автор |
сообщение |
GerD
гранд-мастер
|
6 октября 2014 г. 23:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Грешник Поскольку именно этот, экономический, аспект для самой Рэнд был крайне важен, едва ли не краеуголен, то и обходить его стороной не следует. Сама Рэнд именно ему посвятила большую часть написанного.
Надо оговориться, что несмотря на то, что литература Рэнд — продолжение её идей, их иллюстрация, всё же есть разница между образом Айн, создаваемым её книгами, и собственно Рэнд-публицистом. Я читал "Мы, живые" и "Источник", и героям этих книг, Кире с Рорком, на экономику вообще плевать. Это, кстати, очень любопытно. У Рэнд была ясная экономическая программа в голове. Но у героев, которыми она любуется (и притом иногда совершенно бесстыдно: см. самое начало "Источника", портрет сверхчеловека на фоне природы — "Сумерки" отдыхают), в голове ничего такого нет совершенно. То есть, возможно, в Рэнд-публицисте стоило бы скорее видеть не Говарда Рорка, а очень даже Эллсворта Тухи — обратной, разумеется, полярности.
В этом смысле человека, прочитавший и полюбивший "Источник", может быть несколько э... удивлён, ознакомившись со статьями его автора.
|
|
|
urs
магистр
|
6 октября 2014 г. 23:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Вадимыч к чему я и подводил пассажем про число страниц
Еще раз: число страниц не имеет никакого отношения к объему произведения . Условную Каштанку можно напечатать на 10 страницах, а можно на сорока.Число страниц является полиграфической характеристикой книги. Объем текста/перевода рассчитывается по числу знаков в книге. Соотношение числа знаков русского текста и английского более всего зависит от текста и квалификации переводчика и обычно находится между 1.0 и 1.2. очень редко можно добиться и чего-нибудь близкого к 0.9
цитата Вадимыч вот мы и добрались до пресловутой (и знаменитой) "русской школы перевода"
Пресловутой школы перевода на мой взгляд не существует. Есть переводчики разного уровня образованности и таланта
цитата Вадимыч Простите, даже у авторов иудейского вероисповедания, рожденных и воспитанных в России
Даже авторы иудейского исповедания, рожденные и воспитанные в России испытывали в той же России влияние Евангелия и Православия. Потом Алиса Розенбаум вполне могла быть крещена. И наконец в ее жизни был такой эпизод, когда ей предлагали наступить на крест. Вы наступите? Я нет. Она тоже отказалась. Во всяком случае евангельские аллюзии. впрочем может и библейские — некоторые, не прямые, косвенные — при работе над Источником у меня возникали. Однако сие было давно. И здесь не в тему.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
Вадимыч
авторитет
|
6 октября 2014 г. 23:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
urs , так я, собственно, это и имел в виду (влияние иудейской религии, Православие таково по определению). Чтобы закончить тему переводов — да, я в курсе и про плотность текста и про Усл. печ. листы и т.п. В конкретном случае с госпожой Роулинг имело (и имеет место) абсолютно явное "разворачивание" при переводе. Гляньте сами, особенно последние книги про Поттера. "Пресловутая школа перевода" школа точно существует, и Вы один из её представителей. Такое моё, колхозное, мнение (буду отстаивать). "Пресловутая" я неспроста беру в кавычки.
|
|
|
Грешник
магистр
|
7 октября 2014 г. 00:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
GerD
цитата Надо оговориться, что несмотря на то, что литература Рэнд — продолжение её идей, их иллюстрация, всё же есть разница между образом Айн, создаваемым её книгами, и собственно Рэнд-публицистом. Я читал "Мы, живые" и "Источник", и героям этих книг, Кире с Рорком, на экономику вообще плевать. Это, кстати, очень любопытно. У Рэнд была ясная экономическая программа в голове. Но у героев, которыми она любуется (и притом иногда совершенно бесстыдно: см. самое начало "Источника", портрет сверхчеловека на фоне природы — "Сумерки" отдыхают), в голове ничего такого нет совершенно. То есть, возможно, в Рэнд-публицисте стоило бы скорее видеть не Говарда Рорка, а очень даже Эллсворта Тухи — обратной, разумеется, полярности. В этом смысле человека, прочитавший и полюбивший "Источник", может быть несколько э... удивлён, ознакомившись со статьями его автора.
Мне кажется, что нет. Уже "Атланте" какое-либо противоречие стирается просто за счёт того что публицистика напитывает собой прозу, а проза переходит в публицистику. Но на самом деле и противоречие изначально мнимое и удивляться нечему. Это бросается в глаза, когда оглядываешь весь корпус её романистики в ретроспективе. Рэнд действительно считала высшим человеческим типом абсолютно свободного, самореализующегося без каких-либо внешних ограничений творца. И одним из его воплощений, причём важнейшим, она считаля представителя крупной буржуазии, обязательно (sic!) независимого от государства. "Источник" демонстрирует её взгляды в приложении к человеку искусствf, "Атлант" — к людям экономики, с точки зрения Рэнд — это вообще почти одно и тоже, творчество есть бизнес, а бизнес есть творчество. Собственно, если приглядеться, социал-дарвинистской проповедью является уже "Источник", и не менее чем "Атлант". Рорк строит, а потом взрывает выстроенный им и готовый к эксплуатации дом потому, что это строительство поработило и ограничило его творческие способности, подчинив их чужой общественной воле. Ни он, ни автор, не думает, что в этом доме должны были поселиться люди, что хотя Рорк был гениальным архитектором и дом воплощал его идеи, но уже материалы, из которых дом был выстроен, принадлежали не Рорку, что здание — как бы Рэнд от этого не тошнило — плод и продукт коллективных усилий, пусть вклад Рорка и является важнейшим — и уничтожил он не только свою работу, и не только он ей полновластный хозяин. Всей этой проблематики для Рэнд нет вообще, она даже не берётся что-то доказывать и на что-то тут смотреть. (можно признать все эти вещи и всё равно считать Рорка правым, но не рассматривать их вообще, как несуществующие, интеллектуальное жульничество, пропаганда) Есть самореализующийся титан, который должен был свободен от каких-либо социальных ограничений, поскольку он — по вере Рэнд — ещё и априори более разумен, чем любое общество, любой коллектив. Это точно та же самая идеология, что и в "Атланте", просто ещё не артикулированная и поданная на не столь очевидном иллюстративном материале. Архитектор не бизнесмен — он не столь погружён в экономику, но и не столь важен, не столь краеуголен. Потому уже в "Атланте" среди положительных героев будут присутствовать люди всех профессий (кроме госчиновников, т.к. государство в мифологии Рэнд — воплощённое зло), даже профессиональный преступник, пират Даннескьольд (он принципиально грабил только общественные структуры, но никогда не частных лиц и с т.з. Рэнд — абсолютный праведник; то, что эти структуры состоят из частных лиц и их ограбление бьёт по частным лицам Рэнд, как обычно, игнорирует), но доминировать будут предприниматели и банкиры, соль земли. Лучшие из лучших. Собственно в чём сюжет "Атланта" и в чём он завершает "Источник", почему после него Рэнд не писала романистики, ибо всё важное считала сказанным? Не имеющие оформленных идей рэндовские герои, точно такие же как в "Источнике" — чувствующие свой разрыв с греховным коллективистским миром, но не могущие себе объяснить причины этого конфликта тезисно — группируются вокруг Пророка, который даёт им программу и образ действий. "Мы-живые" и "Источник" подводят к "Атланту" они преемствуют друг другу, поэтому читать их лучше по порядку. Так виднее мировоззрение автора. В принципе уже в "Мы — живые" и "Источнике" — это уже намечено. Кира — это Дагни Таггерт из "Атланта", у которой в силу исторических условий не оказалось завода. Гейл Винанд — уже магнат и капиталист, как герои "Атланта", но в отличие от них он не выдержал схватки с греховным миром унтерменьшей-коллективистов, растворился в нём как в кислоте. Не было Пророка, который указал бы ему вовремя путь, а Рорка он встретил слишком поздно (финальную сцену "Источника" я понимаю так, что Винанд остаётся в одиночестве, по сути, остаётся чтобы умереть, покончить с собой — свою жизнь он проиграл).
С "Мы-живые" всё ещё проще. Там об экономике не задумывается никто, но весь мир гибнет из-за неправильного её устройства — не столько даже организационного, сколько идейного. Мир, в основу которого положены коллективизм и альтруизм с т.з. Рэнд — обречён. Сперва он сожрёт врагов (Кира), потом своих наиболее индивидуалистичных и эгоистичных, а потому наиболее качественных (по Рэнд) представителей, а потом сожрёт сам себя. Иногда чуть в другом порядке, но с тем же финалом. Вторую часть этого мировоззренческого уравнения — построй мир на индивидуализме и эгоизме и он явит собой земной Рай, как изолированная и герметичная община сверхлюдей под руководством гения и пророка Джона Голта — Рэнд проговорит позже, в "Атланте", но это одно и то же мировоззрение, одна и та же доктрина (Рэнд, по сути, пыталась создать светскую религию, священным писанием которой стали бы её романы) — и они гармонируют друг с другом.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
GerD
гранд-мастер
|
8 октября 2014 г. 12:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Грешник, согласен со всем сказанным, но я имел ввиду не тождество доктрин, изложенных в романах и публицистике, а разницу между тем, что такое Айн Рэнд и что такое, допустим, Говард Рорк. Рорка не заботит, причём абсолютно, всё социальное, экономическое — единственное его общественное деяние (взрыв дома и речь в суде) прорывается вынужденно, когда нет сил терпеть (по его мнению). А в остальное время он, к примеру, спокойно платит налоги, откупаясь от общества и не ропща, он спокойно переживает наличие в жизни коллективистов, пока они не берут его уж совсем за горло (по его мнению). Там есть классный момент, иллюстрирующий то, что я хочу сказать. Рорк беседует с Тухи: "- Что вы обо мне думаете? — Я о вас не думаю". А Рэнд именно думает. Я бы даже рискнул предположить, что терроризм Рорка и его финальная проповедь есть средство авторского принуждения к персонажу, когда герой делает не то, что в его характере, изначально выписанном писателем, а то, что нужно автору.
|
|
|
Priority
активист
|
|
Riff Raff
активист
|
13 октября 2014 г. 19:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
О, как здорово, что открыли такую тему. Русскому человеку есть, чему поучиться у Рэнд. Конечно, над прочитанным у неё стоит долго и подробно думать, не спешить бросаться сразу применять почерпнутое там в своей повседневной жизни. Но так называемых "second-hander'ов", о которых она писала, в нашем обществе очень, очень много. Такие черты в себе нужно искоренять. Философия Рэнд реально в этом поможет.
|
|
|
Мусенька
активист
|
27 октября 2014 г. 22:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Айн Рэнд — замечательный автор! Я считаю, что человек, желающий научиться самостоятельному мышлению (а особенно, думаю, это касается женщин), обязательно должен прочесть её труды. После этого мозги как-то поворачиваются в нужную сторону.
|
|
|
Торквемада
активист
|
|
Aryan
миротворец
|
|
Торквемада
активист
|
|
Aryan
миротворец
|
5 ноября 2014 г. 23:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Торквемада можете у него и спросить, кто он.
Зачем? Пусть и дальше самопиарится "среди жильцов"
|
––– I am a social vegan, I avoid "meet". |
|
|
Fan Fan
активист
|
|
Торквемада
активист
|
25 ноября 2014 г. 09:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Fan Fan Стало известно, что в России готовится к выходу большая биография Айн Рэнд.
Однако, популярна в последнее время становится тётушка на своей исторической родине
|
|
|
Priority
активист
|
26 ноября 2014 г. 19:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Очень отрадно, что наследие этой достославнейшей дочери великого еврейского народа (к которому я и сам имею честь принадлежать), в полном объёме возвращается туда, где великая Алиса Розенбаум появилась на свет. Её взгляд на Россию — это взгляд одновременно изнутри и со стороны, и ознакомившись с тем, что она говорила и думала по очень многим поводам, люди получат возможность пересмотреть свои установки — и по-новому взглянуть на окружающую жизнь.
|
|
|
urs
магистр
|
26 ноября 2014 г. 19:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Priority Очень отрадно, что наследие этой достославнейшей дочери великого еврейского народа
Прошу не забывать о том оттиске русской православной культуры, который оставило на ней воспитание. Ничего личного: как переводчик обоих ее романов, я знаю, о чем говорю. На мой взгляд "Источник" безусловно — один из лучших романов мировой литературы ХХ века.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
Priority
активист
|
|
Грешник
магистр
|
26 ноября 2014 г. 20:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Прошу не забывать о том оттиске русской православной культуры, который оставило на ней воспитание
Забыть об этом очень просто — вы, по-моему, единственный человек на земле, этот оттиск разглядевший.
цитата urs как переводчик обоих ее романов
"Обоих романов" у неё четыре. Какой вы мыслитель нетривиальный я уже оценил. Глядя на виртуозное владение словом начинаю догадываться какой вы переводчик.
цитата Стало известно, что в России готовится к выходу большая биография Айн Рэнд.
Предыдущие шедевры её автора можно прочесть здесь же, на фантлабе. Он неподалёку от нас расправлял плечи несколько лет назад. https://fantlab.ru/forum/forum14page1/top... Особенно поэзия ему удаётся (там, по ссылке, Gelena цитирует).
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
Priority
активист
|
26 ноября 2014 г. 20:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Грешник Какой вы мыслитель нетривиальный я уже оценил. Глядя на виртуозное владение словом начинаю догадываться какой вы переводчик.
Юноша, вы не в лучшем свете себя выставляете, поступая так. Достойно предупреждения, как я полагаю.
|
|
|
Грешник
магистр
|
26 ноября 2014 г. 20:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Priority Всё же, в семье Розенбаумов поддерживался, так скажем, светский иудаизм.
Сейчас вам urs объяснит, что мировоззрение Рэнд, с подросткового возраста и до гроба бывшей атеисткой почище большевиков и писавшей обращения к Папе римскому как к "главе наших врагов" (имеются в виду все христиане вообще) — это такое особое христианство. Которое даже сама Рэнд в себе не могла разглядеть и только urs в ней его разглядеть способен. Он уже это объяснял и, я вижу, готов вновь объяснить любому.
цитата Юноша, вы не в лучшем свете себя выставляете, поступая так
Это уж моё дело.
цитата Достойно предупреждения, как я полагаю
А это — не ваше.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|