Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия»
2005 г. | 2007 г. | 2010 г. |
Цикл: «Четверг Нонетот» Аннотация: В мире, где живет главная героиня «Эйры немилосердия», по-прежнему существует Российская империя, зато Великая Британия развалилась и вот уже более чем сто лет продолжается Крымская война. В этом мире возможны путешествия во времени и практикуется клонирование вымерших в процессе эволюции животных. А еще здесь существует таинственная Сеть правительственных агентств, занимающихся чем угодно — от разборок между соседями до вампиров и инопланетных монстров. И надо же такому случиться, что наша главная героиня оказывается в центре интриги, сплетенной двумя злодеями мирового уровня. Причем преступники посягнули на самое святое, что существует в этом безумном мире, — на Джен Эйр, любимейшую народом литературную героиню. Жанр:
Мнения экспертов:
|
Отзывы и оценки экспертов:
suhan_ilich: Чем меня купил автор сходу так это миром, который он создал. Я не имею достаточных познаний в истории, чтобы искать ошибки в альтернативном мире, который создал автор. Точка бифуркации пришлась на 1856 год, Крымская война так и не была закончена, более того она продолжается до сих пор, не одна из сторон не собирается уступать. Непрекращание войны повлекло за собой ряд изменений в истории, так, по видимому, Великобритания прекратила свое существование как супердержава несколько раньше первой мировой войны, да изменения коснулись даже Уэльса, ныне социалистической республики, живущей теперь отдельно. Россия тоже не избежала некоторых отличий. Сейчас Российской Империей управляет император Александр IV! Вообщем мир сильно изменился, но если бы дело было только в его исторической альтернативности, неверное это роман бы стал одним из многих произведений в таком жанре, но Ффорде вносит еще и очень больший элемент литературной игры, в его мире искусства играют но очень значительную роль в жизни общества. В мире книги Четверг (главная героиня серии) — объект почитания и даже поклонения. Здесь можно встретить целые секты, которые верят в то, что трагедии Шекспира написал Бэкон или кто нибудь иной. На улицах происходят столкновения сторонников абстрактного и классического искусства, в доме, где хранится оригинал «Джен Эйр», собираются сотни туристов, чтобы прочитать 2 новые страницы оригинала, трагедии Шекспира ставят в театрах, где роль может исполнить любой из присутствующих, и т.д. Соответственно приходится формировать целые специальные подразделения, которые занимаются преступлениями на литературной почве. Эти спецподразделения входят в большую структуру — ТИПА сеть, которое помимо литературных преступлений занимается еще ловлей вампиров и оборотней, охраной времени, поимкой самых разыскиваемых преступников и наконец специальный отдел, который ловит отца главный героини — бывшего сотрудника хроностражи, выбравшего свободу ;-)
Главная героиня, носительница говорящего имени Четверг Нонетот, работает как раз в отделе литературных детективов. Семейка у нее как на подбор — про отца я уже писал, а дядя слегка сумашедший изобретатель, нашедший способ погружаться в мир книг. Aх да, еще у Четверг есть дронт. :-) Хотя это не такое уж и редкое явление)) в ее мире, они были воссозданы учеными. Возвращаясь к сюжету книги, в один прекрасный день оказывается похищенным оригинал романа Диккенса «Чезлвита», предполагается что за преступлением стоит Ахерон Аид — третий в списке самых разыскиваемых злодеев в мире. Он обладает рядом впечатляющих особеностей — слышит когда произносят его имя в радиусе несколько сот метров, не чувствителен к выстрелам, обладает даром внушения и т.д. Вообщем человек совершенно явно необычный, и вот с таким вот преступником и придется бороться Четверг Нонетот. А он задумал воистину преступление века, похитив изобретение дядюшки Четверг и оригинал «Джен Эйр». Он планирует шантажировать правительство Великобритании тем, что может несколько изменить сюжет романа, убив главную героиню, а т.к. это будет сделано в оригинале, то изменения коснуться всех существующих копий. Но Четверг конечно же справится с задачей по его нейтрализации, попутно решив свои семейные проблемы и проблемы Джен Эйр. ;-)
Лихо закрученный детективный сюжет щедро разбавлен настоящим английским юмором и множеством отсылок к классическим произведениям (я бы даже сказал что их количество вполне сопоставимо с «Серебрянным Вихром») и историческим событиям. И главное, только прочитав эту книгу, можно узнать кто же на самом деле автор пьес Шекспира.
Итог 9/10, балл снял за легкую логическую ошибку — вроде бы для того чтобы попасть в мир книги необходимо ее уничтожить, т.е. оригиналы Диккенса и Бронте непоправимо пострадали бы.
