Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 16:30  
Кстати, об экшене. Есть такая повесть Александра Полещука и Иды Кружковской — "Имбиторы атакуют на заре", так там имеется ПРОИГРАННАЯ человечеством война с подводной цивилизацией. Да, опубликована повесть была только в 90-ом, но написана на дюжину лет раньше.


авторитет

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 16:44  
Ну, экшн вполне себе был. На разные вкусы.
Жук в муравейнике, Дом скитальцев, Лунная радуга, Люди как боги, Фаэты, памфлеты-детективы Зиновия Юрьева.
"Остросюжетных", как их называли, вещей было в достатке. Одних расс4казов про агрессивную экосистему после Гаррисона было штук двадцать
У нас в активе есть даже мордобойчик с инопланетянами на Уране — Тайна астероида 117-03 Фрадкина :))


философ

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 16:53  

цитата Karavaev

Их слава пришла, когда им было уже всё равно.
О них помнили и — писать рассказы о Конане тогда было выгоднее, чем посредственно боксировать.
Если не подводит память, Булычев сделал вывод насчет востоковедение/ беллетристика с первой публикации.

цитата Karavaev

а Бредбери, благодаря комиксам
а потом шли, и писали романы, много романов
В применении к Брэдбери весело звучит. Их у него меньше, чем у Казанцева, хотя и вдвое больше, чем у Честертона.

цитата Karavaev

Рассуждения мало на что влияют, ибо определяют не они, а рыночные запросы.
:-) Издатели жалуются: романов не покупают. Действительно, романы сейчас распродаются хуже [...] когда кто-либо из моих юных друзей, особенно начинающий писатель, говорит, что сочиняет роман, я до глубины души поражаюсь его спокойствию. Я бы на его месте дрожал от страха. (с) Хосе Ортега-и-Гассет, 1925 год.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 17:03  

цитата ааа иии

Была увереность, что Третья мировая — всем хана. Письма мертвого человека, Бегство мистера МакКинли в кино. Бездомные скитальцы, Город наверху, Зима и т.п.

Такая уверенность — это только 70-е. В 50-60-х ей неоткуда взяться.

цитата ааа иии

Вроде, реальный случай: в трофейной ракете такие хорошенькие сопротивленьица... Оказалось, экспортное исполнение волжского завода.

Речь не о сопротивлениях, а о полупроводниках для ЭВМ. Так-то и реле наши ценились в свое время, насколько я помню.

Славич да, со списком согласен. Исключения крайне редки.

цитата Мух

Признаться, не совсем понимаю смысл этой затеи. ИМХО, как-то интереснее обсуждать то, что было.

Отвечая на один вопрос мы одновременно отвечаем и на другой тоже.
К тому же феноменом советской фантастики было именно наличие таких табу :)))


авторитет

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 17:04  

цитата ааа иии

В применении к Брэдбери весело звучит.

Почему? ИМХО, Бредбери никогда не умел писать романов, но всё равно их ПИСАЛ. Так же как рынок заставил их писать Шекли.

цитата ааа иии

Издатели жалуются: романов не покупают

ну, проблемы Хосе Ортега-и-Гассет были нам, мягко говоря, не близки.
у нас в это время был очевидный вектор на крупную форму, после Вымирания к началу войны он восстановился, и потом в общем сдерживался только искусственно
кто пробивался к изданиям в крупной форме на рассказы уже обратно не слазил
да и буржуев бедолага-роман не особо подох, прямо скажем


авторитет

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 17:08  

цитата Farit

К тому же феноменом советской фантастики было именно наличие таких табу

не было это феноменом
американская "новая волна" как раз во многом возникла как протест (это очень упрощенно, конечно) против, например, изображения секса и сексуальных отношений в фантастике, когда на обложках были дамы выдающихся пропорций, а под обложками разве что мимолётный поцелуйчик
а киберпанк долбал совсем другие табу и штампы
иное дело, что издатель не сдерживал эти прорывы


философ

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 17:40  

цитата Farit

К тому же феноменом советской фантастики было именно наличие таких табу

А каких — "таких"? Скажем, "На пажитях небесных" Пирожникова — вполне себе киберпанковский мир (про Гибсона у нас тогда никто еще и не слышал). "Космический бог" — вполне бодрый космобоевик. Ну, альтернативка не приветствовалась — особливо с "Россией, которую мы потеряли" и прочими вальсами Гумберта под хруст французской булки. Так этого добра мы позже наелись, век бы не видать. Фэнтези — да, задвинули в драматургию и кино (главным образом детское), но "Сказка странствий" или "Город мастеров" это все-таки уровень. Так что вряд ли можно о табуировании целых направлений говорить. Ну, скажем, Дилэни со своими заморочками у нас вряд ли представим — так он и для американцев достаточно контркультурным был.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


миротворец

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 18:14  

цитата Farit

лучше составить, например, список жанров, на которые в СССР было наложено табу?

цитата Ashenwail

Если мне не изменяет память, лицемерно-трусливое советское руководство пуще огня боялось

"Шо, опять!?"(c)(bubacas)
Дабы не прослыть безнадежными флудерами — да дайте же подтверждающие ссылки! Постановления съездов там, циркуляры, прессу и т.п.
Уперто Окна Овертона эксплуатируются:-)))
–––
URIAH HEEP. High Priestess


авторитет

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 19:11  

цитата galaxy56

Дабы не прослыть безнадежными флудерами — да дайте же подтверждающие ссылки!

Ну... я тоже попросил ссылки на меритократию. Где они?
–––
Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска»
Ceterum censeo Carthago delenda est


миротворец

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 19:38  

цитата Ashenwail

Где они?

негодный прием:-[если кто-то чего-то недодал — во-первых, это не оправдание, во-вторых, претензию в тому, кто выдвинул тезис.
И мой вопрос, кстати, больше к Faritобращен.
Поясню свою мысль: фантастика СССР действительно делится на довольно отчетливые хронологические периоды (единственно, в делении Karavaev я бы сдвинул 1971 на 1973-1974 годы). И в каждом периоде были свои преобладающие тенденции, начиная от количества издаваемого(и авторов, и произведений, и форм) до разнообразия субжанров и тем. И при постоянном голоде на фантастику, по кр. мере после Второй Мировой Войны, хотелось бы не фантазий о табуировании, а хладнокровного анализа — в т.ч. об отсутствии или малом наличии определенных тем в ОПРЕДЕЛЕННЫЕ периоды. Я могу только догадываться о причинах, но уверен — в разные времена они были разными. Например, хоррор, мистика и прочие ужастики с рачлененкой были, по большому счету, неинтересны послевоенным любителям НФ. Ситуация изменилась к концу 80-х, для меня основная(не единственная!) причина — наступление смутного времени. Прямая аналогия — конец 19 — начало 20 века.
–––
URIAH HEEP. High Priestess


авторитет

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 19:56  
galaxy56, я действительно высказал одиозное суждение. На окно Овертона не тянет — это вы мне льстите. Но если вы хотите хладнокровного анализа — полистайте страниц так 20 назад. Там я попытался выделить ядро советской фантастики, путём выделения признаков а после — эталонных произведений. Но столкнулся, скажем так, с непониманием. Не берусь судить, был ли там тонкий троллинг. Вам, как миротворцу, виднее.
В общем, как-то упало серьёзно относиться к делу, когда вместо помощи в деле видишь цепляние к мелочам.
Ну, говорю: не могу привести цитаты. Вы довольны?

цитата galaxy56

Например, хоррор, мистика и прочие ужастики с рачлененкой были, по большому счету, неинтересны послевоенным любителям НФ.

Кстати, похожую мысль я высказывал, хотя и в несколько более резкой форме.
–––
Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска»
Ceterum censeo Carthago delenda est


авторитет

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 20:23  

цитата Farit

цитата ааа иии

Была увереность, что Третья мировая — всем хана. Письма мертвого человека, Бегство мистера МакКинли в кино. Бездомные скитальцы, Город наверху, Зима и т.п.

Такая уверенность — это только 70-е. В 50-60-х ей неоткуда взяться.
Вообще-то еще как было. "На берегу"(1957) Невила Шюта — там ужас последствий ядерной войны возможно даже преувеличен, т.к. кобальтовая бомба и максимальное радиоактивное заражение с полным вымиранием. В СССР такого в книгах не было, это правда. Тогда, в конце 50-х у нас еще в культуре господствовал оптимизм, хотя уже и начинавший фальшивить.


