автор |
сообщение |
octon
философ
|
22 ноября 2009 г. 12:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Идея темы была навеяна товарищем subhuman в соседней теме, только там его предложение звучало, как "Инфантильность в современной НФ и Ф". Я немного перефразировал, и сейчас объясню почему. Инфантильность в фантастике я понимаю, как отсутствие в произведении некой искры, заставляющей мысленно возвращаться в эту книгу даже по прошествии значительного времени после её прочтения. Возможно, обдумывать поднятые в ней темы, а возможно, просто из удовольствия фантазировать об описанных героях или событиях. Ведь бывают же такие герои, которые запоминаются настолько сильно, что реально начинаешь им подражать. В фантастике эта тема очень специфична, поскольку описываемый герой часто далёк от нашей действительности (в том смысле, что Раскольников стоит к реальности несоизмеримо ближе, чем Дарт Вейдер, однако оба героя являются не просто Культовыми, а Легендарными). Гораздо проще создавать героя, лепя его чуть ли не с готовых примеров из реальной жизни, чем напрягать мозг, создавая героя столь же реалистичного, сколь и фантастичного. Что мы имеем сейчас? На фоне резко возросших объёмов издаваемых произведений, статистически, должно было вырасти и количество сильно запоминающихся фантастических героев. А получается, что их рождается не больше, чем 20 лет назад, а скорее даже меньше. По-моему благодаря кино таких героев появилось и то больше, чем благодаря литературе. Оправдания в стиле "читающего народу стало меньше, вот и героев меньше знают" не принимаются. Гарри Поттер яркий тому пример. Его не просто читают те, кто обычно читают только из под палки (молодёжь), его ещё и экранизируют! Про Сумерки молчу. Что мешает таким героям рождаться чаще? Приведённых героев на фантлабе за героев не считают (и правильно ), но так где же достойные герои, столь же известные, но при том считаемые достойными даже суровыми фантлабовскими мужиками? (Вейдера я в пример уже приводил. Суровый мужской герой, с которым рядом не валялись поттеры, хотя он известен и почитаем куда больше. Но он всё-таки пенсионер, а я говорю про молодых героев). Так где же они, эти молодые и всеми любимые герои НФ последних лет? Нету. Тот самый инфантилизм писательский. Не хватает запалу создать героя такого уровня. В лучшем случае силёнок хватает на Ведьмаков и Волкодавов (вроде бы их ещё не равняли с поттерами).
Далее. Идеи: то, ради чего и появилась НФ. Бластеры, силовые поля, гиперпрыжки, роботы, телепортация. Первопроходцы использовали эти понятия с умом т.к. знали их значения, смысл, поскольку рисовали с первоисточника — науки. Сейчас все эти девайсы стали штампами. Вряд ли хоть 1 фантаст из 1000, щедро рассыпающий по тексту гиперпрыжки, сможет объяснить что же такое этот гиперпрыжок с научной точки зрения, и почему по мнению той же науки скорость света не преодолима. Если ему зададут такой вопрос на форуме, он даже сможет на него ответить, потому что предварительно изнасилует педивикию и ещё пару энциклопедий, но при лобовом вопросе в реальном времени, в лучшем случае выдавит какую-нибудь несуразицу. Когда в НФ последний раз появлялись новые идеи, которые становились бы штампами для всех авторов НФ? Я не имею ввиду локальные (встречающиеся в рамках книги или серии) изобретения, а те, которые с охотой заимствовались бы разными писателями. Вроде бы последнее время потихоньку поползла тема нанотехнологий. Начались всякие нанощиты, нонороботы и нанокомпьютеры. И всё. Опять писательский инфантилизм. Видимо не хватает сил проштудировать научно популярную литературу и на основе последних открытий придумать что-нибудь новенькое, что за его привлекательность и универсальность начнут подхватывать другие авторы.
Возможно, у кого-то есть ещё какие-то претензии по поводу инфантилизма, но конкретно меня бесит именно отсутствие достойных героев и идей.
Так из-за чего же происходит эта деградация? Почему писатели стали инфантильными? Падение уровня образования? Воспитания? Интернет уничтожает мозги? Телевидение? Может быть голливудские фильмы тормозят фантазию? А может просто в природе тупо иссякли возможности для появления таких героев и идей? Всё уже кем-то использовано? И что можно сделать, чтобы этот инфантилизм преодолеть?
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
22 ноября 2009 г. 12:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора Не смотря на то, что автор темы не удосужился прочитать, хотя бы и в той же википедии, определение слова инфантильность тема открыта. Просьба обсуждать суть поднятых вопросов, а не терминологию.
|
|
|
Kebab
философ
|
22 ноября 2009 г. 18:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ленивым: Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.
В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д.
|
––– This wall goes up forever. There's nothing up there... Or maybe it's heaven. |
|
|
ameshavkin
философ
|
|
subhuman
философ
|
|
subhuman
философ
|
22 ноября 2009 г. 19:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата octon Вроде бы последнее время потихоньку поползла тема нанотехнологий. Начались всякие нанощиты, нонороботы и нанокомпьютеры. И всё. Опять писательский инфантилизм. Видимо не хватает сил проштудировать научно популярную литературу и на основе последних открытий придумать что-нибудь новенькое, что за его привлекательность и универсальность начнут подхватывать другие авторы.
Это не инфантилизм, а банальное отсутствие фантазии. Они просто берут готовые штампы. Они могут писать, но не могут придумывать, грубо говоря.
цитата octon И что можно сделать, чтобы этот инфантилизм преодолеть?
Не давать инфантильным ничего издавать, потому что их проза в основном обычная "графомания". Пусть в стол пишут. Они творчески и "духовно" незрелы, то есть застряли в "подростковом максимализме", когда хочется себя выразить любыми путями и привлечь к себе внимание. Это сугубо этологическая проблема и немного психиатрическая. Не литературная даже.
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
Dimson
магистр
|
22 ноября 2009 г. 19:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Всё нормально с фантастикой. Много ботвы, которой всегда хватало, но вполне достаточно приличных вещей. Ищущий да найдёт, а не найдёт — сам напишет.
|
|
|
Siroga
миродержец
|
22 ноября 2009 г. 19:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Тема поднята не абы-какая, можно очень долго рассуждать, спорить, приходить к выводам или ни с кем не соглашаться. На мой взгляд корень этого зла (я думаю, никто не будет спорить, что падение качества фантастики — зло) в глобальной информатизации. Информация стала доступной, обмен ею — быстрым. Знатоком себя мнит каждый. Тем более, всякому доступен комп и есть возможность напечатать одним пальцем очередной роман и послать его по e-mail, а уж издатель, озабоченный отнюдь не качеством текста, выпустит любую ахинею, которая приносит денюжку.
|
––– Як у нашым у раю жыць весела. Жыць весела, толькі некаму... © народное |
|
|
subhuman
философ
|
|
octon
философ
|
22 ноября 2009 г. 19:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew автор темы не удосужился
цитата Kebab Ленивым: Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) Именно поэтому в посте было указано:
цитата octon Инфантильность в фантастике я понимаю
цитата ameshavkin Такая тема уже есть То тема про шаблоны, а эта про деградацию жанра как такового. Даже используя шаблоны можно создать культового героя/вселенную МИРОВОГО уровня. Возьмите ту же матрицу. Там вам и попаданец (причём избранный), который очень быстро становится ниипацки крутым и выпиливает всех врагов, которые страдают синдромом имперских штурмовиков, и мудрый советчик, который всё знает, и к которому надо ходить за тридевять земель, и тёмный властелин (причём не один), и сцена "не умирай" с последующим волшебным воскрешением, и верная подруга ГГ. Полный набор в одном флаконе. Писатели каждый из этих шаблонов по отдельности и все вместе используют тысячами, но не всё равно не могут создать что-то на таком же уровне. Так что ваша ссылка не к месту.
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
22 ноября 2009 г. 19:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора Темы я не стал объединять, в данной есть о чём поговорить помимо штампов
А вот насчёт "я понимаю", хочу заметить, что использовать термин, имеющий однозначное значение по другому — это, как минимум, дурной тон и прямо путь к полному непониманию темы разговора другими посетителями.
|
|
|
Siroga
миродержец
|
22 ноября 2009 г. 19:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
И, кстати: новые герои и новые идеи — не гарантируют качества текста, т.е.
цитата octon отсутствие в произведении некой искры, заставляющей мысленно возвращаться в эту книгу даже по прошествии значительного времени после её прочтения
совсем не связано с отсутствием супергероев и бластеров на воздушной подушке
цитата Dark Andrew Просьба обсуждать суть поднятых вопросов, а не терминологию.
|
––– Як у нашым у раю жыць весела. Жыць весела, толькі некаму... © народное |
|
|
octon
философ
|
22 ноября 2009 г. 19:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Siroga На мой взгляд корень этого зла (я думаю, никто не будет спорить, что падение качества фантастики — зло) в глобальной информатизации. Информация стала доступной, обмен ею — быстрым. Парадокс в том, что это должно наоборот способствовать росту качества фантастики. Гораздо меньше усилий стало нужно прилагать, чтобы получать информацию и впоследствии воплощать её в книгах. Казалось бы, бери — не хочу, ан-нет, не берут почему-то.
|
|
|
Cardinal_St
магистр
|
22 ноября 2009 г. 19:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата octon Парадокс в том, что это должно наоборот способствовать росту качества фантастики. Почему же ? Ведь современного читателя становится всё труднее чем-то удивить.
|
––– Чем выше тон разговора, тем тоньше нить взаимопонимания. (с) |
|
|
Dimson
магистр
|
|
Siroga
миродержец
|
22 ноября 2009 г. 19:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата octon Парадокс в том, что это должно наоборот способствовать росту качества фантастики. Гораздо меньше усилий стало нужно прилагать, чтобы получать информацию и впоследствии воплощать её в книгах.
Я там пост суть поправил. Дело в том, что доступность информации создает иллюзию владения ею, а для реального получения знания нужно прилагать усилия, но лень. Да и заваливают рукописями издательства отнюдь не те, кто готов долго и усердно трудиться (и не только над идеей, но и сюжетом, языком)
|
––– Як у нашым у раю жыць весела. Жыць весела, толькі некаму... © народное |
|
|
Siroga
миродержец
|
22 ноября 2009 г. 19:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Cardinal_St Почему же ? Ведь современного читателя становится всё труднее чем-то удивить.
И это тоже. Вал информации переварить уже невозможно.
|
––– Як у нашым у раю жыць весела. Жыць весела, толькі некаму... © народное |
|
|
Karavaev
авторитет
|
22 ноября 2009 г. 20:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Какой читатель — такой писатель. Фантастика в России почти всегда проходила по разряду "литература для детей и юношества", а тут вообще исполать! Взрослых то проблем в российской фантастике просто нету.
|
|
|
octon
философ
|
22 ноября 2009 г. 20:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Cardinal_St Почему же ? Ведь современного читателя становится всё труднее чем-то удивить. Это потому что он как бы знает всё больше и больше благодаря информатизации. Ну так и авторы не в резервации живут. Они как бы тоже должны узнавать всё больше, чтобы идти в ногу с умнеющим читателем.
цитата Dimson Дороги у нас не очень, это верно. А с фантастикой всё ОК. Любопытно узнать, что же такого из фантастики (или на худой конец фэнтези) родилось в современной России, что стало для запада таким же культом, как его творения для нас?
цитата Siroga Да и заваливают рукописями издательства отнюдь не те, кто готов долго и усердно трудиться (и не только над идеей, но и сюжетом, языком) Даже закрыв глаза на язык, ничего достойного нет и среди идей (см. предыдущую цитату).
|
|
|
subhuman
философ
|
22 ноября 2009 г. 20:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата octon Парадокс в том, что это должно наоборот способствовать росту качества фантастики. Гораздо меньше усилий стало нужно прилагать, чтобы получать информацию и впоследствии воплощать её в книгах. Казалось бы, бери — не хочу, ан-нет, не берут почему-то.
Не должно. Всё наоборот. "Прилагается меньше усилий" — падает качество. Мегаломанические романы в пяти томах издают практически без редакции. По принципу: графоман прислал / графоман издал / графоманофилы купили. То есть целевая аудитория у такой продукции есть, и она растёт. Никто не начинает писать с рассказов, никто не пишет повести — потому что их хрен напечатаешь. Нужны романы, да страниц по 500, да желательно с продолжением. Такие издательские установки не способствуют повышению качества текста.
|
––– [профиль остановлен] |
|
|