Издательство «Типография Департамента народного просвещения» [Типографией Главного Управления училищ]Год открытия: 1818 Описание:В связи с тем, что существовавшая в стране полиграфическая база оказалась не в состоянии удовлетворить все возраставший спрос на учебники, в 1817 году было решено основать, специально для печатания учебных книг, типографию при Департаменте народного просвещения, называемую иногда и типографией Главного Управления училищ. Чтобы ускорить ее открытие, приобрели в Москве считавшуюся там одной из лучших собственную типографию вице-президента Медико-хирургической академии Н.С.Всеволожского. К началу 1818 г. в одном из корпусов Департамента установили привезенные из Москвы 11 дубовых печатных станов и уникальный для России «большой резец» — машину, обеспечивавшую особо высокое качество словолитной работы. Все они были сделаны по заказу Всеволожского в 1809-1811 гг. в Париже. Вместе с оборудованием типографии в Петербург приехали 13 крепостных типографов Всеволожского. После того как в начале 1820-х гг. старые дубовые станы типографии были заменены «новейшими чугунными», типография стала считаться одной из лучших в городе по качеству и скорости работ, обеспечив «безостановочный ход» работ по выпуску учебников для казны, типография стала принимать заказы и частных лиц. Только в одном 1825 г. в типографии были отпечатаны: сборник стихотворений А.Дельвига, «Опыт науки изящного» А.И.Галича, первое издание первой главы «Евгения Онегина». В 1829 и 1831 гг. были напечатаны произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов» и «Полтава». См. также Типография Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии. ================ Пушкин в тех случаях, когда не издавал книгу сам, требовал с издателей и книгопродавцев всегда именно половину валовой ее стоимости. Этот принцип: при продаже права издания «делить с продавцом пополам свое имение» — позволяет иногда, если известна сумма гонорара, но неизвестен тираж книги, установить таковой и, наоборот, по известному тиражу и цене на книгу определить сумму гонорара. Привлекает внимание то обстоятельство, что на всех трех купленных и изданных Смирдиным поэмах Пушкина не стоит торговой марки «Издание книгопродавца Смирдина», и напечатаны книги не в его типографии, а в типографии департамента народного просвещения, в которой обычно печатал все пушкинские книги П.А.Плетнев. У Смирдина в это время была собственная типография, в которой ему печатать эти поэмы было бы несравненно выгоднее. В чем же тут дело? В том, очевидно, что ограничивая тираж второго издания «Бахчисарайского фонтана» тысячей экземпляров, как это видно из найденного Ю.Г.Оксманом письма Пушкина Смирдину, автор пожелал еще и проконтролировать выполнение этого ограничения. Необходимость контроля внушал Пушкину тот же Плетнев, который несколько позже (в конце апреля 1830 года) писал поэту: «...пуще всего решила меня на то боязнь контрфакции и разные плутни торгашей, которых [плутней] хоть я и не видал до сих пор, но не мог не бояться, судя по тому, что книжечки-то наши такие крошки, каких не трудно наделать всякому хозяину типографии в день до нескольких сотен». И, вероятно, по такому же совету Плетнева, Пушкин мало того, что ограничивает в условиях со Смирдиным количество тиража одной тысячей экземпляров (ограничение это давало возможность скорее приступить к следующему изданию книги), но и обязывает издателя печатать книги только в той типографии, которую он укажет. В данном случае такой типографией была типография департамента народного просвещения, где Плетнев не только состоял постоянным заказчиком, но, как служащий того же департамента, имел к ней близкое отношение. Возможность контроля у Плетнева была полная. А.Ф.Смирдин, преклонявшийся перед Пушкиным, идет на все эти условия: платит гонорар автору, берет на свой счет все расходы на печать и бумагу и получает из типографии напечатанную под контролем Плетнева точно обусловленную тысячу экземпляров каждой книги. Все это он делает, но марки своей — «Издание книгопродавца Смирдина» — на всех этих книгах не ставит. Он не поставит ее и на первом издании «Бориса Годунова» 1831 года, проданном ему Пушкиным на таких же ограничительных условиях. Впервые свое издательское имя он напечатает лишь на полном издании «Евгения Онегина» 1833 года, издании, где он являлся уже полным хозяином и печатал его в собственной типографии. Все указанные подробности, может быть, не очень значительные, но весьма характерные, до сих пор не привлекали внимания. Считалось, что вот, мол, такие-то и такие-то книги Пушкина издал Смирдин — и все. Издавать-то он издавал, но, как видите, по-разному и на разных условиях. И хотя в переизданиях трех поэм Пушкина, о которых сейчас идет речь, Смирдин был скорее покупателем тиража, чем издателем, однако, он сделал все, чтобы внешняя сторона издания была на высоте. По его настоянию «Бахчисарайский фонтан» 1827 года напечатан в излюбленном «альманашном» формате, в шестнадцатую долю листа, причем печать, обложки продуманы и чрезвычайно изящны. Кроме того, к книжечке приложены четыре гравюры работы С.Галактионова, иллюстрирующие поэму. Гравюрки эти, правда, появились сначала в «Невском альманахе» Егора Аладьина на 1827 год, и Смирдин только перекупил у него уже использованные доски, но, тем не менее, картинки очень украсили издание. Нельзя забывать, что в прижизненных книгах поэта иллюстрация — гость редкий. Второе издание «Бахчисарайского фонтана» 1827 года было довольно быстро раскуплено, и в 1830 году Пушкин имел возможность приступить к третьему изданию этой поэмы. На позднейшем антикварном рынке издание «Бахчисарайского фонтана» 1827 года с гравюрами — одна из самых редких и высоко ценимых прижизненных книг поэта. Издательство прекратило своё существование. Всего изданий:20Внесерийные издания Последняя глава Евгения Онегина 1832 год Описание: Цензурное разрешение: 16 ноября 1831 (Н. И. Бутырский).Выход в свет: январь (до 22) 1832. Урок в ботанике, или Наказанная недоверчивость 1822 год Описание: Комедия в одном действии, в прозе с ариями. |
Куратор — БорЧ