оценка: 9
Nog: Многие писатели занимались придумыванием «альтернативной Земли», т.е. нашего, в общем-то, мира, однако развивавшегося по какому-то иному пути. И речь не только об альтернативной истории. Впрочем, элементы АИ в таких мирах, конечно, не могут не встречаться, другое дело — насколько обоснованными они выглядят. К сожалению, именно в этой книге данные элементы получились какими-то чужеродными и искусственными, и это при том, что сам по себе альтернативный мир, созданный Ффорде, необычен, симпатичен и интересен. Но обо всём по порядку.
Действие книги происходит в Англии в 1985 году, но в Англии, не слишком похожей на ту, что известна нам. Мир, придуманный автором, построен во многом по канонам паропанка, хотя и не застывшего на уровне развития викторианской эпохи, антураж которой чаще всего и используется для этого жанра. Самолёты здесь, скажем, благополучно делят небо с дирижаблями, а вот автомобили, если не ошибаюсь, уже ушли от паровых двигателей. Впрочем, это детали, которым автор особого внимания не уделяет. Главное отличие его мира от нашего — это роль литературы в нём. Этот вид искусства, похоже, давно затмил все прочие и до сих пор остаётся главным развлечением англичан, а для многих определяет и образ жизни в целом. Главными национальными сокровищами здесь являются оригиналы классических произведений, вместо музыкальных автоматов стоят «Говорящие Уиллы», декламирующие отрывки из пьес Шекспира, на улицах то и дело сражаются между собой приверженцы неосюрреалистов и сторонников литературы Возрождения, по домам ходят проповедники-бэконианцы, утверждающие, что авторство шекспировских произведений на самом деле принадлежит их кумиру Фрэнсису Бэкону, в подворотнях из-под полы торгуют якобы неизвестными стихотворениями Китса или Мильтона, и так далее, и тому подобное... Конечно, в любой сфере человеческих отношений находится какое-то число людей, желающих добиться успеха преступными методами, и литература, особенно при её здешней популярности, не исключение. А если есть преступники, то есть и те, кто их ловит. В данном случае этим занимается организация под названием ТИПА-27 (27 — это просто порядковый номер, различных видов ТИПА, занимающихся борьбой со всевозможными разновидностями правонарушений, существует несколько десятков), в которой и служит главная героиня книги, литтектив по имени Четверг Нонетот. Именно ей и выпала судьба сыграть главную роль в борьбе с одним из самых разыскиваемых преступников мира, Ахероном Аидом.
Чаще всего ТИПА-27 имеет дело с рутинными, в общем-то, преступлениями — подделками под творчество классиков, незаконными копиями оригиналов, нарушениями авторских прав, и т.п. — но Ахерон Аид пошёл куда дальше. Этот гениальный преступник, крупнейший теоретик (и практик, конечно) всевозможных злодейств, решил шантажировать Англию, угрожая убийством знаменитых литературных героев. Дело в том, что дядя Четверг, Майкрофт Нонетот, изобрёл машину, способную перемещать человека из реального мира в мир книг и наоборот, и не только перемещать, но и напрямую воздействовать на книгу и её персонажей. В качестве пробы Ахерон убил мистера Кэверли, эпизодического героя из романа Диккенса «Мартин Чезлвит», а поскольку сделано это было не в какой-то отдельной книге, а в самой оригинальной рукописи, то Кэверли исчез и из всех её копий. Главных героев, правда, удалось спасти, пусть и пожертвовав самой рукописью, но Аид на этом не остановился, выбрав для следующего удара едва ли не самую популярную среди англичан героиню — Джен Эйр. Кстати, важный момент. Тех, кто знает «Джен Эйр», наверняка удивит её финал, описанный в этой книге: знаменитый роман завершается тем, что Джен принимает предложение Сент-Джона Риверса о браке и уезжает с ним в Индию. Именно такую книгу и читают и любят герои Ффорде, хотя и негодуют по поводу того, что финал выглядит совершенно неправдоподобным и вообще неудачен. ;) В общем, со всеми этими проблемами и предстоит разобраться Четверг.
Когда автор пытается угодить «и нашим, и вашим», чаще всего у него получается нечто невразумительное и слабочитаемое. Однако книга Ффорде этой судьбы избежала — её с удовольствием будут читать как въедливые «книжные черви», так и те, кто просто желает отдохнуть и провести время. Первым наградой будут многочисленные аллюзии на другие книги, скрытые цитаты, литературные загадки и т.п.; вторых же наверняка порадует динамичный и увлекательный сюжет, ненавязчивые, но от того ещё более удачные шутки, симпатичные декорации, интересные герои, колоритный главзлодей и вообще всё, что нужно для хорошей остросюжетной книги.
Да, чуть не забыл сказать пару слов о слегка разочаровавших меня альтернативно-исторических элементах. Таковых тут, по сути, три: во-первых, до сих пор существует Российская империя; во-вторых, Англия и Россия до сих пор (уже четырнадцатое десятилетие!) ведут Крымскую войну, в результате которой на полуострове уже, кажется, не осталось ни клочка земли, не перепаханного пулями и снарядами; и в-третьих, Уэльс от Великобритании отделился ещё в середине XIX века, а в начале века двадцатого там произошла социалистическая революция под руководством бродира Ульянова, в результате которой на карте мира появилась Народная Республика Уэльс, чьи отношения с Англией всё ещё остаются довольно напряжёнными. А разочаровали меня эти элементы вот почему: они совершенно не обоснованы. Ну просто никак. Что там можно делить в Крыму полтора века? Что Ленин забыл в Уэльсе? Нет ответа. И из альтернативности описанного мира это тоже никак не вытекает. В общем, типичный пример авторского произвола: захотелось и сделал. Мелочь, в общем-то, но как-то царапнуло неприятно.
Итог: книга действительно хороша, правда, назвать её великолепной не даёт некоторая сумбурность изложения и недоработанность основных персонажей. Ну и искусственность вышеупомянутых АИ-элементов при отличной проработке мира в целом. Но это, в общем-то, придирки, а в целом книга заслуживает и чтения, и перечитывания. Правда, перечитывать я её стану, наверное, после того, как несколько расширю свои познания в английской классике. Но всё же стану обязательно.
оценка: 9
mitra: Вот и прочитана последняя страница этой замечательной книги, и теперь я могу изложить историю своего знакомства с приключениями литтектива Четверг Нонетот. Для тех, кому это интересно, естественно.
Итак, с чего же все началось... А началось все с упоминания книги Джаспера Ффорде, попавшегося мне на глаза. Что это было за упоминание, я уже не помню, но его хватило, чтобы заинтересовать меня и прочитать отзывы на книгу. И здесь я совершил свою первую, но не последнюю ошибку, составив в уме некое представление о данном произведении. Почему-то, не знаю почему, ведь у всех восприятие также не похоже друг на друга, как и облака в небе, мне показалось, что книги Ффорде очень похожи на книги Праттчета, восторженным поклонником творчества которого я и являюсь. Как жестоко я ошибался...
Я понял это сразу, с первых страниц. Мое разочарование было таким огромным, и это была моя вторая ошибка, что я с трудом заставил себя продолжить чтение. Передо мной открылся таинственный мир, где Англия ведет войну за Крым с Российской империей, где наряду с полицией существует такой правоохранительный орган, как ТИПА-агенства, при чем ТИПА произносится с ударением на И. Мир, где существует Хроностража и литературные детективы, да-да, именно литературные, ведь этот мир просто помешан на литературе.
Но это, так сказать эмоции, хотя, на мой взгляд, книга их заслужила, а в сухом остатке имеем. Сложный, хорошо прописанный невероятный мир, полученный из смешения альтернативной истории и английской литературы, причем последняя играет главную роль. Здесь еще стоит заметить, что знаток и ценитель английской литературы наверняка получит от этой книги на порядок больше удовольствия, чем досталось на мою долю... Да, каюсь, многие имена и названия, запрятанные автором в книге мне ни о чем не сказали, что абсолютно не испортило мне чтения. Но и того, что я нашел и узнал, хватило с лихвой. В общем, об этом замечательно сказано в редакторском послесловии. Персонажи у автора тоже не подкачали. Герои книги прекрасно выписаны, они действительно оживают. Не смотря на то, что многие персонажи абсурдны — они абсурдны настолько, что в них начинаешь верить.
И в заключение хочу сказать, что прочитав эту книгу, я узнал про английскую литературу больше, чем за всю свою жизнь. Наконец-то для меня не существует тайны авторства пьес Шекспира и я знаю, каким должно быть окончание «Джен Эйр».
И еще, теперь я иногда опасаюсь услышать в каком-нибудь неожиданном месте слова: «Мы из Осаки».
оценка: 9
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови» (2012-10-06) // В номинации «Антология»
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая» (2010-07-15)
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России» (2010-01-31)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Нил Гейман «История с кладбищем» (2009-10-17)
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Святослав Логинов «Закат на планете Земля» (2009-06-04)
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Джо Аберкромби «Кровь и железо» (2009-02-11)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Родриго Кортес «Часовщик» (2008-10-18)
- Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри» (2008-10-03)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Филип Дик «Всевышнее вторжение» (2008-07-18)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)