Жанр Фэнтези Общие вопросы ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Жанр «Фэнтези». Общие вопросы, тенденции, обсуждение различных аспектов жанра.»

Жанр «Фэнтези». Общие вопросы, тенденции, обсуждение различных аспектов жанра.

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 21 апреля 2019 г. 01:00  
Если в разделе «Форум» на сайте «Фантлаб» вбить в поисковик слово «фэнтези», на выходе получим более ста тем, различной степени посещаемости и проявляемого к ним интереса со стороны пользователей сайта. Подавляющее большинство этих тем не пользуются большим спросом , и, как правило, надолго не задерживаются на главной странице и, так сказать, «умирают» через какое-то время. По состоянию на сегодняшний день, самые активные обсуждения жанра «фэнтези» ведутся в профильных темах трёх ведущих книжных фэнтези-серий от разных издательств страны («Шедевры фэнтези» от «Астрели»; «Звёзды новой фэнтези» от «Азбуки» и «Fantasy World» от «fanzon»). Зачастую беседы и дискуссии в этих темах выходят за рамки обсуждения творчества авторов и произведений, которые в трёх этих книжных сериях издаются, что не совсем правильно, на мой взгляд. И я считаю, что, как раз для подобных обсуждений и споров, такая тема, точно не будет лишней. Да, безусловно, можно, воспользовавшись поиском найти различные узкопрофильные темки, в которых можно обсудить тот или иной аспект жанра: например, кто из авторов лучше всего описывает батальные сцены; или кто из авторов оказал наибольшее влияние на жанр «фэнтези» и т. д. Но, на мой взгляд, было бы неплохо когда все подобные вопросы обсуждались бы в одной теме, как например, это происходит с литературой жанра «хоррор»: есть отдельные темы у всех ведущих авторов жанра (у кого-то даже не одна), в которых обсуждается их творчество; есть отдельная тема для обсуждения серии «Мастера ужасов»; отдельная тема для «Русского хоррора»; всё же остальное, связанное с жанром, с литературной его составляющей, обсуждается в общей теме, которая весьма популярна на «Фантлабе» и пользуется активным спросом.
Нечто подобное, хотелось бы видеть и в этой теме, посвящённой жанру «фэнтези». Предлагаю обсуждать в ней любые интересующие вопросы, связанные с жанром и выходящие за пределы обсуждения творчества какого-либо одного автора, у которого есть своя отдельная тема, или за рамки той или иной книжной серии. Не хочется как-то ограничивать тему только обсуждением зарубежных авторов, поэтому предлагаю делиться мнениями и о творчестве российких авторов жанра, если кому-то есть что сказать на этот счёт. Так же не хочется ограничиваться каким-то одним поджанром (тёмное, классическое, городское … фэнтези), так как предпочтения у всех разные, то приветствуются различные мнения и отстаивания своих фэнтезийных вкусов. Единственное, чего хотелось бы видеть, как можно меньше в этой теме, (в идеале, не хотелось бы видеть вообще), так это обсуждения оформления книг (сорта бумаги, обложек, корешков и прочего). В первую очередь, хотелось бы видеть обсуждения и мнения насчёт содержания книг жанра, сравнения произведений авторов, выходящих в различных фэнтезийных сериях, а также обсуждения различных аспектов жанра, и всего такого в этом же направлении.
–––
"You'll Never Walk Alone"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 февраля 2022 г. 20:11  
Костер — он скорее антииспанская агитка, т.е. памфлет, нежели реалистическая проза.
А вот Стивенсон, в смысле Черная стрела — при всем безусловном "романтизьме" там с реалистичностью характеров все на месте, "мы будем во весь опор сидеть на месте" — это оно.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 февраля 2022 г. 20:17  
Про смеховую культуру средневековья писал М. М. Бахтин. Как раз на материале Ф. Рабле.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


философ

Ссылка на сообщение 13 февраля 2022 г. 21:51  

цитата cumi

разницу между очень реалистическим фэнтези и темным мрачным фэнтези?
Разница в фокусировке на создании атмосферы.
Например, "Черные крылья" Макдональда и "Каталог катастрофы" Стросса — обе, насыщенные бытовыми и техническими аспектами вещи об организации, б.м. успешно пытающейся не допустить прорыва в мир обычных людей зомбирующей хтони. Отсутствие во втором случае нуара определяет принадлежность к "реалистической".
Глен Кук проделывает тоже самое внутри одного цикла: "Ночи кровавого железа" дарк, а "Злобные чугунные небеса" комедия.
Моря крови, живой на костре и армия мертвяков не делают "Властелина колец" мрачным.
То, что дело именно в атмосфере можно проиллюстрировать с другого конца "Темной башней" Кинга: пусть было много трогательного и смешного, пусть стрелок дошел до цели — все весьма и весьма мрачно.


философ

Ссылка на сообщение 13 февраля 2022 г. 22:07  

цитата Михаэль

жизнерадостное похабство средневековой литературы не секрет!
Рабле это уже Реннесанс, Костер писал про барокко. Противоядием к последнему имеет смысл считать Переса-Реверте, Капитан Алатристе, у которого даже инквизиция в духе Сапковского и почти божественный "Кола Брюньон".
Аспектам мировосприятия в европейском средневековье посвящен Голодный грек и Атаульф Хаецкой, Чудесам нет конца Ирвина, Баудолино Эко, подборки и переводы Шмаракова (Мапп и др).
Не европейское средневековье — отдельный разговор.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 февраля 2022 г. 23:06  
ааа иии — Атаульф, пожалуй, не о средневековом восприятии как таковом, а скорее бильдунгсроман через восприятие семейной истории глазами пятилетнего шкета, или сколько там рассказчику получается.


философ

Ссылка на сообщение 13 февраля 2022 г. 23:17  

цитата Kail Itorr

Атаульф, пожалуй, не о средневековом восприятии как таковом, а скорее бильдунгсроман через восприятие семейной истории глазами пятилетнего шкета,
Пожалуй, но уравнивает ли это его с крапивинскими мальчиками или он, как Аспарух (Дончева), сын своего времени?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 00:51  
Атаульф безусловно сын своего времени. Как и крапивинские мальчики — своего. И это конечно же разные времена. Возможно, дети разных времен могли бы друг друга понять, и вполне возможно, им было бы легче, чем взрослым. Но они все равно рвзные.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 03:19  

цитата ааа иии

теологическую фантастику ... всякие там Эсхатоны Стросса


цитата

Я не Бог ваш.


магистр

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 05:52  

цитата Kail Itorr


Костер — он скорее антииспанская агитка, т.е. памфлет, нежели реалистическая проза.

да, все знают, что правда у Реверте.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 10:14  
У Риверте ближе к правде, скажем так.


философ

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 11:11  

цитата skour

Я не Бог ваш.
Вы с цитатой в духе гуру Нанака технически правы совершенно, однако давайте посмотрим на другой рассказ Стросса, Антитела

цитата

Назад, к единственной временной линии, которая еще имеет значение; назад, к теплому приему и утешению единственного бога, которому действительно есть до тебя дело.
А там тот же ИИ.

цитата Kail Itorr

Как и крапивинские мальчики — своего
Крапивинская пионерская готика стоит как раз базовом для попаданчества отрицании "своего времени". Марсианскому принцу хорошо в советском городке, советский мальчишка приживается в группе маргиналов фэнтезийного острова и по всем граням Великого кристалла дети одинаковы.
Не для этой темы, но... В попытках понять, почему отличник народного просвещения РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола за создание высокохудожественных произведений и большую работу по коммунистическому воспитанию пионеров и школьников и т.д. и т.п. не встал на защиту вручившей ему орден власти и не мутировал в оскорбленного и униженного, некоторые дошли до того, что покойный был идеальным скаут-мастером.
Что с точки зрения организующего начала современной фэнтези очень интересно, но материалом не владею.


магистр

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 12:14  
Отвечу сейчас про Рабле. С телефона цитировать не выходит. Я помню в какое он время творил, но хотя и не специалист в вопросе, всё-таки не думаю, что высокое средневековье было целомудренные. Бахтин писал по Рабле, а Гуревич по исландским магам, вот уж хронологически и географически далеко от Рабле. И оказывается в сагах тоже веселой похабени хватает. Или вот случай из эпохи крестовых походов. Некоторая женщина подала на развод, потому что муж не исполнял супружеского долга. Он отговаривался импотенцией. Тогда из кумушек был созван женсовет, участницы которого принялись демонстрировать ответчику свои прелести и щупать у него в паху. Экспертиза... Совершенно не факт, что это реальный судебный процесс, а не анекдот на тему глупых судебных процессов. Но в данном случае это и не важно — если такие анекдоты сочинялись, значит такой вот юмор и был в ходу. А если процесс реальный, то тем более веселые были нравы. Но именно в современном "средневековом" фэнтези карнавальный момент почти не используется. Там скорее всегда чума и всегда ноябрь.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 12:20  

цитата ааа иии

Крапивинская пионерская готика стоит как раз базовом для попаданчества отрицании "своего времени"
Они-то его могут отрицать сколько угодно. Только из них оно, зараза, преть потоком. В том плане, что крапивинские мальчики — именно продукт воспитания конкретного временного периода, плоть от плоти. Где-как-кем воспитаны — по поведению и мировосприятию идентифицируется достаточно четко.
Ну а что мэтр представлял Великий Кристалл именно таким, где на любой грани как родные приживутся его мальчики, это уже другой вопрос.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 12:22  

цитата Михаэль

оказывается в сагах тоже веселой похабени хватает
Еще как хватает, см. "Рыжий Орм", как раз местами с цитатами из саг.


философ

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 14:01  

цитата Kail Itorr

крапивинские мальчики — именно продукт воспитания конкретного временного периода, плоть от плоти
Если под оным периодом подразумевать эпоху всеобщего школьного образования. В остальном они не столько продукт среды, сколько универсальный психотип... Которому, полагаю, в Хогвартсе уютно бы не было так же, как в мирах Аладдина и Оливера Твиста.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 14:32  

цитата ааа иии

Если под оным периодом подразумевать эпоху всеобщего школьного образования
Нет, вернее, не только. Крапивинские мальчики — это конкретно Союз 60х-80х. Всеобщее образование (пусть по верхам, но знают-слышали многое), лозунги про социальную справедливость (верят в то, что все равны и каждый может достичь многого), относительное имущественное благополучие (о голоде-нужде слышали, но по-настоящему не испытывали), ну и еще ряд вполне себе маркирующих факторов. Таких вот мальчиков НЕ может воспитать ни наш постсоветский период, ни скажем ленинско-сталинский СССР, ни викторианская Англия. Там другая среда, а бытие таки определяет в сознании очень и очень многое...


философ

Ссылка на сообщение 14 февраля 2022 г. 22:08  

цитата Kail Itorr

Крапивинские мальчики — это конкретно Союз 60х-80х.
Восьмидесятых точно нет. 1960-х влияние просматривается в хотел сказать "истерическом", предельно остром отношении к дружбе. Которого нет, например, в праттчетовской трилогии о Джонни Максвелле (а эти маркеры

цитата Kail Itorr

Всеобщее образование (пусть по верхам, но знают-слышали многое), лозунги про социальную справедливость (верят в то, что все равны и каждый может достичь многого), относительное имущественное благополучие (о голоде-нужде слышали, но по-настоящему не испытывали)
есть) .
1970-е под вопросом в фэнтези (всадники на станции Роса нет). Разве что, желание высадится на дворец несправедливости десантом на синих фламинго?...
дети в Ночь большого прилива подчеркнуто из других эпох, не пионеры, у которых воевали деды-прадеды.

цитата Kail Itorr

НЕ может воспитать ни наш постсоветский период

Вещи "под 90-е" у Крапивина есть. Ничего так, вписался — взрыв генерального штаба, сердце-рыбка на хитрых винтах и проч.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 февраля 2022 г. 05:43  

цитата ааа иии

однако давайте посмотрим на другой рассказ Стросса, Антитела

Читал. Чего-то похожего на теологию там еще меньше.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 28 апреля 2022 г. 12:06  
Перевод первого номера фэнзина Брюса Стерлинга Дешевая Правда https://vk.com/@gothenxchannel-brus-s... с критикой и рецензиями на авторов фэнтези
Интересно замечание о Король в Желтом Чамберса..

цитата

То каким было фэнтези, до того как превратилось в проститутку


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 2022 г. 12:39  

цитата count Yorga

Перевод первого номера фэнзина Брюса Стерлинга
Эм..

цитата

Популяризируем научную фантастику через Samizdat.
зачем тогда эти многочисленные цены? Либо цены либо самиздат:-)
–––
Чтение-Сила
Страницы: 123...2526272829...394041    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Жанр «Фэнтези». Общие вопросы, тенденции, обсуждение различных аспектов жанра.»

 
  Новое сообщение по теме «Жанр «Фэнтези». Общие вопросы, тенденции, обсуждение различных аспектов жанра.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх