автор |
сообщение |
Veronika
миродержец
|
14 января 2009 г. 22:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec . Там мы проходили, что уже с 14 века начиная — это не Средневековье, а Ренессанс Даже в Италии в 14-м веке был не Ренессанс, а Проторенессанс. А в остальной Европе и в 15-м веке ещё Средневековье было. Читайте Хейзингу. Dark Andrew, может, под "типичностью" фэнтези Вы имеете в виду то, что Сапковский в своей известной всем статье статье называл "кельтским" или "артуровским" архетипом? Составляющие: обязательно "квест", "возвращение короля", война с "тёмным властелином" и т.п.? Если да, тогда объясните, зачем Вы требуете от неанглоязычных писателей следование неродной для них "артуриане"? А если для Вас нет фэнтези вне "кельтов", тогда, ясный перец, лучше всего будут писать "типовое фэнтези" те, для кого этот архетип родной. Кто первый раз читал про Томаса Рифмача и Кухулина в детстве, а не в зрелом возрасте и как экзотику. Кэролайн Черри пыталась написатьфэнтези на славянских мифах, и ничего хорошего из этого не вышло. А "Эльфийский камень сна" — прекрасен. И даже Пеш или Хольбайн больших творческих успехов на ниве "типового" фэнтези не достигли (насчёт коммерческого просто не знаю). Немцы тоже не умеют писать "типовое" фэнтези? А вот Моэрс пошёл своим путём — и очень успешен в Германии. Да и здесь нашлись ценители. Пишут ли десятки авторов во Франции, Испании или Италии "типовое" фэнтези? Про Личию Троиси тему открыли: надо же, в Италии нашлась! Одна писательница! Хотя уровень там — ну, прилично-средний, но не более. Dark Andrew, "забугор" — это же не только Англия и США. Давайте смотреть картину в целом.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
ааа иии
философ
|
14 января 2009 г. 22:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Кто первый раз читал про Томаса Рифмача и Кухулина в детстве Ну, вот он я. Было в сборнике шотландских сказок. И что, если бы Черри прочитала про Емелю в детстве, она бы такой дури про русалок не наваляла?Фэнтези типовая основана на потоке параллельно движущихся мыслей почерпнутых из одних и тех же книг, а не архетипов. Сапковский опроверг самого себя, когда дал очерк чрезвычайно разной артурианы, заведомо базирующейся на одном корне. На Руси и Востоке любили, вместо Артура,подвиги Александра Македонского, но на нашей фантастике это не сказалось. Даже Пушкин не смог сдвинуть с места ни отечественного "Бову", ни Ивана-царевича, зато ирвинговский петушок — как родной..
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
14 января 2009 г. 22:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Нет, я нисколько не говоряю об артуровском архетипе. Более того, вы повторяете за Сапковским то, что исходно лично мне кажется не верным. Хотя бы потому, что "кельтско-артуровские" мотивы это только одby из десятков вариантов типового фэнтези. Возьмите для примера из наших Зыкова — у него нет никаких кельтских мотивов. Но типовое фэнтези — с магией, войнами и большим миром есть. И я говорю как раз о таких авторах.
Но в целом, что я могу сказать — да, немцы (известные мне) тоже не умеют писать типовую фэнтези. И не типовую тоже (кроме Моэрса). Все остальные немецкие авторы фэнтези, которых переводили на русский пишут на уровне наших "армадавцев" (причем далеко не лучших).
Сравнивать я могу только тех, кого читал. Но я не знаю франко или немецкоязычный типовой фэнтези, которая бы пользовалась популярностью или привлекала бы особое внимание.
|
|
|
Veronika
миродержец
|
14 января 2009 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии цитата Veronika Кто первый раз читал про Томаса Рифмача и Кухулина в детстве Ну, вот он я. Было в сборнике шотландских сказок. Тогда вопрос: а Вы пишете "типовое" фэнтези? Если да — назовите книги, и будем смотреть, "шо это такое". А может, я Вас уже читала?
цитата ааа иии И что, если бы Черри прочитала про Емелю в детстве, она бы такой дури про русалок не наваляла? Ну, думаю — да. Если бы она была в теме — дури было бы меньше.
Вот пример: Анна Коростелева, кельтолог, подолгу жила и училась в Ирландии. "Школа в Кармартене" — блестящее "кельтское" фэнтези, хотя и не "типовое". Ну так "Томас Рифмач" тоже не сильно "типовой".
цитата Dark Andrew Но в целом, что я могу сказать — да, немцы (известные мне) тоже не умеют писать типовую фэнтези. Так что — переименуем тему? «Лепрозорий российской и немецкой фантастики»? Из французов Жюбера и Левенгука ("Гэльская волчица" и что-то ещё)издавали. Фурора не было. Не вижу фанатов на форумах и сайтах. И ещё какой-то трёхтомник не помню кого, но с эльфами. Реца в МФ была прохладной, типа: подражательно и скучно. «Лепрозорий российской, французской и немецкой фантастики»? Растёт лепрозорий не по дням, а по часам.
цитата Dark Andrew Возьмите для примера из наших Зыкова — у него нет никаких кельтских мотивов. Но типовое фэнтези — с магией, войнами и большим миром есть. Так, вернёмся к нашим баранам Раткевич. Мир "Деревянного меча" не маленький, прописанный, с магией, одно большое сражение точно есть. Как щас помню, в первом томе. А многие ли наши "типовые" авторы хотят писать эту "типовую" фэнтези? Многие предпочитают другие "приёмчики", вроде бы.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
14 января 2009 г. 23:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Вот пример: Анна Коростелева, кельтолог, подолгу жила и училась в Ирландии. "Школа в Кармартене" — блестящее "кельтское" фэнтези, хотя и не "типовое".
А вот контрпример: Галина Романова родилась и выросла в России, но читать её псевдобылинные истори просто невозможно. Или другой контрпример: Далия Трускиновская никогда подолгу не жила и не училась в арабских странах, а "Шайтан-звезда" блястящее арабское фэнтези.
цитата Veronika А многие ли наши "типовые" авторы хотят писать эту "типовую" фэнтези? Многие предпочитают другие "приёмчики", вроде бы.
Да. Очень многие. Собственно соотношение примерно такое же, как и на западе — на одну нестандартную книгу с десяток типовых.
цитата Veronika Так что — переименуем тему? «Лепрозорий российской и немецкой фантастики»?
Я вроде ясно с самого начала писал, что в целом у меня нет предвзятого отношения к нашим авторам, а есть оно только в определенных поджанрах. То же касается и немецких и французских авторов. Я очень люблю классическую фантастику Карсака, Клейна и Демюта. Мне нравятся рассказы немецких авторов, в частности Герберта Франке. Но известные мне немецкие и французские авторы фэнтези уступают своим англоязычным коллегам.
|
|
|
ааа иии
философ
|
15 января 2009 г. 20:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Вот пример: Анна Коростелева И она в детстве Емели не читала, потому и смогла? К тому же, боюсь соврать, всю вилли вонку не постиг, но "Школа", вроде, до Ирландии. была.
цитата Veronika Тогда вопрос: а Вы пишете "типовое" фэнтези?
Нет, пример касался круга чтения.
|
|
|
glupec
миротворец
|
15 января 2009 г. 20:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Читайте Хейзингу.
А зачем мне читать Хейзингу, если я в своё время экзамен на "5" сдал по средневековой литературе, и прекрасно помню, что в Германии Ренессанс начался в XIII веке (даже "Парцифаль" Вольфрама фон Эшенбаха — это уже не классический рыцарский роман, а в какой-то мере пародия на него. Народная шпильманская культура, то да сё...) Шекспир... ладно, это XVI век, про Шекспира не будем.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
eladislao
магистр
|
15 января 2009 г. 20:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Шекспира (тот самый XV век
цитата glupec я в своё время экзамен на "5" сдал по средневековой литературе
Хорошие были учителя!
|
––– Истина острому их взору не издали болванела так, как подлым умам, но ясно, как в зерцале, представлялась. |
|
|
glupec
миротворец
|
15 января 2009 г. 20:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ок, ок, не XV, а XVI. (А чего ж вы хотите — я это всё учил лет 10 назад, и с тех пор, естественно, не перечитывал ежедневно ни учебники по средневековой литературе, ни даже Шекспира). Просто тут некоторые утверждают, что даже XVI в. — это, видите ли, средневековье. И даже XVII и XVIII. С чем я и не соглашусь
p.s.: шпаги вместо мечей и кареты вместо осёдланных коней (как раз эпоха Шакеспеара) — уже не средневековье. Про пистолеты вообще молчу...
p.p.s.: Кстати, я думаю, всем известно, что последним поэтом Средневековья был Данте, а первым поэтом эпохи Ренессанса — Петрарка. И вроде как оба они жили задолго до XV или XVI века...
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Karavaev
авторитет
|
15 января 2009 г. 20:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А я вот внесу свежую пофигистическую струю в ваш напряженный спор. Мне, старперу, что буржуйское типовое фэнтази, хоть в трактовке Вероники, хоть в трактовке Андрея, что наше представляется литературой... кхе,кхе сильно второго сорта. Средней уровень, пожалуй, у англов повыше, в силу того, что рынок имеет гораздо более давнюю историю, традицию и более внятное книгоиздание. Однако, думаю, лет черз 5-7, при сохранении нынешних тенденций средний уровень наших фэнтезийных волын если и не догонит, то приблизится. И к качественной переводной многотомной макулатуре добавится наша, не менее качественная. И будет нам щастье!
Единственный минус нашего "типового" фэнтази — отсутствие традиции, что замещается псевдославянизмом и откровенными переработками западного архетипа. Однако они уже сейчас помаленьку исчерпываются, а учитывая геометрическую прогрессию выпуска поделок, скоро будут выработаны до подстилающей породы. И чтобы сохранить читателя придется брать кирку и долбать новую жилу. Я надеюсь, что жила эта будет мифрильная, хоть и обуреваем спецефическими старперскими сомнениями.
|
|
|
ааа иии
философ
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
15 января 2009 г. 21:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Мне, старперу, что буржуйское типовое фэнтази, хоть в трактовке Вероники, хоть в трактовке Андрея, что наше представляется литературой... кхе,кхе сильно второго сорта.
А не ты ли читал Аберкромби и Линча, получая море удовольствия? Есть тут некое противоречие...
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
15 января 2009 г. 21:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Так главное не сырье
Ну, между платиной и ракушечником все ж таки определенная разница есть. Уровень переработки в указанный период вряд ли вырастет, разве что появится два-три автора действительно знаковых, инициирующие новое течение. Например есть во многих смыслах феноменальные авторы — Дяченко. Ну и? Кто владеет их технологией переработки? А вот а-ля Пехов, скажем, многие владеют, с разной степенью успешности. И еще я надеюсь, что нынешние толпы пейсателей наконец то переработаются в гумус, писателем стать будет сложно и косноязычные полудурки будут отсеиваться, а не издаваться как ныне для наполнения серии.
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
15 января 2009 г. 21:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew А не ты ли читал Аберкромби и Линча, получая море удовольствия? Есть тут некое противоречие
Удовольствие можно получить и от клизмы. В определенных случаях. Да, Линч меня порадовал. А вот что новенького дал Аберкромби? Меня скажем в свое время радовал и Многорукий бог, и Последний Кольценосец, Свиридов, Пойнтер и еще кой чего могу вспомнить.
|
|
|
snovasf
гранд-мастер
|
15 января 2009 г. 21:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Читайте Хейзингу.
Категорически поддержу возражающих против отнесения XV века к средневековью. Хёйзинга, конечно, писал об "осени средневековья", но кому осень, а кому уже явная весна нового времени. Даже в Германии, где Возрождение припозднилось, имеем Дюрера в кон. XV века и Кранаха. Да и Лютер в 1517 году уже свои известные тезисы прибил, а до этого зрело. В Голландии Эразм Роттердамский тоже XV век. Гуманизм явственно утверждался как мировоззрение. А если Италия задавала тон — так по ней и считается перемена эпохи. Кто-то может сказать, что когда караван поворачивает назад, последний верблюд становится первым, но ведь пока ещё назад не все решили двигаться...
|
|
|
eladislao
магистр
|
15 января 2009 г. 21:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну, я в каком-то(не помню) учебнике читал, что средневековье кончилось в 1789 году. А при чём тут это вообще?
|
––– Истина острому их взору не издали болванела так, как подлым умам, но ясно, как в зерцале, представлялась. |
|
|
Karavaev
авторитет
|
|
snovasf
гранд-мастер
|
|
eladislao
магистр
|
15 января 2009 г. 21:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А Новейшая история началась в 1917. Предвижу вопрос: что дальше? Дальше — одни слоны.
|
––– Истина острому их взору не издали болванела так, как подлым умам, но ясно, как в зерцале, представлялась. |
|
|
tilur
авторитет
|
15 января 2009 г. 21:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Взятие Бастилии — средневековье eladislao Супер. Молодец. Нет, правда. Без иронии.
Кстати 10 поправок к конституции Америки тоже в этот период были приняты А как вам новый термин — Средневековая Америка
|
––– Мне очень нравится доктор Кадди... |
|
|