Vita Nostra


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Vita Nostra»

Vita Nostra

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 30 июля 2010 г. 21:18  

цитата Veronika

Фантастический элемент в «Vita Nostra» не менее уместен, чем в романах "Альтист Данилов",   "Мастер и Маргарита".

Мало того — он не просто уместен, он (фэ) необходим. А без него — это просто ещё один роман про студенчество.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


миротворец

Ссылка на сообщение 31 июля 2010 г. 00:12  

цитата Veronika

Фантастический элемент в «Vita Nostra» не менее уместен, чем в романах "Альтист Данилов",   "Мастер и Маргарита".
Именно! Это сюжетообразующий элемент. А кому не нравятся книги с фантастическим элементом, тот может читать мэйнстрим и не троллить в лаборатории.
–––
Котики должны оторжать реальность!
Ja-ja, das ist fantastisch!


миродержец

Ссылка на сообщение 31 июля 2010 г. 00:48  

цитата old_fan

А кому не нравятся книги с фантастическим элементом, тот может читать мэйнстрим и не троллить в лаборатории.

Именно!!!
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


миродержец

Ссылка на сообщение 20 декабря 2010 г. 21:17  
Мой отзыв на роман:
После почти двухгодичного перерыва решилд снова взятся за творчество киевской четы. Зайдя в «Мою книгу», и пробежав взглядом по полкам, на нижней я отыскал бирюзовый корешок с названием «Vita Nostra». Пожав плечами, с мыслью, «а почему бы и нет...?», я прикупил небольшой по объёму томик. Тем более что фантлабом мне был порекомендован цикл «Метаморфозы».

Честно говоря, сложно писать отзыв на это произведение — оно вышло весьма неоднозначным. Необычным. Сама идея — вот что главное в этой книге — идея полного метаморфоза, изменения уровня бытия. Человека преобразуют, ломают — жестоко и практически садистски. Главное орудие преобразования — Страх. Именно им человека подвергают первичной коренной ломке, он боится за жизнь своих близких. И странные, необычные задания, напоминающие скандинавские руны, несущие в себе закодированный смысл, также ломающие привычное сознание — тоже орудие преобразования. В этих методах нет ничего магического — это просто Коды, вскрывающие внутренний, иррациональный потенциал Слова, которым должен стать человек, занять место в Тексте, который является основой нашего мира. они разные, эти Слова — кто-то является, условно, глаголом, кто-то — понятием, и так далее. Преподователи прибегают к жестоким методам принуждения, ибо любое обучение суть есть принуждение, поэтому студент всегда должен понимать, что любой несданный зачёт чреват смертью близкого тебе человека. Их не за что осудить — они — не люди, они — Правила, они созданны такими, не способными объяснить то, что можно только — понять...

Кто такая Саша Самохина? Мы толком не знаем, как она выглядит. Словно герой китайских сказаний она — носитель человеческих (и нечеловеческих) качеств, психологического типажа, черт характера. Дяченко описали психологию живого человека — её ломку, под прессом обстоятельств, внутренних изменений — мы не видим конечного результата, но сам процесс писатели изобразили бесподобно — целый ряд метаморфоз, свидетельствующих о перерождении. В книге немало и других ярких типажей — это преподователи-Правила, мать Саши, Костя, Егор — они являются чётко прорисованными персонажами, словно герои древней церковной фрески — они оказывают главное влияние на Сашу, и отвечают за её изменения, она меняется в основной из-за их воздействия, не просто сама по себе. Только в конце она, войдя в силу, позволила себе необычную роскошь — разрушить правило «Любовь есть Страх», показав, что последнее только замутняет первое.

Кто-то говорит, что конец книги — неудачен. Да, несколько скомкан. Но мне не кажется, что он сильно портит обущюю канву книги. Саша — Пароль, то есть фактически — Творец, способная создать новый Текст, новую Вселенную — в этом её предназначение, к этому её подготовили. И преподователи добились своего — «прозвучала», пусть даже и не по их правилам. Саша отбросила свой страх, став сильнее своих учителей — и создав мир, где нет примеси этого жестокого, липкого чувства. «-Не бойся...» — вот это Слово, девиз нового мира.

