Годы существования: 1992 – 1996 (Серия закрыта) Описание: В 1992 году, в самый пик засилья американской фантклассики, во «Флоксе» неожиданно открылась ещё одна серия (до этого была схоже оформленная «Библиотека зарубежной фантастики» и серия «Фата-Моргана»). Первым томом в ней вышел сборник повестей одного популярного днепропетровского автора. К тому времени автор уже публиковался в альманахах «Мир приключений» и «Искатель», в сборниках, и даже имел несколько авторских книг, в основном в региональных украинских издательствах. Речь идет о Василии Головачёве. С 1992 по 1996 год в серии вышло десять томов его собрания сочинений. Из писателей-современников подобное собрание намечалось разве что у Стругацких (в издательстве «Текст» в 1991 году вышел первый том анонсированного десятитомника), но с их местом в литературе всё было уже стопроцентно ясно. А Головачёв, напомним, в тот момент был ещё довольно-таки молодым писателем, по нынешним меркам так и вовсе начинающим. Однако стотысячные тиражи первых двух томов благополучно разошлись, и стало понятно, что событие можно считать состоявшимся: посреди нескончаемого бенефиса Эндрю Нортон и Гарри Гаррисона начали выходить книги не слишком известного отечественного писателя — и не просто книги, а собрание сочинений. Издательство «Флокс» первым в стране осмелилось на подобный масштабный эксперимент. Результат этого эксперимента, как говорится, налицо. В наши дни Головачёв — самый тиражный фантаст страны, автор более семидесяти романов, обладатель множества премий, прототип именной юбилейной монеты и коллекционной марки, человек, в чью честь названа звезда в созвездии Близнецов... Можно с определённой долей уверенности утверждать, что честь открытия этого имени (для кого-то — сомнительная, для кого-то — несомненная) принадлежит именно издательству «Флокс». Уже по первым книгам было понятно, что читатель имеет дело с новым подходом. Крепкие, единообразно оформленные тома со штурвалом на корешке как бы намекали на то, кто на самом деле стоит у руля фантастики (куда раньше, чем до аналогичного образа додумались в «Азбуке» с её серией «Капитаны фантастики»), а нумерация книг обещала максимально плотное знакомство с каждым из авторов. В 1993 году отечественными писателями заинтересовались и другие издательства, но в основном дело ограничивалось отдельными томами давно проверенных авторов. В «Золотой полке фантастики» тем временем вышли очередные тома Головачёва, но это было ещё не всё. Следующим подарком читателям стало собрание Владимира Михайлова, начатое с уникального для советской фантастики и очень популярного цикла «Капитан Ульдемир». До того цикл издавался только дважды, причём в Риге, но он был настолько не похож на всё, чем пичкала читателей в семидесятых-восьмидесятых «Молодая гвардия», что «Капитан Ульдемир» обрёл самую широкую известность. Его передавали из рук в руки так же, как передавали редкие издания Стругацких. К тому моменту цикл уже десятилетие как насчитывал две книги: «Сторож брату моему» и «Тогда придите и рассудим». Подписывая контракт, Михайлов пообещал сделать для издательства «эксклюзив» — вернуться к теме, написав новый роман. Так что и в этом — пусть и в силу чисто хронологического приоритета — заслуга «Флокса». Третий роман «Капитана Ульдемира» вышел двумя книгами, дополненный парой ранних повестей, так что всего в «Золотой полке фантастики» было опубликовано четыре книги Владимира Михайлова. К сожалению, это издание осталось незавершённым: в 1998 и 2005 годах появились ещё два романа о капитане Ульдемире, но ни серии, ни издательства уже не было «в живых». Третье начатое собрание представляло читателю Владимира Савченко, украинского фантаста-шестидесятника, последователя самой что ни на есть «твёрдой» НФ. В первый том собрания вошёл новый, только что законченный роман «Должность во Вселенной» и несколько ставших уже классическими повестей. Ещё по одному тому вышло в 1994 и 1995 годах, и этот трёхтомник долгое время оставался самым полным собранием Владимира Савченко — до появления «синей» серии «АСТ» «Классика отечественной фантастики». И четвёртый почин 1993 года — первый том Сергея Павлова, автора знаменитой «Лунной радуги». Его собрание тоже началось с новинки: первой части романа «Волшебный локон Ампары», который заявлен как продолжение «Лунной радуги», но в действительности почти никак с ней не связан. Кроме того, в первый том, точно как и у Савченко, вошли несколько классических повестей и рассказов. По этому же принципу был организован и первый том белорусских авторов Юрия Брайдера и Николая Чадовича. В качестве приманки — свеженаписанные «Клинки максаров» из цикла «Тропа», а с ними — уже знакомые читателям «Евангелие от Тимофея» и малые произведения. И последнее из состоявшихся начинаний — «Многорукий бог Далайна» Святослава Логинова. В выходных данных стоит 1994 год, но реально книга вышла только в 1995-м. Зато, едва появившись и с трудом успев попасть в номинационные списки премий, роман мгновенно собрал целый букет наград — «Интерпресскон», «Фанкон», «Беляевскую премию». Это одна из самых «титулованных» книг серии. Ещё в 1994 году редактор издательства Людмила Мартьянова озвучила ближайшие издательские планы. В это время основные силы «фантастического» направления издательства были сосредоточены именно на серии «Золотая полка фантастики», «зарубежка» уже осталась за бортом. Сейчас, читая этот перечень, очень грустно думать, что нынешняя картина фантастического рынка могла бы быть совсем иной. Только представьте, что все эти издания действительно состоялись именно тогда, в 1994-1995 годах, в стране, уже соскучившейся по отечественной фантастике. Что именно эти имена оказались в фундаменте её возвращения российскому читателю. К изданию готовился второй том Святослава Логинова. «Вторая книга, чуть потолще первой — повести и рассказы, самые разные: историческая фантастика, деревенская фантастическая проза, фэнтези с хоррором. Будут там и некоторые вещи, которые вообще, так сказать, на грани фантастики...» — рассказывал в одном из интервью тех лет сам Логинов. Видимо, сборник предполагался близким по составу к тому, что вышел несколькими годами позже в серии «Русское fantasy» под названием «Страж Перевала». Должны были выйти второй том Юрия Брайдера и Николая Чадовича, второй том Сергея Павлова (продолжение «Волшебного локона Ампары»), новые тома Владимира Михайлова и Владимира Савченко. «Питерскую школу» кроме Логинова должны были представлять Андрей Лазарчук (для затравки планировались «Опоздавшие к лету» и «Иное небо»), Вячеслав Рыбаков («Гравилёт «Цесаревич», «Очаг на башне», рассказы), Андрей Столяров. Советскую классику собирались продолжить собранием одного из самых лиричных отечественных фантастов Владимира Колупаева и книгами «динозавра» украинской фантастики Олеся Бердника. Кроме того, на «Золотой полке фантастики» должны были появиться Борис Штерн, Геннадий Прашкевич и Эдуард Геворкян. В действительности же единственным завершённым проектом оказался всё тот же Головачёв. Издательство ждала печальная судьба. Дело в том, что издательская деятельность была для фирмы не то чтобы непрофильным, но не единственным занятием. Это только в романах Льва Гурского книжный бизнес в финансовом отношении сравним с нефтяным. В действительности же уважающему себя бизнесмену приходится заниматься чем-то более серьёзным. Владельцы «Флокса» занимались цветными металлами. И именно в этой области их подстерегли неприятности: издательство было продано за долги. Новый владелец не очень понимал, зачем нужны книжки, если есть видео, и под его руководством процесс довольно быстро зачах, после чего фирма снова была продана. На этот раз она досталась человеку не постороннему, местному книготорговцу, однако руководитель из него оказался никакой. Когда книготорговец через полгода закончил обмывать сделку, оказалось, что руководить ему уже нечем: фирма «Флокс» прекратила своё существование. Но её след в отечественном книгоиздании остался надолго. На основе статьи в журнале «Мир фантастики»
Формат книг 60x84/16 (145x200 мм); переплёт. Ведущее издательство: Флокс Все издательства: Флокс Изданий в серии: 3 |