Мой отзыв на роман: После почти двухгодичного перерыва решилд снова взятся за творчество киевской четы. Зайдя в «Мою книгу», и пробежав взглядом по полкам, на нижней я отыскал бирюзовый корешок с названием «Vita Nostra». Пожав плечами, с мыслью, «а почему бы и нет...?», я прикупил небольшой по объёму томик. Тем более что фантлабом мне был порекомендован цикл «Метаморфозы».
Честно говоря, сложно писать отзыв на это произведение — оно вышло весьма неоднозначным. Необычным. Сама идея — вот что главное в этой книге — идея полного метаморфоза, изменения уровня бытия. Человека преобразуют, ломают — жестоко и практически садистски. Главное орудие преобразования — Страх. Именно им человека подвергают первичной коренной ломке, он боится за жизнь своих близких. И странные, необычные задания, напоминающие скандинавские руны, несущие в себе закодированный смысл, также ломающие привычное сознание — тоже орудие преобразования. В этих методах нет ничего магического — это просто Коды, вскрывающие внутренний, иррациональный потенциал Слова, которым должен стать человек, занять место в Тексте, который является основой нашего мира. они разные, эти Слова — кто-то является, условно, глаголом, кто-то — понятием, и так далее. Преподователи прибегают к жестоким методам принуждения, ибо любое обучение суть есть принуждение, поэтому студент всегда должен понимать, что любой несданный зачёт чреват смертью близкого тебе человека. Их не за что осудить — они — не люди, они — Правила, они созданны такими, не способными объяснить то, что можно только — понять...
Кто такая Саша Самохина? Мы толком не знаем, как она выглядит. Словно герой китайских сказаний она — носитель человеческих (и нечеловеческих) качеств, психологического типажа, черт характера. Дяченко описали психологию живого человека — её ломку, под прессом обстоятельств, внутренних изменений — мы не видим конечного результата, но сам процесс писатели изобразили бесподобно — целый ряд метаморфоз, свидетельствующих о перерождении. В книге немало и других ярких типажей — это преподователи-Правила, мать Саши, Костя, Егор — они являются чётко прорисованными персонажами, словно герои древней церковной фрески — они оказывают главное влияние на Сашу, и отвечают за её изменения, она меняется в основной из-за их воздействия, не просто сама по себе. Только в конце она, войдя в силу, позволила себе необычную роскошь — разрушить правило «Любовь есть Страх», показав, что последнее только замутняет первое.
Кто-то говорит, что конец книги — неудачен. Да, несколько скомкан. Но мне не кажется, что он сильно портит обущюю канву книги. Саша — Пароль, то есть фактически — Творец, способная создать новый Текст, новую Вселенную — в этом её предназначение, к этому её подготовили. И преподователи добились своего — «прозвучала», пусть даже и не по их правилам. Саша отбросила свой страх, став сильнее своих учителей — и создав мир, где нет примеси этого жестокого, липкого чувства. «-Не бойся...» — вот это Слово, девиз нового мира.
Роман напоминает экзотическое вино — кто-то будет долго восхищатся прекрасным купажом, кто-то — выплюнет, назвав кислятиной. И дело здесь не в интеллекте читателя — скорее во вкусе. «Vita Nostra» — роман на любителя, кому то он покажется бесконечно чуждым, у кого-то попросту иной взгляд на мир, в конечном счёте. Что до меня... С одной стороны, в книге поднято множество вопросов, глубоко тронувших меня. С другой — совершенно не тянет её перечитывать. Не знаю, почему — роман не перегружен эмоционально, он написан хорошим, простым языком, очень чётко завершён. Думаю, что не смогу включить «Vita...» в число своих любимых книг. Но рано или поздно снова перечитаю этот роман — снова пропуская через себя метаморфозу Саши Самохиной, чтобы посмотреть на этот процесс с иного угла и иного состояния — кто знает, что ещё откроется мне...
P. S. Меня несколько удивили некоторые посты, где написано об ожидаемом многими продолжении «Vita Nostra». Мне кажется, роман полностью завершён, метаморфоз произошёл, и следующая книга будет уже не о том...
Роман, конечно, хорош, но стоит ли ему создавать отдельную тему? В мире много хороших произведений, которые выше и глубже "Vita Nostra". А тема по отдельному роману — одна...
|