Роман напоминает экзотическое вино — кто-то будет долго восхищатся прекрасным купажом, кто-то — выплюнет, назвав кислятиной. И дело здесь не в интеллекте читателя — скорее во вкусе. «Vita Nostra» — роман на любителя, кому то он покажется бесконечно чуждым, у кого-то попросту иной взгляд на мир, в конечном счёте. Что до меня... С одной стороны, в книге поднято множество вопросов, глубоко тронувших меня. С другой — совершенно не тянет её перечитывать. Не знаю, почему — роман не перегружен эмоционально, он написан хорошим, простым языком, очень чётко завершён. Думаю, что не смогу включить «Vita...» в число своих любимых книг. Но рано или поздно снова перечитаю этот роман — снова пропуская через себя метаморфозу Саши Самохиной, чтобы посмотреть на этот процесс с иного угла и иного состояния — кто знает, что ещё откроется мне...

P. S. Меня несколько удивили некоторые посты, где написано об ожидаемом многими продолжении «Vita Nostra». Мне кажется, роман полностью завершён, метаморфоз произошёл, и следующая книга будет уже не о том...


Роман, конечно, хорош, но стоит ли ему создавать отдельную тему? В мире много хороших произведений, которые выше и глубже "Vita Nostra". А тема по отдельному роману — одна...


философ

Ссылка на сообщение 21 декабря 2010 г. 14:47  

цитата AlisterOrm

Преподователи прибегают к жестоким методам принуждения, ибо любое обучение суть есть принуждение

С чего бы это? Вовсе не любое.
–––
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.


миродержец

Ссылка на сообщение 21 декабря 2010 г. 21:37  

цитата Terminator

С чего бы это? Вовсе не любое.

Ну... Да, согласен, не любое. Но с другой стороны — хочет ли человек учиться в 18 лет, если у него есть альтернатива? Далеко не всегда. Да и как можно учиться тому, что не понимаешь, как в случае с Торпой.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 декабря 2010 г. 19:15  
Личность мазохистичная будет получать удовольствие именно от обучения по принуждению. Чем тяжелее, тем больше кайфа.
–––
Верные слова не изящны... (Лао Цзы)


активист

Ссылка на сообщение 27 января 2011 г. 22:54  

цитата kira raiven

Личность мазохистичная будет получать удовольствие именно от обучения по принуждению. Чем тяжелее, тем больше кайфа.


Вообще-то для такого "обучения" есть более подходящий термин — дрессура.
И место, в котором "обучали" с помощью страха, в том числе и за жизнь своих близких, тоже известно, даже не одно — фашистский концлагерь и гестапо.

А нынешние "самородки от фантастики" преподносят сию методику, как авангардистскую и пипл хавает да еще и рассуждает о "метаморфозах". От ить постмодернизм, ети иху!


миродержец

Ссылка на сообщение 28 января 2011 г. 00:08  
Здесь же гротеск, все преувеличено многократно. А в-общем, все о том же.

В-принципе, весь процесс воспитания можно спокойно назвать термином "дрессура". Мы вписываем поведение наших детей в рамки, определенные обществом и цивилизацией. Называем это не дрессурой, а воспитанием. А обучение? Что, все дети хотят сидеть за партой (больше одного дня 1 сентября 1 класса)? Далеко не все. Но выбора нет. Или родители не любят, или ты идешь в школу, собственно. А все остальное — вариации на тему.
Даже любознательные дети любят не все предметы и не всегда. А изучают все и всегда, когда надо. Это те, кто дрессированный.
Конечно, в этой книге — перебор, но вот об этом я и говорила. И писала в отзыве.
–––
Верные слова не изящны... (Лао Цзы)


активист

Ссылка на сообщение 28 января 2011 г. 13:06  

цитата kira raiven

Здесь же гротеск, все преувеличено многократно. А в-общем, все о том же.

В-принципе, весь процесс воспитания можно спокойно назвать термином "дрессура". Мы вписываем поведение наших детей в рамки, определенные обществом и цивилизацией. Называем это не дрессурой, а воспитанием. А обучение? Что, все дети хотят сидеть за партой (больше одного дня 1 сентября 1 класса)? Далеко не все. Но выбора нет. Или родители не любят, или ты идешь в школу, собственно. А все остальное — вариации на тему.
Даже любознательные дети любят не все предметы и не всегда. А изучают все и всегда, когда надо. Это те, кто дрессированный.
Конечно, в этой книге — перебор, но вот об этом я и говорила. И писала в отзыве.


