автор |
сообщение |
FixedGrin
миродержец
|
29 января 2012 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.
Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.
Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.
Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.
Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.
В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):
Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год) Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет) Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг. Материя (Matter) — около 2087 года Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено) Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг. Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы) Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы) Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия
Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.
Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook
Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.
Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
|
––– Мы начинаем со смелого допущения, что цель войны — победа над заявленным противником. Формайл с Цереры придет, порядок наведет |
|
|
|
ааа иии
философ
|
18 декабря 2023 г. 19:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ru5lan Что если какому-то пассажиру не понравится устроенный подростками перфоманс и он выразит свое отношение, скажем, разбив пару юных мордашек. Желающих кулаки почесать в Культуре не помню, там слишком многое завязано на потребность в обществе и слишком просто успокоиться. Если угрозу расценят как серьезную — дрон-усмиритель. Соответственно, с буллингом и прочими доставалами можно справиться одной жалобой-обращением к ближайшему Разуму, это не этикосфера Лема
цитата просточитательспецслужб у анархистов быть не может! А водопроводчики могут быть?
|
|
|
просточитатель
философ
|
18 декабря 2023 г. 19:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иииА водопроводчики могут быть? Могут))) Дело в том что спецслужба работает на государство. по определению. Спецслужба тайная полиция на службе государства.
|
––– Чтение-Сила |
|
|
ааа иии
философ
|
18 декабря 2023 г. 20:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитательДело в том что спецслужба работает на государство. по определению. Спецслужба тайная полиция на службе государства. Какое интересное предположение. Но военная разведка и контрразведка? Безопасники банков, институтов? Экономический и технологический шпионаж? А независимость инквизиции? А знаменитый Secret du Roi, который специально действовал наперекор правительству по воле Людовика XV? Только в Одессе при белых действовало более десяти контрразведок.
|
|
|
просточитатель
философ
|
18 декабря 2023 г. 20:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иииНо военная разведка и контрразведка? Безопасники банков, институтов? Экономический и технологический шпионаж? А независимость инквизиции? А знаменитый Secret du Roi, который специально действовал наперекор правительству по воле Людовика XV? Только в Одессе при белых действовало более десяти контрразведок. Это пожалуйста. однако тогда получится что есть много спецслужб хотящих разного. И по сути состояние гражданской войны. чтобы обеспечивать законность у сил представляющих закон должна быть монополия на насилие
|
––– Чтение-Сила |
|
|
ааа иии
философ
|
18 декабря 2023 г. 22:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитательЭто пожалуйста. однако тогда получится что есть много спецслужб хотящих разного. И по сути состояние гражданской войны. чтобы обеспечивать законность у сил представляющих закон должна быть монополия на насилие Какой закон, какая монополия, какая гражданская... Нет, по каждому пункту.
|
|
|
ааа иии
философ
|
19 декабря 2023 г. 06:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Монополия на насилие идея ХХ века, склонного к абсолюту. До, а по некоторым признакам и после, достаточно быть самым сильным парнем во дворе. И веками требовать от подданных чуть что являться конно, доспешно и оружно. Для казачества данная стадия очень затянулась (в фантастике недурно схвачено "Топоры и лотосы" Зоричей) Если минтранспорта противоречит минэкологии, это повод не к гражданской войне, а к совещанию. Легитимность есть сочетание собственной убежденности с общественным консенсусом, не меньше и не больше. Что касается всего этого применительно к мирам Бэнкса, то стоит взглянуть на финал "Игрока", в котором показывается, как именно аморфная и бестолковая Культура может выиграть у дисциплинированной и централизованной галактической империи. И автор специально подчеркивает — Сама ее суть не позволяла ей связать себя оковами каких-либо законов, обнищать деньгами или пойти за вождями в безумие
|
|
|
ааа иии
философ
|
19 декабря 2023 г. 07:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ru5lanИ в этом примере еще нет плохих людей. Есть и другой пример, но там идут оговорки. Орбиталь (мир-кольцо океанического типа, четырнадцать миллионов километров длиной) Вавач подлежит разрушению по военным мотивам. Культура ее эвакуирует... И там без присмотра, происходят нехорошие вещи. там есть "Ольмедрека", корабль, на котором две группы немного разошлись во мнениях. Какой-то сумасшедший взорвал атомную бомбочку, и теперь у "Ольмедреки" в боку чертовски большая дырка. На острове, рядом со спасательным аппаратом, действует откровенно деструктивный культ пожирателей... Правда, неясно, насколько его участники представляют Культуру, а не группу выходцев из какого-либо примитивного мира. Но, они там есть.
|
|
|
Ru5lan
новичок
|
19 декабря 2023 г. 11:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитательконфликт ХОРОШИХ людей желающих добра получается. только что такое добро они понимают по разному Ну да. Кто же считает себя плохим. Все мы хорошие. Некоторые — так вообще распрекрасные.
Так или иначе сложно представить жизнеспособное общество которое не скатится в хаос без наличия единых для всех правил и некоего верховного арбитра следящего за их соблюдением, а при случае способного применить силу чтобы принудить к оному. Бэнкс здесь приделал костыль в виде "Высших разумов". Ну ок, почему бы и нет. Для литутопии вполне сгодится.
Что касается монополии на насилие, то как мне кажется в рамках соблюдения общих правил право на насилие должно быть у каждого. Если человек может силой остановить преступника — насильника, грабителя он должен иметь право это сделать. Дискуссионным является масштаб и соразмерность — например можно ли пристрелить карманного воришку или перебравшего дармовых наркотиков хулигана?
|
|
|
просточитатель
философ
|
19 декабря 2023 г. 12:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ru5lanЕсли человек может силой остановить преступника — насильника, грабителя он должен иметь право это сделать. Нет это то понятно. Я не об этом. А о том что у государства должна быть самая большая сила.То есть оно при желании может победит любую группу.Еще проще армия должна быть одна. монополия на насилие не в смысле всех разоружить . а в смысле такой силы как у государства не должно быть ни у кого
|
––– Чтение-Сила |
|
|
Ru5lan
новичок
|
19 декабря 2023 г. 13:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитательу государства должна быть самая большая сила Ну, это по определению. Иначе как государство или верховный арбитр в иной форме (тех же Высших разумов) сможет заставить всех соблюдать закон.
|
|
|
просточитатель
философ
|
19 декабря 2023 г. 13:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ru5lanИначе как государство или верховный арбитр в иной форме (тех же Высших разумов) сможет заставить всех соблюдать закон. Вот именно! Никак
|
––– Чтение-Сила |
|
|
ааа иии
философ
|
19 декабря 2023 г. 19:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ru5lan сможет заставить всех соблюдать закон. цитата ааа иии уже цитировалСама ее суть не позволяла ей связать себя оковами каких-либо законов
|
|
|
Ru5lan
новичок
|
|
ааа иии
философ
|
|
Грешник
магистр
|
26 января 05:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Продублирую из общей темы в авторскую, т.к. большой отзыв вышел, вдруг заинтересует кого-то.
цитата Иэн Бэнкс. Алгебраист.
Давно я не брал в руки шашку — то бишь не писал рецензий, надо возобновлять практику, а то рецензентский мускул атрофируется.
Мир "Алгебраиста" — мир неизмеримо далёкого будущего, фантастико-футуристически-космооперная вселенная, где Галактика схожим образом объединена на двух уровнях. Политически её единство спаивает Меркатория — деспотическая сетевая структура, в которой преобладет пентархия разумных рас (включая людей) , а огромное количество менее значительных народов занимает места пониже, хотя отдельные головокружительные карьеры нетитульных граждан вполне возможны. Единоначалия на верхнем этаже организации нет — это скорее римская республика, чем римская империя. Топологически же галактика объединена сетью порталов, выморочного наследства какой-то давно исчезнувшей расы — эти узлы Меркатория сперва научилась обслуживать, а потом худо-бедно копировать, но при этом строительство даже одного портала невероятно дорого, трудоёмко, а его уничтожение приводит к изоляции целого сектора на столетия. Поэтому власть Меркатории покоится, как в гамаке, именно в портальной сетке, а её враги volens-nolens антипорталисты. В духе этакого ослабленного баттлерианского джихада из книг Герберта Искусственный Интеллект строжайше запрещён и существует в глубоком подполье — обычные вычислительные и навигационные компьютеры у меркаторцев есть, но существует порог допустимой сложности, автоматически становящийся линией смерти: всех рассекреченных Искинов Меркатория уничтожает с показной лютостью, с религиозной беспощадностью, их преследует специальная инквизиция, так что жизнелюбивые разумные машины существуют на нелегальном положении, сильно ниже уровня любых радаров. Такие декорации — весьма красочные.
Главный герой — представитель богатой провинциальной семьи, чьей профессией является своеобразная этнография: большинство газовых гигантов в галактике обитаемы — в их атмосфере живёт древнейшая раса Насельников, представители которой способны жить миллиарды лет. Раса эта малоконтактна, но есть небольшие группы вхожих к ней посторонних с дипломатическим статусом — и герой, Фааасин Таак, один из них. Он занимается описью и расшифровкой архивов, интервьюированием галактических сверхдолгожителей и подобными вещами. Эта в общем-то периферийная работа вдруг оказывается жизненно важной: кусочку Меркатории, где живёт этнограф, угрожает могущественный геополитический (галактополитический? не знаю как точно сказать) враг — тиран-теократ с огромным военным потенциалом, а в архивах насельников обнаруживается намёк на секрет, могущий иметь колоссальное военное же применение, а могущий оказаться просто легендой. Так разветвляется сюжет, уходящий и в будущее, и в прошлое, охватывающий как молодость героя и его отношения с друзьями и возлюбленными, так и длительную авантюру — погоню за тенью, за мифом.
И вот тут начинаются проблемы, к сожалению не только у героя, но и у книги. Я упомянул о красочности декораций. Создаётся впечатление, что вся энергоёмкость романа ушла именно в этот проработанный декорум и в сюжетную увлекательность, а остальные вещи сделаны вполруки, если вообще сделаны. Мы видим и разумных амфибий, и миллиардолетних насельников, и подпольщиков-искинов — но все они, просто абсолютно все, обладают даже не подчёркнуто-человеческим языком и мышлением: они живут и говорят как американец XX-XXI века с коктейль-барами и вечеринками. Я боюсь, не то, что эскимос — а француз, немец или русский — будет более "инопланетен", чем эти инопланетяне. Постулируется, например, что герой должен входить в специальный транс, чтобы замедлять своё сознание, подстраиваясь под темп мафусаиловой жизни Насельников — но что толку, если всё что мы видим в этом трансе, ничем не отличается от их и его обыденности. Всё тело романа сковано из футуристических, бесшовно прилаженных друг к другу сюжетных и зрительных деталей, облачено в литую броню латинизмов, но их сердечник оказывается довольно пустоват. Фабульно роман лишён изъянов, ничто не провисает, но все эти утрированно-пёстрые картинки, проносящиеся перед зрителем в галопнине (от слова "галоп" — спасибо прекрасной владелице ютуб-канала "Милый Фермер" за чудный неологизм; заодно одобрю как стойко, где-то образцово человек держался против довольно массовой и довольно безумной травли, впрочем это оффтоп) авантюрного сюжета столь же утрированно лишены глубины. Я просто кусал губу, представляя, что со всеми этими описаниями обитателей галактики — от разумных рас до бактериальных культур — сделал бы Станислав Лем. Да что там Лем — в "Первых и последних людях" и (особенно!) в "Создателе звёзд" Степлдона как виртуозно проделана эта работа, моделирование инопланетных рас. А здесь — "человеческое, слишком человеческое" — и оно везде. Главные герои прописаны вполне нормально — но они люди, а вокруг них нелюди, даже биологически, почему же они все так, до оскомины, до зубной боли похожи? Основной враг, тот самый религиозный деспот, грозящий войной и террором — мы видим его внутренние монологи — не сильно выделяется из череды прочих тиранов-властолюбцев, презирающих социальные условности, чтобы лучше использовать их во благо себе любимому. Икурей Конфас у Бэккера — куда более сильный и тонкий образ. Другие тоже – обычные учёные, обычные карьеристы, обычные бунтари – никакой особой глубины. Как водомерка мы скользим по поверхности психики. Это не столь фатально как непроработанность чужих ксенонародов и миров, но и похвалы не вызывает. Бэнкс любит облекать простые вещи в сложные формулировки и я немного подыграю ему: роману ощутимо пошла бы на пользу деантропоморфизация, местами он просто нуждается в обесчеловечивании. А так получилась хлопушка, вместо бомбы. Впрочем, салют тоже зрелище.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
ааа иии
философ
|
26 января 20:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Грешникно все они, просто абсолютно все, обладают даже не подчёркнуто-человеческим языком и мышлением: они живут и говорят как американец XX-XXI века с коктейль-барами и вечеринками. Клубы — британское изобретение. Ну и вид могильщиков-похоронщиков не вполне укладывается в коктейль-бар.
цитата ГрешникЯ боюсь, не то, что эскимос — а француз, немец или русский — будет более "инопланетен", чем эти инопланетяне. Э, не читали Вы про Рытхэу на банкете эфиопского императора...
цитата ГрешникОсновной враг, тот самый религиозный деспот, грозящий войной и террором — мы видим его внутренние монологи — не сильно выделяется из череды прочих тиранов-властолюбцев, презирающих социальные условности, чтобы лучше использовать их во благо себе любимому. А вот тут принципиальная ошибка. Бэнкс сознательно отказывает претензиям подобных типов-персонажей на суперменство и оригинальность. Зло банально, как не изощряются придворные пластические хирурги.
|
|
|
heleknar
миротворец
|
26 января 21:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иииЭ, не читали Вы про Рытхэу на банкете эфиопского императора... А где прочитать можно?
|
––– Hashire sori yo, kaze no you ni. Tsukimihara wo, PADORU PADORU! |
|
|
просточитатель
философ
|
|
ааа иии
философ
|
27 января 08:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата heleknarпрочитать можно? https://fantlab.ru/work419695, но, чтобы не тратить время: нормально вписался советский чукча в обстановку банкета, где нарезали себе сырого мяса с тушки на спине официанта и запивали отличным шампанским... Император счел, что этого гостя ему с самых высоких гор притащили, кстати. Вассалы, целовавшие машину сеньора, тоже культурного шока не вызвали. Потому и использовал этот пример: бытие определяет сознание. Схожие условия существования ломают коммуникационные барьеры. И наоборот. Сам Бэнкс в этой теме утилитарен. Есть в "Алгебраисте" образ Галактики/Вселенной, как города, который на деле представляет собой пересечение множества технических коммуникаций, хабитатов и совокупность экологических ниш, обитатели которых контактами и судьбой соседей не озабочены. Т.е., если бы в этой вселенной был Солярис, то его изучение если и происходило бы, то как академический проект с финансированием из гуманитарных и филантропических фондов. Вроде экспедиций фольклористов. Самое близкое к проблематике Контакта здесь в описании мук умников из стратифицированного и буржуйского общества (с тайной полицией, усмирением, коррупцией, делу время потехе час и т.п.), парадигмы которого так затрудняют понимание насельников газовых гигантов.
цитата ГрешникЯ просто кусал губу, представляя, что со всеми этими описаниями обитателей галактики — от разумных рас до бактериальных культур — сделал бы Станислав Лем. А чего представлять: бэнксоподобные "Звездные дневники" да "Кибериада", больше из этого материала никому ничего не сделать. Эдем, Солярис, Фиаско — не про встречу галактических культур, она же прогулка по зоопарку MIB, там все в одной точке и всё только-только начинается. Кстати, насчет Фиаско.. Бэнкс немного поправил в "Алгебраисте" озвученную Лемом теорию окна контакта: их может быть несколько.
|
|
|
PetrOFF
миротворец
|
|