Владислав Крапивин «Ковёр-самолёт»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Оказывается, летать можно не только во сне. Герои сказочной повести — самые обыкновенные ребята. Однажды летом они нашли в старом чулане ковер и узнали его тайну. С этого момента перед друзьями открылись невероятные возможности. Их ждут захватывающие приключения и замечательные путешествия, в которых отважным «летчикам» предстоит совершить множество добрых и справедливых дел.
Первая публикация: журнал «Пионер», 1976, N 7-10.
Входит в:
— цикл «Летящие сказки»
— журнал «Читайка №10 2013», 2013 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 124
Активный словарный запас: низкий (2520 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
schak-vik, 2 февраля 2019 г.
Одно из самых ярких воспоминаний детства.
Читал в каком-то журнале. Помнится, с продолжением. А вот автора, к сожалению, не запомнил.
И только в век современных технологий (кстати, благодаря Фантлабу) лет десять (а то и более) назад удалось вновь открыть для себя эту маленькую повесть.
И нисколько не был удивлён, узнав, что автор этой замечательной сказки — Владислав Крапивин. Настолько она написана ярко, сочно, стильно — по крапивински, что даже удивительно — как это я не мог до этого сам догадаться и определить авторство.
Особенно запало в память, почему-то, описание мелких бытовых деталей и подробностей — как какая-нибудь пыльная дорога с листьями подорожника и одуванчиками по обочинам — и чтоб обязательно (!) босыми ногами по щиколотку в пыли, старый, высокий почерневший щелястый забор с рядом проложенными деревянными тротуарами — ну прям как по нашей улице в поселке, где прошло моё детство, разные игры детские (в солдатики – это обязательно!), первый телескоп (сам сделал!!!), ну и, конечно, КОВЕР — тот самый, старый, потёртый, побитый молью — свернутый в рулон и обвязанный бичёвкой, стоявший в углу (вы не поверите!!!) нашей сарайки среди всякого хлама, во дворе дома. И никто не знает, сколько времени мы с друзьями закадычными просиживали возле этого ковра с закрытыми глазами, желая взлететь, и пронестись высоко в небе…
Увы… Не случилось…
И настолько всё написанное врезалось в память — что, как будто это и не выдумано кем-то, а происходило со мной и моими, теперь уже полузабытыми, друзьями-пацанами из того далекого, теперь уже, детства второй половины 70-х годов прошлого века. С какой же реальностью и детализацией это всё выписано!
С большим удовольствием перечитал уже не раз этот крапивинский маленький шедевр.
Спасибо автору за то, что он вновь и вновь даёт нам возможность вернуться в те безмятежные и беззаботные, не омрачённые всевозможными современными напастями и гаджетами годы, действительно, счастливого советского детства.
И обязательно: эта светлая повесть – в список для прочтения моим подрастающим внукам.
Обязательно!
ps.
Берём!!!
Тимолеонт, 28 июля 2024 г.
Только на этой повести я начал по-настоящему жалеть, что ознакомился с Крапивиным уже в 32 года, а не в 7-8. Меня сейчас искренне захватили приключения героев, а уж четверть века назад... Здесь нашлось место почти всему, что составляет жизнь ребёнка — семейные отношения, настоящие верные друзья, родной уютный городок, наполненный приключениями и опасностями, безудержная фантазия, перед которой не может быть никаких преград, первые трагедии и взрослые поступки. Ковёр-самолёт стал символом детских приключений, спусковым крючком, который запустил всю череду невероятных событий. И надо отметить удивительную гармоничность повести — может показаться, что это просто набор событий, но они все идеально согласованы друг с другом и строго последовательны, прекрасно иллюстрируя взросление и развитие героев. А ещё здесь есть загадки, ответы на которые и не нужны — это отдельно создаёт атмосферу таинственного приключения. Кто бросил несчастного пса и научил его заводить часы? Да и брошен ли он вообще? В жизни может случиться куча трагедий, в результате которых верные питомцы (не важно даже, коты, собаки, птицы и т.д), окажутся одинокими и бездомными. Как ключ оказался на своём месте? Что вообще за тайна связана с башней?
И будучи сказкой, в некоторых областях повесть умудряется оставаться болезненно реалистичной.
zotovvg75, 24 октября 2021 г.
С первых же строк обратил внимание на описание пробуждения уже взрослого Олега, с ощущением прилива радости. Многие ли взрослые люди испытывают такие чувства от воспоминаний детства, окрашенных волшебными красками сна? Крапивин напоминает нам о том. что такие эмоции возможны не только в детстве, но и во взрослой жизни, у людей сохранивших в себе душу ребенка, с потрясающей способностью испытывать счастье от простых вещей. Ну, а когда вам достался ковер-самолет, то счастье приносит сама сказка.
Этот подарок наиболее был ценен для Олежки, как лекарство против острой боли ребенка от потери отца и прихода в семью других людей. Детям с душевными травмами всегда хочется чуда, а радость свободного полета дарит именно такое ощущение. Кроме того, с высоты, красота нашей Земли предстает совсем в другом, более величественном виде, даря человеку эмоции совсем иного рода нежели внизу. Стоя на поверхности, мы этим прямым контактом ощущаем наше родство с окружающим миром, а поднявшись ввысь, в этой небольшой оторванности от осязания незыблемости под ногами, мы приподнимаемся над природой в буквальном смысле, приобретая более возвышенные чувства в духовном плане. Поэтому Олежка с Виталиком совсем в иных красках восприняли романтику звездного танца Ветки, радость встречи на высоте восхода солнца, чудо полета сквозь радугу. Такие ощущения помогают почувствовать саму Жизнь и тот, кому довелось испытать такое, может считать, что узнал что такое счастье, единое в этом смысле для всех людей. Это подтверждает описание Брэдбери чувства живого Я у Дугласа в «Вино из одуванчиков», созвучное с описанным Крапивиным ощущением земли и воздуха у Олежки. Истинные эмоции имеют одну и ту же природу единства и именно это тонко чувствуют по настоящему творческие натуры, какими безусловно являются Крапивин и Брэдбери, родственные в своей способности передать возвышенное читателю.
Вообще, за казалось бы простыми, детскими книгами Владислава Петровича скрывается огромный пласт духовности особой чистоты, рождаемой незамутненной детской душой. Поэтому в повести Олег с Виталькой смогли ощутить чувство трогательной грусти от старого брошенного дома с одинокой собакой, неукоснительно заводящей ходики. Этот образ безостановочно идущих часов, дающих жизнь заброшенному жилищу стараниями такой же заброшенной собаки просто великолепен и очень здорово вписывается в общую канву повести.
Сам же ковер самолет безусловно есть символ детства, с его особыми волшебными законами, отличных от серьезных реалий взрослой жизни. Собственно в повести это и подтвердил физик (явно с душою лирика), отметив к сожалению быстротечность детской поры. Нам, взрослым, остаются лишь воспоминания, с чувством щемящей ностальгии и при достаточной глубине погружения в прошлое, мы можем испытать светлое чувство одновременной радости и грусти. Это было в повести у уже повзрослевшего Олега и в награду ему была дана передача эстафеты своей детской радости другому поколению. Боюсь, что многим нынешним детям, погруженным в виртуальную реальность, это недоступно. Правда ковер-самолет тоже стоит за гранью обычного, но этот мир берет свое начало в чистоте светлых детских чувств и мечтаний, с трогательной верой в добро. И я верю, что по настоящему крапивинские мальчишки все-таки будут всегда жить и шагать через века, а иногда, совершать этот путь на летящем ковре-самолете.
strannik102, 4 ноября 2020 г.
На ковре-вертолёте ветер бьёт в гла-за, нам хотя бы на излёте заглянуть за («Агата Кристи»)
Ну, положим, наши друзья вовсе не нашли ковёр в чулане. Ковёр им выдала тётя Валя. Сама. Своими руками. А вот то, что это отнюдь не новое изделие ткацкого мастерства способно на всякие акробатические левитационно-аэродинамические штучки-дрючки, ребята узнали случайно. Хотя, опять же, почему случайно! Если это чудо способно «слышать» твои сокровенные желания и немедленно их выполнять — получается, что не случайно, а закономерно.
Вот, в общем-то, и вся сказочная фантастичность этой повести. А дальше сплошной реал. И хотя в повести описывается довольно много событий и приключений нашей мушкетёрской (с некоторой гендерной поправкой) четвёрки, на самом деле всё, в конце-концов, сводится к двум основным и целевым моментам: «ремонт» старых часов на городской башне и история с поимкой некоторых нехороших людей. Потому что именно в этих двух событиях от каждого из ребят потребовалось проявить себя уже как личность.
Прелесть книжки в том, что взрослого читателя она напрямую без всякого умклайдета отправляет во времена его собственного мальчишеского фантазийного детства — и тут уже только каждый из взрослых читателей сможет точно рассказать о своих собственных приключениях в стране Фантазия и в в царстве-государстве Сказка.
А читатель — ровесник книжных героев попросту сам присоединится к этим мальчишкам и девчонкам и включится в их мир — героический и романтический, отважный и приключенческий, благородный и мушкетёрский. И лишь последняя глава будет для юного читателя не очень понятна. Потому что последняя глава написана как раз в расчёте на читателя в возрасте...
olpo70, 5 марта 2023 г.
Я присоединяюсь ко всем отзывам написаные ранее. Не вижу смысла повторяться о таланте Крапивина и о счастливом детстве с ковром- самолетом. Я хочу написать о другой истории в этой повести которая лично меня тронула до глубины души.
Одинокая рыжая Собака ( да именно с большой буквы). На фоне детских приключений Крапивин преподнес нам грустную историю. И по моему он сделал это специально. Сколько подобных историй мы знаем. Сколько собак, да и не только, брошено людьми. А ведь они нам отдали все. Мы для них вся жизнь. А они ждут, тоскуют и умирают от тоски. Да в повести не сказано почему Собака осталась одна, но это не делает эту историю менее печальной. Момент когда Собака сама заводит часы и отказывается уйти с мальчишками просто заставляет чуть ли не плакать. Она ждет...
Groucho Marx, 9 января 2016 г.
На мой взгляд, «Ковёр-Самолёт» — лучшая книга Владислава Крапивина или, по крайней мере, одна из лучших.
Он всегда был силён (на уровне Валентина Катаева, никак не ниже) в воспроизведении воспоминаний о детстве. Его интонация, меланхолическая и сентиментальная, незабываема и действует на всех, кто хотя бы случайно соприкасался с описываемым миром, неотразимо захватывающе. Не знаю, как отреагировали бы на повесть «Ковёр-самолёт» читатели, никогда не бывавшие в советской провинции, но те, кто хоть раз пережил лето в глубине России, не смогут оторваться от этого завораживающего текста.
Я не знаю ни одного советского писателя, который бы так точно и так поэтично воспроизвёл бы саму ауру летних каникул. В советской литературе было много очень хороших «детских» писателей, но Крапивин несравним ни с кем из них. Разумеется, детство, описываемое в книгах Крапивина, идеализировано. Но эта идеализация мотивирована именно тем, что перед нами рассказ-воспоминание. Крапивин всегда смотрит в детство с позиции вспоминающего, и ритм проходящих перед читателем картин волшебен.
ab46, 1 января 2017 г.
Все дети умеют летать. Но просто так летать не интересно. Просто так летать – это всё равно, что ходить или бегать. Чтобы игра была весёлой, нужно на чём-то летать. Ступа, помело, самолёт, вертолёт – это для взрослых. А, вот, ковёр-самолёт в самый раз. Пытаюсь вспомнить свой, но …. Не дано дядям и тётям помнить самое важное.
asakuro, 4 января 2017 г.
Достоинства:
- хорошая сказка о детстве первого послевоенного поколения. Это самое поколение сейчас занимает все руководящие места в стране, а то что эти «милые фантазеры» натворили, можно каждый день видеть в новостях.
- не часто в детских книгах главные герои думают о родителях. Здесь же, «мама будет волноваться и искать» — один из главных сдерживающих факторов от бездумных поступков.
Недостатки:
- «их ждут захватывающие приключения и замечательные путешествия», говорит нам аннотация. На самом деле, «замечательные путешествия» — это полеты над родной деревней, а «захватывающие приключения» — починка старых часов. Вот и все, на что хватило фантазии у Крапивина. Захватывающих приключений школьников в духе книг Анатолия Рыбакова или Лазаря Лагина точно ждать не стоит;
- ненужные второстепенные персонажи — Ветка и Ветерок. Никакой заметной роли они не играют и для чего автор сначала ввел их, затем убрал, а в конце опять ввел — загадка.
- незавершенность основной сюжетной линии про часы. Читатели так и не узнают
Все это автор посчитал ненужным сообщать.
- непонятная ненависть к стилягам. Что плохого сделали стиляги Крапивину, если на протяжении всей книги главный герой книги испытывает к ним нескрываемое отвращение?
- Олег, от имени которого ведется рассказ, родился в начале 50-х. Т.е. к моменту публикации повести ему было всего около 25 лет. При этом в начале и в конце он и его друг описываются как уже очень взрослые люди («худой высокий дядька Виталий Андреевич»), для которых детство осталось очень-очень далеко. Хотя все события происходили всего 15 лет назад.
Shtrm, 24 марта 2015 г.
Хорошая детская книжка-сказка о том куда приводят мечты, о дружбе, воздушных змеях, полетах и приключениях. Слегка наивная, с традиционными для Крапивина героями подростками, их смелыми поступками и первой влюбленностью. Но все таки особого восторга повесть не вызвала, возможно из-за того, что сама идея ковра-самолета сказочно вторична.
Возможно, если бы автор постепенно перевел все в область детских фантазий, мечтаний, снов, разнеся их с реальностью, я бы воспринял все происходящее с другой точки зрения. Ведь в детстве все мы мечтаем о полетах, но чем старше становимся, тем больше понимаем, что наши фантазии жестко ограничены законами физики.
Будь я на двадцать лет младше, в приключения Олежки и Витьки поверил бы без сомнений, а сейчас погрузиться в их невероятные приключения
было гораздо сложнее.
Кисейная Барышня, 8 сентября 2008 г.
Повесть просто отличная. Если бы была оценка 10+, я бы поставила, не колеблясь. Потому что это действительно такая чистая, искренняя, светлая история, к которой просто нельзя остаться равнодушным. История о мечте, о детстве, о дружбе, о том, как сказка незаметно прокрадывается в обыкновенную повседневную жизнь, и старый, вроде бы, с виду ничем не примечательный ковёр вдруг оказывается волшебным ковром-самолётом, и стоит только захотеть — как он взлетит и унесёт тебя в неведомые дали.
В этой повести главный герой Олег находит лучшего друга Витальку, а потом щё двух друзей — Саньку Ветерка и девочку Ветку. Повесть об их весёлых приключениях и путешествиях на ковре-самолёте. Потом ребята выросли, жизнь их разбросала, они стали заниматься своими взрослыми делами. Но остались чудесные воспоминания, и остался волшебный ковёр, на котором потом будет летать другой мальчик.
Когда я читала эту повесть, хотелось самой поселиться летом в мезонине, смотреть на луну через подзорную трубу, вдыхать горький запах полыни...
Примечательно, что взрослые не удивлялись полётам мальчиков на ковре-самолёте и говорили: «В детстве многие летают». Где же было моё детство? почему я не летала?
gpol, 7 октября 2010 г.
Открыла для себя нового светлого и замечательного автора. Сначала прочитала «Бегство рогатых викингов», потом «Ковёр-самолёт. Таких ребятишек, что описаны в этих произведениях сейчас просто нет. Мало кто читает, и мечтает, и фантазирует. Сейчас у детей стрелялки и компьютерные игры на уме. Всем знакомым детишкам перескажу эту удивительную повесть о ковре-самолете. На первых же занятиях мы попробуем нарисовать к ним рисунки. В детстве и юности я очень часто путешествовала во сне по разным мирам и повесть напомнила мне эти путешествия. Наверное, автору пришлось тоже часто летать во сне. Замечательная и светлая повесть. Приключния подростков, их крепнувшая дружба. ковер самолёт... Светлые воспоминая детствавсегда рядом. Ночи на веранде, и телескоп, и луна, вот только нет рядом ковра-самолёта. как у герое вовести, но звёздные миры до сих пор притягивают меня.
Ставлю оценку 10
svarga, 4 сентября 2012 г.
Одна из любимейших книг детства. Хотя это была не книга, а несколько номеров журнала то ли «Костер», то ли «Пионер». Читал и перечитывал. И детю своему обязательно подсуну.