Реклама в литературе


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Реклама в литературе»

Реклама в литературе

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 28 ноября 2009 г. 17:43  
цитировать   |    [  ] 
Как-то помнится в свое время очень сильно критиковали Сергея Лукьяненко за то, что у него использовалась скрытая реклама в его Чистовике, Черновике и Конкурентах... Сейчас прочитал новый сборник Дяченко "Мир наизнанку". Не знаю реклама это или нет, но айфон в нем встречается частенько. Вот и решил создать тему, чтобы обсудить следующие вопросы:
1. СтОит ли писателям рекламировать какие-то товары со страниц своих литературных произведений (фантастических и не только)?
2. Ваше отношение к книгам и авторам, где стречается скрытая реклама.
3. Как отличить рекламу от желания автора максимально реально изобразить мир (возможно Дяченко намеренно включили данный телефон в свои произведения, чтобы показать, что это наши дни)?
4. Делитись своими наблюдениями об авторах и книгах, где вы встречали рекламу, скрытую и не очень...


миродержец

Ссылка на сообщение 28 ноября 2009 г. 23:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата sar

Я вообще еще не встречался в литературе с тем, чтобы реклама резала глаза

У Кинга вроде бы попадались заунывные трактаты о том, почему герой любит именно эту марку чего-то там. Но точно не вспомню, может, это мне показалось. А в кино рекламу впихнуть гораздо проще, вот и пользуются. В литературе нужно еще уметь обыграть проплаченый товарный знак.
–––
If you go home with somebody and they don’t have books, don’t fuck them © John Waters


философ

Ссылка на сообщение 28 ноября 2009 г. 23:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата Hermit

По тому, что это показатель статуса... точнее стремления соответствовать статусу. Хороших коммуникаторов много, но только на айфон молятся.

"Я никогда не любил шампанское, пока не попробовал "Кристал". Оно самое лучшее, остальное всё моча!" © х/ф "Четыре Комнаты":-)
–––
Тот, Кто Обходит Ряды


авторитет

Ссылка на сообщение 28 ноября 2009 г. 23:13  
цитировать   |    [  ] 
Предлагаю Мерседесы заменить на "машины". Ибо нефиг!


философ

Ссылка на сообщение 28 ноября 2009 г. 23:14  
цитировать   |    [  ] 
Hermit

цитата

С другой стороны, если я решу написать рассказ, у меня герой будет ездить не на абстрактном мотоцикле, а на хонде

ну, это рекламой не будет :) Это вроде конкретизации образа героя — для разбирающихся в мотоциклах добавит лишний штришок к портрету. А, вот, если герой пересядет на Honda VFR 800, потому-что на Honda DN-01 сломалась автоматическая коробка передач — то реклама (или понты)
–––
"С удивлением, пораженный и потрясенный, короче говоря, содрогаясь и вскаркивая, перечел последние страницы темы" © bbg


миротворец

Ссылка на сообщение 28 ноября 2009 г. 23:21  
цитировать   |    [  ] 
кстати тут недавно читал у. Гиббсона "Распознавание образов" там всю дорогу описывалось,что у главной героини аллергия на логотипа Мишлен... ей реально становилось плохо. фобии там разные, тошнота и прочее... и все это так часто встречалось... интересно это реклама, или антиреклама... и если обратный случай мог ли Мишлен в суд подать?



это кстати — он... в смысле логотип...


философ

Ссылка на сообщение 28 ноября 2009 г. 23:24  
цитировать   |    [  ] 
Не похоже, чтобы такой известный шинник стал бы такими глупостями заниматься (как рекламой, так и судом) :)
–––
"С удивлением, пораженный и потрясенный, короче говоря, содрогаясь и вскаркивая, перечел последние страницы темы" © bbg


философ

Ссылка на сообщение 28 ноября 2009 г. 23:25  
цитировать   |    [  ] 
sham

цитата

это кстати — он... в смысле логотип...
— точно не Гиббсон?
–––
"С удивлением, пораженный и потрясенный, короче говоря, содрогаясь и вскаркивая, перечел последние страницы темы" © bbg


миротворец

Ссылка на сообщение 2 декабря 2009 г. 04:36  
цитировать   |    [  ] 
У Кунца в книгах это часто встречается. Обязательно приводит название товара.
Героиня берет не просто салфетку, а Клинекс. Герой обязательно надевает Найк и т.д. Я читала, что ему специально платили за упоминание брендов в книгах.
У нас этим целенаправленно занимается Донцова.
А в отечественной фантастике как-то не встречала. Разве, что в советской усиленно рекламировался коммунизм и все его производные.


авторитет

Ссылка на сообщение 2 декабря 2009 г. 23:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Нужно, однако, сказать, что доход этот был не так уж велик и частенько
не превышал расходов. Но господин Спрутс и не гнался здесь за большими
барышами. Газета нужна была ему не для прибыли, а для того, чтобы
беспрепятственно рекламировать свои товары. Осуществлялась эта реклама с
большой хитростью. А именно: в газете часто печатались так называемые
художественные рассказы, причем если герои рассказа садились пить чай, то
автор обязательно упоминал, что чай пили с сахаром, который производился на
спрутсовских сахарных заводах. Хозяйка, разливая чай, обязательно говорила,
что сахар она всегда покупает спрутсовский, потому что он очень сладкий и
очень питательный. Если автор рассказа описывал внешность героя, то всегда,
как бы невзначай, упоминал, что пиджак его был куплен лет десять --
пятнадцать назад, но выглядел как новенький, потому что был сшит из ткани,
выпущенной Спрутсовской мануфактурой. Все положительные герои, то есть все
хорошие,   богатые,   состоятельные   или так называемые   респектабельные
коротышки,   в этих рассказах обязательно   покупали ткани, выпущенные
Спрутсовской фабрикой, и пили чай со спрутсовским сахаром. В этом и
заключался секрет их преуспевания. Ткани носились долго, а сахару, ввиду
будто бы его необычайной сладости, требовалось немного, что способствовало
сбережению денег и накоплению богатств. А все скверные коротышки в этих
рассказах покупали ткани каких-нибудь других фабрик и пили чай с другим
сахаром, отчего их преследовали неудачи, они постоянно болели и никак не
могли выбиться из нищеты.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 декабря 2009 г. 23:47  
цитировать   |    [  ] 
ArK
Прикольная цитата...:-)))
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 декабря 2009 г. 00:22  
цитировать   |    [  ] 
И все же, и все же — упоминание марки — это не всегда "реклама" (а для литературы, которая в последнее время отнюдь не властительница дум — так и вообще довольно редко), а так же художественный прием, особенно в произвдениях, имеющих привязку к нашему миру, помогающий выдать более фактурную характеристику герою и его окружению (а если действие происходит "где-то там", то это может быть, например, прием сатирический, помогающий высмеять "общество потребления" для которого приверженность бренду одна из самых ярких характеристик). Или передать и ухватить дух времени...
Тот же iPhone — это не просто коммуникатор, это символ, знаковая вещь. Он моден, он есть "у каждого дворника", эта вещица, прищедшая практически ниоткуда и расширившая узкий мирок "яблоколюбов" до неимоверных пределов. Он удобен, но далеко не самый функциональный или дешевый аппарат, да вне Америки и привязки к оператору его удобство несколько уменьшается. Эта игрушка, владелец которой или инфантил, клюющий на все модное и яркое, или человек, желающий быть в курсе последних веяний...
Присмотритесь к себе, какую роль в наш век поголовной рекламы играют в вашей жизни бренды? Я вот, например, гречку или соль беру не глядя. А растительное масло уже исходя из бренда :) Гринфилд среди "пыли в пакетиках" у меня предпочтительнее Липтона (последний я вообще не куплю), но при наличии денег я вообще лучше возьму весовую "Лазурную россыпь". Одежду я выбираю по принципу "лишь бы костюмчик сидел", а в ноутбуках предпочитаю определенные марки, проверенные опытом, и не возьму MSI даже если он будет вдвое дешевле и впятеро мощнее, чем облюбованный мной HP... И так далее, до бесконечности.
Набор любимых нами брендов — одна из существенных характеристик нашего уровня жизни. Потребители мы, куда-ж от этого. Но уровень внимания к брендам у каждого тоже разный и это тоже о многом говорит ...
–––
А в мире втором мотыльки и звезды
Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом.


авторитет

Ссылка на сообщение 3 декабря 2009 г. 09:51  
цитировать   |    [  ] 
Может, я отстала от жизни, но указание конкретной марки товара я однозначно воспринимаю как скрытую рекламу. И если автору за это не заплатили, то он просто оплошал — рекламирует в пользу чужого дяди забесплатно :-))) Крайне мало случаев, когда указание конкретной марки имеет художественное значение. Все-таки литература, даже на бытовые темы — это нечто большее, и смысл текста (в идеале) должен быть больше, чем разница между Нокиа и Эрикссон.

Был у меня курьез на эту тему. Редактировала я одного иностранного автора, так была железно уверена, что у него солидный контракт с фирмой ИКЕА, парой компаний мобильной связи, парой сетей супермаркетов и еще кое-что. Его героиня закупала мебель в ИКЕА с подробнейшим указанием купленных моделей и их цен, герой пользовался только одной маркой мобильника и она была указана сорок раз, в первом томе герой ходил в один сетевой супермаркет за всем необходимым, во втором томе — уже в другой... Смотрелось это ужасно — каталог ИКЕА в художественной форме. А потом выяснилось, что автор писал все это в стол и при жизни вообще ничего не успел издать. Я-то думала, у него контракт, а он это делал от чистого сердца... Но художественнее оно от этого не стало. Особенно если с тех пор ассортимент шкафов и тумбочек сменился.

В чем, на мой взгляд, недостатки рекламного подхода.
1) Читатель может просто не знать этих марок и не поймет, что вы этим хотели сказать (есть у вашего героя вкус или нет, хороший это мобильник или плохой, дорогие сигареты или нет)
2) Времена меняются и бренды вместе с ними — через десять лет (если ваше сочинение претендует на подобную долговечность) детали станут непонятны и будут только затемнять текст. С классикой то же самое: вон, у Гончарова Райский "посещает кондитеров Пеэра и Педотти". Фактура — завались, но что это за фирма? Хорошо это или плохо? Лучше бы написал "дорогую модную кондитерскую" — стало бы гораздо ярче и понятнее.
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 декабря 2009 г. 12:33  
цитировать   |    [  ] 
А является ли скрытой рекламой то, что у героя околоскандинавской истфэнтези меч с клеймом "ульвберт"? Ж)
Да, практически в любом тексте можно обойтись без упоминания конкретных брэндов, названий и адресов. Но практически в любой текст можно вставить отсылки "для читателей в теме", причем так, чтобы те, кто не в теме, заинтересовались и захотели разузнать эту тему подробнее, а те, кто в теме — понимающе перемигнулись с автором. Скажем, у Форсайта в романе "День Шакала" непринципиально, какой именно марки в девичестве была заказанная винтовка, но абсолютно необходимо — подробно описать ее характеристики, настолько подробно, что как раз товарищу "в теме" остается лишь открыть каталог и указать на возможные позиции — "вот это, это или это".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 декабря 2009 г. 13:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата Завета

Читатель может просто не знать этих марок и не поймет, что вы этим хотели сказать (есть у вашего героя вкус или нет, хороший это мобильник или плохой, дорогие сигареты или нет)


А много ли современных читателей поймут аллюзии на Кафку, Иллиаду или Хармса? Или там раскавыченную цитату из Ремарка или Лао Цзы? Или ссылку на события истории Франции 12 века? Хотя без них тоже можно "спокойно обойтись" ;)
Думается, их существенно меньше чем тех, что знают кто такой айфон.

Понято, что упоминание марки "чтоб было" — это такая не совсем обязательная блестка на обложке и кроссовки Найк на ногах викингов выглядят как минимум странно :) Но ведь можно использовать и с умыслом :) А то, что марки придают тексту "сиюминутность" — это, абстрактно, тоже не хорошо и не плохо. Из контекста и так будет понятно, что это за булочная и что это за телефон, а вот тем, кто "в теме" может открыться и новый слой, новый взгляд... Главное — для чего это, а не есть оно или нет его. Со временем, если в тексте что-то действительно было и он станет классикой, шелуха облетит, а суть останется. Это как с подарком в красивой обертке — можно было-б и без блесток и бантиков, завернув в старую рубашку, но будет явно что-то не то ...
–––
А в мире втором мотыльки и звезды
Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 декабря 2009 г. 14:02  
цитировать   |    [  ] 
Андрей Кивинов при соучастии Сергея Лукьяненко – «Ночь Накануне». Взгляните на обложку.
http://s16.radikal.ru/i190/0911/1c/37f8ed...
Приличных размеров логотип на торце, а на обороте с подписью: «При поддержке радиостанции "Русское радио"». Ещё один под аннотацией на форзаце, а рядом: «Уникальная книга. Такого смешения жанров не встретишь ни в одном из романов – здесь и детектив, и мелодрама, и комедия, и, конечно, фантастика. И всё на высочайшем уровне!» (Ведущие утреннего шоу «Русские перцы»). Сильно сказано! Интересно, а сами «ведущие» книгу читали?
На таком фоне совсем по-другому смотрится и своеобычная манера Кивинова хохмить по поводу рекламы (кто знаком с творчеством Кивинова, знает, что тут «пунктик» у него конкретный). Но рамки целей значительно расширены. Кроме обыгрыша набивших оскомину слоганов рекламных блоков, звучащих в перерывах между телевизионными передачами, упоминается наружная реклама на баннерах, продактплейсмент (скрытая реклама) в телесериалах, в литературе, на радио. Похоже, Андрей Владимирович профессионально владеет вопросом.
Но отчего некоторые упоминаемые в рекламе названия изменены, искажены (стиральный порошок «Ориель», корм для хомячков «Грызунчик», таблетки для повышения потенции «Стойрофен», телевизионная передача «Подыгрыш») и здесь же, буквально, рядом реальные наименования (жевательная резинка «Орбит», «Пепси», лапша «Доширак», таблетки «Гексорал», телеканал НТВ, коньяк «Багратион» — 3 раза в одной главе, причём один раз в совершенно дурацкой ситуации)? Продактплейсмент?
А как тогда относиться к упоминанию неназванной, но узнаваемой радиостанции с утренним юмористическим шоу-розыгрыш «Разбуди друга» (см. обложку – «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» ©)? Прошу прощения за невольную тафтологию – скрытый продактплейсмент?
Напоминает навязчивую рекламу и многократное упоминание оформленного в стиле убежища гражданской обороны советских времён ночного клуба «Убежище», расположенного где-то в центре Питера. Я плохо знаю современный Петербург, но у также упоминаемого в тексте и оформленного аналогично ночного клуба «Подземка» в Москве есть реальный аналог («…у метро "Спортивная" в бомбоубежище расположился ночной клуб "Тоннель"…»)
–––
Делай, что должно, и будь, что будет...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 декабря 2009 г. 16:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата Крафт

Приличных размеров логотип на торце, а на обороте с подписью: «При поддержке радиостанции "Русское радио"». Ещё один под аннотацией на форзаце, а рядом: «Уникальная книга. Такого смешения жанров не встретишь ни в одном из романов – здесь и детектив, и мелодрама, и комедия, и, конечно, фантастика. И всё на высочайшем уровне!» (Ведущие утреннего шоу «Русские перцы»). Сильно сказано! Интересно, а сами «ведущие» книгу читали?


Ну это уже просто реклама :) Издательская, имеющая мало отношения к книге как таковой. А вот остальное — да... Как минимум странно, что нет единообразия в отражении реалий — или коверкай все, или оставляй аутентичным. Иначе "есть подозрение".
Я вот тоже думал -купить или не купить томик из-за вступления, написанного Лукьяненко, и рассказа Каганова. Но логотипчик РР меня убил на месте и я забил, деньги можно потратить с большей пользой, а "проект" — он и в Африке "проект"...
–––
А в мире втором мотыльки и звезды
Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом.


магистр

Ссылка на сообщение 5 декабря 2009 г. 04:22  
цитировать   |    [  ] 
А неужели рекламы в фантастике – так много – что это стало проблемой? Лично мне попадалась всего одна книга – сборник рассказов про пиво «Оболонь». Купил потому что люблю пиво вообще. И «Оболонь Оксамит» в частности. Но осилил только несколько рассказов. Так что рекламой она – для незнакомого с «Оболонью» любителя фантастики — была бы скорее плохой либо просто никакой.
А вообще-то реклама в фантастике присутствовала изначально.
К примеру у Жюль Верна читал весьма давно роман «Клодиус Бомбарнак» — о первой поездке по новой железной дороге, связавшей то ли Россию, то ли Европу (состав пассажиров во всяком случае – был весьма интернациональным) – с Китаем. Чем не реклама какого-нибудь Транссиба, КВЖД или что там в те времена построили?
И в «Вокруг света за 80 дней» — по-моему (точно не помню) указывались некие вполне конкретные и реальные средства передвижения и транспортные компании.
Плюс всевозможное снаряжение, механизмы и оружие героев — описаны детально с указанием видов и марок. Помню в «Детях капитана Гранта» у майора Мак-Набса был совершенно замечательный карабин Пурдей-Моора.
И — в общем-то из той же оперы – во «Всаднике без головы» — у героя был кольт – «настоящий с клеймом Страны Мускатного Ореха» (примерно так).
Да и фантастика в целом – как частный случай приключенческой литературы – занималась рекламой. Социальной рекламой. Ибо как раз Эпоха Великого Переселения – правда не народов – но отдельных белых людей из перенаселённой Европы или Восточных Штатов – в Новые Земли, освоение оных и т.д.
Р-р-р-романтика! Каковую успешно внедряла в умы приключенческая литература в целом. И фантастика в частности. Последняя – даже успешнее. Ибо – Таинственное и Необъяснимое – гораздо заманчивее.
А в более позднее время – Р-р-р-романтика Науки: Исследований, Открытий, Поиска, Экспедиций, Покорения и Преобразования Природы.
Т.е. понятно – что не столь уж сильно она воздействовала на умы. Но некоторый эффект (я думаю) давала.
И пропагандой – это не было — ибо не было госзаказа.
Позже – реклама идеологий, учений. Я не говорю о Коммунистической – тут была именно пропаганда. Но Хаббардовская вера (тут я правда не уверен – т.к. у Хаббарда читал только один какой-то ужастик), а также всевозможные восточно-мистическо-парапсихологические штуки – шли именно из фантастики. (Тот же Бердник.)
И наконец реклама – которая таковой становится лишь впоследствии. Булгаков так прорекламировал некоторые районы Москвы – что люди успешно на этом зарабатывают.
Или – это правда я видел только в кино, но неоднократно — американские кино-гангстеры – становятся образцом для настоящих: манера одеваться, машины, напитки и т.п.
–––
"Это я" М. Щербаков;
"Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян


философ

Ссылка на сообщение 5 декабря 2009 г. 07:35  
цитировать   |    [  ] 
Лично мне то, как Лукьяненко в "Черновике" пиво рекламировал понравилось — забавно было, в отличие от того, что он понаписал про "Корбину". А у Ффорде есть в "Кладези..." отличное слово для обозначения результата развития рекламы в беллетристике — финискусство.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 декабря 2009 г. 11:47  
цитировать   |    [  ] 
Сейас возможна обратная пробема — иски правооблаателей торговых марок к авторам, использовавших этот бренд в своём произведении.
Поэтому писателям приходится заменять это на нейтральные выдуманные аналоги.


магистр

Ссылка на сообщение 6 декабря 2009 г. 08:23  
цитировать   |    [  ] 
У Лукьяненка что-то про пиво в "Черновике" — не припоминается. Но это не значит — что там этого не было — просто читал слишком давно.
А вот в "Чистовике" какой-то сравнительный анализ пива разных стран проводился — где-то в самом начале.
И у Васильева было по-моему про пиво "Оболонь". А может и "Рогань" в "Чёрной пальмире". А раз я сейчас не могу вспомнить — КАКОЕ ИМЕННО пиво там было — то и реклама не сработала.
Но вообще-то первая реклама "Рогани" мне попалась у Олдей — кажись в "Нопэрапоне". Али ещё где-то — но сравнивали они своё харьковское писво с импортным. и писали — что как "Рогань" появлась — так там импортное пиво пить перестали.
За дословность не ручаюсь — т.к. чяитал слишком давно — но смыслу высказываний авторов — вполне соответствует.
–––
"Это я" М. Щербаков;
"Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян
Страницы: 123    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Реклама в литературе»

 
  Новое сообщение по теме «Реклама в литературе»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх