Может быть, подобный вопрос уже здесь звучал. На сайте представлено много страниц произведений авторов, библиографии которых не готовы. Число таких страниц, насколько я понимаю, возрастает. Что касается важного литературоведческого направления, то помимо А.Ф. Бритикова и Ю. Кагарлицкого, чьи библиографии готовы, есть, например такие интересные работы: fantlab.ru/work139848 fantlab.ru/work142857
Стоит, наверное, до составления библиографии (если таковая вообще будет) размесить страницы произведений: 1. Рюриков Ю.Б. «Через 100 и 1000 лет» Аннотация: Книга Ю.Рюрикова "Через 100 и 1000 лет" — это живой разговор, в котором раздумья о человеке будущего связаны с теми войнами, что ведутся в области фантастического романа. Сжато и энергично набрасывается в книге путь развития советского фантастического романа, имеющего и прекрасные взлеты — "памятники мечты" (например, фантастические романы А.Толстого), и, к сожалению, не столь уж малочисленные памятники "теории предела" — книги, фантастика которых крайне приземлена. Это служит как бы вступлением к размышлению о больших проблемах, все явственнее выдвигаемых жизнью перед романистами, о перспективах и возможностях литераторов, пишущих о будущем. Фантастический роман, создаваемый писателями всех стран и континентов в условиях различных социальных систем, — это широкое поле размышлений о будущем, поле, где скрещиваются мечи, сшибаются разные, иногда совершенно противоположные концепции человеческого прогресса, возникают десятки важнейших вопросов: как будет решаться через столетия вопрос о личности и обществе, как изменится облик человека, насколько расширится могущество его мысли, как изменится его духовная и нравственная сфера. Об этом размышляет автор представленной книги.
2. Неелов Е.М. "Волшебно-сказочные корни научной фантастики" Аннотация: Монография посвящена исследованию связей поэтики популярнейшего жанра современной литературы с традицией одного из древних направлений устного народного творчества. Рассматриваются теоретико-методологические аспекты проблемы, использование в научной фантастике фольклорно-сказочных принципов изображения человека и мира. Дается конкретный анализ наиболее крупных произведений советской фантастики — В. А. Обручева, А. Н. Толстого, И. А. Ефремова, братьев А. и Б. Стругацких.
3. Пропп В.Я. "Морфология "волшебной" сказки" От автора: Слово морфология, означает учение о формах. В ботанике под морфологией понимается учение о составных частях растения, об их отношении друг к другу и к целому, иными словами, учение о строении растения. О возможности понятия и термина морфология сказки никто не думал. Между тем в области народной, фольклорной сказки рассмотрение форм и установление закономерностей строя возможно с такой же точностью, с какой возможна морфология органических образований. Если этого нельзя утверждать о сказке в целом, во всем ее объеме, то во всяком случае это можно утверждать о так называемых волшебных сказках, о сказках "в собственном смысле слова". Им только и посвящена настоящая работа.
4. Может быть, и это пригодиться, раз уж присутствуют романы Эммануэль Арсан. Бейлькин М.М. "Секс в искусстве и фантастике" Аннотация: «Секс в искусстве и в фантастике» – первоначальный вариант книги М. М. Бейлькина «Секс в кино и литературе». Знаменитая «Лолита» – что Владимир Набоков хотел сказать в ней читателю? Что собирался скрыть от него? О чём не догадывался и сам автор книги? Гениальные фильмы – «Солярис» Андрея Тарковского и «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика – о чём они? В чём сущность любви? Какие критерии позволяют отличить её от любых иных видов половой психологии и сексуальных взаимоотношений людей? Как половые извращения: садомазохизм и педофилия выглядят в свете искусства? Что помогает мужчинам подавлять опасные и преступные сексуальные желания, не позволив им реализоваться? Каковы печали и радости людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и как они отражены в искусстве? Как избавиться от невротических расстройств, словно тень сопровождающих девиации? Михаил Бейлькин обсуждает эти проблемы, анализируя творчество Владимира Набокова, Оскара Уайльда, Урсулы Ле Гуин, Эдуарда Форстера, Гая Давенпорта, Гора Видала, Ежи Анджеевского, а также фильмы, снятые по романам Станислава Лема и Энтони Бёрджесса.
На другую тему, «науч-поп». Если представлены книги И.С. Шкловского, то почему бы не представить это: ГАРДНЕР Мартин "ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МИЛЛИОНОВ" Предисловие к русскому изданию: Книга Гарднера — это популярное изложение специальной и общей теории относительности, действительно рассчитанное на миллионы читателей. Увлекательно и доступно написанная, она будет понятна всем, начиная со школьников старших классов. Особо следует отметить прекрасные иллюстрации. Благодаря им книга похожа на альбом под названием «Теория относительности в картинках». Впрочем, именно такой и должна быть популярная книга. Большим достоинством книги является то, что автор довольно много говорит об истории возникновения теории относительности. Всегда приятно узнавать не только саму истину, но и то, каким образом она добыта, какие люди в этом участвовали, какие гипотезы высказывались. Так, например, в книге довольно много говорится о «принципе Маха». Большинство ученых уже давно от него отказались, но в свое время «принцип Маха» оказывал большое влияние на умы, и без упоминания о нем история была бы неполной. Особо следует отметить то, что автор говорит не только об уже устоявшихся, всеми принятых положениях, но и о разных спорных вопросах, на которые сейчас еще нет ответа. Поэтому, читая книгу Гарднера, читатель видит живую, развивающуюся науку, которая влечет к себе своими загадками. Уже одно это выделяет эту книгу из многих других популярных изложений теории относительности. Популярность изложения имеет и свою теневую сторону: Гарднеру волей-неволей приходится прибегать к упрощениям, возникает много неточностей и недомолвок. Некоторые из них имеют принципиальный характер и могут привести к неправильному пониманию сути дела. Несколько слов об этом будет сказано после того, как вы прочтете книгу. А. И. БАЗЬ. Несколько рассказов Гарднера уже представлены.
|