Отзывы на рассказы финала от судьи Алексея Нагацкого.
Не дело после…
Да что за полукруг этот с лучами и точками? Не понимаю. Глуп, наверное. Щас бы соли, сразу все пойму.
Решатель
Начало отличное, герою верю, жду фантастику. Дождался, и как же хорошо! Жаль, финал немного разочаровал. Да и обоснуя, как обычно, нам не дали: все хтонь, господа, расходимся. Не люблю фантастику без науки. Но сработано хорошо.
Ночь большой воды
Уберите этот анус из машинного отделения! Понравился оригинальный мир, отчасти понятны его законы, но природа творцов так и осталась чем-то совсем уж мистическим. А жаль. Героям, даже безумному капитану, верю. Есть в этой истории что-то диснеевское, хорошее. Хочу добавить, что хотя рассказ называется "Ночь большой воды", воды-то как раз в рассказе — в отличие от большинства остальных — нет. Читал с удовольствием.
Хочу жить
Написано скупо, местами шаблонно, много воды. То, что жребий упадет на Дарью, было ожидаемо, потому что с нее история и началась, но радость девочки на площади (я упорно не вижу в ней 16-летнего подростка) сработала неплохо. Дальше сюжет только радовал. Диалоги служебные, хотя речь второстепенных персонажей достаточно живописна. Нравится психологичность рассказа. Аллегория призыва на войну, вот чем мне это видится. Да, финал подтвердил это чувство. Мерзко на душе. Было бы это написано более качественно, я сказал бы, что рассказ прекрасен. До чего же обидно, что автору не хватило мастерства, чтобы рассказать эту историю более живо, не словами дракона, а показав, погрузив читателя в действие, чтобы он вместе с Дашей осознал ужас и бессмысленность происходящего.
Холодный нос Сол Нарын Сирма
Нравится атмосферность, художественность рассказа, но как же бесит неряшливость наскоро сброшенного текста с горой ошибок, опечаток, неточностей, а ведь поправить их — плевое дело. Нравится, как в самой ткани текста на разных этапах истории отражается ритм событий. Мне очень не хватило немифологического описания случившегося, я не понял, что за жесть там произошла в этом апокалипсисе и что это за карлы-демоны. Из-за этой неясности казалось бы прозрачный сюжет теряет в цене. Такое чувство, что рассказ написан за полчаса до дедлайна. Его бы доработать, чуть докрутить картину мира, и будет счастье.
Сердце
Все это очень красиво, но ни черта не понятно. Мне не хватило экспозиции, а героиня показалась слишком безвольной, так и не добралась до города.
Мой папа — космонавт
Очень смешанные чувства вызывает этот великолепный сюр. Я, конечно, рад за пацана, что он отыскал своего батю, и вот-это-поворот хороший, но что-то уж слишком все это сюрреалистично.
Praescientia
Образы отличные, а вот диалоги сухие, служебные. Отчасти речь героини оправдана тем, что она искусственное существо без эмоционального опыта, но тогда метафоры в описаниях не соответствуют ее сознанию. Если бы рассказ был написан от 3-го лица, а не от первого, образность описаний была бы уместна. Долго думал, что мне так не нравится. Понял, что дело в штампах: худощавый парень-волшебник, кот, безвольная девочка. Скучно.
UPD. Ладно, это было достаточно необычно, хотя проблематика меня совсем не трогает. Слишком вся эта фэнтезятина далека от жизни.
Сердце подскажет
Ну это притча. Смешанные чувства, скорее плохо, чем хорошо. Понравилась сообразительность главного героя, но на ней одной далеко не уедешь. Одноногая собачка и всезнающий старик это такое себе, хотя для притчи, наверное, годится.
Секрет
Автор, поди, уверен, что мы все поняли, но мы ничего не поняли.
Пятое солнце
Ощущение такое, что из рассказа пытались сделать что-то крутое, но получилась малопонятная, перемудренная мешанина из цитат, отсылок и переживаний, мне, как искушенному читателю, попросту неинтересных. Слишком много экспозиции. Слишком много лишних деталей (читай воды).
Слишком мало логики. Совсем уж сказочные понятия, такие как "дваждырожденный", "осознал себя в момент рождения", "помнил прошлые жизни" и тп.
Из-за обилия этой мифологичности в рассказе не осталось места жизни.
Огоньки
С самого начала было сложно следить за сюжетом, потому что обилие героев со странными именами отвлекали на себя все внимание. Здесь было бы лучше вначале дать экспозицию, показать их лица и постепенно открывать имена, чтобы читатель успевал свыкнуться то с одним героем, то с другим. С тем, как автор швырнул всю группу в первые же абзацы, получилась только каша имен и без того отягощенная попытками осознать лор рассказа. По окончании истории я только убедился в том, что можно было и не читать. Страшилка-пустышка для первоклашек, неинтересно.
Лис и Егорка
Твист хорош, но текст суховат, как забытая за диваном гренка.
Верю
Не верю.
Идиллия
Скок-поскок фокала утомляет. Немыслимое количество имен калейдоскопом закружило голову, не пуская пройти, пробраться через жирные массивы абзацев до финала. Стиль повествования и без того тоскливый пересказ, а тут еще суета с психами. Мне за такое не доплачивают! И как они, черт возьми, отстроились, если местные травы крошат бетон? На этот вопрос мне, пожалуйста, дайте ответ… Понравилось только, что имена и фамилии смешаны из разных культур, надеюсь, в будущем так и будет. О, раскидав локтями волкенов и психов, я все же добрался до финала! Какой сиропчик. Давай дружить. Внезапно. Не стоило того.
Весьма интересная задумка с теорией заговора – особенно занятно получилось то, что она сама по себе выглядит правдоподобно и заставляет вспомнить «страшилки», которыми пугали детей 90-х («а в жвачку лезвия кладут», «а есть игра, которая зомбирует, если долго в нее играть»). Сюжетная линия с расследованием также в целом удалась – загадка раскрывается постепенно, нужные улики возникают вовремя.
Тем не менее, для небольшого по объему рассказа здесь чересчур много задумок – опасные игровые приставки, инопланетяне, безумие девушки и моральные терзания героя, которые, в конечном итоге, выведены на первый план. Стоило убрать один элемент (скажем, инопланетян) и обыграть только теорию заговора – и рассказ смотрелся бы более цельным. А вот финал идеален – он правильно бьет по чувствам и делает историю глубже.
Замкнутый город
Атмосфера рассказа проработана прекрасно – сюрреалистический город и его несимпатичные обитатели заставляют вспомнить одновременно истории Лавкрафта и роман в «В финале Джон умрет» (который тоже мог похвастаться мерзкими монстрами). Отлично обыграна и тема яда – за героя легко переживать и гадать, доберется ли он до выхода.
Из неудач можно отметить слабые диалоги – персонажам не хватает индивидуальности и живости, несмотря на то, что это по сути довольно яркие типажи. Финальный твист тоже достаточно предсказуем – хотя последние строки получились очень хорошими и цепляющими.
Заноза
Великолепный мир и крайне интересная задумка. Отдельное спасибо за то, что детали здешнего мироустройства подаются дозированно, через описания и диалоги. Эффект погружения постепенный – и вместе с тем вопросов почти не остается, все, что нужно для понимания происходящего, в тексте есть. Сюжет развивается очень плавно, но не теряет при это темпа – небольшое провисание есть только во второй половине рассказа.
Пожалуй, женским персонажам можно было бы чуть добавить красок – несмотря на яркие описания, они вышли плосковатыми. Но трогательный и логичный финал искупает это упущение – и заставляет жалеть, что о мире не получится узнать побольше.
Рыжик
Рассказ – удачный пример того, как из давно известных элементов можно собрать нечто замечательное. Вынужденная робинзонада главного героя, обреченного на смерть в космической тюрьме, и его взаимодействие с ИИ – если разбирать все это по косточкам, то можно увидеть, что темы, в сущности, не новые. Но здесь они складываются в печальную, атмосферно написанную историю, которая оказывается намного больше суммы своих частей. Резкий скачок темпа в финале можно записать в минус – а в плюс добавить очень хорошо прописанное ощущение одиночества и тоски по ошибкам, которые уже не исправить.
Скипер-зверь
Добротно написанный постапокалипсис, которому для интересного сеттинга даже особо не нужны подробности – дроны и неназванные машины, от которых вынуждены спасаться герои, немного напоминают об эпизоде «Металлист» из сериала «Черное зеркало». Холод и безысходность удается прочувствовать сполна – текст наполнен мелкими деталями, которые отлично работают на идею.
К сожалению, персонажи проработаны не совсем равномерно – если Лене, от лица которой нам предлагается смотреть на происходящее, легко сопереживать, то дети либо не выходят за рамки сюжетных функций (Анечка в беде), либо претерпевают немотивированную метаморфозу за рамками повествования (Гриша). Видимо, следовало уделить им чуть больше «экранного времени». А вот титульная сказка о Скипер-звере вписалась отлично – она и жуткая, и поучительная, и достаточно необычная, чтобы быть центральным элементом всего рассказа.
Изморозь
Ледяной хоррор с пробирающей до костей атмосферой. Все, что касается антуража, сделано хорошо – изба и ее пугающая обитательница, тяжелые испытания главного героя и всепроникающий холод написаны ярко и сразу дергают за нужные психологические крючки. Искупить этим недостаток сюжетной оригинальности и банальный образ мертвой супруги, впрочем, не удается – штампы фильмов ужасов в некоторых эпизодах чересчур бросаются в глаза. Хотя идея «бойтесь своих желаний» раскрыта в достаточной мере – разумеется, в достаточной мере для того, чтобы этих самых желаний бояться.
Крафт
И вновь не самая новая задумка в хорошем исполнении. Переписывание собственной судьбы и исправление ошибок прошлого – иногда, как в этом рассказе, вполне буквальное. Текст очень удачно выполнен структурно – героиня словно ходит по кругу, раз за разом возвращаясь в волшебный магазин, все больше и больше увязая в желании переделать свои промахи ради того, чтобы, наконец-то, стало хорошо. Сюжету не хватает действительно яркой переломной точки – попытка создать такую вышла все же слишком мягкой, плавной, как и весь темп рассказа. Однако психологическая проработка характера удалась полностью – финальный выбор логично вытекает из всех предыдущих решений персонажа и заставляет задуматься, что бы ты сделал на ее месте.
Капсула Хоупа
Рассказ похож на НФ-истории середины прошлого века – от него веет некоторой «олдскульностью», Шекли и Азимовым, и это ни в коем случае не минус, а вполне даже плюс. Небольшая герметичная история с неожиданным финалом – ничего лишнего, абсолютно все работает на сюжет. Впрочем, недостаток деталей временами чувствуется – сеттинг можно было бы расписать чуть подробнее, и чуть меньше объяснений вкладывать в уста персонажей. Но, несмотря на это, задумка получилась – антиутопия за пределами камеры с капсулой воспринимается ясно и даже заставляет чувствовать себя неуютно.
Сансрын нисгэгч
Космический (в нескольких смыслах) рассказ с отлично продуманным сюжетом и задумкой. Объединить романтические описания монгольской степи и преданий с межпланетными полетами – нетривиальный ход, который сделал историю очень самобытной. Пожалуй, стоило уделить внимание двоим главным героям в равной степени – рассказчик слишком сильно тянет одеяло на себя, не давая как следует раскрыться второму персонажу. В остальном все на очень высоком уровне – темп не буксует, ружья стреляют вовремя, вот-это-повороты вот-это-поворачиваются, а красота сверхидеи цепляет – так что текст оказывается цельным и проработанным.
Мы, мафиози
Итальянская мафия в космосе – звучит отлично. Да и кольцевая структура рассказа оказывается довольно четкой – дети, которые расплачиваются за грехи родителей, поколение за поколением. Все это выглядит интересно – однако воплощение несколько подкачало. Если убрать из истории научно-фантастический элемент, ничего в целом не поменяется – с тем же успехом персонажи могли бы не перемещаться с планеты на планету, а переезжать из города в город. Атмосферы здесь ощутимо не хватает – ни космической, ни «мафиозной» (кто сказал «Крестный отец?»). Зато сами персонажи проработаны хорошо – братья, которые вынуждены разыскивать блудного отца, думают и действуют по-разному, и различить рассказчиков не составляет никакого труда.
Черное солнце для юного Кина
Рассказ, наполненный интересными идеями. Крылатые люди, странные технологии, которые вручены здешней цивилизации то ли богом, то ли прогрессором, миротворчество – деталей достаточно, и, вместе с тем, мало для того, чтобы полностью удовлетворить любопытство (и это, скорее, плюс). О мире хочется узнать больше – особенно с учетом того, что темп повествования не выдержан, и во второй половине текста события развиваются чересчур стремительно. Складывается впечатление, что рассказчику хотелось как можно быстрее добраться до финала – на контрасте с плавной завязкой это бросается в глаза. Удачные описания и диалоги немного сглаживают это ощущение – да и язык рассказа очень красив.
На Дону и в Замостье
Сеттинг революции встречается не то, чтобы часто – а между тем, это интересная и непростая страница истории, из которой можно выцепить немало ярких идей. Здесь получилась красивая, темная и недобрая притча о цене, которую платит каждый, кто решил менять судьбы мира – и меняться сам. Никаких объяснений фантастическому допущению не требуется – вороные кони красногвардейцев кажутся почти что стихийной, дьявольской силой, которой дополнительные детали только помешают.
Хотелось бы большей проработки характеров центральных героев – постоянное перескакивание от одного POV к другому выглядит излишним. Если бы повествование велось только от лица хромого писаря, было бы гораздо удачнее. А вот чувства рассказ вызывает с успехом – особенно в финале.
Никогда тяжелый шар Земной
Антиутопия в традициях Замятина и Хаксли – все основные элементы здесь на месте. Контроль за населением, разведение людей, запрет знаний, жесткое общественное устройство – кирпичики знакомые и виденные много раз. Тем не менее, они все еще работают – кажется, создать историю в подобном сеттинге, которая не вызывала бы чувство дискомфорта, просто невозможно. Дискомфорт есть и здесь – особенно в тех моментах, которые касаются полузвериного существования героя.
Хэппи-энд кажется немного неуместным – как и легкость, с которой персонажи разрушают веками существовавшую систему. Создается впечатление, что это не стоит почти никаких усилий – но тогда возникает вопрос, почему это не было сделано раньше. А вот из плюсов стоит отметить сочный язык – хлесткие фразы героя звучат очень уместно для его характера и обстоятельств.
Первый выстрел
Занятный мир, напоминающий о Российской Империи времен крепостного права. Концепция талантов, которые можно извлечь и превратить в жизненную силу, смотрится свежо – как и хорошая проработка сюжета, который не спотыкается вплоть до финала. Хотя объяснений тому, как, в конце концов, работает система «выстрелов», для чего нужны цензоры и как именно применяются таланты, хотелось бы побольше – из обрывков видно, что рассказчик продумал больше, чем попало в текст. А вот главные герои вышли на диво обаятельными – первая любовь барина и крепостной девушки смотрится очень трогательно.
Богознаменье
Очень интересный сеттинг и мир, которому трудно отыскать аналоги – и это огромный плюс. Текст грамотно погружает читателя в происходящее, а здешние правила подаются дозированно, но достаточно для понимания. В результате возникает картина яркого, причудливого общества, где переплетаются высокие технологии и магия. Возможно, финал вышел несколько размытым и недостаточно понятным – его стоило проработать чуть лучше. Но это почти не мешает – красота слога и напряженный сюжет все равно делают рассказ очень и очень достойным.
Роение
Нетривиальный хоррор, который пугает больше психологическим аспектом местного фантастического допущения, чем внешними эффектами. Антураж революционной России делает происходящее еще более неуютным, а атмосфера напоминает фильмы Дэвида Линча – тоже ничего не понятно, но очень интересно. К сожалению, ближе к финалу сюжет начинает буксовать – скомканное объяснение и развязка портят выстроенную до этого атмосферу. Да и без вставки с «прямой речью» профессора можно было бы обойтись – она тоже нарушает ритм повествования. Зато задумка с дроблением сознания и сверхсилами выглядит в известной мере страшно, чтобы запомниться.
В круге чтения почти все жанры, но наиболее ценимое — научная фантастика.
Самые любимые и уважаемые писатели — Станислав Лем и братья Стругацкие.
Главное в фантастике — идеи.
В последние года активно использовал Фантлаб как замечательный интегратор оценок и отзывов, помогающий упорядочить и систематизировать чтение и делать интересные находки.
Любава Горницкая — российский фантаст, автор прозы для подростков, литературный редактор.
Предпочитает как автор социальную фантастику и магический реализм.
В 2021 году с рукописью дебютной антиутопии «ОЛИМП|и|Ада» вошла в лонг-лист премии "Книгуру" и шорт-лист Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина, в 2023 — в лонг-лист АБС-премии.
В 2022 вошла в шорт-лист "Книгуру" с рукописью антиутопии «Теорема близнецов» (готовится к изданию в издательстве «Волчок»).
Избирательный читатель, для которого проработанность и логичность мира и психологическая достоверность персонажей важнее, чем жанр текста.
С детства была влюблена в цикл В.П.Крапивина «В глубине Великого Кристалла», "Земноморье" Урсулы Ле Гуин и "Мир Полудня" братьев Стругацких.
Любава — магистр филологии, кандидат филологических наук (русская литература).
Павел Усачёв — сценарист, автор нескольких полнометражных фильмов и ведущий канала про кино "ПАША В ОГНЕ".
Иногда пишет фантастические рассказы и повести. Очень любит небольшую форму, так как уверен, что это является высшим пилотажем для автора — выразить мысль в сжатом формате:
"Разливаться мыслью по древу довольно просто, но донести идею, удивить, предложить читателю поразмышлять в короткой форме — это действительно нетривиальная задача".
Открыл для себя фантастику в 9 лет, когда прочел свой первый фантастический рассказ. А затем... Впрочем, дальше Павел расскажет сам:
Затем я открыл для себя фэнтези, лет в 11 и уже в 12 или 13 я прочёл первую книгу Роберта Асприна из цикла "МИФы", сборник рассказов Станислава Лема и "Град обречённый" братьев Стругацких.
Первыми фантастическими фильмами для меня стали картины "Чужой", "Звёздный десант" и "Звёздные войны: Новая надежда". И скорее всего именно кино стало для меня поворотным моментом, когда я влюбился в фантастику. Наверное поэтому я и стал сценаристом, а не писателем. Хотя, после просмотра всего, что хоть как-то имело отношение к фантастике, я сел читать всю фантастическую литературу в доме. Так я познакомился с Брэдбери, Гаррисоном, Кларком.
А какие авторы самые любимые?
Артур Кларк, Станислав Лем, Питер Уоттс, Рэй Брэдбери, братья Стругацкие.
Первый фантастический текст вы написали в каком году?
Первый по-настоящему фантастический текст я написал году в 2011. Им стала так и не дописанная (хоть я и не бросаю надежд дописать) книга "Небесная механика" про приключения Капитана Ричарда, бортинженера Кеши и их робота Саймона на космическом корабле с названием "Kronshtadt".
В каких поджанрах фантастики пробовали свои силы. А в каких ещё нет, но хотели бы?
Пробовал разное. Вот, последним экспериментом стала повесть "Судья" — моё размышление о будущем человечества, в котором приговоры выносит народ, а исполняет наказание выбранный этим народом палач. Каких-то определённых планов нет, хотя, сейчас разрабатываю сценарий в жанре киберпанка.
В выборе тем для видеороликов вы руководствуетесь жанром, или канал — площадка максимально широких вкусов?
В первую очередь я руководствуюсь своим интересом и своим вкусом. Я не стану снимать о том, что мне не интересно — это главный критерий, которым я руководствуюсь. А так как канал в первую очередь — про меня, то выбор тем, вкусов и мыслей не ограничен ничем, так как я — живой человек, я меняюсь, нахожу новое и некоторыми вещами мне хочется поделиться с людьми.
Свою работу в составе жюри конкурса Павел начнет в финале.