Аркадий и Борис Стругацкие ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 12 января 16:05  
[Сообщение изъято модератором]


миротворец

Ссылка на сообщение 12 января 16:10  
О нет, опять!
–––
Say, we should form our own book club. With black jack! And hookers! In fact, forget the books.
© Bender Bending Rodríguez


активист

Ссылка на сообщение 12 января 16:21  
Гадкие лебеди. Великолепная Диана и Ирма


философ

Ссылка на сообщение 12 января 16:55  
цитата Igninus
Малыш и Жук в муравейнике — агрессивная истеричка Майя.
Но всё же в «Малыше» авторы на её стороне.


философ

Ссылка на сообщение 12 января 17:03  
Vramin
Разве? Это из какого-то интервью информация? Глядя на текст самой повести я бы так не сказал.


философ

Ссылка на сообщение 12 января 17:09  
цитата Igninus
Разве? Это из какого-то интервью информация? Глядя на текст самой повести я бы так не сказал.
Вот про Майю из интервью
цитата
айя, тоже, впрочем, еще тот фрукт. Идея с нажатием кнопки на обруче, чтобы спугнуть ребенка, не вяжется ни с каким вариантом гуманизма. Или я чего-то не поняла, или мотивация не выдерживает критики.

Ия. Россия — 28.03.01.

Отчего же. Майя — в отличие от всех прочих участников контакта — одна только искренне и от всего сердца заботится о судьбе Малыша. Она знает, что чем дальше будет развиваться контакт, тем больше горечи появится в его жизни. Поэтому она и принимает единственное, как ей кажется, правильное решение: раз и навсегда «обидеть» Малыша так, чтобы он больше НИКОГДА не выходил на контакт. Она ошиблась, конечно, но намерения у нее были самые благородные.

«А вот о Майке он не спросил ни разу. Когда я сам попытался заговорить о ней, он просто встал и ушел. И точно так же встал и ушел, когда я однажды, к слову, принялся объяснять ему, что такое ложь…» Малыш (малыш ведь!) просто обиделся наглухо? Или для получившегося из земного младенца путем приспособления его к внеземной жизни существа представление о лжи травматично психологически? Или это собственное отношение авторов к поступку Глумовой, а может быть, и к концепции «лжи во спасение» в целом?

Тиграм Закоян. Москва, Россия — 26.09.04.

Выражаясь Вашими же словами, «Малыш обиделся наглухо». В его представлениях о Мире и Людях понятие «ложь» отсутствовало абсолютно и безоговорочно. Никаких там «лжей во спасение»— ложь отвратительна, непростительна и непереносима, точка, конец рассуждениям. Соответственно он и отреагировал на поступок Майки. Которая, разумеется, (вместе с авторами) хотела ему только добра.
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 12 января 17:11  
цитата Igninus
зве? Это из какого-то интервью информация? Глядя на текст самой повести я бы так не сказал.
А еще авторы Малыша не ценили
цитата
А вот великолепный по наполненности идеями «Малыш». Но он вами мало упоминается как этап творчества. Потому, что в нем только НФ идея? Или читатели еще не вскрыли подтекста?
Игорь Литовченко. Киев, Украина — 06.12.00.
Это одна из немногих наших повестей, не содержащих никакого социального подтекста. Мы всегда считали, что ее можно было бы не писать вообще, если бы не чисто денежные обязательства перед издательством. Многие наши тогдашние читатели выражались по этому поводу довольно резко: «Если писать такое, то, может быть, лучше не писать вообще ничего?» А сейчас это — одна из популярнейших наших повестей. Неисповедимы пути твои, Господи!
Не один раз (и в интервью, и в «Комментариях…») Вы писали, что «Малыша» Вы цените чрезвычайно невысоко в силу абсолютного отсутствия социального подтекста. Но, по-моему, для того чтобы литература была хорошей, она вовсе необязательно должна быть социальной.
Алексей. Н. Новгород, Россия — 17.01.04.
Стоит ли заниматься таким вот «рейтингованием»? Ведь все это — дело вкуса и прежде всего вкуса. Да и как мне, автору, «забыть о социальности» собственных повестей? Для меня «Малыш» и еще пара-тройка повестей навсегда теперь останутся в ранге «произведений, которых можно было бы и не писать», сложись наши обстоятельства более благополучно и менее критично.
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 12 января 18:09  
цитата
Да и как мне, автору, «забыть о социальности» собственных повестей? Для меня «Малыш» и еще пара-тройка повестей навсегда теперь останутся в ранге «произведений, которых можно было бы и не писать», сложись наши обстоятельства более благополучно и менее критично.
Да, увы, поневоле вспоминается Довлатов с его «Блеском и нищетой русской литературы»:
«лучшие русские писатели, достигнув высочайшего уровня в своем творчестве, начинали испытывать безудержную тягу к общественно-политической деятельности, и все без исключения потерпели неудачу.»

В общем, слава богу, что, несмотря на позывы к «социальному» и «общественно-политическому», всё-таки братья такую вещь, как «Малыш», создали. Мастерски написанная, многослойная повесть, а кроме того, в ней еще и лучшее описание сна, которое я встречал в художественной литературе :-)


философ

Ссылка на сообщение 12 января 18:20  
цитата Vramin
Мастерски написанная, многослойная повесть, а кроме того, в ней еще и лучшее описание сна, которое я встречал в художественной литературе
Согласен!:-)
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 12 января 19:23  
цитата просточитатель
Ну я вот не согласен

Не понял, с чем вы не согласны. Лем описывал три основных типа поведенческой реакции. Стругацкие описывали то самое "самое доброе решение".Разумеется герои разные.


философ

Ссылка на сообщение 12 января 19:26  
цитата П. Макаров
Лем описывал три основных типа поведенческой реакции. Стругацкие описывали то самое "самое доброе решение"
Не согласен с тем что у Лема разные психотипы. У Лема настолько герои одинаковы получились. И единодушны в отношении Солярис.Дело не в том что доброго решения не приняли. Могли решение и позлее принять. Однако они на редкость единодушны!
–––
Чтение-Сила


активист

Ссылка на сообщение 13 января 02:44  
просточитатель у Лема три возраста. Юный, бывалый и старик. Юный наивен в его сантиментах и не видит разницу между реальной женщиной и големом Соляриса. Поживший все понимает и держит сантименты в шкафу. Старик предается воспоминаниям о делах былых попахивающих педафилией. Ну и четвертый с опцией самовыпила.
Солярис в это все эти репродуктивные дела влез не подумав. Но ему с помощью облучения жестим излучением все пояснили. После чего мудрый планетарный мозг понял что он не туда влез.
–––
Подпись на форуме


авторитет

Ссылка на сообщение 13 января 23:17  
цитата просточитатель
Не согласен с тем что у Лема разные психотипы
Ну что делать, если разные😊
Впрочем, это действительно уже в тему по Лему


магистр

Ссылка на сообщение 15 января 07:50  
цитата The_tick_hero
просточитатель у Лема три возраста. Юный, бывалый и старик. Юный наивен в его сантиментах и не видит разницу между реальной женщиной и големом Соляриса. Поживший все понимает и держит сантименты в шкафу. Старик предается воспоминаниям о делах былых попахивающих педафилией. Ну и четвертый с опцией самовыпила.
Солярис в это все эти репродуктивные дела влез не подумав. Но ему с помощью облучения жестим излучением все пояснили. После чего мудрый планетарный мозг понял что он не туда влез.

искусственость, умозрительность большинства "моральных задачек" из литературы, тем более фантастической — не секрет.
99,999% читателей не придется решать вопрос, выкинуть ли с корабля товарища, чтобы сэкономить кислород, или вручать ли туземцам оружие, чтобы они научились убивать цивилизованных.
но читаем, любим, ценим.
тем не менее, Солярис нехорошо состарился, и не из-за микропленок и бумажных книг, а именно потому, что современный читатель того и гляди задастся вопросом "а что было бы, если бы на Солярис прилетел человек, который не довел подругу до самоубийства".
Или того забавнее — циник, которому на это плевать с высокой башни.
спору нет, разумный океан напугать и замучить сумел бы и такого, но вся "глубина нравственных вопросов" сразу обнулилась бы.
насчет Стругацких то же самое можно сказать.
начал их тут перечитывать в хронологическом порядке.
глаз режет вовсе не то, что "айфоны не угадали".
а вот это бодряческое шестидесятничество, "хемингуэевщина".
Кондратьев этот, живущий с видом на море, угрюмый одиночка, слушающий классику под шум волн, старый (солдат) космонавт, не знающий слов любви.
нет, я догадываюсь, что "дальше будет серьезнее и мрачнее", потому что как раз более "серьезные и мрачные" книги как раз читал уже.
но опять же угрюмый, пьющий, брутальный литератор, который морально чем-то лучше всех окружающих...
западные классики тоже частенько "плохо состарились" именно из-за того, что буквально на глазах изменились мораль, общественные нормы, да попросту интересы.
не в том проблема, что "будущее не угадали", а в том, что как хиппи-утопии так и яппи-антиутопии перестали увлекать и пугать.
лично для меня не проблема читать старую литературу, но это такая "капсула времени", артефакт.
а вот при попытки натянуть на нее некую "актуальность" и сова и глобус чувствуют себя не очень.


активист

Ссылка на сообщение 15 января 08:57  
Михаэль ответил в профильной теме
https://fantlab.ru/forum/forum14page1/top...
–––
Подпись на форуме


философ

Ссылка на сообщение 15 января 09:59  
цитата Михаэль
искусственость, умозрительность большинства "моральных задачек" из литературы, тем более фантастической — не секрет.
Отчасти можно согласиться. Моральные дилеммы у Стругацких добавляют их книгам глубину, позволяют подвести сюжет к некому финальному катарсису, который для литературы если и не необходим, то весьма усиливает её художественные качества. Но в то же время это часто приводит к слишком сильной, искусственной чёрно-белости конфликта. Особенно в ранних вещах. В поздних, пожалуй, братья преподносят это мягче, уже без максимализма молодости (поэтому, наверное, мне больше по душе их книги начиная где-то года с 65, с "Улитки"). Но и в поздних эта чёрно-белость иногда заметна.

А вот к Лему всё вами сказанное имеет слабое отношение, потому что его мало интересовали "моральные задачки" ) Но, если хотите обсудить, то лучше в соседней теме.


философ

Ссылка на сообщение 15 января 10:07  
цитата Vramin
Отчасти можно согласиться. Моральные дилеммы у Стругацких добавляют их книгам глубину, позволяют подвести сюжет к некому финальному катарсису, который для литературы если и не необходим, то весьма усиливает её художественные качества. Но в то же время это часто приводит к слишком сильной, искусственной чёрно-белости конфликта. Особенно в ранних вещах. В поздних, пожалуй, братья преподносят это мягче, уже без максимализма молодости (поэтому, наверное, мне больше по душе их книги начиная где-то года с 65, с "Улитки"). Но и в поздних эта чёрно-белость иногда заметна.
Лично мне интересны моральные задачки. Однако проблема Стругацких точнее их книг в том что они так подводят персонажей к ситуации что думаешь . Да я бы ( да и никто другой) в такой ситуации не оказался бы никогда. Например Абалкина. прям вели к финалу.Или диалоги с тем барменом в Стажерах или Будахом в ТББ . Они завершены победой их оппонентов только потому что Бармен и Будах прекратили говорить и признали поражение. А сказать можно много.
–––
Чтение-Сила


активист

Ссылка на сообщение 15 января 19:07  
Вы тут обсуждали "Град обреченный" и высказывали гипотезы, что за Град, кто такие Наставники и куда попадает главный герой в конце...
Хотите мою версию?
Попробую изложить очень кратко, тезисами.
1. Великий КРИ может "доставать" видео из прошлого. Может, когда-то сможет и снимать ментограмму?
2. Копировать ментограмму в "Свечи перед пультом" только учатся. После Саракша дело продвинулось — в "Операции ВИРУС" Максиму уже "цепляют" ментограмму местного жителя.
3. Чего больше всего боится Абалкин? Что он — андроид... И еще зацепочка — только андроидам не разрешается жить на Земле.
4. Что в Мире Полудня является самой большой ценностью? Человек. Каждый человек. Ибо каждый человек — уникум, со своим главным талантом и своими особенностями.
А как же люди прошлого, которые уже давно ушли? Снимаем с помощью нового КРИ с них ментограмму, цепляем на андроидов... Но как таких людей — с менталитетом прошлых веков — "перевоспитать", постепенно внедряя в них общечеловеческие полудневские ценности? И проводят эксперимент... Эксперимент. На изолированной территории.
А?


философ

Ссылка на сообщение 15 января 19:09  
цитата Umklaydet
А как же люди прошлого, которые уже давно ушли? Снимаем с помощью нового КРИ с них ментограмму, цепляем на андроидов... Но как таких людей — с менталитетом прошлых веков — "перевоспитать", постепенно внедряя в них общечеловеческие полудневские ценности? И проводят эксперимент... Эксперимент. На изолированной территории.
А?
Интересная мысль! Вполне может быть!
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 15 января 19:16  
Umklaydet, а возвращение Андрея в 1951? Иллюзия?
цитата
Что в Мире Полудня является самой большой ценностью? Человек. Каждый человек. Ибо каждый человек — уникум, со своим главным талантом и своими особенностями.
А как же люди прошлого, которые уже давно ушли?
Напомнило философию общего дела Николая Федорова, предполагавшую воскрешение всех когда-либо живших (обыгранную Ханну Райаниеми в «Квантовом воре»).

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх