| |
| Статья написана 15 мая 2019 г. 21:51 |
«Я, Братская ГЭС…» Михаила Савеличева — это текст «неформатный», как будто специально написанный для «Новых горизонтов», хотя «локация» — советский миф — и приемы работы с ним — постмодернистская игра — не столь новы, сколь традиционны для литературного мейнстрима 80 — начала 90 годов прошлого века, времени крушения советских идолов. Необходимо добавить, что текст сделан очень качественно. Итак, в центре — советский миф, а точнее одна его разновидность – миф шестидесятнический, показаный с точки зрения не очень симпатичного героя, а именно известного поэта шестидесятника, в котором нельзя не узнать Евгения Евтушенко. (Отдельный вопрос: насколько корректно так работать с образом реального человека? Я все же думаю, что это не очень корректно). Однако, полной деконструкции не происходит: автор все время балансирует на грани, обнаруживая себя то внутри этого мифа, то вне его . Он то верит, то не верит. То сливает с героем, то насмехается над ним. Если рационализировать то, что происходит с этим мифом, то получается следующее: «Миф о героизме советских первопроходцев-разведчиков будущего – это наваждение, неправда, но это святая неправда, потому что она делает человека причастным сакральному единству, если не сказать, святому братству. Таков нас возвышающий обман. А КГБ – это все равно плохо». Сама по себе тема страшно интересна. Советский дискурс деконструировали несчетное количество раз, а он все равно «живее всех живых». Почему? На этот вопрос необходимо ответить с позиции нашего времени. И вот мне кажется, что в идеи сакральной субъективности, представленной в книге, не хватает последнего шага: здесь построен постамент, но на нем нет кумира. А кумир есть, Для шестидесятников – это Ленин. И если бы в конце Братская ГЭС оживила Ленина, это было бы логичным завершением сюжета, опрокидывающим эту историю в тотальный и страшный абсурд. Но тогда, думается мне, исчезла бы амбивалентность. Вообще, деконструировать язык шестидесятнического агитпропа с позиции сегодняшнего дня – более, чем достойная задача для писателя. Но не уверена, что Савеличев ставил перед собой именно такую задачу. Есть ли там что-то помимо изящной литературной игры в «советскость», помимо интертекстуального кружева? Подозреваю, что в парадигме этого текста, эти вопросы будут не только безответными, но и неуместными.
|
| | |
| Статья написана 15 мая 2019 г. 21:49 |
Сборник произведений по мотивам творчества Марины и Сергея Дяченко в продаже! У меня там опубликован очень важный для меня текст — рассказ "Я вышел на подмостки" по мотивам повести "Кон". И еще один рассказ, под псевдонимом... Называть не буду, ибо интрига. Конкурс был анонимный. Я написала два рассказа. Получилось так, что оба рассказа попали в топ и меня попросили, один из них "засекретить". Купить книгу можно здесь: https://book24.ru/product/ligr-5220904/?u...
|
| | |
| Статья написана 8 апреля 2019 г. 20:36 |
Мало что так не любит современны человек, как власть в любых ее видах, от начальника до священника, от учителя до инспектора ГИБДД. И мало что так любит современный человек, как власть: от тирана с посохом в руках, убивающего своего сына, до тирана с трубкой и с усами. Сборник «День коронации» — это еще одна книга из «имперского проекта», который делает номинант Патриаршей литературной премии Дмитрий Володихин совместно с писателем Сергеем Чекмаевым. Еще одна попытка создать идеальный образ власти в ее монархическом изводе. Как и все подобные сборники, «День коронации» был составлен из рассказов, написанных под определенное техзадание. Тем интереснее увидеть те общие черты, который легли в основу портрета «благородного прекрасного юноши» (определение Дмитрий Володихина), гипотетического наследника престола. Многие невнимательные читатели восприняли как сборник собрание рецептов о том, как надо восстанавливать монархию. Но никаких рецептов там конечно, нет. «День коронации» — это не сборник монархических утопий, а скорее, попытка проверить утопию на жизнеспособность. Все авторы изобразили не миропорядок, плохой или хороший, но человека, которому в этом мире придется жить, этой власти — подчиниться, за этого монарха — жертвовать жизнью.
