автор |
сообщение |
dydyka
миротворец
|
10 ноября 2009 г. 14:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Даже слегка удивило, что нет темы, посвященной М. Шолохову. А вместе с тем нет другого автора, который так вдохновенно воспел бы Донской край и казачество.
|
––– 14 февраля я родила свое счастье. |
|
|
Capri
философ
|
|
андрос
философ
|
11 ноября 2009 г. 01:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В отношении "Тихого Дона" я не оригинален. Как и мнигие, считаю его очень серьёзным весомым вкладом в мировую литературу. "Судьба человека" — просто потрясающая повесть. "Они сражались за Родину" — оригинальный правдивый роман с сильнейшими искренними человеческими чувствами. Как и всё у Писателя.
|
|
|
Okapi
магистр
|
14 ноября 2009 г. 01:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Да, я люблю Шолохова. Больше всего "Тихий Дон". В свое время он произвел на меня сильное впечатление. Единственное "но" — это было почти 30 лет назад...... Даже не знаю как бы сейчас я восприняла этот роман. Другая жизнь, другое государство, да и я была намного моложе. Перечитывать не хочу, потому как чувствую — есть вероятность разочароваться. Пусть уж лучше останутся хорошие воспоминания.
|
|
|
Шолль
философ
|
2 мая 2010 г. 20:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Тут в связи с творчеством Веры Камши возник вопрос по творчеству Шолохова, а именно: у пользователя Actooal вызывает сомнение смысл существования в этом произведении такого персонажа, как Дарья Мелехова. Я попытаюсь в рамках поста объяснить, почему смысл есть.
Если у кого-то тоже есть соображения, присоединяйтесь!
Я исхожу из позиции семиотической школы, которую можно обозначить вкратце, как: любое произведение — это высказывание автора, которое осуществляется с помощью языка художественных образов. То есть каждый образ должен иметь смысл, выражать нечто, что хотел сказать автор.
Итак, перед нами роман-эпопея, то есть "роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи... Эпопея осмысляет перепутья истории и жизни частного человека" Определение Э.Я. Фесенко из ее учебника по теории литературы, изданного в 2008 году. Сразу скажу, что оно меня не вполне устраивает, но я надеюсь, что под перепутьями истории и жизни частного человека автор понимает наличие вдобавок к эпической широте романного типа конфликта.
Автор изображает жизнь казаков, шире — всего народа в переломную эпоху. В это время меняется не только судьба казаков как служилого сословия, но и судьба женщины в обществе, меняется концепция семьи. Поэтому женские образы, которых в принципе, здесь гораздо меньше мужских, вызывают особый интерес и играют особую роль. Вот у нас в центре внимания семья Мелехоых, где есть две невестки — Дарья и Наталья. То, что героини объединяются под одной крышей, заставляет нас думать, что они находятся в особых отношениях со-противопоставления. Они по сути, представляют два типа отношения к семье и любви. Наталья — жертвенный, жизнь во имя любимого и детей, полное самоотречение и растворение себя в любимом человеке. Такой традиционный тип женщины. Дарья же не хочет жить во имя других. Она выбирает жизнь для себя, а не для мужа и семьи. Она считает, что нужно брать от жизни все, что возможно, но при этом не забывать о приличиях, потому как последствия несоблюдения приличий выйдут боком, испортят жизнь, которой нужно насладиться. Этим она отличается от Аксиньи, готовой плюнуть ради любви на общественные условности. Это эгоистический тип. Находясь рядом, эти два образа оттеняют друг друга, заставляют читателя "почувствовать разницу" в том, какой подход к любви и семье может существовать в обществе. Любопытно, что судьба обоих оказывается трагичной. Наталья не может найти себя, свою дорогу, когда оказывается, что объекту ее жертвенной любви она не нужна — пытается покончить с собой. Дарья же предельно одинока и понимает, что в традиционном обществе она всегда останется если не парией, то презираемой, "легкодоступной" женщиной. И отношение к ней будет соответствующее. Ее уже не устраивает традиционная модель семьи, но из-за своей ограниченности она видит выход только в удовлетворении гедонистических потребностей. Но рано или поздно она станет старухой, к ней потеряют интерес и все, дальше она дороги не видит. Отсюда и ее финальное самоубийство, сопоставляемое с натальиной попыткой. Мы видим два параллельных образа, каждый из которых явялется вариантом ответа на вопрос, какова может быть судьба женщины в патриархальном обществе. А параллелизм — один из существенных элементов романной структуры. Дарья и Наталья необходимые, взаимодополняющие компоненты строго выверенной композиции. Поэтому расспатривать их надо в комплекте, тогда и смысл существования образа Дарьи сомнений вызывать не будет.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
kagerou
философ
|
2 мая 2010 г. 22:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Тут можно добавить, что триада Наталья-Аксинья-Дарья соответствует триаде духовное-душевное-плотское, животное. Каждая в отдельности не является гармоничной личностью, но вместе они образуют этакий собирательный тип русской женщины. В каждой из них превалирует какое-то одно начала, в то время как в гармоничной личности они уравновешены.
|
|
|
mischmisch
миродержец
|
3 мая 2010 г. 13:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мечтаю перечитать "Тихий Дон". Даже недавно взялась, но отложила — много непонятных слов В юности это абсолютно не останавливало, а сейчас с дурной привычкой не просто понимать содержание из контекста, а знать точное значение лексической единицы жду лета — может, времени побольше будет. Завидую тем, кто знает, какую "приваду маманя варила" и как можно "чертить бортом черный хрящеватый яр, лежавший над водой урубом".
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
Лауэр
философ
|
3 мая 2010 г. 14:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Впервые прочла у Шолохова "Поднятую целину" (одна из любимых книг .Бабушка смеялась, что я её наизусть знаю и по утрам с героями здороваюсь). "Тихий Дон", к сожалению ,не оставил такого следа в душе . Герои "Поднятой целины" мне гораздо симпатичнее (Хотя, думаю, некое сходство Дарьи и Лукерьи Нагульновой прослеживается ).
цитата Шолль Поэтому расспатривать их надо в комплекте, тогда и смысл существования образа Дарьи сомнений вызывать не будет.
Да, Вы правы. Рассматривая каждую из героинь по отдеьности , мне кажется , любой столкнётся с "однобокостью" этих образов , их негармоничностью .Но у меня лично образ Дарьи никаких сомнений в его необходимости не вызвал . Если бы в книге были отображены лишь Аксинья и Наталья , для полноты картины образа женщины того общества не хватало бы именно такой героини :не желающей мириться со сложившимися устоями , немного циничной ... ( А ведь из женщин подобного типа на Дону была далеко не одна Дарья ...)
|
––– Всякий ум человеческий имеет границы. И только глупость беспредельна! |
|
|
kagerou
философ
|
|
Лауэр
философ
|
3 мая 2010 г. 14:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Чем? Упырь на упыре.
Простите , Вы считаете, что особа "слишком облегчённого поведения" Дарья , или та же Аксинья, живущая по принципу " кто погладил, к тому и лащусь" (не говоря уже о пропойце Степане или непутёвом "перекати-поле" Григории , нисколько не переживающем о женщине, которой сломал жизнь и детях ), гораздо приятнее и привлекательнее , чем образы деда Щукаря, Андрея Размётнова ? Тут я придерживаюсь иного мнения.. В "Тихом Доне " меня не заинтересовал ни один персонаж , к сожалению ..
|
––– Всякий ум человеческий имеет границы. И только глупость беспредельна! |
|
|
Blackbird22
авторитет
|
3 мая 2010 г. 15:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Поднятая целина" очень любопытное явление. Если посмотреть издалека. По сути ведь показывается кто и какими методами осуществлял "великий перелом". И если убрать советские идеологические наслоения, то видно, какая это всё-таки сволочь. А любопытно, потому что и во время написания\опубликования современники это понимали не хуже нас, но надо же как-то обосновать появление этого в общем антисоветского произведения. И ведь сделали! И ведь постарались!))
|
––– tomorrow never knows |
|
|
kagerou
философ
|
3 мая 2010 г. 15:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Лауэр Простите , Вы считаете, что особа "слишком облегчённого поведения" Дарья , или та же Аксинья, живущая по принципу " кто погладил, к тому и лащусь" (не говоря уже о пропойце Степане или непутёвом "перекати-поле" Григории , нисколько не переживающем о женщине, которой сломал жизнь и детях ), гораздо приятнее и привлекательнее , чем образы деда Щукаря, Андрея Размётнова ?
Они — люди. Со своими недостатками и проблемами. А Разметнов отказывается от человеческого в себе.
|
|
|
Лауэр
философ
|
3 мая 2010 г. 15:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Blackbird22 И если убрать советские идеологические наслоения, то видно, какая это всё-таки сволочь.
Вот именно, если отринуть этот "политический настрой"... Неужели никого не привлёк своей неординарностью и самобытностью тот же дед Щукарь , к примеру? А ужас ситуации , в которой оказался Островнов, совершивший такое жестокое убийство своей матери? Оба произведения созданы одним автором и всё же я считаю, что "Тихий Дон " гораздо жёстче , мрачнее. Читала оба произведения далеко не один раз( правда, много лет назад) , но персонажи "Тихого Дона " вспоминаются как что-то неприятно безликое . Может быть, маловато в них того , что подразумевается под выражением "положительный образ героя" ?
|
––– Всякий ум человеческий имеет границы. И только глупость беспредельна! |
|
|
Blackbird22
авторитет
|
3 мая 2010 г. 15:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Лауэр Неужели никого не привлёк своей неординарностью и самобытностью тот же дед Щукарь , к примеру?
У Горького "на дне" тоже неординарные и самобытные персонажи. Но почему они должны меня привлекать?
|
––– tomorrow never knows |
|
|
ameshavkin
философ
|
|
Лауэр
философ
|
3 мая 2010 г. 16:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Это проблематично и далеко еще не доказано
Но и не оспорено окончательно, правда? я лично не берусь ни устанавливать , ни оспаривать авторство .. (У меня воникло ощущение при прочтении , что автор -один и тот же человек .А установление авторства — это работа специалистов, верно ?)
цитата Blackbird22 У Горького "на дне" тоже неординарные и самобытные персонажи. Но почему они должны меня привлекать?
О" должны" никто не говорит .И забыла упомянуть вместе с самобытностью и неординарностью ещё одно, куда более ярко выраженное — комичность .( На мой взгляд самое привлекательное в этом образе)
|
––– Всякий ум человеческий имеет границы. И только глупость беспредельна! |
|
|
esaul
авторитет
|
3 мая 2010 г. 18:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Это проблематично и далеко еще не доказано.
Всё давно доказано! И кем бы ни был человек, принявший фамилию Шолохов, он — ВЕЛИКИЙ писатель! Я горжусь уже тем, что в семилетнем возрасте, после фильма "Тихий Дон", спрашивал у папы "А можно я тоже буду казаком?" Папа смеялся, а бабушка шлёпала меня по заднице, ругаясь :"Не надо так говорить! Мало ли чего... И думать забудь, что мы казаки!" Она пережила страшное время "расказачивания", вырезания "лампасов" на пленных казаках, прибивание "костылей" в полковничьи погоны, когда и шашки в стены замуровывали и кресты прятали, и "Чёрный ворон" петь нельзя было, и повальную эмиграцию в Болгарию и Сербию уцелевших офицеров Астраханского казачества. Жаль, не дожила до тех лет. когда я вступил в реестровые войска. А Шолохов велик! Но чтоб всем сердцем понять его, надо быть казачьей крови. Иначе. увы... Иначе остаётся только филологическая любовь.
|
|
|
ilsvetlan
авторитет
|
|
Blackbird22
авторитет
|
|
Blackbird22
авторитет
|
3 мая 2010 г. 18:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата esaul Она пережила страшное время "расказачивания", вырезания "лампасов" на пленных казаках,
Вы что-то смешиваете — пленные казаки это одно, а расказачивали уже совсем других.
|
––– tomorrow never knows |
|
|