибудь моральною истиною, которая не иное что, как цель, к которой привел он меня стезею цветущею (Жуковский, О басне и баснях Крылова).
2. Отсутствие всякой истины, естественности и вероятности еще нельзя считать фантастическим (Гоголь, О движении журнальной литературы в 1834 и в 1835 году).
В то же время, доля истины в таком подходе есть, и, отбрасывая его, можно впасть в другую крайность. Уже упомянутые составители списков предсказаний зачастую с мясом выдирают их из совершенно сатирических произведений. Классикой здесь является статья Кагарлицкого "Был ли Свифт научным фантастом", перечисляющая, сколько научных открытий "предсказал" Свифт в описаниях некоторых из исследований Великой академии в Лагадо, хотя он всего лишь поиздевался на современной ему наукой, часть гипотез которой впоследствии подтвердилась и дожила до наших дней.
Каким же критерием можно руководствоваться, чтобы выделить фантастическое из невероятного? На мой взгляд, фантастическое — это, в первую очередь, осознание того, что нечто, не входящее в картину мира одного человека, не противоречит картине мира другого человека. Не обязательно входит в эту картину, но не противоречит. Например, буквальная реализация идиом базируется на том, что их внутренняя форма просто не осознаётся в обычном их употреблении.
Фантастическое, определённое таким образом, невозможно до открытия Другого, возвышения над позицией "Мы и варвары", характеризующей все древние культуры. Нижней границей, видимо, является открытие античности Возрождением (для тех, кто смог осознать, насколько люди античности другие), а массово фантастическое появилось в XVIII веке, когда во Франции открыли (и во многом изобрели) Восток, а в Германии — народные сказания.[2]
Надо заметить, что наука, хотя и формирует само понятие неведомого (благодаря тому, что научная картина мира, в отличие от прочих, принципиально о-граничена), может выступать по обе стороны фантастического. Она может как давать "естественные" объяснения невозможному, так и сама выступать источником того, что не укладыватся в голове. Именно второй подход позволяет назвать романы Жюля Верна фантастическими: автор твёрдо убеждён, что описывает мир таким, какой он есть, но одновременно ожидает, что этот мир станет открытием для читателя. Программа во многом самоубийственная, ведь читатель может включить прочитанное в свою картину мира, и при перечитывании фантастическое будет утеряно. Тем не менее, как показывает практика, наука во многих областях достаточно далеко ушла от здравого смысла, чтобы ознакомление с достижениями науки не приводило к их немедленному освоению.[3]
[1] Замечательная была бы картина: Керк Пирр разъясняет Т.А. Чернышевой истинное соотношение кислорода и фтора на шкале "ядовитости" для планеты.
[2] А как же Гомер, Лукиан и Апулей, спросите Вы. А никак. На мой взгляд, здесь происходит типичная аберрация восприятия: это мы сейчас читаем их как фантастическое. Очень показательно приводимое Чернышевой разделение трудов Гомера на историческую Илиаду и фантастическую Одиссею. Между тем это деление объясняется исключительно географически: действие Илиады сосредоточено в Малой Азии, практически в самом центре Ойкумены, Одиссей же шляется по дальним странам.
[3] На Зилантконе-2008 произошла примечательная сценка. Был доклад о "Вавилонской библиотеке" Борхеса, докладчик многословно восхищался его фантастическими находками, больше всего поражаясь свойствам бесконечности, с зачитыванием кусков текста. А на задних партах сидели несколько людей с математическим образованием, и отчаянно скучали. Ведь те элементарные свойства счётных множеств для них не то что не были фантастическими, они находились в самом центре их картины мира, заложенной ещё на первом курсе. И по окончании доклада Альберт Зеличёнок встал и с большим чувством прогнал телегу про то, что в крайней комнате Вавилонской библиотеки стоял сортир, в котором на здоровенный гвоздь-двухсотку была прибита книга с бесконечным количеством страниц; из каждой тысячи страниц 999 уже были использованы по назначению, но их всё ещё оставалось достаточно. Ну и я поддержал, высказываясь, что, мол, не видим тут ничего фантастического. Сейчас даже немного стыдно.