Две неожиданные находки. Если что оба- участники конкурса "технология чудес", потому до конца года только на Автор.тудей, зато в бесплатном доступе.
"Птичья Песня" Яна Ветрова Писателя нередко сравнивают с художником, ведь не просто так книги, которые он пишет, называют художественными. Каждая из них картина и каждая из них зеркало, отражающее чужой мир, а то и дорога в этот мир зазеркальный, оживший под пером художника… Если, конечно, наше полотно написано талантливо и с душой – как, например, «Птичья Песня» Яны Ветровой. Ну а раз это всё-таки картина, то почему бы не присмотреться, какими красками её пишет наш художник? Представим, что мы поехали на экскурсию по Европе, ходим по музеям точь-в-точь как героиня книги Екатерина, и вполуха слушаем гида. Что он там бубнит?
«Итак, уважаемые туристы, перед нами классическое полотно эпохи романтического фэнтези, написанное в жанре попаданка. Начало, как вы видите, серого цвета и состоит из обычной девушки, которая не представляет из себя ничего выдающегося. Следующая краска, когда она попадает в мир главного героя, колдуна и он делает её прислужницей. Дальше вы видите обязательную палитру приключений и сражений со вселенским злом. Им обещана совместная любовь до гроба, личностный рост и развитие героини прилагается». Всё поняли? Нашли на картине принятый в жанре набор оттенков? А теперь смешайте краски и прогоните экскурсовода. Ведь он нам тут наболтал всё не то и всё не так.
Серая мышка, серая ничем не выдающаяся посредственность? А ведь на самом деле скорее наоборот, Екатерина как раз девушка очень даже умная: задача любого организма обеспечить себе максимально комфортные условия – вот она их себе и обеспечила, сотворив уютный мирок социального тунеядца. Родители кормят, подруга живёт вместе с ней и платит за квартиру, так что существуй в своё удовольствие и убивай время в интернете. На самом деле «оптимальность», конечно, только кажущаяся, но если не знаешь мира за пределами своей раковины, то и раковина сойдёт за целую вселенную.
Следующая краска у нас – красавец, герой, маг с трудными жизненными обстоятельствами… то есть господин Джей был таким когда-то. Сейчас остались лишь усталость и чувство долга, чтобы вместе со своим другом успеть исправить одну давнюю ошибку. Годы назад два близких друга предотвратили катастрофу, которую могли сотворить их коллеги, жадные и властолюбивые – и как оказалось теперь, по незнанию поставили свой город на краю другой ещё более страшной катастрофы. Потому не будет со стороны Джея ни ухаживаний за Екатериной, ни развития романтических чувств. Он оставил себе лишь холодную логику разума и чувство долга, да ещё совесть: он вынужден использовать эту девушку из чужого мира, и ему это противно – но у него нет вариантов, и потому будет использовать.
Ну а Рине, как сократили девушку на местный лад, придётся осваиваться и знакомиться с огромным миром, который, оказывается раскинулся за порогом квартиры. Так что вместо обязательной розовой краски развития любовных отношений у нас будет много-много красок, которыми любит раскрашивать дорогу сама жизнь. Краски грусти и радости, огорчений и находок, ошибок и побед. Не будет даже любовных сцен (честно-честно, вообще ни одной), а будет дружба и возможно что-то большее? Это уж как герои решат сами, но потом. Не будет у нас и духовного роста, зачем? Ведь Екатерина просто увидела мир и решила, что для неё раковина слишком тесная и крохотная вселенная. Да Джею не мешало бы объяснить, что он, конечно, герой. И тащит всё на себе – но так и надорваться можно, потому надо временами скидывать часть груза кому-нибудь ещё.
И будет у нас удивительная, неповторимая, нежная и по-настоящему романтическая история. Я очень давно не читал ничего подобного.
"Далеко за пределами" Наталья Серая
Как-то так случилось, что авантюрный роман не очень-то прижился в русскоязычной литературе, а в космической фантастике не прижился тем более. И это, наверное, закономерно. Ибо если у европейцев произведения, в которых случай и фактор случайности на протяжении всего повествования такой же равноправный герой, как и остальные персонажи, родились в размеренные годы девятнадцатого века, когда обывателю хотелось пощекотать нервы, читая про «непредвиденные обстоятельства», то нам хватало случайностей и в повседневной жизни. Ну а когда речь идёт о фантастике и тем более космической фантастике, фактор случайности тем более для нас неприемлем, ибо космос всегда воспринимался как дело серьёзное. Нет, конечно же без случайностей не может обойтись ни жизнь, ни литература – но делать его двигателем событий писателю как-то неприлично, ибо случайность положено или ловить «в нагрузку к попутному ветру», или с подвигами преодолевать.
Тех, кто рискнул и всё таки ввёл в книгу Его Величество Случай во всей красе можно по пальцам пересчитать. Сходу вспомню разве что цикл «Хроники 33 миров» Бориса Иванова… А вот теперь ещё в список с удовольствием можно добавить «Далеко за пределами» Натальи Серой. Для начала – это фантастика. Да-да, не перенесённые в космические антураж любовные сопли с эльфами (зачёркнуто) с блондинистыми красавцами-инопланетянами. Не гаремник, в котором герой/героиня бегает вокруг суперзадачи по укладыванию в постель красавицы, комсомолки и спортсменки. Не мясорубка по производству космодесантом кишок, крови и мяса по заказу хилого офисного планктона. Это именно та самая космическая фантастика, в которой будущее и космос играют такую же важную роль, как и герои, и при этом их не заменишь, а события не перенесёшь в иную эпоху и окружение. В продолжение – написано хорошо, жить, то есть читать, как живут… или переживать вместе с героями? В общем, было приятно. Ну а под завершение – приятно, что живущее в этом будущем герои книги – дети именно высокотехнологичного общества, со всеми присущими именно индустриально-информационному обществу привычками, достоинствами и недостатками (про что авторы «космоэльфов», пытаясь переделать фентези в кфантастику, обычно забывают). И потому приятно именно читать, а не просто следить за сюжетом и приключениями.
В остальном перед нами вполне себе реалистичное будущее. В каких-то областях произошёл скачок, позволивший выйти к звёздам, в других техника не особо подросла, в третьих внутри всё поменялось, а внешне осталось неизменно (ложка будет ложкой хоть из дерева, хоть из железа, хоть из пластика). Инопланетяне тоже давно никого не удивляют: с ними воюют, с ними договариваются, дружат и ненавидят – разумные расы обитаемой части Галактики (или по иному Внешнего Кольца) пришли к выводу, что худой мир (пусть даже неофициально и с драками на границе сфер влияния) лучше тотальной войны на истребление.
Вот в таком мире и живёт спокойно и рутинно будущий экипаж транспортного судна «Вайндо». То есть спокойно он живёт ровно до того момента, пока руководство филиала одной крупной компании в рамках вечной как мир борьбы с конкурентами не задумало очередной хитрый ход, для которого ну просто немедленно нужно отправить экспедицию за пределы обитаемых земель, обследовать одну перспективную планетку. Но корпоративными судами рисковать не хочется, потому привлекают частника на контракте. И торопят капитана: бери в экипаж хоть кого, но чтобы вот такого-то числа ты уже вылетел. И вот тут-то, раз уж господина «Всё распланировано и проверено» отодвинули в сторону, влезает тот самый Случай. Капитану бы отказаться – да вот очень уж соблазнительно рассчитаться окончательно по кредиту за корабль и больше не работать на побегушках у таких вот корпоративных чиновников. Пилоту дальние исследования не интересны от слова вообще, но ему срочно надо покинуть колонию, до того срочно, что ради этого он подделывает документы и попадает на борт. А корабельному медику тоже надо покинуть планету и как можно быстрее, потому светило корпоративной науки брезгливо поморщится, что её и простым врачом, но в экипаж запишется. А бортмеханику и помощнику врача вообще всё равно куда лететь, лишь бы не на земле – иначе и спиться можно. Биолог экспедиции… ещё один взрослый, уважаемый профессор, которого заела уязвлённая гордость – он и да ни разу не работал в поле, коллеги посмеиваются, мол, кабинетная крыса.
Ну а раз уж экипаж собран Случаем, цель путешествия случайна и никого не интересует – то незваный член экипажа борт так и не покинет. И каждый раз господин Случайность примется лезть под руку, перекраивая события и заставляя каждого из экипажа показать своё второе дно, подкинет новых друзей и новых врагов, сведёт со старыми знакомыми (век бы их не видеть) и напомнит про старые долги и обещания (век бы их не помнить). «Вайндо» же скрипит, но летит. От приключения к приключению (век бы их не встречать, но уже поздно – безбилетного проказника списывать поздно, ибо теперь только на него и надежда). А что в итоге получится? Узнают только Случай, автор романа и тот, кто дочитает до конца. И ни капли об этом не пожалеет, вот честное слово. Приятного вечера – и попутного ветра!
|