Пятый персонаж


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мисс Марпл» > Пятый персонаж
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пятый персонаж

Статья написана 6 сентября 2010 г. 18:53

Робин Хобб, «Дорога Шамана»

В любую информацию, будь то случайно обороненная фраза или восьмисотстраничный роман, человек вкладывает определенный смысл. Загвоздка в том, что воспринимающий эту информацию также вкладывает в нее смысл. Прелесть интерпретации переводных осложняется тем, что и переводчик вносит в книгу свой вклад, а, скажем, модные нынче аудиокниги обогащают восприятие произведения голосом читающего.

Зачем весь этот абзац? Искреннее восхищаясь талантом Хобб, я наконец добралась до романа, не имеющего отношения к Стране Элдерлингов, и решила поставить эксперимент — прослушать большую часть книги на языке оригинала, а остаток дочитать на русском, чтобы сравнить впечатление, производимое романом в разных форматах и на разных языках.

Конечно, в основе своей рассказанная Хобб история не изменяется. Перед нами шикарно выписанный «роман взросления», повторяющий и развивающий характерные для творчества автора темы — самосознание, свобода и изменчивость мира. Какие-то мотивы, как, скажем, право женщин выбирать собственную судьбу, встречались у Хобб и раньше в практически такой же форме, а на другие вопросы она взглянула под новым для себя углом.

Главный герой, Невар Бурвиль, на протяжении всего романа постепенно осознает, что привычный для него мир, где отец — мудрый и любящий, но все же «царь и бог», мать всецело насаждается своей ролью хозяйки дома и думает только о красивой музыке и благопристойном браке для дочерей, а король с помощью своих верных аристократов, готовых поддержать друг друга, стремиться к славе своей державы, — всего лишь маска. Постепенно, под влиянием разных событий и более близком знакомстве с реалиями своего мира, герой осознает, что отец может быть упрямым и деспотичным, мать и женщины вообще — одушевленными людьми со своими желаниями, а не недалекими созданиями, ни на что не способными без мужчин, что среди аристократов царит вражда, амбиции и постоянное желание обогащения, король намеренно раздувает все это в политических целях, а Добрый Бог — далеко не единственная сила, имеющая власть в этом мире. Невар сталкивается с необычными, неприемлемыми в его мировоззрении вещами, и магия — далеко не главная из них.

Вообще, порою складывается такое чувство, что и жесткий иерархический мир Гернии, контрастирующий с «варварством нецивилизованных народов», и монотеизм, противопоставленный мощи стихий, созданы автором лишь для более полного раскрытия образа героя. Он не столько выбирается из клетки, сколько осознает, что он находится внутри неё.

Причем то, что именно Невар — главный герой, очень странно и в то же время логично. В обыкновенном романе с упором на фабулу героем мог бы быть, скажем, Спинк — гаррипоттерообразный нищий сын погибшего героя, Трист с его обаянием балансирующего на грани добра и зла героя XXI века, обладающая магическим даром и близкая ко двору Эпини или, скажем, воитель Девора. Но нет, главный и единственный герой — именно Невар, не обладающий никакими особыми качествами, характером, положением и способностями, присущими героям фэнтези. В любом другом романе он был бы сюжетообразующим существом, этаким «пятым персонажем», без которого развитие фабулы затруднительно, но ради которого книгу никто читать не будет. Однако Хобб настолько точно передает душевные терзания героя, каждую черточку его взросления, что этот скучный человечек вызывает неподдельный интерес.

Ясное и мощное раскрытие образа Невара построено на полутонах; оно плавно и постепенно, и талант Хобб к написанию объемных книг проявляется тут в полной мере. В принципе, роману не требуются продолжения — несмотря на затянутую экспозицию, в нем есть и кульминация, и развязка, причем дальнейшее разжевывание может только ухудшить впечатление. В таком виде история Невара получилась очень сбалансированной и тонкой.

К сожалению, своя ложка дегтя есть и тут. «Дорога Шамана» близка к другим вещам Хобб не только на идейном уровне, она вторична по отношению к её предыдущим работам и в композиции, и в подборе персонажей. В отличии от трех предыдущих трилогий, в романе нет яркого и обаятельного персонажа, ради которого хочется, чтобы книга никогда не кончалась.

Итог: Может быть, эти недостатки будут более явными в продолжениях. Сам же роман очень аккуратный, глубокий и изящный, а главное — просто мастерски написанный.

Рекомендация: Очень высокая

Издания: Вот тут нужно вспомнить долгое и мутной вступление к отзыву. Очень советую послушать аудиоверсию романа на английском — актер настолько полно вживается в образ Невара, что просто книгой это уже не назвать. Это — совместный труд автора-создателя и исполнителя его воли, привносящий в роман еще больше интимности и тепла. На русском языке и в печатной форме достоинства книги никуда не деваются, но все же...





175
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 19:01
Спасибо за отзыв, сам недавно прочитал эту книгу. Очень интересная и увлекательная. Жаль но дальше у Хобб пошло хуже. Не могли бы Вы дать ссылку на аудиоверсию на английском языке в личку, если можно...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 19:06
Мне тоже продолжение не нравится. Как-то все огрублено, слишком явно. То, что здесь — намеками, там — через рупор. Перебор, по-моему.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 19:36
Я с этой позиции «пятого персонажа» эту книгу не рассматривал, всё больше увлёкся аналогиями и миром, но сама позиция очень хороша — с неё становятся понятны вещи в третьем томе, которые я списал на затянутость и неясную авторскую задумку.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 19:38
Лишний повод добраться-таки до третьего тома)


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 19:27
Вот именно эту трилогию у Хобб я почему-то сознательно обходил стороной. А вот на днях в магазине в руки взял, полистал, и захотелось купить. А тут раз — и отзыв.
Наверное таки попробую первую книгу, а потом по ходу пьесы с остальными решится.

Когда б еще Саги о шуте и убийце прочитать...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 19:40

цитата valkov

Когда б еще Саги о шуте и убийце прочитать...

Лучше начать с нее, как мне кажется. А, может, наоборот, отложить удовольствие...
В любом случае, «Дрогу» прочесть стоит.;-)
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 20:29
Лучшая трилогия Хобб. Вторая книга неимоверно мощная.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 20:30
Это ты про «Сын солдата»?
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 20:53
Ога.


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 21:19
Отзыв как обычно хорош. Даже не думал над проблемой выбора персонажа под таким углом. Но больше всего интересует ваше мнение о продолжение трилогии, особенно о его последней части.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 18:08
Я решила дослушать их...Боже, вторая книга — 93 дорожки по 20 минут каждая, третья — 83 или около того. В общем, времени это займет много, но я доберусь до конца)
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 18:42
Вот-вот. Ценность «Войны и мира» понимает только тот, кто ее ксерил. (с) :-D Но я в Вас верю.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 18:45
:beer:
Пока я преодолела 45 из 93-х...
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 18:48
Удачи! Жду дальнейших отзывов и возможности подискутировать.


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 18:36
Первая книга условно читаема. Дальше — муть и брЭд. Финал трилогии, как и все страдания героя по дороге к обложке третьего тома, ясны с первых 100 страниц без надежды на удивление при повороте сюжета. Если и есть литература как ремесло, то трилогия «Сын солдата» — образцово-показательная ремесленная вещь.


⇑ Наверх