Языческие обряды в известных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kartusha» > Языческие обряды в известных сказках и играх
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Языческие обряды в известных сказках и играх

Статья написана 28 июля 2010 г. 23:48

Изучая материалы археологических раскопок древнеславянских городищ и святилищ, сопоставляя их со сказками и играми, можно обнаружить множество интересной информации об языческих обрядах славян 5-8 веков н.э. Немало сведений дает также и топонимика (наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение).

В данной статье я буду раскрывать значение символов, объектов и явлений, свойственных именно данному временному отрезку (объекты могут быть значительно древнее, а их смысловая нагрузка изменена). В виду объемности вопроса, коснусь только некоторых любопытных моментов.

1. Символ Креста широко использовался в языческих обрядах славян, олицетворяя «лики на четыре стороны света» бога Святовита — Рода или «перекресток дорог», являясь защитным знаком от злых духов и ветров. Очень часто кресты ставились на круглом ритуальном хлебе (колобок?), который использовали, как в обрядах, так и гаданиях. Такой хлеб использовали и Волхвы в своих ритуалах.

Волхвы обращались к воде (влага – «волога», отсюда и «волхвы») с помощью ритуальной чаши, чтобы прогнать облака или воздействовать на иные стихийные явления.

Во время значимых этапов года в жизни славян проводились События за пределами поселений в особых священных местах для совместного заклинания природы (в рощах, у родников, в горах, на холмах).

2. Интересными находками являются Болотные городища (раскопано более 260). Это городища, созданные для ритуалов посреди болот: круглые площадки (от 30 м.  до 150 м. в диаметре), окруженные двумя-тремя валами и рвом. Это были места жертвоприношений и обрядов, связанных с божеством подземного мира Ящером.

Отголоски этих ритуалов можно найти в известной игре:

Каравай, каравай, кого любишь – выбирай: из мужчин выбирался Ящер, он садился в круг хоровода. После этого отбиралась невеста для Ящера, которую приносили в жертву. Ящер отбирал венки у девушек, которые нужно было выкупать.

3. Перед сбором урожая славяне устраивали обряды, принося жертву духам воды или сжигая чучело на костре (Кострома, Моряна, Ярила, Купала). Отголосок этого ритуала (еще с человеческими жервоприношениями) можно обнаружить в сказке:

О братце Иванушке и сестрице Аленушке. Иванушка олицетворяется с «Иваном Купала» и с жертвоприношением в виде козла. Аленушка – жертва водным духам (чаще – Ящеру).

Игра «Горелки», «Зарница» — типичные игры у костров на Иван Купалу.

4. В день весеннего солнцестояния (25 марта, перед началом сельскохозяйственных работ) праздновали «Комоедицу», позже – Масленицу. В это время пробуждались медведи от спячки, поэтому одним из ритуальных символов этого праздника был именно медведь (и богиня Лада). Славяне пекли комы из гороховой муки (сказка о Колобке).

5. Славяне проводили События (обычно на берегу рек), где решались общеплеменные вопросы о войне и мире. Часто прибегали к гаданиям, чтобы узнать какая из сил (добра или зла) одержит победу в предстоящем сражении.

       Отголоски этих ритуалов находим в играх «Золотые ворота» или «Ручеек» и Перетягивание каната.





887
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 08:00

цитата Kartusha

информации об языческих обрядах славян 5-8 веков н.э.


В целом все верно, но почему 5-8 век? Обычно сюда включают где-то с 9 по 13 (докуда простирается использование святилищ). Просто 5 век — это довольно сомнительные славяне на нашей территории...

С невестой для Ящера скорее связана песня «Сиди, сиди, Яша, пор ореховым кустом», где упоминается и невеста. А вообще тема необъятна, как океан, комментировать ее можно бесконечно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 10:35
Да, тема на самом деле необъятна... 5-8 век я обозначила, так как руководствовалась материалами о раскопках городищ именно этого периода, хотя, конечно, можно смело говорить о временных рамках как минимум до 11 века. Возможно, там были не только славяне, другие племена активно с ними перемешивались, но культура была одна, хотя и менялись приоритеты и смысловая нагрузка...

А песня про Яшу как раз и возникла от этой игры.:-)


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 08:54
Действительно, тема как невероятно красива и образна, так и необыкнвоенно глубока!! Всякий раз поражаюсь тому, насколько у наших предков всё было гармонизировано — в отношениях с окружающим миром; это находило выражение и в повседневной жизни, и в обрядах. А сейчас этот громадный мировоззренческий пласт практически сокрыт от нас, забыт, невостребован.
Спасибо за кусочек «памяти«!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 10:37
:-) пожалуйста. Все это изучать очень интересно и открывать какие-то новые тайны.... Быть может, в этом есть ключ и к настоящему.....


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 09:09
Очень интересно и познавательно. Спасибо!:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 10:38
:-) Пожалуйста, рада, что понравилось...


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 10:43
А использовали славяне татуировки, как обереги или символы определенного божества?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 11:29
Искусство татуировок принесли славянам скифы. Ритуальные знаки и символы использовались однозначно, так что вполне возможно могли перенять. В какой конкретно мере использовались татуировки, проверить сложно..
 


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 12:34
Спасибо. Можете подсказать какие либо источники8:-0
 


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 14:02
Вечером напишу :-)
 


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 14:16
«До первой звезды нельзя. Ждем-с»:-))) Заранее спасибо.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 15:11
:-D
 


Ссылка на сообщение30 июля 2010 г. 08:21
Арабы упоминали, что у русов руки покрыты синими узорами, но вот беда — толком неизвестно, кого они поднимали под этими загадочными русами (славянами их считают по традиции, но в основном потому, что очень хочется :-)). Зато есть еще одна занятная идея: узор среза мамонтова бивня послужил основой для знака плодородия, и считается, что несколько тысяч лет между смертью последнего мамонта и появлением вышитой одежды этот символ передавали путем нанесения рисунка прямо на кожу. А еще волхв Богумил в «Книге оберегов» пишет, что «До нашего времени традиционные славянские татуировки дожили лишь среди боснийских сербов, будучи представлены исключительно солярными и растительными символами». Насчет боснийских сербов не знаю, а у других славян надежные источники насчет татуировок лично мне неизвестны.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2010 г. 11:55
Спасибо. Извините за дерзость8-), а как Вы считаете, с какой целью(для чего или от чего) русы (славяне) наносили татуировки? Если их можно назвать штрих кодом то , что (или кто) являлось сканером?:-)))
 


Ссылка на сообщение30 июля 2010 г. 15:43
Судя по содержанию — это чисто обережные знаки, защищающие и заклинающие здоровье, удачу и прочие положительные качества. Но особо я в это не верю, судя по тому, что те же функции выполняли в большом количестве вышивка, тканье, обереги из металла, кости, дерева и прочего — тату здесь просто лишние. Могли ли они быть опознавательными знаками — да вроде в Европе вообще нет такой традиции.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2010 г. 19:20
«Но особо я в это не верю»,«тату здесь просто лишние» — так для чего нужна была эта крайне болезненная и трудоемкая процедура, хотелось узнать мнение человека живущего (хоть изредка) в той эпохе:-)))
 


Ссылка на сообщение30 июля 2010 г. 21:13
В том-то и дело — я сильно сомневаюсь, что эта процедура в той эпохе имела место.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2010 г. 22:07
А как Вы думаете с какого века и откуда она появилась у славян?


Ссылка на сообщение31 июля 2010 г. 08:35
Думаю, когда славяне уже назывались не славянами, а гражданами Российской империи. Но точно не скажу, поскольку историю татуировки не изучала. Я говорю лишь, что для эпохи раннего средневековья ее существование у славян мне представляется крайне сомнительным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 июля 2010 г. 11:44
Вывод. «Славяне» не использовали татуировки, пирсинг, подпиливание зубов и
др. извращения над своим телом. На Руси клеймили преступников, что в последствий привело к блатной татуировке, а после массовых репрессий распространилось .Значит татуировка как и каннибализм явление чуждое и привнесенное, основное предназначение напугать оппонента.


⇑ Наверх