Я говорила о другом, не о том, что в этой книге якобы разбираются процессы воспитания или обучения.
И уж всяко не о том, что "весь процесс воспитания можно спокойно назвать термином "дрессура" — это, простите, как раз и есть из идеологии фашизма. Приравнивать воспитание к дрессуре, на мой взгляд, приравнивать людей к животным, а применять к людям методы воспитания животных (дрессуру) — низведение людей до уровня животных.
Но фашисты хотя бы не выдавали сей метод за авангард, а честно говорили: это не люди, это — скоты, потому мы их будем дрессировать, как зверей.
В данном же "произведении" черное выдается за белое — методика дрессуры скота выдается за прогрессивный метод "воспитания" человека и подается как последний писк "воспитательной методологии".
Это и есть постмодернизм в чистом виде — выворачивание смыслов наизнанку.


магистр

Ссылка на сообщение 28 января 2011 г. 15:08  
Dana Dana
Вы это своё блаблабла профашистофф и поцмодернизм несёте всерьёз, или ещё куда?
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


магистр

Ссылка на сообщение 28 января 2011 г. 19:55  

цитата Dana Dana

В данном же "произведении" черное выдается за белое — методика дрессуры скота выдается за прогрессивный метод "воспитания" человека и подается как последний писк "воспитательной методологии".


Нет ничего подобного в данном произведении. Абсолютно. Скорее напоминает обучение дикарского ребенка в цивилизованном обществе. Такие дети имели место быть, скажем, в 18 веке (индейский ребенок в доме пуритан...) Это я к тому, что могло бы быть близко.
Но фашизм там вообще ни при чём%-\
В самом деле, "Vita nostra" замечательная книга — необычная и непохожая ни на какой другой роман в жанре фэнтези.
Возможно, ее было бы уместнее обсуждать в треде о Дьяченках, а не выносить в отдельную тему.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 01:31  
дрессура — подавление.Воспитание творческий процесс. И не вина воспитания в том, что его носители зачастую ведут себя как дрессировщики.
Роман оценила, но описанный процесс "превращения" мне инстинктивно претит. Может, я слишком упрямая. Может, слишком наивная. Но совершенно уверена, что действуя не через страх, а, например, любопытство можно добиться гораздо более ошеломляющих эффектов. Роман Дяченко в этом отношении не уникальный. Процесс обучения Тайного Сыска гораздо более увлекательный и приятный во всех отношениях.


авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 09:07  

цитата Dana Dana

В данном же "произведении" черное выдается за белое — методика дрессуры скота выдается за прогрессивный метод "воспитания" человека
В том-то и фокус, что в Институте Специальных Технологий воспитывают как раз НЕ человека. Из человека.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 12:07  
во всех фантастических произведениях делают сверхчеловека, но каким способом?


авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 12:39  

цитата Тинь

во всех фантастических произведениях делают сверхчеловека, но каким способом?
"Сверхчеловек" — это все-таки экстраполяция человеческих свойств, качеств, устремлений. А у Института Специальных Технологий задачи явно другие. Во всяком случае не сверхчеловек. Человек — всего лишь сырье для Слова. Причем явно не единственно возможное сырье (Портнов никогда не был человеком).


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 14:50  
ну хорошо — демиурга, только что это меняет?:-)))
в этом произведении "сырье" ломают. А в других подстегивают к самосовершенствованию. вот и вся разница.


авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 16:03  

цитата Тинь

ну хорошо — демиурга
На самом деле демиург ("Пароль") для Института — это вообще полная неожиданность. Даже Глагол в повелительном наклонении очень большая редкость. А массовая продукция — слова, слова, слова, которые должны как можно точнее соответствовать своему значению.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 17:12  
но что эти слова призваны делать, кроме как соответствовать своему значению? Привносить свою сущность в уже существующий мир? помогать творить его таким образом?


активист

Ссылка на сообщение 27 февраля 2012 г. 06:45  

цитата Тинь

но что эти слова призваны делать, кроме как соответствовать своему значению?


Тут можно только строить догадки, а в книге на все подобные вопросы студентов преподаватели отвечают только, что у них будет много дела, и всё будет замечательно и очень интересно. Но если пароль, прозвучав, творит новый мир, то прочие, видимо, должны ему способствовать.
Страницы: 12345678    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Vita Nostra»

 
  Новое сообщение по теме «Vita Nostra»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх