Недавно ознакомился с полнометражным анимационным фильмом "Днеь рождения Алисы". Прекрасный мультфильм. Мне искренне жаль, что Булычев не дожил до его выхода. Это одна из лучших и самых точных экранизаций его книг.
Создатели "Дня рождения Алисы" сознательно напрашивались на сравнение с "Тайной третьей планеты". Параллели, аналогии не только в формате мультфильма, но и в дизайне персонажей, и в общей атмосфере*. У иного зрителя может возникнуть ощущение, что перед ним — две части одного сериала. Однако разница в двадцать лет и другая команда создателей дают о себе знать. Парадоксально, но "День рождения" силен там, где давала слабину "Тайна", и наоборот. Насколько лучше, прописаннее, подробнее сценарий ДРА, насколько он логичнее и последовательнее "ТТП, настолько новый фильм визуально слабее и беднее.
Дрянная девчонка
Сценаристам мультфильма стоило бы дать аналог отечественного "Сатурна" за лучшую адаптацию. Впервые, кажется, в современной российской кинофантастике фильм имеет внятный сюжет, понятный тем, кто не читал книгу, и при этом буквально к ней близкий. Скелетная история об исследовании мертвой планеты Колеида сдобрена "мясом" в виде ярких второстепенных и фоновых персонажей. Герои ссорятся, ругаются, мирятся, скрывают друг от друга что-то. Громозека больше не фоновый предмет для шуток, но хитрый и расчетливый "сайдкик" главной героини. Алиса впервые в экранизации показана живым человеком. Все ее проблемы и ощущения, которые подробно описываются в каждой книге и вырезаются в каждой экранизации, здесь на переднем плане. Селезнева только что завалила экзамен по истории, о чем ей и зрителю не дает забыть смешной назойливый дневник-КПК. Ее авантюрные выходки доставляют неприятности ей и взрослым. В общем, перед нами не плакатная космическая пионерка-спортсменка-красавица, которую пытались слепить в "Гостье из будущего", а проблемный, лишенный внимания подросток, совершающий вполне обьяснимые глупости.
Садисты-сценаристы: Алисе придется плакать, краснеть, драться и даже сидеть в тюрьме.
Хорошо прописанные диалоги, внятное обьяснение каждого действия делают этот мультфильм понятным даже человеку, который о Булычеве услыхал первый раз вчера. Даже будучи фанатом оригинального цикла, я не смог заметить ни одного сюжетного ляпа. Нет и провисаний, лишних эпизодов, которыми так страдала "Тайна третьей планеты". Нет и сюсюканья "ГиБ". Мультфильм рассчитан явно не на детсадовский возраст, а хотя бы на среднюю школу. Как минимум, школьник должен быть достаточно эрудирован, чтобы знать термины, которые произносят герои. При этом, скучать ему тоже не придется: к оригиналу добавили несколько сцен погонь, побегов и преследований, чем-то напоминающих шуточные короткометражки Warner Bros.
Шеф, а я вас вижу!
Важным достоинством "Дня рождения Алисы" стала преемственность образов, в которых аниматоры старались не отходить далеко от привычных образов из "Тайны третьей планеты". Почти в точности совпадающие образы Алисы, Громозеки и Профессора тому подтверждение. Однако клон советской классики не создавали и не пытались. ТТП был классический мультфильм в духе 70-х: плоские модели без теней, множество деталей, движущихся независимо друг от друга, пестрая цветовая гамма. В том же духе снята, например, "Желтая подлодка" The Beatles. ДРА же явно имело образцом подражания Александра Татарского, автора мультфильмов "Следствие ведут Колобки" и "Падал прошлогодний снег". (Я был искренне удивлен, не обнаружив его в титрах). Визитная карточка фильма — комичное сочетание повседневности и гротеска, почти стимпанковой винтажности и предметов из будущего. В мультфильме практически нет современных технологий анимации, ни одного трехмерного обьекта, ни одного спецэффекта. Он вызывает ощущение нарисованного пятнадцать лет назад. Аниматорам прекрасно удалась атмосфера Колеиды — планеты, удивительно похожей на СССР годов эдак 30-х. Не столько общественным строем (хотя вездесущая полиция и шпиономания тоже присутствуют), сколько общим настроением. Здесь мужчины носят пальто и гамаши, женщины — чулки и чепчики, дети — короткие штаны на подтяжках. Паровозы таскают лязгающие теплушки, города опутаны сеткой ржавых труб, среди которых на стареньком велосипеде ездит почтальон. Даже алфавит Колеиды похож на трафаретную кириллицу, которой делались "официальные" надписи в Союзе.
От этой картинки даже с экрана слышится гул чугунных труб.
Эпическая сцена: Алиса побеждает кровавую гэбню при помощи дихлофоса.
На фоне яркой, целостной Колеиды Земля XXII века смотрится... никак. Слишком много бродит по улицам Москвы гротескных пришельцев и роботов, слишком страшненькими вышли коллеги Громозеки по экспедиции. Среди них — всего два человека, зато с десяток зеленых одноглазых осминогов и богомолов. Пришельцы не то смешны, не то страшны, но совершенно несимпатичны. И когда Алиса попадает в прошлое Колеиды, где живут "нормальные" люди, у зрителя возникает чувство, что он прилетел не на вымершую планету в далекое прошлое, а домой подальше от зеленых уродцев.
Спой, светик, не стыдись
Второй серьезный удар по впечатлению от фильма наносит звуковое оформление. Надо было очень постараться, чтобы в однозначно хорошем и умном фильме напрочь испортить атмосферу попсовым саундтреком. Для фильма были написаны четыре песни, страдающие как невыразительной музыкой, так и туповатыми текстами. ("Даже рыбку из пруда! Не достанешь без труда! Это правда, а не ерунда!) Ни одна из них не остается в голове после финальных титров. Вдобавок, персонажи поют их невпопад, в такие моменты, когда никакого пения не ожидаешь. На сюжет они тоже никак не влияют (в отличие от, например, песен в советских мультфильмах "Летучий корабль" или "Винни-Пух"). Убрать эти песни из фильма — он ничего не потеряет, кроме хронометража. Отдельно стоит отметить главный провал мультфильма — камео Натальи Мурашкевич, она же Алиса из "Гостьи из Будущего". Если в целом озвучка персонажей на нормальном среднем уровне, то ее персонаж, женщина-капитан, оказался угроблен именно озвучкой. Жутковатый диссонанс между экспрессивным поведением капитанши на экране и тихим, нежным шепотом, которым она говорит, достоин отдельного изучения психологами. Живой человек так вести себя не может.
Капитанша в нежной, гламурной ярости
Алиса, ты именно напрашиваешься
Напрашиваешься на вердикт: за маленькие деньги с большой душой можно снять очень хороший фильм, но нельзя снять шедевр. Тем не менее, это фильм из того разряда, который отлично подходит в телеформат. Повелеваю: крутить по всем каналам в паре с "Тайной третьей планеты", желательно в сокращенном формате без песен. Потенциальных крылатых фраз и клуьтовых сцен здесь никак не меньше. А как экранизация, ДРА уступает только "Перевалу" в точности передачи как буквы, так и духа книг Кира Булычёва.
©
|
|