Девочка и Смерть


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мисс Марпл» > Девочка и Смерть
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Девочка и Смерть

Статья написана 13 сентября 2010 г. 19:40

Маркус Зузак, «Книжный вор»

                                                                     Меня обуревают люди

                                                                                              Смерть

У каждого времени не только свои герои, но и присущие именно ему образы, мысли, средства самовыражения и сюжеты. Со школьной скамьи нам известно, что в 19 веке российские писатели страдали патологической любовью к «лишнему человеку», а вот героем нашего времени, рубежа веков, кажется, является смерть. Нет, не так: Смерть. Персонификация этого столпа бытия волнует умы авторов всех жанров и направлений, от Чарльза Буковски до Жозе Сарамаго и Кристофера Мура, а Смерть Плоского Мира и вообще превращается в «лицо (или все-таки череп?) эпохи».

Для своего дебютного романа австралиец Зузак выбрал необычную, но в какой-то степени модную форму: повествование ведется от лица Смерти. Причем несмотря на довольно панибратское отношение заглавного героя к читателю, настраивающее на уютный лад, смерти и боли в книге много, однако же манера повествования смягчает эту боль.

И вообще, книга не о Нем. Он просто рассказывает нам, смертным, историю одной девочки, слишком рано и слишком часто с ним встречавшейся. История сама по себе банальна, их тысячи: приемные родители, друзья, влюбленность, взросление. Главное: где и как. В данном случае — в деревеньке под Мюнхеном в годы Второй Мировой.

Зузак попытался показать привычное под новым углом. Однако взгляд «с другой стороны» получился несколько смазанным, ведь показать фашистов в положительном свете, во-первых очень и очень трудно, а во-вторых, чревато фатальными последствиями для писательской карьеры. Поэтому рассказывает о не о «чужих», а, скорее, о «своих» в тылу врага — отец главной героини — коммунист, арестованный гестапо, приемные родители отказались вступать в партию и прячут в подвале еврея, лучший друг мечтает во всем быть похожим на чернокожего спортсмена, а фашисты в романе либо не появляются, либо играют роль пугающего «оно», либо имеют ярко выраженные негативные черты, или, на худой конец, вызывают жалость, смешанную с отвращением.

Однако место действия и связанные с ним особенности романа — далеко не главное. Важнее любовь, взаимовыручка, помощь ближнему, надежда, пылающие на страницах романа. И книги, конечно же, книги. Книги как метафора, этакая рука, позволяющая людям соединяться и помогать друг другу. Совместное чтение сблизило Лизель и приемного отца, позволило девочке привыкнуть к новому миру, библиотека жены бургомистра помогла Лизель вернуть миру этой  потерявшей надежду женщины хоть какие-то краски, сказка Макса — связать Лизель и полуживого от страха еврея и помочь им пройти сквозь тьму, в которой все вокруг славят истребление людей, чтение вслух во время бомбежек спасло людей от сумасшествия.

Книжный воришка крадет и получает в дар не просто информацию, записанную на бумаге, а спасает крупицы человеколюбия, взаимопомощи и человечности, помогающие людям остаться людьми даже в самые мрачные времена.

Помимо утверждения этих нехитрых, но таких важных истин, роман трогает самые глубины души читателя. Он невероятно эмоционален и вызывает живейшее участие. Этому помогает оригинальная манера повествования, лирические отступления Смерти об урожаях Мрачного Жнеца в роковые сороковые и манера в начале каждой части романа рассказывать о том, что произойдет в конце. Читатель готовит себя к тому, что будет, но расслабляется, и тогда недосказанное бьет сильнее всего, вызывая самые настоящие слезы.

Из книги получился бы прекрасный фильм, снять который, мог бы Милош Форман — больно уж сочетание абсурдно-забавного и вдохновенно-светлого с темными и мрачными темами похоже на его работы.

Итог: Наивная манера повествования, упрощение стиля — еще один отличительный признак прозы нашего времени.  Этот штрих завершает образ книги, по-другому она и не могла быть написана. И все же есть в ней какая-то нет, не наигранность и не расчетливость, но...Скажем так: выбор темы априори не позволяет низко оценить роман, выбор девочки в качестве героини и оригинальность повествования — тоже. Честно говоря, эти «страховочные меры» книге не нужны, она и так хороша, но само их наличие не позволяет назвать его абсолютным шедевром.

Но прочтения и места в коллекции она безусловно заслуживает.

Рекомендация: Высокая





90
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 19:49
Не так давно мне про эту книгу друг рассказывал, в основном ном только положительное. Теперь ваша замечательная рецензия. Надо наверное всерьез задуматься над прочтением данного произведения.

цитата Мисс Марпл

Чарльза Бковски

Судя по всему очепятка.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 19:53

цитата iRbos

Судя по всему очепятка.

Благодарю.

цитата iRbos

Надо наверное всерьез задуматься над прочтением данного произведения.

Советую. Однако оно производит лучшее впечатление во время прочтения, послевкусие быстро выветривается. Сразу после него читала «Любовницу французского лейтенанта» — разница чувствуется с первой строчки.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 20:02

цитата Мисс Марпл

Советую. Однако оно производит лучшее впечатление во время прочтения, послевкусие быстро выветривается. Сразу после него читала «Любовницу французского лейтенанта» — разница чувствуется с первой строчки.

Да, это один из недостатков современной интеллектуальной прозы. Можно провести аналогию с молодым вином :-))) которое быстро дает по мозгам, но до благородного напитка ему еще лет десять выдержки как минимум.
P.S. Не люблю вино :-D
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 21:17
Это дает скорее по сердцу)
И особо интеллектуальной ее не назвать. На Западе она, кажется, как «популярная литература» и «бестселлер» позиционировалась.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 21:24
Понятно. К сведению принял, на заметку поставил ;-)


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 20:15
Да, отзывы пока самые положительные.
Уже приобрел, ждет своего часа.
Надо выбрать подходящий момент.
Как бы с ним не промахнуться? :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 21:16
Когда на душе муторно и не хочется читать вообще, или не знаете, что выбрать. В момент апатии.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 21:31
Отличный совет!
Спасибо


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 20:17
Надо будет взять, если друг попадется.

цитата Мисс Марпл

повествование ведется от лица Смерти

Это интересно.
Я так понял из рецензии, у романа необычная композиция...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 21:21
Композиция как минимум любопытна. Роман разделен на части, перемешанные с «лирическими отступлениям», каждая часть начинается и заканчивается комментариями Смерти, в которых он говорит, что случится дальше. Причем говорит,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

зараза
, не все(


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 20:21
Надо будет прочитать обязательно, как будет момент. Тем более тема мне показалась весьма интересной.


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 21:14
Эх вы хулиганка.:-))) Верите нет я тоже так хотел рецензию назвать на эту книгу.Теперь по другому придеться.:-))):-))):-)))
Надо было раньше читать .Эх.:-(((:-(((:-(((
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 21:18
Я рассматривала вариант «Другая сторона», но так лучше звучит)
Кто успел)))
А вообще, главное — читайте и пишите. Не важно, как называется отзыв, важно, довольны ли вы книгой)


⇑ Наверх