| Статья написана 6 сентября 2019 г. 22:12 |
К сожалению, первые два романа моей серии "Хроники Иберлена" показали в серии "Магия фэнтези" низкие продажи. В связи с этим выход финального тома трилогии на бумаге откладывается. Будет ли он издан — я, к сожалению, точно сказать не могу, это зависит от продаж первых двух книг в ближайшие месяцы. Однако издательство разрешило мне продавать третью книгу цикла, роман "Времена огня и погибели", на сайте Author.Today. Приобрести подписку на него можно по следующей ссылке https://author.today/work/44194 Благодарю ресурс Author.Today за предоставленный мне коммерческий статус! По следующим ссылкам желающие могут приобрести первые два романа трилогии: https://www.labirint.ru/books/681899/ Заказать бумажную версию первой книги https://www.litres.ru/anatoliy-bocharov/r... Купить полную электронную версию первой книги https://www.labirint.ru/books/682974/ Заказать бумажную версию книги второй книги https://www.litres.ru/anatoliy-bocharov/k... Купить полную электронную версию второй книги Буду рад покупкам первых двух книг, так как это может повысить шансы на доиздание цикла.
|
| | |
| Статья написана 18 июня 2019 г. 05:34 |
Марк Лоуренс — один из популярных за рубежом авторов, вошедших в жанр фэнтези на волне успеха "Игры престолов" и расцвета темного фэнтези. Он пишет примерно в том же направлении, что и Джо Аберкромби, хотя и несколько все же уступает ему в известности. И заслуженно, на мой взгляд, если забегать вперед. Хотя и сам Аберкромби пишет более чем спорно, Лоуренс пишет еще более спорно. Дебютная работа этого автора — трилогия "Разрушенная империя", состоящая из романов "Принц терний", "Король терний" и "Император терний". Трилогия объединена сквозным персонажем — юным принцем Йоргом Анкратом, и описывает его карьерный взлет от главаря банды дорожных разбойников до повелителя континентальной империи и спасителя мира от темных сил. Сам мир представляет из себя постядерную Европу далекую будущего, деградировавшую до состояния нового средневековья и раздираемую бесконечными феодальными войнами. Такой сеттинг мне интересен, и это отчасти обусловило, что я прочитал все три книги этой серии — хотя не понравилась мне уже первая. Но обо всем по порядку.
Как мы узнаем из романа "Принц терний", принц Йорг из дома Анкратов — 14-летний юноша, уже четыре года как возглавляющий шайку эдаких вольных стрелков и ведущий партизанскую войну на охваченных хаосом территориях. Йорг стремится отомстить графу Ренару, своему родному дяде, за мать и младшего брата. Когда Йоргу было десять лет, его родственников убили люди Ренара, а отец Йорга, король, не стал за жену мстить, приняв от Ренара откуп. Вскоре после этого король Олидан вновь женился. Он хочет завести нового наследника, а от Йорга был бы не против избавиться. Почему король так относится к единственному уцелевшему сыну, который при этом показан как храбрый и смелый молодой воин, я из первой книжки так и не понял. Видно, этот король просто плохой человек. Ладно, бывает. Итак, когда десятилетний Йорг потерял мать, он решил мстить за нее сам, и сколотил собственную шайку разбойников. Благодаря уму, жесткости и красноречию мальчик стал у них лидером. В 14 лет он уже выигрывает небольшие битвы. При этом Йорг начитан, не против полистать на досуге после битвы какого-нибудь древнего философа, изучал с наставником в отцовском замке искусство ниндзя (по книжке с картинками, которую тот привез из Японии) и мечтает стать императором, чтобы остановить войны в Европе и навести порядок. Периодически Йорг красиво и пафосно об этом говорит. В общем, вы уже поняли наверно, что главный герой — сияющая мэрисья. Поймите меня правильно — да, в средневековье раньше взрослели. Да, на войне подростки взрослели особенно быстро. Но никакое средневековье не заставит меня поверить, что десятилетний мальчик может рассуждать следующим образом: — Это невозможно сделать, — заявил нубанец. — Есть вещи, которые легко преодолеть при желании, — возразил я. — Невозможно, — повторил нубанец. — Это не для тех, кто хочет прожить хотя бы пять минут после того, что сделает. — Если бы мне нужен был просто убийца, готовый пожертвовать собственной жизнью, то Сотня давно превратилась бы в Дюжину. — Мой отец пережил несколько покушений, при которых предполагаемые убийцы даже не делали попыток сбежать. — Ни от одного из претендентов на Имперский трон так легко не избавишься. Нубанец повернулся в седле и хмуро посмотрел на меня. Он давно отказался от попыток выяснить, откуда ребенок так многое знает. Интересно, сколько еще потребуется времени, чтобы он перестал отговаривать меня от задуманного. Я слегка пришпорил коня. Казалось, за последние полчаса башни графского замка не приблизились ни на дюйм. — Надо узнать, чем сильна оборона графа, — произнес я. — Выяснить, что он считает самым верным. На что возлагает свои надежды. Нубанец снова нахмурился. — Выяви слабое место врага, — сказал он, — а потом стреляй. Он ласково провел по тяжелому арбалету, пристегнутому к седлу ремнем. — Но ты же сам утверждал, что это невозможно, — возразил я. — Причем много раз. — Спасаясь от холодного вечернего ветра, я посильнее закутался в плащ. Я отнял его у высокого человека, поэтому он свободно болтался на мне. — Выходит, ты ищешь самый верный способ проиграть. На мой взгляд, это смешно и неправдоподобно. Будь Йоргу в этом фрагменте 15, 16, 18 лет — ладно. Но не десять же. Перебор. В основном действии, когда Йоргу уже недавно исполнилось четырнадцать (за несколько дней до того), отец, решив видно избавиться от слишком умного и крутого отпрыска, поручает ему с небольшим отрядом взять Красный Замок — неприступную пограничную вражескую крепость, защищенную многочисленными гарнизоном. Этот замок никто не мог взять много лет, и король рассчитывает, что Йорг там погибнет. Я не знаю, зачем ему это. Король плохой, я уже сказал. При этом мать Йорга была из другого королевства и, по идее, отправив ее сына на смерть, Олидан может рассориться с тем государством, если об этом кто-то узнает. Ну а как же — женился на какой-то новой даме, на прежний союз наплевал, за королеву даже не мстил, сына ее отправил в безнадежный бой... Но не похоже, чтобы это хоть как-то кого-то волновало. Итак, Йорг получает невыполнимую миссию. Из документа, найденного им в отцовской библиотеке, ГГ узнает, что Красный Замок построен на месте старой военной базы, в которой хранится химическое оружие. Йорг решает поджечь этот склад, чтобы отравить газами гарнизон. До Йорга эта идея никому в голову не приходила. Йорг проникает в подземелья крепости, миновав тайные ходы и, видимо, заброшенное метро или что-то типа, населенные мутантами и таинственными колдунами, поднимающими живых мертвецов. (В этом мире существует настоящая магия, о чем будет пояснено позже). Сам склад никем не охраняется, его дверь не заперта — "электромагнитные болты", видите ли, размагнитились, как доверительно сообщает местный ИИ. Йорг сотоварищи поджигают запасы оружия и успевают сныкаться. Успевают весьма вовремя, так как оказывается, что на складе также хранилась ядерная бомба — и вся крепость весело взлетает к чертям. С ядерной войны прошла тысяча лет, королевства Анкрат и Геллет воюют давно, но за эти годы никому прежде Йорга не пришла мысль заглянуть в тайник древнего оружия и так или иначе им воспользоваться. Также гарнизону крепости не пришло в голову этот тайник охранять, хотя о разрушительном древнем оружии тут все наслышаны. О, это так прекрасно, когда все в книге идиоты, кроме сияющего военного гения ГГ. Напоминает врагов Рокэ Алвы (персонажа "Отблесков Этерны" Веры Камши), с той разницей, что Алве было не четырнадцать лет. Финал книги особенно плох — там рассказывается, как Йорг встречается со злоумышлявшим против него колдуном-телепатом. Установив над разумом Йорга ментальный контроль, колдун обездвижил его — однако поскольку вокруг разворачивалось сражение, Йорга пнула в спину подбежавшая лошадь, он упал прямо на колдуна и проткнул его кинжалом, который сжимал в тот момент в своей руке. Более глупой смерти злодея я не видел больше нигде. Книга оставила у меня очень противоречивые впечатления — однако я все же взялся за второй роман. Если "Принц терний" был историей достаточно неправдоподобной, но хотя бы динамичной и бодрой, "Король терний" удивительно зануден и затянут. Он почти вдвое толще первой части — и это увеличение объема совсем не пошло ему на пользу. Как и в первой части, мы следим за развитием двух сюжетных линий, разворачивающихся попутно в настоящем (когда Йоргу 18 лет) и в прошлом (когда ему 14). В обеих линиях сюжет развивается ужасающе медленно. Как будто бы что-то происходит — какие-то стычки, приключения и открытие новых локаций на карте — но все это довольно бессвязно, и большей части событий могло бы и не быть. В особенности сказанное касается линии флешбеков. В ней 14-летний Йорг, к слову, по-прежнему демонстрирует те же мудрость и харизматичность, так раздражавшие меня в первой части. Мальчик вырос в маленьком средневековом городке, пусть и был сыном местного удельного короля, и с десяти лет шлялся с разбойниками по глухомани, однако это не мешает ему почти в каждой главе цитировать античных авторов, старинных философов и поэтов времен эпохи Ренессанса, вспоминать при случае любые исторические факты, а также демонстрировать познания в высшей математике. Йорг обожает философствовать и выдавать к месту и не к месту сложные рассуждения о судьбе человека и роли личности в истории. Он размышляет как интеллигентный и поживший на свете мужчина средних лет, а никак не как пацан, ничего кроме крови и грязи в жизни считай и не видевший. Да, при этом говорится, что наставник в отцовском замке до десяти лет дал Йоргу классическое образование... но мало кто из нас в десять лет имел такой багаж знаний, а выросли мы в куда более цивилизованную эпоху. Во флешбеках Йорг странствует по Европе. Сначала ему надо отвезти затесавшегося в его отряд мальчика-пирокинетика к живущему на севере Германии опытному магу, чтобы тот научил ребенка владеть даром, который иначе окажется неуправляем и опасен. Затем Йорг едет в Испанию — повидать своих родственников по материнской линии и заручиться их поддержкой на случай возможных проблем. Попутно он встревает во множество дорожных приключений, наподобие стычек с разбойниками, спасения попавшихся ему по пути несчастных и совершения тому подобных добрых дел, положенных герою фэнтези. Книга порой пытается убедить нас в том, что она является дарком, живописуя кровь и кишки в боевых сценах, но поскольку ведет себя Йорг как типичный странствующий рыцарь, пусть и несколько циничный, смотрится это все неубедительно. По большей части эти приключения лишь расширяют объем. На меня они навевали скуку, так как все они довольно банальны. В настоящем времени мы наблюдаем за событиями одного-единственного дня, когда замок Йорга осажден силами могущественного принца, желающего подчинить себе континент. Враг привел армию из двадцати тысяч бойцов, когда Йорг располагает примерно тысячей. Тем не менее, за этот размазанный по книге и прерываемый флешбеками день Йорг одерживает сокрушительную победу. Сначала его лучники удачно обстреливают вражеские отряды с выгодной позиции на горных склонах, потом Йорг заманивает врага под снежную лавину во все тех же горах, наконец его невеста обрушивает на неприятеля боевую магию из подаренного ей родителями артефакта. Хотя врагов очень много, они ведут себя без инициативы, как боты в компьютерной игре, и послушно заходят в расставленные им ловушки. В финале Йорг сходится в поединке с вражеским командующим. Когда противники оказываются близко друг к другу, Йорг выхватывает найденный в своих странствиях пистолет и стреляет по своему противнику. Вот только у Йорга в этом мире есть пистолет, угу. Герой одерживает победу и продолжает свой путь к императорскому трону. Я оказался в некоторой расстерянности по итогам этого романа. Казалось бы, известный на весь мир автор, раскрученная и распиаренная серия — а между тем, это абсолютно примитивный боевик со всесильным героем, идущим к трону. Все как положено, в худших традициях жанра. Тут даже добавить что-то сложно, текст говорит сам за себя. В такого героя поверить очень сложно — он слишком крут для любого возраста, а мир, по большому счету, напоминает скорее локацию из компьютерной игры, в которой Йорг может продемонстрировать свою крутизну. Почти все остальные герои не важны и являются лишь статистами, помогающими или мешающими Йоргу одержать победу. Какой-то индивидуальностью обладают лишь Катрин, возлюбленная Йорга, и противостоящий ему принц Оррин, но их доля в тексте очень мала. В остальном мы видим товарищей Йорга — совершенно однотипных бравых ребят с большой дороги, которых сложно различить меж собой. Несмотря на все свои сомнения, я все же, чтобы добить уже это дело, прочел "Императора терний" — заключительную книгу трилогии. Не могу сказать, что она произвела на меня сильно приятное впечатление. В целом, сюжет стал ровнее, с меньшим количеством натяжек, да и супергероизм Йорга уже менее надуманный — хотя бы потому, что я просто привык к тому, что Йорг супер-крутой. Но в целом "Император терний" продолжает линию, начатую двумя предыдущими книгами. Есть флешбеки, в которых мы видим прямое продолжение приключений Йорга, начатых в предыдущем томе, и видим настоящее время, в котором Йорг борется за императорский титул. Попутно всему миру угрожает нашествие живых мертвецов, которыми правит загадочный Мертвый Король. Мы больше узнаем о мире, в котором происходит действие. Так, например, объясняется, откуда в нем взялась магия — она стала результатом эксперимента, который древние ученые поставили над самой структурой реальности. Тем не менее многие подробности сеттинга, его развития и его устройства так и остались о кадром — для целой трилогии о мире было сказать довольно мало. У Лоуренса есть еще одна трилогия, посвященная тому же миру, но с новым главным героем — однако я ее читать уже не стал, и вряд ли захочу это сделать в будущем. У "Разрушенной империи" имеются определенные достоинства — так, например, временами приключения Йорга описаны динамично. Но в целом трилогия Лоуренса оставила у меня негативные впечатления. Герой слишком могущественен и гениален, мир слишком плохо прописан, сюжет слишком бессвязный, с огромным количеством лишних или неправдоподобных элементов. Я не могу порекомендовать "Разрушенную империю" даже поклонникам героического фэнтези как такового — ибо в этом жанре есть множество намного более внятных и увлекательных книг.
|
| | |
| Статья написана 13 июня 2019 г. 20:14 |
"Хроники Томаса Ковенанта" Стивена Дональдсона — одна из книг, которые Анджей Сапковский упомянул в своем знаменитом эссе "Нет золота в Серых горах" — и не просто упомянул, а отметил как одно из лучших, на его взгляд, произведений в жанре фэнтези, наряду с "Властелином Колец", "Волшебником Земноморья" и "Хрониками Амбера". Еще будучи подростком, читая эту статью, я, не пропускавший в те годы ни одного произведения в жанре фэнтези, оказался очень заинтересован этим циклом — однако в продаже его тогда не нашел. Прошли годы — и удалось наконец собрать полностью все переведенные на русский язык книги (что-то купил у букинистов, что-то на Озоне) и ознакомиться с ними (так как читать с экрана не слишком люблю). Но, прежде чем излагать свои впечатления подробно, стоит сказать несколько слов о самой серии. Многотомный цикл, посвященный приключениям землянина Томаса Ковенанта (и не только его) в волшебном мире Страны (в оригинале Land), состоит из двух трилогий и завершающей тетралогии (соответственно — "Хроники Томаса Ковенанта", "Вторые Хроники Томаса Ковенанта" и "Последние Хроники Томаса Ковенанта"). Первая трилогия была написана автором в первой половине семидесятых годов и опубликована целиком в 1977 году, в издательстве Дель Рей — одновременно с "Мечом Шаннары" Терри Брукса. Собственно, о первой трилогии я и поведу в этом обзоре речь, так как до остальных книг серии еще не добрался.
И "Томас Ковенант", и "Меч Шаннары" представляли собой на момент своей публикации в известной степени издательский проект — так как были выпущены в печать, как пишут исследователи жанра фэнтези, с целью вернуть коммерческую популярность находившемуся на тот момент в упадке жанру. Обе книги были написаны под влиянием "Властелина Колец" Джона Р.Р. Толкина и являлись во многом вторичными по отношению к нему — однако если "Шаннара" Брукса напрямую пересказывает толкиновский сюжет, почти не внося в него ничего нового (кроме легких ноток постапокалиптики), то "Томас Ковенант" представляет из себя, на мой взгляд, куда более оригинальное произведение. Используя образы и тропы, порожденные "Властелином Колец", цикл Дональдсона тем не менее продолжает и развивает их, причем подчас в весьма своеобразной форме. Главный герой серии — молодой писатель Томас Ковенант, недавно перенесший страшную трагедию. Он заболел редкой в современном мире, но страшной болезнью — проказой. Благодаря своевременному вмешательству врачей развитие болезни удалось остановить и Томас лишился только двух пальцев на руке, в остальном оставшись относительно дееспособным человеком, а не превратился в гниющий полутруп, как могло бы случиться при худшем варианте развития событий. Однако болезнь, благодаря своей сохранившейся еще со средневековья мрачной славе, сделала Ковенанта изгоем в родном городе. От Томаса ушла жена, забрав с собой ребенка, его сторонятся и презирают соседи — многие так и вовсе, как выясняется позже, требуют выселить его из города. Герой книги находится на грани отчаяния, все свое время посвящая борьбе с болезнью. Отношение окружающих делает его озлобленным, замкнутым мизантропом (что вполне неудивительно при таком бэкграунде). Именно в этот момент в жизнь Томаса вмешиваются сверхъестественные силы, перенося его в параллельный мир. Ковенант попадает в так называемую Страну — благоденствующее государство, управляемое Лордами Ревелстоуна, советом волшебников, посвятивших всю свою жизнь изучению магии и защите простого народа. На первый взгляд, общество Страны кажется средневековым, однако постепенно становится понятно, что оно значительно более развито — местные жители, постигая так называемое Учение (то есть, грубо говоря, магию, а вернее — развитие скрытых способностей человека и взаимодействие с природными силами), значительно облегчили многочисленные аспекты своего быта, добились благоденствия, процветания и мира. Страна не похожа на типичный мир "меча и магии", скорее это платоновская утопия, воплощенная в жизнь за счет массового использования волшебства. Однако и этому благоденствующему обществу угрожает опасность — на Страну идет войной, желая поработить ее, Лорд Фоул Презирающий, местный Темный Властелин, по своей природе — нечто вроде зороастрийского Аримана, дух зла и вечный противник Создателя, заточенный тем в Стране в момент сотворения мира. Выясняется, что Страна — своеобразная тюрьма для Фоула, и если он вырвется из нее, то сможет поработить и другие миры вселенной, включая наш. Лорды Ревелстоуна пытаются противостоять Фоулу — однако выясняется, что их настойчивое следование доктрине мира сделало их довольно слабыми в делах войны и не готовыми к подобному противостоянию. Как часто водится в подобных случаях, вся надежда на Избранного — а именно таковым, по мнению местных жителей, оказывается пришелец с Земли Ковенант, оказывающийся вдобавок обладателем таинственной Дикой Магии, заключенной, как утверждают все окружающие, в его обручальном кольце. ... Казалось бы, перед нами — типичная история попаданца. Вот-вот, ожидает искушенный в соответствующей литературе читатель, бедняга Томас хорошенько прокачается в скиллах волшебства, возьмет в руки меч-кладенец и отправится надирать задницу Повелителю Тьмы. Тут-то (уже примерно на сотой странице) и становится понятен действительно своеобразный замысел автора — Ковенант никоим образом не желает походить на роль Избранного. Циничный и замкнутый одиночка в нашем мире, он и в волшебной Стране остается таковым, всячески избегая усердно возлагаемой на него окружающими роли героя и спасителя. Да что там — Томас и вовсе не желает верить в окружающую его реальность. Он уверен, что лежит в коме (неудивительно — ведь попал он в Страну, будучи сбит на дороге машиной) и что все происходящее представляет из себя его галлюцинацию или нечто наподобие осознанного сна. Он уверен, что окружающие его чародеи и воители существуют лишь в его воображении, и соответственно ничуть не относится всерьез к эпической легенде, персонажем которой сделался, и считает ее порождением своего измученного подсознания. Тем не менее, война начинается — независимо от того, признает или нет ее реальность главный герой. Стоит отметить, что цикл Дональдсона, несмотря на классический для попаданческих историй и высокого фэнтези зачин, является достаточно мрачным произведением. Создавая идеализированный, преувеличенно даже прекрасный мир, управляемый мудрыми чародеями и населенный буколическими поселянами, автор затем старательно разрушает его, ввергая в горнило войны — а в тексте хватает и масштабных сражений, и звона мечей, и активного применения боевой магии. Отвратительные твари, выведенные Фоулом, терзают Страну — однако зло, порожденное Темным Властелином, способно вполне сравниться со злом, существующим в душе главного героя, вроде бы призванного спасти мир. Так, например, не будет спойлером сказать, что уже в начале книги Ковенант, уверенный, что находится во сне, совершает акт изнасилования над встретившейся ему прекрасной девушкой, которая при помощи местной целебной магии помогла ему временно побороть его болезнь. Впоследствии это преступление, совершенное Ковенантом, еще заставит его раскаяться и пересмотреть отношение к себе и своим действиям — но пока что он начинает свое странствие по Стране как человек очень сомнительных нравственных качеств, и единственным оправданием его поступку можно счесть лишь его уверенность, что он видит сон. Но другого Избранного у жителей Страны нет — а значит, придется иметь дело с вот таким. Стоит отметить, что первая книга трилогии получилась у автора очень неровной. Налицо глубокая проработка персонажа, который получился во многом отталкивающим, но, тем не менее, убедительным и живым. Вызывает уважение идея рассказать о нестандартном и негероическим попаданце, не желающем спасать мир и способном больше навредить, чем принести пользы. Однако при этом первый том вышел достаточно вялым, в нем мало действия — почти половину книги занимает достаточно скучное путешествие Ковенанта в Ревелстоун, Твердыню Лордов, в ходе которого автор подробно расписывает буколическое великолепие окружающих мест. Обилие описаний природы сильно утомило меня — однако уже во второй половине романа действие несколько разогналось. Вторая и третья книги, сполна посвященные противостоянию Лордов и Фоула, и вовсе произвели на меня очень приятное впечатление — экшна стало больше и, к тому же, в повествовании появились и другие, помимо главного героя, значимые персонажи, от лица которых ведется рассказ. В частности, это Хайл Трой — такой же, как сам Томас, попаданец с Земли, в некотором роде являющийся его отражением. Трой не Избранный и не владеет никакой особенной магией — но зато он был военным аналитиком в Пентагоне и, попав в Страну, сделался главнокомандующим ее армией. Трой пытается остановить Фоула, используя современные военную тактику и стратегию — и следить за его действиями и планами оказалось весьма интересно. По мере повествования подвергся изменениям и сам Ковенант. Если в первой книге он выступает как эгоистичный мизантроп, полностью равнодушный к событиям, в которые он оказался втянут, то постепенно главный герой преобразился, пройдя через боль и потери, и увидев, как многие люди, куда более достойные и отважные, чем он сам, отдали жизнь, сражаясь за Страну. Томас Ковенант так и не становится сверхпрокачанным супергероем, способным, подобно многим другим попаданцам, одной левой уничтожать армии врагов — однако автор показывает, как очень неспешно и постепенно Томас, будучи в начале книги полностью деградировавшей, жалкой личностью, снова встает на ноги, обретает волю и нравственный стержень. Это моральное преображение героя, в чем-то напоминающее историю Раскольникова из романа Достоевского, в полной мере завершается в финальном романе трилогии. Я не могу порекомендовать "Хроники Томаса Ковенанта" любому поклоннику фэнтези — все же, книга это достаточно своеобразная. В ней хватает жестокости и мрачных моментов, моральные качества главного героя вызывают сильные сомнения, а первый том, к тому же, достаточно нудноват. И все же, эти книги понравились мне и были прочитаны с определенным удовольствием. Стивен Дональдсон весьма интересно совмещает классическое посттолкиновское высокое фэнтези с едва нарождавшимся в семидесятые годы темным. Автор нетривиально подходит к избитой вроде бы теме Избранного героя, очутившегося в сказочном мире, и с недюжинным психологизмом показывает развитие персонажа. В книге хватает чернухи — однако есть в ней, как справедливо сказано во вступительной фразе романа, "и нечто прекрасное". Мне эта трилогия, при всей ее своеобразности, понравилась — и я обязательно прочту продолжение.
|
| | |
| Статья написана 6 июня 2019 г. 19:29 |
... Много лет назад, говорится в преданиях, миром правили эльфы, добившиеся невиданных высот в магии и построившие огромные города. Сила эльфов росла постоянно, но вместе с нею росли их гордыня и жажда власти, и однажды эльфы выковали оружие, чтобы пойти войной против самого Бога. В начавшейся затем войне им удалось расколоть Бога на множество осколков, меньших богов, но сами эльфы тоже пали. Так, во всяком случае, говорит легенда, в которую верят люди, хотя и неизвестно, во всем ли она точна. В любом случае, грандиозные эльфийские города, с их огромными башнями, оказались разрушены, развалины крупнейших из них прокляты, и каждый, кто вступит под сень их циклопических башен, рискует заболеть страшной болезнью и вскоре погибнуть. Миром овладели люди — живующие куда более скромным укладом, ничего не знающие о древней магии, строящие намного более примитивные города, возводя их порой на фундаментах, уцелевших от своих повергших Бога предшественников, и ведущие войны топорами и мечами, а вовсе не при помощи странных талисманов, извергающих из себя маленькие смертоносные кусочки металла, как это делали легендарные эльфы.
Однако и люди бывают не менее горды, чем те, кто некогда расколол мир — и по сути, не так уж сильно от них отличаются. Королевства, расположившиеся вокруг моря, именуемого морем Осколков, не пребывают в покое — напротив, их весьма изрядно штормит. Короли добывают ратную славу на поле брани, сражаясь с соседями, а служители (или в другом переводе данной трилогии — министры), стоящие за их тронами, плетут паутину интриг. Праматерь Вексен, глава Общины служителей и советница Верховного короля, царствующего в "эльфийских залах Скегенхауса", желает утвердить власть своего господина над всеми окрестными землями. С этим не согласны правители вассальных Верховному королю государств — Гетланда, Вастерланда и Тровенланда, не желающие подчиняться тому, кто прежде считался лишь первым из равных, безропотно выполняя все отдаваемые им приказы. Между Гетландом и Вастерландом, государствами-соседями, также идет многолетняя незатухающая война, на Запретной реке распространяет свою влияние честолюбивый князь Валейва, повелитель города Калейв, а еще дальше на юг, в величественном Первом из Городов, не все спокойно вблизи императорского трона. В начинающееся противостояние, в котором Верховный король стремится овладеть всем морем Осколков, а его противники ищут союзников в более отдаленных Калейве и Южной империи, прольется немало крови, а еще, вполне возможно, окажутся высвобождены некие древние силы, оставшиеся от эпохи эльфов. Но не сделаются ли те, кто восстал против тирании Скегенхауса, в итоге тиранами сами?.. ... Джо Аберкромби является одним из наиболее известных авторов современного англоязычного фэнтези. Стартовав чуть более десяти лет назад, с дебютной трилогией "Первый закон", впоследствии он дополнил ею романами "Лучше подавать холодным", "Герои", "Красная страна" и сборником рассказов "Острые края" (действие всех этих книг происходит в рамках одного авторского мира), а также выпустил трилогию "Море осколков", действие которой разворачивается уже в другом сеттинге. Аберкромби считается продолжателем традиций Джорджа Мартина и Глена Кука, он пишет мрачное и жесткое фэнтези с элементами черного юмора, и значительно перевернул жанр — в том плане, что в последние десять лет, после успеха "Первого закона", было выпущены немало фэнтезийных книг, написанных в сходной манере, таких, как "Грозный отряд" Люка Скалла, "Разрушенная империя" Марка Лоуренса, "Багряная империя" Алекса Маршала и другие. Должен признаться, что у меня, как у читателя, достаточно неоднозначные отношения с этим автором. Я вполне признаю масштабы его влияния на современное англоязычное фэнтези, однако мне "Первый закон" понравился лишь в достаточно умеренной степени. Начальный том трилогии оказался, на мой вкус, несколько медлителен, а герои, за некоторыми исключениями, и мир в целом не вызвали сильной симпатии. Тем не менее, вторая и третья книги трилогии пошли у меня значительно лучше, я не жалею о ее прочтении и даже намерен прочесть грядущее в скором времени продолжение в духе "30 лет спустя". С романом "Лучше подавать холодным" дела, напротив, выдались у меня хуже — там автор, опять же на мой вкус, переборщил с отрицательностью и "темностью" персонажей. Роман не вызвал у меня положительных чувств и даже был с трудом мной дочитан. Однако о "Море осколков" в Сети неоднократно писали, что эта трилогия выполнена в другой, более легкой манере (за что, кстати, ее невзлюбили многие поклонники ранних романов Аберкромби), поэтому я решил попробовать почитать ее. Попробовал — и не прогадал. "Море осколков", состоящее из связанных сюжетно романов "Полкороля", "Полмира" и "Полвойны", мне крайне понравилось. Сам автор, насколько понимаю, позиционирует свою вторую трилогию как янг эдалт — то есть книги, ориентированные в первую очередь на молодых читателей, в возрасте от 16 до 25 лет. Грязи и мерзости здесь значительно меньше, чем в его же выполненных в дарковой манере работах, зато больше вниманию уделено становлению личностей персонажей, большинство из которых — весьма молодые люди, по современным меркам практически подростки, вынужденные становиться взрослыми в окружающем их жестоком мире. При этом нельзя сказать, что книги вышли упрощенными — напротив, здесь хватает и моральных дилемм, и запутанных интриг, и неоднозначных поступков. В данной трилогии Аберкромби выбрал достаточно нетривиальный подход — в каждой последующей книге главные герои предыдущей становятся второстепенными, и мы наблюдаем за ними, несколько подросшими, ибо между каждой книгой проходит несколько лет, глазами уже новых участников событий. Так, первый роман трилогии, "Полкороля", рассказывает о принце Ярви, происходящем из королевской семьи Гетланда, но мечтающим стать служителем/министром, то есть чем-то средним между королевским советником и ученым мейстером из вселенной Джорджа Мартина. Во второй книге, "Полмира", и в третьей, "Полвойны", возмужавший Ярви предстает перед нами уже состоявшимся могущественным политиком, на равных плетующим интриги против Верховного короля и его хитроумной советницы. При этом если в первой книге все события излагаются с точки зрения Ярви и мы наблюдаем за ходом его мыслей и тем, как он, попавший в водоворот непростых событий эпохи, выстраивает свои планы, в дальнейшем Ярви предстает перед нами лишь со стороны, глазами молодых людей, попавших в его окружение, вместе с ним занимающихся одним делом, но не всегда до конца представляющих, какую интригу он на сей раз вынашивает. "Полкороля" — наиболее простой роман трилогии. По своей сути это приключенческая повесть, написанная очень качественно, в лучших традициях Роберта Луиса Стивенса и Жюля Верна. Мы с головой окунаемся в атмосферу маленького королевства Гетланд, ведущего войну с соседствующим Вастерландом, и переживаем события глазами главного героя, попавшего в весьма замысловатые передряги. Сперва принц Ярви предстает перед нами несколько оторванным от жизни книжником, однако после, когда враги и изменники, устроившие в Гетланде переворот, пытаются убить его, он выживает лишь чудом, неузнанный, попадает в рабство на галеру, колесящую по морю Осколков, заводит там друзей, предпринимает попытку бежать... и с этого лишь начинаются его приключения, в конце которых должно состояться возвращение домой и отмщение врагам. Герой взрослеет, становится изворотливым и хитрым, находит способы выжить и обрести союзников. В конце романа Ярви одерживает победу, однако подлинный враг Гетланда, олицетворяемый властителями города Скегенхаус, лишь встает на горизонте. Во второй книге Ярви ищет союзников против Верховного короля и праматери Вексен, совершая для этого дальнее путешествие, пролегающее через полмира — или, во всяком случае, половину обитаемой ойкумены. На этот раз главными героями выступают молодые ребята, несущие службу на корабле Ярви "Южный ветер" — девушка по имени Хильд и по прозвищу Колючка Бату и парень по имени Бранд. Оба они мечтают стать воинами, при этом Колючка часто сталкивается с насмешками в свой адрес и обладает непростым взрывным характером, а Бранд, напротив, старается всегда поступать правильно и благородно... но свои проблемы случаются и у него. Повествование становится все более масштабным, вместе с героями мы посещаем отдаленные города и страны, наблюдаем за тем, как они сталкиваются с их правителями. Третий роман, "Полвойны", посвящен кровопролитному противостоянию, которое ведут созданный Ярви альянсом с Верховным королем и высланными им полчищами. Здесь рассказчиками становятся юная королева союзного Гетланду Тровенланда Скара, молодой и дерзкий воин из Вастерланда Рэйт, бывший оруженосцем тамошнего короля, и ученик Ярви Колл. Колючка Бату и Бранд также появляются в повествовании, хотя и с несколько меньшим экранным временем. В этой книге хватает и больших сражений, и штурмов крепостей, и трений между союзниками, и неожиданных предательств, и достижения победы подчас неоднозначными методами. Начавшись как динамичный, но линейный приключенческий роман в первом томе, к третьей книге цикл становится полноценным эпическим фэнтези, в котором решаются судьбы нескольких соседствующих королевств. Впрочем, было бы не совсем правильно считать "Море осколков" фэнтези — как понимаешь по мере чтения, никакой магии и никаких волшебных существ в этих книгах нет. Легендарные эльфы, о которых порой заводят речь герои, являются, по всей видимости, нашей собственной цивилизацией, за тысячи лет до начала повествования уничтоженной ядерной войной. Королевства, в которых живут герои, расположены на территории современной Швеции, а во второй книге они совершают путешествие в Киев и в возродившуюся Византию. Правда, полноценным постапокалипсисом "Море осколков" назвать тоже нельзя — этим аспектам сеттинга уделено достаточно мало роли, и вплоть до последней трети последней книги они не оказывают значительного влияния на сюжет. Скорее, жанр трилогии — альтернативно-исторический приключенческий роман, и в этом жанре она выполнена крайне хорошо. Мы видим крайне интересно воссозданную атмосферу Скандинавии и окрестных стран в примерно 11-12 веке — уже чуть позже викингов, уже в эпоху формирования централизованных государств и развития массовой торговли. Суровая северная атмосфера и суровый северный быт обрисованы автором крайне хорошо — нечто подобное могла бы написать, мне кажется (и пишет) Мария Семенова. Я однозначно рекомендую эти три романа всем поклонникам качественного эпического фэнтези, альтернативно-исторических и приключенческих романов. У меня "Море осколков" оставило самые положительные впечатления. Из героев, помимо непосредственно Ярви, который в процессе занятий политики порой принимал не самые светлые решения, но остался все-таки, на мой взгляд, симпатичным персонажем, мне также особенно понравились Гром-гиль-Горм — суровый король Вестерланда, настоящий эпический витязь, выстоявший в множестве битв, и его оруженосец Рэйт, который, выступив сперва в образе кровожадного и бездумного вояки, затем весьма интересным образом обретает принципы, совесть и новый жизненный путь.
|
| | |
| Статья написана 9 февраля 2019 г. 17:16 |
Здравствуйте, уважаемые читатели и коллеги! Хочу поприветствовать вас всех и рассказать о своих книгах. Сегодня, 9 февраля, поступает в продажу мой роман «Рыцарь из Дома Драконов», открывающий трилогию «Хроники Иберлена». Вторая книга, «Король северного ветра», поступит в продажу 23 февраля, а третья, «Времена огня и погибели», ожидается в марте. «Хроники Иберлена» — эпическое темное фэнтези о мире далекого будущего, который после глобальной катастрофы возвратился в средневековье. Аннотация к циклу: Мир пал — и воскрес из праха. На развалинах прежней Европы стоят королевства, напоминающие средневековые. Возносятся на холмах замки, сражаются на мечах рыцари и решают судьбы мира короли. Но они ли в самом деле распоряжаются этим миром — или нечеловеческие создания, наблюдающие за ними из тьмы? Наследник герцогов Запада Артур Айтверн, его сестра Айна, прозваный Королем-Чародеем Гайвен Ретвальд — они в ответе за королевство Иберлен, что прежде звалось Британией. Цивилизация, что была низвергнута, готовится возродиться; силы Древних ждут, чтобы их разбудили. Но позволят ли существа, прежде уничтожившие старую Землю, свершиться этому?
Первая книга рассказывает о юноше по имени Артур — наследнике Дома Драконьих Владык, много столетий оберегавших королевство Иберлен от любого врага. Теперь в королевстве наступили смутные времена. Был свергнут прежний король, а столицу захватили мятежные лорды, приняв сторону честолюбивого узурпатора. Артур должен защитить законного наследника престола, решившего вернуть себе отцовский трон. Юному герцогу Айтверну предстоит столкнуться с древней магией, возглавить армию в начинающейся гражданской войне, встретиться в смертельном бою с бывшими товарищами, принявшими сторону врага — и стать тем рыцарем, о которых он читал в детстве сказки. В книгах об Иберлене переплетаются отголоски легенд о Круглом столе с миром далекого будущего, в котором новый средневековый уклад строится на развалинах давно сгинувшей технологической цивилизации. В дальнейшем наследие Древних, в цивилизации которых угадывается наш собственный современный мир, сыграет еще немалую роль в происходящем — а пока время точить верный меч, отправляясь навстречу битвам и странствиям. https://www.labirint.ru/books/681899/ Заказать "Рыцаря из Дома Драконов" https://www.labirint.ru/books/682974/ Заказать "Короля северного ветра"
|
|
|