Итак, фантазия на тему дня коронации. Фантазия — это не только область мечты, но и область страхов. Что для современного человека самое страшное в идее монархии? Это страх перед возрождением сословных границ. А вдруг мы, как и наши предки, станем холопами при аристократах? За этим страхом, за этой неприязнью стоит вполне реальное положение вещей: чудовищное имущественное расслоение в современной России, неработающие социальные лифты. Все это мы имеем прямо сейчас безо всякой монархии. Этот страх лег в основу рассказа Анны Ветлугиной и Дмитрия Максименко «Собачий блюз». Монархия в рассказе — это сословное общество, где твое положение зависит от чистоты крови, от родовитости. Сословное общество нарисовано здесь без всякого сочувствия к старой-новой аристократии. Главные герои — родовитые дворяне — не могут зачать наследника естественным образом и прибегают к услугам суррогатной матери из социальных низов. Получается принц и нищий в одном лице. Более того, бесплодные аристократы оказываются еще и безнравственными людьми: покупая себе наследника у суррогатной матери, они планируют ее убить, чтобы она не продала тайну рождения главного героя. Хорошо, хоть юноша не подкачал: он принял решение признаться в своем низком происхождении, тем самым загубив свою карьеры, для того, чтобы спасти жизнь женщине, которая его родила. Монарх, точнее его представитель, — некий великий князь — личным решением оценил благородство мальчика, и хороший человек оказался на вершине власти. Нужна ли монархия для того, чтобы оценить моральные качества человека? Конечно, нет. Однако при монархии, личное решение может отменить действие несправедливого закона «в частном порядке». Неожиданно большое внимание в сборнике уделено проблеме «а что скажет насчет коронации «цивилизованный мир»? В рассказе Олега Дивова в день коронации Россия и бездуховный Запад взаимно показывают друг другу «кузькину мать». День коронации должен стать началом то ли мировой войны, то ли конца света. Западные журналисты смотрят на прекрасную монархическую Москву и ничего в ней не понимают. Монархическая идея тут фактически растворена в идеи патриотической: у нас особый путь, мы сами по себе, оставьте нас в покое! В рассказе Романа Злотникова показана та же ситуация, но уже без третьей мировой на горизонте: зарубежная журналистка никак не может понять этих ненормальных русских. А для тех, кто кричит, что «во всем виноват Путин», очень подойдет рассказ Татьяны Беспаловой «Тойон», о котором больше ничего говорить не буду, дабы не уничтожить интригу. А какова будет реакция российского общества, если на горизонте власти и правда замаячит настоящий «благородный, прекрасный юноша»? Все будет очень просто: его постараются убить или иным способом, пусть и особо жестоким, убрать с «шахматной доски большой политики». А вот сумеют осуществить свое намерение, или нет, -- другой вопрос, поскольку за претендента могут вступиться иные силы, паче человеческого разумения. Историческая травма — убийство невинного юного мальчика царевича Алексея — всплывает в той или мной форме почти у всех авторов сборника, например в рассказах «Заря идет с востока» Далии Трускиновской и Дмитрия Федотова, «Лицей особого назначения» Наталии Иртениной, «Голос тех, кто есть» Дмитрия Казакова. «Со скамейки запасных» Сергея Сизарева — один из самых сильных рассказов сборника, динамичный текст, где наследника престола, которого, как юного короля Артура, прячут от общественности, пытаются убить не кто-нибудь, а постчеловеки — драконы и их бесчеловечные слуги, в сущности, рафинированная нечисть будущего. Благородный прекрасный юноша не выживет в таких условиях, а вот малолетний бандит сможет пройти все испытания и стать отличным самодержцем. Кроме сатирического пафоса в рассказе представлено своеобразное решение того, как сломать психологический барьер между народом и монархом: будущий царь поднялся из самых низов, он «в доску свой», он знает, что прежде, чем играть в благородство, нужно просто научиться выживать. Чем не национальная идея? Несколько особняком стоят рассказы Игоря Прососова и Григория Елисеева. Они задаются вопросом не столько об особенностях монархического правления, сколько о моральных качествах любого правителя вообще. Григорий Елисеев начинает с довольно смелого в рамках заявленной темы фантастического допущения: представим себе, что мы должны не выбрать, а создать идеального правителя. С какой реальной личности будет срисован ментальный портрет искусственного интеллекта, которому предстоит носить виртуальную корону? Петра I? Екатерины II? Александра III? Однако очень скоро автор уходит от заявленной темы, богатой сатирическими обертонами в другую сторону: искусственный интеллект, лишенный эмпатии, строит модель своего поведения, только исходя из соображений целесообразности (принимая как должное, что среди простых людей могут быть жертвы). И если, исходя их этих самых соображений, нужно убить человека, которого ты только что защищал, искусственный интеллект сделает это, не повышая голоса. Подобную логику иначе как людоедской не назовешь, а правитель должен исходить из интересов простых людей… Простые люди, их жизнь и смерть не должны, не могут восприниматься как цифры! Игорь Прососов рассматривает в некотором смысле прямо противоположный вариант: а что если на троне, у власти окажется не слишком плохой, а слишком хороший человек? Скажем прямо – святой? И приходит автор к выводу, что святому не место у руля власти. Его дело – молиться, а управлять отечеством должен не святой, но рыцарь. Немного странным кажется мне представление о святости, заявленное в этом рассказе: как будто святость – это некий постоянный признак, присущий человеку, как национальность или цвет волос. Все-таки святость – это путь к Богу и только после смерти можно говорить о том, что Господь прославил того или иного человека как святого. И опять же святой на престоле – явление отнюдь не исключительное в русской истории, начиная от князя Владимира и заканчивая Николаем II. Это только кажется, что честность и душевная чистота не совместимы с политикой, а на самом-то деле… Собственно, фантастические монархисты и монархические фантасты как раз и делают свое прямое дело — пишут тексты именно для того, чтобы как минимум поколебать устроившиеся в обществе представление о непременной нравственной порочности человека у власти, как максимум – ввести в поле открытой дискуссии мысль и религиозной составляющей феномена власти. Сознание да определит бытие!
|
| | |
| Статья написана 18 марта 2019 г. 19:44 |
Сборник "Лигр" продаже с первого мая! В этом сборнике будет мой рассказ-победитель конкурса произведений по мотивам миров Марины и Сергея Дяченко "Я вышел на подмостки". Это мой первый опыт написания рассказов. С тех пор прошло два года, у меня появилось несколько публикаций в фантастических сборниках и даже роман. Но если бы супруги Дяченко не объявили тогда конкурс, ничего бы у меня не было. Мне бы просто в голову не пришло, что я могу что-то написать, кроме литературно-критической статьи. По ссылке доступен ознакомительный фрагмент книги, в том числе список авторов, представленных в книге: Акимова М., Батхен Н., Васильев В., Вереснев И., Голиков А., Демидов Р., Дяченко М., Дяченко С., Живетьева И., Иванова Е., Круш В., Лаевская Е., Логинов С., Лукьяненко С., Мушинский О., Образцова О., Олди Г. Л., Панченко Г., Родионова И., Сердюк С., Тихомиров М., Тихонова, Удалин С., Федорчук Е., Френклах А., Харькин Б.. и вступительная статья Марины и Сергея Дяченко.
|
| | |
| Статья написана 8 сентября 2018 г. 10:09 |
Я долго не могла написать обещанный Борис Толчинский отзыв на третью книгу из его трилогии. Причины были две. Во-первых, я понимала, что мне придется говорить вещи, неприятные для автора, а я не делаю этого без крайней необходимости. Во вторых меня смущали автокомментарний автора в фейсбуке. Я никак не могла соотнести их с текстом. Теперь, вроде бы получилось. На самом деле это никакой не комментарии, это часть проекта. Потому что «Божественный мир» — это не собрание текстов, это проект, главным героем которого является сам его автор, демиург и творец этого мира. скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Этот автор бесконечно любит свое творение, своих героев, он готов сражаться с целым миром за эту историю. И в своей практически безнадежной борьбе автор (как часть проекта) очень интересен: это сильный герой с сильной мотивацией, попавший в драматическую ситуацию. Мне гораздо интереснее наблюдать за ним, чем за номинальными главными героями его текстов. Он умен, интеллигентен, симпатичен и... коварен. А еще у него есть миссия — некая идея, которую во чтобы то ни стало, нужно донести до человечества. Что же это за идея? Из текстов трилогии это понять невозможно, зато в фейсбучных постах эта идея вырисовывается со всей очевидностью. «Божественный мир» — это утопия. Именно так выглядит, с точки зрения Бориса Толчинского, идеальное государство. В «Божественном мире», в отличии от нашего, не божественного, а обыкновенного — все как надо. С артистической изобретательностью он изыскивает все новые и новые поводы, чтобы сказать: смотрите как плохо в мире реальном и как хорошо в мире моих фантазий! А что же там, в мире, придуманном Толчинским, хорошо — спрашиваю я себя и не нахожу ответа. Это мир сытых негодяев. В нем не то, чтобы жили плохие люди, нет, в нем просто атрофировано само понятие морали, о чем с большим изяществом рассуждает главная героиня — Юстина. И этот аморальный дискурс нравится автору. Видно, как он с большим одобрением наблюдает за тем, как его персонажи лгут, убивают, насильничают. Единственный персонаж, в котором есть элементы привычной нам человечности — это Корнелий. В этом герое есть потенциал, может быть потому, что он очевидно «списан» с автора книги. Вернее был бы потенциал, если бы не одно «но». Но этот персонаж (сейчас будет спойлер!) спит с собственной дочерью. Из текста очевидно, что он начал насиловать ее с детства. Может быть для амореев это и нормально, но мы то не амореи и... короче, зарубили персонажа с первых же страниц саги. Теперь еще один вопрос. Ну, хорошо, мы плохие, наш мир погряз в том и этом, амореи молодцы и создали клевую цивилизацию. Чем они лучше нас? В чем они правы, а мы — нет? Где произошла развилка? А нигде. Сытую жизнь амореям обеспечили некие сущности — аватары. Они, как волшебник в голубом вертолете, спустились на землю и дали амореям волшебный эфир и наставления — как жить. При чем тут религия и бог, я вообще не поняла. То есть, поняла — Бог тут ни при чем. За право ходить в расшитых золотом платьях и летать в дирижаблях аморийцы заплатили дорогую цену. Они отказались от Бога. Напоследок скажу о хорошем. В третьей части трилогии видно, что автор вырос в уровне владения ремеслом. Вырос как рассказчик и как мастер по созданию остросюжетной интриги. История с диадемой, торг Софии с Корнелием — хорошо. У меня все.
|
|
|