миротворец

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 20:26  

цитата Ashenwail

не могу привести цитаты. Вы довольны?

Нет.:-) Но это не совсем к Вам, скорее потому как тема имеет место быть и хочется побольше фактов, а не эмоций или черно-белых оценок.
Вон и здесь, и в параллельной теме о Ефремове, история с "Часом Быка" выглядит скорее как местная инициатива, чем генеральная линия; а вот "Фонтаны Рая", а конкретно "Т-М", пострадали, т.к. дело борзо перевели в политическую плоскость из-за фамилий некоторых героев.
Любители со стажем помнят об Олесе Берднике — причина его гонений вовсе не в эзотерике/мистике.
Т.е. условное "табуирование" шло совсем не по линии жанров или тематики, а по конкретным авторам.
Я потому про Окна Овертона и упомянул — давайте сначала разберемся в предметной области, а не выдвигать возможно заведомые неверные посылки.
–––
URIAH HEEP. High Priestess


миротворец

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 20:34  

цитата Farit

Такая уверенность — это только 70-е. В 50-60-х ей неоткуда взяться.

после Хиросимы и Нагасаки уже стало ясно.
Про Карибский кризис читали? Рытье бомбоубежищ в США,
1965, Громова https://fantlab.ru/work59466
–––
URIAH HEEP. High Priestess


миродержец

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 20:55  

цитата galaxy56

Дабы не прослыть безнадежными флудерами — да дайте же подтверждающие ссылки! Постановления съездов там, циркуляры, прессу и т.п.
Слово "табу" прямо указывает на то, что правила и запреты были неписанными... Али Вы всерьёз считаете, что цензура — в любой стране и во все времена — руководствуется конституцией и прочими законами государства?
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 21:04  

цитата Karavaev

не было это феноменом

Ситуация в СССР и в США не отличалась? Отличалась и очень сильно. В США были не табу, наложенные извне, а самоограничения, которые отлично изживались самими фантастами и вы ниже это хорошо описали.
В СССР были именно что наложенные извне ограничения — и преодолевать их пришлось не фантастам, а политикам.
Это и есть феномен. Не наличие ограничений как таковых, а способ наложения и поддержания.

цитата Мух

А каких — "таких"?

Вам перечислить?
Не строить сюжет на сексе или, не дай бог, эротике.
Не писать альтернативы, затрагивающие советский строй.
Не писать книг, в которых нагнетание "саспенса" есть единственная цель.
Не рассматривать всерьез будущее, альтернативное коммунизму.

Это не все.
И приводя один-два примера вы не сможете отрицать наличие таких табу и их действие на множество как начинающих, так и уже начавших писателей. Это не математика, чтобы искать контрпримеры. Ищите контртезисы.

цитата galaxy56

Дабы не прослыть безнадежными флудерами — да дайте же подтверждающие ссылки

Ссылки подтверждающие что? Постановлений ЦК о том, что нельзя писать космические оперы в природе нет. Как и самих космических опер в советском исполнении (как жанра, а не как отдельных произведений, никак не влияющих на литературный ландшафт).
То же и по всем прочим направлениям, здесь перечисленным.

цитата moonwalker72

Вообще-то еще как было. "На берегу"(1957) Невила Шюта — там ужас последствий ядерной войны возможно даже преувеличен, т.к. кобальтовая бомба и максимальное радиоактивное заражение с полным вымиранием. В СССР такого в книгах не было, это правда

Не было. Собственно, этого достаточно — обсуждаем мы фантастику советскую.
Более широко — с кобальтовой бомбой пример не особо катит, ибо это именно что бомба апокалипсиса — она в таком виде сразу же и была предложена. А вот книг с применением атомного оружия в земных конфликтах — у англо-американцев достаточно много во всей послевоенной НФ. Даже к нам прорывались — кажется, в "Вокруг Света" я прочитал, помнится, рассказ, который начинался с подрыва боеприпаса в Вашингтоне и последующего обсуждения в стиле "кажется, не ядерный".

PS В Перестройку, помнится, вышло два фильма про последствя атомной войны, у нас и в США. И достаточно ехидно по этому поводу заметили — американцы рассказали, как после такой войны будет плохо у них дома, а наши рассказали, как после такой войны будет плохо у американцев.
Это очень позорная, на мой взгляд, интеллектуальная позиция.
У упоминавшейся тут Громовой тоже она, в полный рост. Герой отнюдь не из СССР.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 21:14  

цитата Farit

Такая уверенность — это только 70-е. В 50-60-х ей неоткуда взяться.

У Ефремова например такая уверенность была, похоже, еще к написанию "Туманности Андромеды". На Зирде после ядерной войны все вымерло, только черные маки остались. А у зарубежных авторов тем более, и "На берегу" Шюта, и "Седьмой уровень, или Дневник последнего жителя Земли" Рошвальда — все пятидесятые, и всюду полная безнадега.


авторитет

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 21:16  

цитата Farit

Ситуация в СССР и в США не отличалась? Отличалась и очень сильно. В США были не табу, наложенные извне, а самоограничения, которые отлично изживались самими фантастами и вы ниже это хорошо описали.

А у нас что было? Эти самые самоограничения и были. После перестройки мы отчего-то не получили вал рукописей, написанных нашими фантастами "в стол". А тогда это страсть как модно было. А потому что просто не писали. Написать себе в стол фэнтази — не то же самое, что антисоветчина. Никакое КГБ не пришло бы.

цитата Farit

В СССР были именно что наложенные извне ограничения — и преодолевать их пришлось не фантастам, а политикам

Откуда ИЗВНЕ? Марсианами? Вы знаете, общим местом стало считать, что фантастику в 30-х "запретили". Вот чуть ли не Горький. Только хрен там. Всем было плевать на какую-то фантастику, её смахнули походя. Так и с табу. Кто наложил, когда — никто не знает. Идеологические рамки были, куда ж без них. Но если б кто-то написал фэнтази, как три коммуниста провалились в магическую страну да свергли там самодержавие — может и прокатило бы. Редакторы прекрасно научились острые углы обходить в домедведеско-щербаковский период. Бела Клюева об этом подробно писала. Да вот только не написал никто. Такое вот табу.
Понедельник Стругацких вообще говоря был в полный рост антинаучный. С магией и колдовством. И ничего. Переиздавался спокойно.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 21:26  

цитата йокумон

А у зарубежных авторов тем более, и "На берегу" Шюта, и "Седьмой уровень, или Дневник последнего жителя Земли" Рошвальда — все пятидесятые, и всюду полная безнадега.
Кроме них было и немало произведений, по сюжету которых американцы с большими потерями, но выиграли Третью мировую. В качестве примеров могу вспомнить "Щит" Пола Андерсона и купированный в отечественных изданиях момент из цикла Нортон «Королева Солнца». Ядерный паритет (гарантированное взаимное уничтожение) был достигнут к концу шестидесятых, если не ошибаюсь.

цитата Karavaev

Да вот только не написал никто. Такое вот табу.
Да и так понятно, что слово "табу" нужно в кавычки взять. Что касается фэнтези, то у нас просто не было не было такой литературной традиции, неоткуда было взяться "высокому фэнтези" а-ля Толкин или "мечу и магии" а-ля Говард. Сказка — была, городское почти-фэнтези — было. А для существования базовых субжанров прежде всего нужна другая система книгоиздания, располагающая к созданию циклов и эпопей.
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


философ

Ссылка на сообщение 13 октября 2019 г. 21:34  

цитата Karavaev

Но если б кто-то написал фэнтази, как три коммуниста провалились в магическую страну да свергли там самодержавие — может и прокатило бы.
В детлите восстания и победы — регулярно. От Прокофьевой до Сахарнова. И без коммунистов.

цитата йокумон

На Зирде после ядерной войны все вымерло, только черные маки остались.
8-] Там техногенная катастрофа, без взрывов и войны.

цитата Karavaev

После перестройки мы отчего-то не получили вал рукописей, написанных нашими фантастами "в стол".
Строго ради справедливости — "Осечка" Булычева как раз альтернативная история.
Страницы: 123...282283284285286...383384385    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх