Изучая материалы археологических раскопок древнеславянских городищ и святилищ, сопоставляя их со сказками и играми, можно обнаружить множество интересной информации об языческих обрядах славян 5-8 веков н.э. Немало сведений дает также и топонимика (наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение).
В данной статье я буду раскрывать значение символов, объектов и явлений, свойственных именно данному временному отрезку (объекты могут быть значительно древнее, а их смысловая нагрузка изменена). В виду объемности вопроса, коснусь только некоторых любопытных моментов.
1. Символ Креста широко использовался в языческих обрядах славян, олицетворяя «лики на четыре стороны света» бога Святовита — Рода или «перекресток дорог», являясь защитным знаком от злых духов и ветров. Очень часто кресты ставились на круглом ритуальном хлебе (колобок?), который использовали, как в обрядах, так и гаданиях. Такой хлеб использовали и Волхвы в своих ритуалах.
Волхвы обращались к воде (влага – «волога», отсюда и «волхвы») с помощью ритуальной чаши, чтобы прогнать облака или воздействовать на иные стихийные явления.
Во время значимых этапов года в жизни славян проводились События за пределами поселений в особых священных местах для совместного заклинания природы (в рощах, у родников, в горах, на холмах).
2. Интересными находками являются Болотные городища (раскопано более 260). Это городища, созданные для ритуалов посреди болот: круглые площадки (от 30 м. до 150 м. в диаметре), окруженные двумя-тремя валами и рвом. Это были места жертвоприношений и обрядов, связанных с божеством подземного мира Ящером.
Отголоски этих ритуалов можно найти в известной игре:
Каравай, каравай, кого любишь – выбирай: из мужчин выбирался Ящер, он садился в круг хоровода. После этого отбиралась невеста для Ящера, которую приносили в жертву. Ящер отбирал венки у девушек, которые нужно было выкупать.
3. Перед сбором урожая славяне устраивали обряды, принося жертву духам воды или сжигая чучело на костре (Кострома, Моряна, Ярила, Купала). Отголосок этого ритуала (еще с человеческими жервоприношениями) можно обнаружить в сказке:
О братце Иванушке и сестрице Аленушке. Иванушка олицетворяется с «Иваном Купала» и с жертвоприношением в виде козла. Аленушка – жертва водным духам (чаще – Ящеру).
Игра «Горелки», «Зарница» — типичные игры у костров на Иван Купалу.
4. В день весеннего солнцестояния (25 марта, перед началом сельскохозяйственных работ) праздновали «Комоедицу», позже – Масленицу. В это время пробуждались медведи от спячки, поэтому одним из ритуальных символов этого праздника был именно медведь (и богиня Лада). Славяне пекли комы из гороховой муки (сказка о Колобке).
5. Славяне проводили События (обычно на берегу рек), где решались общеплеменные вопросы о войне и мире. Часто прибегали к гаданиям, чтобы узнать какая из сил (добра или зла) одержит победу в предстоящем сражении.
Отголоски этих ритуалов находим в играх «Золотые ворота» или «Ручеек» и Перетягивание каната.