Алан Мур и Гликон. Мой рисунок |
У слова «искусство» есть два значения. Общеизвестное – это искусство, создаваемое творческими людьми, то есть, скульпторами, музыкантами, писателями и т. д. А Искусство с большой буквы – это магия. Казалось бы, совершенно разные понятия. Но для Алана Мура, влиятельного писателя комиксов, это одно и то же.
Большинству имя «Алан Мур» не скажет ровным счетом ничего. На самом деле с его произведениями, хотя бы косвенно, знаком каждый, кто хоть как-то интересуется кино, ведь в последнее время Голливуд засуча рукава взялся переводить его графические романы, романы в форме комиксов, на язык кинематографа: “Из ада”, “Лига выдающихся джентльменов”, “Константин”, “V значит вендетта” а теперь еще и “Смотрители”. Прискорбно, что знакомство с этим автором у нас началось через посредничество далеко не всегда успешных целлулоидных поделок. Но не все потеряно!
Анархистская столица Великобритании, малоизвестный Нортхемптон, вотчина сообщников Гая Фоукса – вот где вырос будущий автор “V значит вендетта”. Будучи отчисленным со школы за торговлю ЛСД, Мур начал активные поиски себя, и после некоторого времени мытарств, потаскав окровавленные шкуры овец в дубильнях родного городка и отведав горький хлеб тяжелого ручного труда, обратил свой утомленный взор на давнее увлечение: Мур делает рискованный шаг – он решает стать писателем сценариев для комиксов, и не прогадал. Собрав приличный букет наград за свои работы для “2000 AD”, “Warrior” и британского подразделения “Marvel”, обеспокоенный проблемами с законодательством в отношении авторских прав, Мур решает сменить заказчика на американцев, обольщенных его солидным послужным списком. “Для них каждая награда – это все равно, что “Оскар”, – иронизировал он. Писатель становится первым из целого отряда англичан, “импортированных” в Новый свет. По аналогии с Британским вторжением 50-тых годов, когда в США царили “Битлы” и другие английские рок-н-рольщики, этот приток свежей крови называют Вторым британским вторжением.
Алан Мур, шаман. Мой рисунок |
Дальше – больше. Успешная реанимация хоррор-комиксов “Болотная тварь”, новаторский прорыв “V значит вендетта” и “Смотрителей”, одних из первых настоящих графических романов – и вот Алан Мур уже настоящая знаменитость. “Смотрители” получают литературную награду “Хьюго” в категории “Лучшая работа в альтернативной форме”, утвержденной в качестве исключения, и до сих пор многие комиксисты называют их любимейшим графическим романом.
Не обошлось и без ложки дегтя. Повздорив с издательствами “Marvel” и “DC Comics”, уставший от назойливого внимания прессы и фанов, преследующих его даже в туалетах, Мур машет рукой мейнстриму и продолжает работать исключительно с независимыми журналами.
Параллельно с комиксовой деятельностью, Мур издает роман “Голос огня”, регулярно выступает с перформансами своей группы “The Moon and Serpent Grand Egyptian Theatre of Marvels”, пишет песни и между прочим заявляет, что является практикующим магом.
Магия для этого эксцентричного британца – искусство почти в прямом смысле слова: и то, и другое – это использование слов, образов и действий с целью повлиять на людей, их мышление; люди творчества – это современные шаманы. Но здесь существует проблема применения силы: вместо того, чтобы пользоваться своим даром на благо человечества, творцы ХХI века до сих пор плавают в вязкой пучине пост-модернизма, увлекшись процессом анализа разрозненных элементов. Каждому алхимику известна максима “solve et coаgula”, “анализ и синтез”; в глазах Мура, пост-модернизм – это “solve”. “Мне кажется, настало время для “coаgula”, – говорит Мур, приглаживая свою кустистую бороду.
А пока критики спорят о его новаторской эротике (или даже порнографии) “Потерянные девушки”, пока пишется роман “Иерусалим” и отшлифовывается новый том приключений “выдающихся джентльменов”, русский читатель может воспользоваться уникальной возможностью, и познакомиться с чрезвычайно влиятельными и необычными “Смотрителями”, вышедшими у нас под шумок недавней экранизации.
Да хранит Бог смелость наших издателей, Голливуд (за нечаянный пиар) и современных шаманов!
PS: статья опубликована в журнале «ИО Пан» (август, 2009 год)