цикл "Отблески Этерны" — обожаю и восхищаюсь. Практически эталон (псевдо)историко-фэнтэзийного романа. Камша замечательно владеет словом, её герои по-сути выступают живыми, а не ходульными... Камша – лучший мастер современного российского исторического фэнтэзи, и каждый новый её роман лишь подтверждает эту истину. Интересно, что Вера Камша легко и быстро переросла своего учителя Ника Перумова, в том числе и в историософском плане. Она успешно переросла также и никовский «языческий имперский патриотизм» a-la император Деций, её герои, вера в единение практически всех сил ради спасения страны (а в конечном итоге, похоже и всего мира) – всё это очень навевает как воспоминание о книгах Толкина, так и идею катехона А.Дугина… у Камши сейчас ПМСМ просто здоровый имперский (в высшем и лучшем смысле этого слова) патриотизм. Читаешь и поневоле задумываешься о путях истории… Великое множество раз бывало так, что хапуги и коронованные ничтожества (или разложившаяся вконец «элита») ставили вверенные им Богом (```богами) страны и народы на грань гибели. И тогда империи, державы, государства с самым разным внутренним устройством или гибли (сопротивляясь или покорно подставляя свою шею врагу),или находили в себе силы и героев, способных поднять пожар против пожара… История знает священников, крестьян, рыцарей, мужчин и женщин, что смогли переломить в нужный момент судьбу своего народа, спасти его. Самые известные из них – это, безусловно, Жанна д,Арк и наши К.Минин и Д.Пожарский. Но за всеми ними шли тысячи и десятки тысяч солдат, ополченцев и наёмников… именно в эти огненные года истории рождались национальные идеи (вместе с нациями), рождалось национальное самосознание, подлинная гордость… Но чего стоили все эти победы… Годы разрухи после опустошительных войн. Но зато люди (и страны) получали шанс продолжить своё существование, и после всех Зимних Изломов всё-таки приходила весна… Так и у Камши – люди (да и сам Талиг) изо всех сил сопротивляются уничтожению своей родины, и уж тут все средства против гадов (внешних и внутренних) хороши. Ибо ставка слишком уж высока. Впрочем, Камша блестяще показала это ещё в первом романе цикла — «Красное на красном», где Ворон Рокэ совершает то, что нельзя не назвать геноцидом, но, уничтожая массу людей, он уничтожает силу чужого (и очень агрессивно настроенного) народа, выжигающего и вырезающего жизненно важные (и густонаселённые) районы Талига. И только потому, что действовать иначе было действительно никак нельзя… А ведь кругом тьма врагов, их армии готовятся растерзать твою страну и с юга, и с севера, и с запада… да и своих изменников тоже явный перебор… и поэтому Рокэ прав в своих действиях. Вообще, он, ПМСМ, является наиболее красиво и со вкусом прописанным героем Камши – прям настоящий «человек эпохи Возрождения» (об этой эпохе как-то отлично высказался Бушков в «Летающих островах»), гениальный полководец, поэт, игрок, бретер, (только когда нужно, хотя и по прихоти тоже можно), аморальный (с точки зрения «правильного» обывателя) тип, патриот своей страны, верный своему королю и своим солдатам. Личность, одним словом. В отличие от того же Дикона… А вот Иноходец, тоже, безусловно, личность – по сути «идеальный дворянин» века так к.XVI-го, есть в нём что-то монтеневское, и драться с врагами он тоже умеет… но ему слишком уж тяжело ударить в спину, даже когда это действительно нужно (но в итоге ударить он всёж сможет)… короче, слишком благороден душою он… тогда как тот же Рокэ отлично понимает государственную (не нравственную) правду великого Маккиавели… Рокэ, Иноходец, Спрут — настоящие герои своего мира и своей (только ли?) эпохи... а ведь есть ещё отдельная и очень красивая повесть "Время золота", есть ну просто шикарный "Довод королей"... Короче говоря, ПМСМ, именно Вера Камша совершенно заслуженно разделяет сейчас престол Королевы Российского Фэнтэзи с Марией Семёновой. ну а "Шар судеб" мы очень и очень сильно ждём...
|