Экранизация «Going Postal»: «Санта-Хрякус» был лучше ровно настолько, насколько ТОТ роман сильнее ЭТОГО («Пишите письма», как по мне, — книга милая, вполне годная и для перечитывания, а не только однократного прочтения, — но никак не из числа пратчеттовских шедевров). Но в новом телефильме есть то, чего недоставало предыдущим: ритм, живое движение эпизодов, а не просто смена точно (или не точно) подобранных картинок. Так что мне даже почти не мешало то, что Мойст фон Липвиг не очень-то похож на себя-книжного; ЭТОТ прекрасно умеет говорить с толпой, но навыками межличностного общения одурачивания не обладает совершенно. Чарльз Дэнс — очень убедительный Ветинари, хотя и не брюнет и — что куда важнее! — совершенно не обаятелен. У такого патриция фэндома не будет. (А вот Джереми Айронс, при всех его маннеризмах и пришепетываниях, был жутковато, но обаятелен. Ах, где же Алан Рикман...)
*
«Unseen Academicals» того же Пратчетта: увы, увы, увы. Читается как фанфик и даже (как кто-то заметил) фансервис. Пьяный Ветинари, господибожемой. Орк, которому полкниги доказывают, что нет ничего плохого в том, что он орк; что мы сами определяем себя в координатах right-wrong (как будто мы это уже не видели на примерах гномов, троллей, вампиров, вервольфов, крыс, Смерти — да, собственно, о чем «Плоский мир», как не об этом?). Бесконечно повторяемая шутка о леопарде, который can change his shorts (набившая оскомину уже в «Делай деньги»). Переход от написания романов к их диктовке — и всё, что к этому привело, — сказались на романе... очень нехорошо сказались.
*
Известие о том, что следующим телефильмом будет «Sourcery», не радует (ведьм и Стражу Пратчетт явно решил не отдавать на поток и разграбление); известие о том, что сэр Терри пишет восьмой роман о Ваймсе, радует очень (на мой вкус, лучшие плоскомирные книги двухтысячных — это как раз ваймсовые романы плюс «Потрясающий Морис» и — в особой категории — «Последний герой»).
*
Я прослушал роман «Потрясающий Морис и Его Образованные Грызуны» в двух вариантах — как аудиокнигу (читает Стивен Бриггс) и как радиоспектакль Би-Би-Си.
Во-первых, книга: очень, очень хороша, со всех сторон, гибрид «Уотершипского холма» с «Повелителем мух» (только вместо кроликов — крысы, и Зверь побежден, как и должно).
Духовного вождя Клана — маленького слепого крыса по имени Dangerous Beans на радио играл не кто иной, как Дэвид Теннант. Но самую главную, самую страшную и мудрую сцену, в которой он противостоит Крысиному Королю, по сути — Антихристу, который пытается занять место Бога (Big Rat Underground) и предлагает Dangerous Beans'у все царства мира и всю славу их... — так вот, на Би-Би-Си эту сцену, из которой нельзя выбросить ни одного слова, ужали до предела и за всяческие пределы, оставив только сюжетный скелет. Теннант за считанные секунды перешел от «игрушечного» писка к настоящей fury of the Timelord, — но, боже мой, если бы ему дали развернуться по настоящему...
А у Бриггса — наоборот: никаких сокращений, интонации и голоса переданы очень точно... за исключением Dangerous Beans: он звучит слишком уверенно — именно тогда, когда все должны увериться, что он уже сломлен необоримой силой; но в тот самый миг он говорит: «Нет». А голос Бриггса от начала и до конца тверд, и эффект заметно ослабевает.
Нет в мире совершенства, вздохнул лис.
*
Три серии «Шерлока». Первая — на грани гениальности (а кто бы сомневался). ШХ — ни черта не викторианский джентльмен, но очень, очень конан-дойловский персонаж. (И, что бы ни говорил Стивен Моффат, разумеется, он придумал -надцатого Доктора Кто — пусть даже обратную сторону медали, но медаль-то та же самая.) Уотсон — еще какой Уотсон. Сравнивать с Ливановым и Соломиным бессмысленно (хотя объективно наши лучше): британский сериал решает совершенно иные задачи. Масленников играл в викторианскую Англию, Моффат показывает, что останется от Канона, если викторианскость отбросить вовсе. Charisma & chemistry, конечно.
А еще — это очень плохо, когда один из авторов сериала настолько лучше своих коллег.
Вторая серия уже практически лишена фирменной моффатовской иронии, не говоря уже о «one-liners». Третья чуть выровняла ход событий, но не намного. Китайские циркачи-мафиози, господи-(как сказано выше)-божемой! Сбежавший из фильма ужасов чешский убийца по кличке Голем! И насколько измельчали злодеи (к слову, мне не очень-то понравилось и изменение мотивировки убийцы в «Этюде в розовых тонах»: опять-таки, сознательное снижение!), включая Мориарти, которого нельзя было так рано вводить в сериал. Финал сезона хорош для первой серии Doctor Who's two-parter, но как финал сезона...
В общем, как и после пятого сезона «Доктора», я в смешанных чувствах.