Общие вопросы кинематографа


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Кино» > Тема «Общие вопросы кинематографа»

Общие вопросы кинематографа

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 января 01:25  
цитата Kanashimi
Почему именно этот год видите рубежным?


Ну, это был год полувекового юбилея революции. Почти все значительные фильмы, снятые к этому юбилею, были запрещены, положены на полку. Вышел только замечательный фильм Панфилова "В огне брода нет", где революция показана, как что-то чудовизное, а у белых "была своя правда". Плюс, случайно проскочили ревизионистские "Неуловимые мстители" (хотя их порезали). Советские кинорежиссёры хорошо поняли намёк: шутки кончились, про коммунизм забудьте, живите и радуйтесь. И оптимизм резко упал, зато расцвели эскейпистские направления в искусстве.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 января 01:30  
цитата просточитатель
А в том почему сняли?)))

Потому что рыба гниет с головы. началось, еще при Хрущеве, разложение и деградация высшего партийного руководства страны, а вслед за ним и обслуживающего идеологического аппарата, деятелей культуры, науки, литературы и пошло-поехало.
Поздний советский кинематограф — это летописец распада советской системы. Поэтому так опасны как тупая и примитивная антисоветчина, столь милая сердцу функционерам из Фонда Кино и Минкульта, так и идеализация советского периода истории России. Надо во всем разбираться научным и художественным методами, а не сказки глупые сочинять в светлых или темных красках!


философ

Ссылка на сообщение 2 января 01:32  
цитата просточитатель
В том то и вопрос.Как так получилось?

Ответ на этот вопрос в таланте Рязанова. Советская цензура заставляла режиссеров искать обходные пути и насыщать свои творения дополнительными смыслами, которые не сразу то и заметишь. Умение обходить цензурные ограничения как раз и создавало знаковые фильмы. Тот же самый рязановский Гараж, так это вообще сатира на советскую действительность. Но прошёл) Прошёл потому, что режиссёрам, сценаристам, актёрам удавалось наряду с чем-то отвечающим социальной повестке того дня, пропихнуть и что-то подцензурное. Например, критика хамоватого и довольного жизнью директора рынка вполне укладывалась в официальный советский нарратив ("коммерсантов" власть особо не жаловала), но за этим крылось нечто большее: критика противоречивости идей социализма и практики его построения.
Хотя, может я и не прав в своих рассуждениях... 🤷🏻‍♂️🤔


философ

Ссылка на сообщение 2 января 01:33  
цитата Groucho Marx
Ну, это был год полувекового юбилея революции. Почти все значительные фильмы, снятые к этому юбилею, были запрещены, положены на полку.

Хм, интересно, спасибо :beer:


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 января 01:34  
цитата просточитатель
В стране государственная монополия на кино По сути любое кино может быть положено "на полку"совсем любое

А может быть не положено. Снимались и выходили на экран очень интересные и необычные фильмы. Например, тот же Глеб Панфилов снимал откровенно антисоветские фильмы (например, "Прошу слова") абсолютно без проблем. У Полоки с "Одиножды один" тоже проблем не было. Другое дело, что никто не хотел смотреть антисоветское кино, у зрителей такие фильмы проваливались.
цитата просточитатель
Я же не спрашиваю что такое произошло в американском кино в семидесятые.

А почему бы и не спросить? Известно, что случилось. "Челюсти" Спилберга стали такой сенсацией, что все захотели снимать коммерческое кино. А после того, как в 1977 году вышли "Звёздные войны" и сделали кассу, продюссеры перестали давать деньги на фильмы типа "Серпико" и "Зимние убийства". И "Новый Голливуд" умер.


философ

Ссылка на сообщение 2 января 01:37  
цитата Groucho Marx
И "Новый Голливуд" умер
нет я про то почему он появился)С Кодексом Хейса это было бы невозможно
–––
Чтение-Сила


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 января 01:50  
цитата Kanashimi
Хотя, может я и не прав в своих рассуждениях..

Не совсем прав.
Очень критические фильмы спокойно выходили на экран. Никого это не беспокоило. "Премия", "Гараж" (кстати, плохой фильм), "Мы, нижеподписавшиеся", "Монолог", "Добряки", "Прохиндиада", и многое другое. Но зрители не интересовались подобными фильмами ("Гараж" — исключение из-за имени Рязанова и популярности "Служебного романа"). Поэтому режиссёры неохотно брали такой материал. Сейчас все эти социально-критические фильмы полностью забыты, хотя это было в основном очень хорошее кино.
Успехом пользовались мелодрамы и глуповатые комедии с оттенком сатиры (например, "Шаг навстречу"). Вот такое кино, типа "Москва слезам не верит", хотели снимать все.

Почему, скажем, "Премию" Микаэляна наградили, а "Долгие проводы" (где нет никакой крамолы) Муратовой запретили, нет логических объяснений. Всё упиралось в личные отношения режиссёров и чиновников.

Очень смешно запретили "Агонию" Климова. Элем Климов снимал фильм под надзором КГБ (и, вероятно, по заказу спецслужбистов, там была сложная история) и все были уверены, что будет хит не просто советского, но международного уровня. Но кто-то ляпнул Брежневу, что вот, мол, снимают фильм про Гришку Распутина. А Леонид Ильич очень любил софтпорно и решил, что это какая-то веселуха, типа "Екатерина Великая и её жеребцы". Ему фильм показали и Брежнев с каждой минутой становился всё мрачнее и мрачнее (фильм-то депрессивный). А потом говорит "И зачем всё это показывать?". Фильм запретили к показу. Хотя за границу хорошо продавали, бойко, по всему миру. И никакой КГБ переломить это решение не смог.
А логика? Нет логики. Просто эмоции.


философ

Ссылка на сообщение 2 января 01:51  
цитата Groucho Marx
что все захотели снимать коммерческое кино

Ну захотели они потому, что запросы зрителя, вероятно, изменились. Если ранее, на фоне кризисных 70-х, зритель хотел видеть предельно реалистичное кино, которое бы не приукрашивало бы действительность, то в 80-х гг. уже в контексте постепенного выхода из экономического кризиса хотелось уже иного кино, которое отвечало бы позитивным ожиданиям и служило бы в первую очередь средством развлечения.
Но картины в духе "нового Голливуда" продолжали выходить и в конце 70-х и в начале 80-х. По-моему, именно где-то в это время вышел и Бешеный бык.


философ

Ссылка на сообщение 2 января 01:56  
цитата Kanashimi
Тот же самый рязановский Гараж, так это вообще сатира на советскую действительность. Но прошёл)
цитата Groucho Marx
У Полоки с "Одиножды один" тоже проблем не было. Другое дело, что никто не хотел смотреть антисоветское кино, у зрителей такие фильмы проваливались.
цитата vfvfhm
Поздний советский кинематограф — это летописец распада советской системы.
Да я же не про политику сейчас..кстати именно в Гараже ничего особенно антисоветского не наблюдаю.. Такой сюжет мог быть в любой стране и любом времени.Даже когда никаких гаражей не было.Факт непреодолимой силы. ; человека гараж не получат Не потому что правление плохое. Так получилось. И изменить этого нельзя. Можно согласится со списком. Можно подискутировать и решить прогнать других людей. В принципе не изменится ничего. Просто сначала народ согласился выгнать одних. И все за кроме них. потому что если не они то кто то из согласившихся. Потом так же все скопом выгнали аникееву директрису и сына Милосердова. ну и четвертого пришлось жребием. Но честный ли это жребий? Случайность ли что "вытянул" тот кто понятие не имел? И честно ли что его выгонят? н даже не слышал. Его не разбудили. Но собрание конечно согласится. Ведь если не он то кто то из них опять!
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 2 января 01:58  
цитата Groucho Marx
Всё упиралось в личные отношения режиссёров и чиновников.

Ну да, личные связи определяли и будут определять очень многое.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 января 02:01  
цитата просточитатель
нет я про то почему он появился

Это тоже понятно. Кодекс Хейса был полностью забыт уже к концу 50-х. Уже в 50-х снимали фильмы без оглядки на этот "кодекс" — например, офигительный "Бэби Долл" Элиа Казана или фильмы Роджера Кормана. Но большинство режиссёров по инерции снимали фильмы для старшего поколения, не замечая, что молодёжь хочет "чего-то другого". И вот, одновременно с волной калифорнийского рока, модой на наркотики, хиппи и всё прочее, молодые режиссёры начали снимать фильмы по-новому. Есть такая книжка (и монтажный фильм по ней) — "Беспечные ездоки и бешеные быки", о том, как выяснилось, что можно сделать очень дешёвый фильм с рок-музыкой и модными актёрами (не звёздами) и заработать кучу денег. В общем, "Новый Голливуд" это кино "бэби-бумеров", тех, кто родился после войны. Было круто и весело, пока молодёжь не устроилась работать в банках и разных корпорациях и постаралась забыть про свою дикую юность.


миротворец

Ссылка на сообщение 2 января 02:03  
цитата vfvfhm
Вы других в наивности упрекаете, а сами живете вот в эдаком личном виртуальном конструкте, да еще и смело его транслируете в нашу общую виртуальную реальность.

Не знаю, как там у вас в виртуальной реальности, а в нашей уже в 70-х в построение светлого будущего верили только дети и дурачки, а в 80-х только дурачки и остались. Это ожидаемо отразилось в кино — раз уж великие свершения нам не светят, сосредоточимся на обустройстве хотя бы личной жизни. Чиновники, понятное дело, не были против — когда кино уж слишком расходится с реальностью, могут и вопросики появиться.
Впрочем, эдак мы увязнем в политоте, а модераторы не случайно закрыли раздел ОИ на каникулы.
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


философ

Ссылка на сообщение 2 января 02:06  
цитата Groucho Marx

Это тоже понятно. Кодекс Хейса был полностью забыт уже к концу 50-х.
я слышал что полностью сломил старые запреты Серджио Леоне и его долларовая трилогия... В смысле его фильмы пустили в массовый прокат в США
–––
Чтение-Сила


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 января 02:07  
цитата Kanashimi
то в 80-х гг. уже в контексте постепенного выхода из экономического кризиса хотелось уже иного кино, которое отвечало бы позитивным ожиданиям

В точности наоборот. "Рейганомика" начала 80-х разрушила американскую экономику и повергла её в кризис. Средний класс покатился в бедность. Богатые становимлись всё богаче, но богатых становилось всё меньше. Бедных становилось всё больше. Это было страшно. Пока в США было всё в порядке, американцы хотели критическое кино, чтобы видеть проблемы и решать проблемы. А в 80-х выяснилось, что им никто не даст ничего решать. И им захотелось отвести глаза от грязной реальности, посмотреть на что-то светлое и радостное, отвлечься.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 января 02:10  
цитата просточитатель
я слышал что полностью сломил старые запреты Серджио Леоне

Нет. Я сейчас не помню, какой именно фильм окончательно закрыл вопрос о цензуре Хейса, но уже "Прикосновение Зла" (1958) и "Психо" (1960) снимали совершенно спокойно.
А Леоне не при чём, это же итальянское кино.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 января 02:11  
цитата просточитатель
Да я же не про политику сейчас..кстати именно в Гараже ничего особенно антисоветского не наблюдаю..

А вот руководство СССР считало кино очень политическим искусством и уделяло именно этому аспекту самое пристальное внимание. Поэтому нельзя этот аспект сбрасывать со счетов, если хотите понять явление в полном объеме.
И я как раз писал, что это был точный регистратор процессов. Конечно же, советское кино не было антисоветским! И Гараж, шедевральный фильм, в том числе. И конечно же, как из всякого великого искусства, из него можно вычленить общечеловеческую проблематику и понимание жизни и искусства. Только зачем? Теряя свою советскую уникальность, Гараж ничего не приобретет!
В России сейчас штампуются сотни стерильных, без идей и идеологии фильмов, которые забываются быстрее, чем закончатся финальные титры. А глубоко советский фильм Гараж (только он о деградации советского общества повествует) до сих пор жив-здоров и интересен!
Одна только фраза персонажа Гафта: "Прошу факт продажи Родины занести в протокол!", делает его остроактуальным, а там такого море разливанное.


миротворец

Ссылка на сообщение 2 января 02:16  
цитата Groucho Marx
Пока в США было всё в порядке, американцы хотели критическое кино, чтобы видеть проблемы и решать проблемы.

Учитывая, что именно в 70-х, к примеру, чуть не накрылся медным тазом аж целый Нью-Йорк, это довольно спорное утверждение. Не то чтобы в 80-х там стало хорошо и спокойно, но все же город выстоял.
цитата Groucho Marx
"Психо" (1960) снимали совершенно спокойно.

Если не считать того, что цензоры, кроме шуток, придрались даже к изображению на экране унитаза. Другое дело, что совсем уж перекрыть режиссеру воздух они действительно не смогли.
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 января 02:21  
цитата Karnosaur123
Не знаю, как там у вас в виртуальной реальности

Смешно! Имелся, конечно, ввиду сайт "Лаборатория фантастики", находящийся во Всемирной Паутине, но паясничать запретить не могу.
цитата Karnosaur123
в нашей уже в 70-х в построение светлого будущего верили только дети и дурачки, а в 80-х только дурачки и остались.

Оскорблять и давать уничижительные оценки миллионам людей, многие из которых давно умерли и не могут ответить, с вершины своей мудрости тоже так себе занятие, но у "любимцев Фантлаба", наверно, есть собственные мерила нравственности, как и своя мораль.
Впрочем, я дискутировать и не собирался. История давно все расставила по местам. Просто не люблю, когда беззащитных оскорбляют или унижают.


философ

Ссылка на сообщение 2 января 02:29  
цитата vfvfhm
Поэтому нельзя этот аспект сбрасывать со счетов, если хотите понять явление в полном объеме.
Конечно!
цитата vfvfhm
А глубоко советский фильм Гараж (только он о деградации советского общества повествует) до сих пор жив-здоров и интересен!
А вот еще один ммент. Почему то старые актеры ярче.не только в СССР во Франции к примеру Луи Де Фюнес Пьер Ришар Депрардье. В новых фильмах.. Актеры будто бы играют слабее. раньше запоминалась именно роль. Даже эпизод. А теперь?нет встречается конечно но что то изменилось.
–––
Чтение-Сила


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 января 02:32  
цитата Karnosaur123
это довольно спорное утверждение

Нет. Это общеизвестный факт. Просто в России он не артикулируется из-за всеобщей любви к Рональду Рейгану. Но за пределами России это все знают.
цитата Karnosaur123
Если не считать того, что цензоры

Это странно, потому что в США нет и никогда не было цензуры. Даже Кодекс Хейса был делом сугубо добровольным.
А про съёмки "Психо" я читал довольно много, в том числе, мемуары актёров (это даже не считая бесчисленные интервью Хичкока).
Страницы: 123...1819202122    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Кино» > Тема «Общие вопросы кинематографа»

 
  Новое сообщение по теме «Общие вопросы кинематографа»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх