Пятьдесят третий выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Пятьдесят третий выпуск «ФантКаста». «Цветная волна». Кто все эти люди?!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пятьдесят третий выпуск «ФантКаста». «Цветная волна». Кто все эти люди?!

Статья написана 22 апреля 12:10

В очередном «ФантКасте» — экскурс в недавнее прошлое отечественной фантастики:

цитата
В 2025 в свет вышла новая книга Карины Шаинян «Саспыга», к изданию готовятся сборник К.А.Терины «Все мои птицы» и двухтомник Дмитрия Колодана «Пересмешник на рассвете». Для многих читателей и даже некоторых книжных обозревателей все это новые авторы. Но десять-пятнадцать лет назад эти уже прогремели в сообществе любителей фантастики как представители «цветной волны». Литературные премии, бесконечные интервью, восторги жанровой критики – все это уже было. Видимо, настало время напомнить об этом явлении, далеко не рядовом для постсоветской фантастики. Что такое «цветная волна», кто еще входил в эту группу, откуда она взялась и куда пропала рассказывает постоянный ведущий «ФантКаста», книжный обозреватель Василий Владимирский.


Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:

Telegram

Apple Podcasts

Яндекс.Музыка

Castbox

SoundStream

Spotify

Podcast Addict

YouTube

YouTube.Music

ЛитРес

MyBook

Mave

RSS


Реквизиты для тех, кто готов финансово поддержать Петербургскую фантастическую ассамблею и ФантКаст:

ЮMoney

— Карта Сбербанка 2202206210159153

— И подписывайтесь на нашу страничку на Бусти!


И да, с этой недели нас можно слушать еще и в сервисе "Строки" — но там, правда, последнего выпуска пока нет.





528
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 апреля 12:50
Ну, хрестоматийный пример, как волна погасила сама себя. Без всякого ветра
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 апреля 13:29
Ну, так-то ребята особо на «волновость» не претендовали, их в эту нишу изначально руками и ногами совсем другие люди запихивали.
 


Ссылка на сообщение22 апреля 13:58
Не просто же так запихивали, а по идейной схожести. И выбрать потом «процветание» в проектах.. ну, такая себе перемена участи
Другое дело, что рыночное позиционирование их работ было очень сложное, о условная Маруся обещала кусок хлеба. Правда, в комплекте с безвестностью.
Я очень рад, что они возвращаются. У меня есть все их внепроектные книги
 


Ссылка на сообщение22 апреля 23:57
Не столько по идейной, сколько по эстетической, слава богу. И нет, ан масс — сгинули. Возвращаются самые стойкие — плюс Катя, которая, слава богу, соблазна «проектов» избежала.


Ссылка на сообщение22 апреля 13:46
Спасибо за рекомендацию «Саспыги» и «Когнаты».
Мне понравилось.


Ссылка на сообщение22 апреля 14:42
Ну насчет участие в Этногенезе.. Почему то другим участие в межавтоских не мешало)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 апреля 23:57
Правда не мешало? :-D
 


Ссылка на сообщение23 апреля 00:11
Ну например тот же Конан))) Хаецкая) Ахманов) Мартьянов) Перумов) Мир Пауков) Прозоров) Секретные материалы) Лазарчук) Рыбаков) Столяров) Первушин) Точинов)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 00:23
Ну или брать иностранцев) Спрэг Де Камп ) Андерсон) Джордан) Фостер) Тимоти Зан)


Ссылка на сообщение22 апреля 14:47
Очень интересно, спасибо!


Ссылка на сообщение22 апреля 14:49
Кстати за что такие ГОНОРАРЫ? У Шаинян самый большой тираж 30000. А есть и 12. и даже 4 тысячи. И кстати до серий Этногенеза у нее и не было романов. К. А Терина и не писала в Этногенез. У нее и романов то нет. У Колодана тоже в Этногенезе 30-22-17 тысяч. Это огромные тиражи? Какие такие яхты на гоноры можно купить?)) Ну и точно не Этногенез виноват что романов не было)У Бортниковой тоже самый большой тираж 30 тысяч.А потом Пари на 2 тысячи. И все. У Зонис кстати довольно много выходило но никакого Этногенеза не было. В 2017 же даже не напечатали роман и все. Шимун Врочек вполне себе регулярно издается вот недавно вышло. Данихнов тоже не печатался в Этногенезе.Но пеатался маленькими тиражами. У Наумова вышло только два романа. один из Этногенеза. Второй микротиражом.внимание вопрос. Правда именно Этногенез так повлиял? Иначе бы все писали много и интересно? Если бы.. Сколько. Да Перумов конины больше написал! Как то на него негативно не повлияло. А некоторые как Зонис и не печатались вовсе. Однако. Ну и да Этногенещ не потому прекратил издаватся что кто то там уехал. А потому что перестал быть нужным покупателю. Предпоследняя книга Переиздание Маруси Гумилева Борниковой вышло в 2017 . Тиражем 2000 экзепляров. Кстати недавно вышло новая книга в серии. Как раз Шимун Врочек Рим. Легионы просят огня тиражем 1000 экземпляров. Ну а предпоследняя написанная книга цикла вышла в 2015 году Тираны императрица Чикунова тиражем 6000 экземляров.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 18:13
Да не было там никаких особых гонораров. В начале 2010-х за Сталкера платили около 200 тр. Да, неплохо. Но это за 2-3 мес работы над книгой, а то и больше. Т.е. за 1 мес. обычная московская средняя зп по тем временам. Это я просто знаю, мне сами авторы озвучивали. Может, авторам помаститей, типа Орехова платили больше, но не в разы же.
За Метро платили примерно так же. Потом гонорары начали падать, и авторы стали покидать проекты.
М.б., за Этногенез платили чуть больше, но, думаю, именно чуть.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 18:23
цитата biart
Да не было там никаких особых гонораров. В начале 2010-х за Сталкера платили около 200 тр. Да, неплохо. Но это за 2-3 мес работы над книгой, а то и больше. Т.е. за 1 мес. обычная московская средняя зп по тем временам. Это я просто знаю, мне сами авторы озвучивали. Может, авторам помаститей, типа Орехова платили больше, но не в разы же.
За Метро платили примерно так же. Потом гонорары начали падать, и авторы стали покидать проекты.
Понятно)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 20:23
цитата biart
авторам помаститей, типа Орехова платили больше, но не в разы же.


Не в разы. В десятки раз. Правда, до начала 2010-х.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 21:09
да, помнится, на эту тему даже своя мифология была, от гонораров в несколько миллионов до «взноса» за попадание в проект
 


Ссылка на сообщение23 апреля 22:33
Без комментариев. 8-)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 22:38
А я немного не понимаю логики) Как сочитаются ОГРОМНЫЕ гонорары. Ну или просто приличные) И отсутствие имени на обложке? Просто большими гонорарами приманиваются большие и важные писатели)Но если даже имени нет то вообще неважно кто. В чем секрет?)))
 


Ссылка на сообщение24 апреля 01:57
В смысле как сочетаются? Работа «литературного негра» вообще одна из самых высокооплачиваемых на рынке.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 02:02
цитата vvladimirsky
Работа «литературного негра» вообще одна из самых высокооплачиваемых на рынке
Это да. Но почему?Большую часть платы уходит так сказать «за молчание» литературный негр не только должен написать. Но еще и должен молчать что это он)Авторы Этногенеза все таки не литературные негры Я не знаю были ли написаны имена в книге ( на обложке нет. Но может где то внутри?) ни одной книги не читал. Хотя в библиотеке были.Однако тут на фантлабе вполне в их библиографии они указаны как авторы.то есть они не литературные негры) или я не очень понимаю термин)
 


Ссылка на сообщение24 апреля 02:12
Если вопрос о том, почему в «Этногенезе» были такие гонорары — ответ простой: владельца (Константина Рыкова) не слишком интересовала прибыльность проекта, а у авторов был хороший литагент (Александр Гаврилов).
 


Ссылка на сообщение24 апреля 07:56
Вася, ты учитывай, что беседуешь с эвристической машинкой из Сказки о тройке.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 12:00
цитата Karavaev
Вася, ты учитывай, что беседуешь с эвристической машинкой из Сказки о тройке.


Вот и у меня уже возникали подобные подозрения...))):-[
 


Ссылка на сообщение24 апреля 08:30
цитата vvladimirsky
Если вопрос о том, почему в «Этногенезе» были такие гонорары — ответ простой: владельца (Константина Рыкова) не слишком интересовала прибыльность проекта, а у авторов был хороший литагент (Александр Гаврилов).
Понятно)
 


Ссылка на сообщение24 апреля 15:11
В таком случае тем новичкам, кто пришел в Этногенез в 2011 г (их книги в проекте изданы начиная с 2011 г), ловить высокие гонорары уже было маловероятно.


Ссылка на сообщение22 апреля 18:00
цитата Karavaev
Нет спасения


Так уже давно описан феномен... —
https://scpfoundation.net/scp...


Ссылка на сообщение22 апреля 21:39
сидел Бибигон под большим лопухом и спорил о чем-то с моим петухом...


Ссылка на сообщение23 апреля 10:03
Ваши замечания к публикации по какой-то причине на 15 сообщений распидарасило, хотя они все по одной теме и логично было уместить их в один коммент.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 10:11
Прошу прощения исправил)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 10:19
Другое дело! :beer:


Ссылка на сообщение23 апреля 23:25
Вот, что примечательно. Какой бы литературоведческой условностью ни была «цветная волна», за 15 лет новых волн, заметных литературных групп или школ в отечественной фантастике не появилось. За исключением разве что хоррора.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 апреля 02:01
Справедливо. И уже, видимо, не появится. В обозримом будущем. Мы не доживем.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 08:00
ну, цветная волна была последней, которая выступала с претензиями «фантастика-литература»
сейчас условного «запроса» на подобное просто нет, ни у читателя, ни у писателей, ни у издателя
а волна без идеи — не волна
 


Ссылка на сообщение24 апреля 12:01
цитата Karavaev
условного «запроса» на подобное просто нет, ни у читателя, ни у писателей, ни у издателя


Идиатуллин, Веркин, Бобылева, Захаров, Березин, Шмараков, Иванов, Конаков, Сальников смотрят на тебя... в общем, с большим скепсисом смотрят. Есть спрос, и у тех, и у других, и у третьих. Пусть не такой, как на графааверина и лиюарден — но устойчивый. Сравни со «спросом» на «позитивную научную фантастику о будущем». Вот где ж-па.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 12:41
Нормально они на меня смотрят. Из раздела ПРОЗА.
Т.е. постояв враскоряку подобная фантастика из фантастики ушла. И в глазах критики и филологов, и в глазах торговли и в глазах основного читателя.
Как Альтист Данилов, который фантастика, но нет.
Наше с тобой мнение по поводу позиционирования никому не интересно.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 12:50
цитата Karavaev
Наше с тобой мнение по поводу позиционирования никому не интересно.


Бгг. Попрошу не обобщать. :-)))
 


Ссылка на сообщение24 апреля 13:00
:-)))
Перефразирую: с отнесением перечисленных тобой авторов к цеху фантастов многие не согласятся.
Вася, это все легко проверяется полочным позиционированием в розничных магазинах.
Пелевин практически весь фантастика, но никогда в разделе его книги не стояли. И читатели его таковым не считают
 


Ссылка на сообщение24 апреля 13:07
Про торговлю ты прав, а читатели — они разные.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 13:14
Так торговля выкладывает отталкиваясь от читателя, от основной его массы. Ибо книги редакции Шубиной отчего-то в фантастике не берут и не ищут.
Впрочем, полагаю, мы оба свои аргументы изложили. На мой взгляд уже лет 10 как в массовом сознании сузились границы фантастического. Проза кусок оттяпала, там теперь разделительный ров.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 13:24
цитата Karavaev
книги редакции Шубиной отчего-то в фантастике не берут и не ищут.


А зачем их тогда в онлайн-торговле снабжают тегом «#фантастика» ? Загадка.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 13:26
цитата vvladimirsky
А зачем их тогда в онлайн-торговле снабжают тегом «#фантастика» ? Загадка.
Вот хотел бы я посмотреть на того кому сказали что Сорока на виселице это реализм и он купил как реализм))))
 


Ссылка на сообщение24 апреля 14:20
Футуристический реализм XXIV века.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 14:32
цитата А. Н. И. Петров
Футуристический реализм XXIV века.
)))))))))))))))
 


Ссылка на сообщение24 апреля 15:12
Тю! Тег места не занимает, их можно сто штук налепить. Информационный шум.
Я во время работы обнаружил, что из знакомых коллег-директоров единственный, кто дублирует книги из прозаических серий в фантастику.
Ребята про тег не знали, зря ты им не рассказал
 


Ссылка на сообщение24 апреля 18:35
Ну, какбэ больше половины книг сейчас продается онлайн. Так что ваш опыт, конечно, очень ценен для нас, историков, но...
 


Ссылка на сообщение24 апреля 19:36
не вижу связи онлайн-продаж с нашим спором
Ты легко можешь убедиться, что ведущая наша РЕШ фантастику любит, но слова такого в позиционировании не знает
Потыкай в книги Шамиля, ознакомься. Найди там «фантастика» в позиционировании.
Фантастика в их понимании — это Тармашев. Или Лукьяненко. Саспыга — уже нет.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 20:41




 


Ссылка на сообщение24 апреля 20:42
Фантастика. Сверхественное. Мистический хоррор.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 21:16
Кинопоиск, Лайвлиб, Яндекс. Фантлаба не хватает.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 21:21
Озон
цитата
   Книги —   Художественная литература — Проза

ЧГ
цитата
Художественная литература
Российская литература
Современная российская проза
 


Ссылка на сообщение24 апреля 21:36
ВБ
цитата
Жанры/тематика Фантастика и фэнтези для взрослых
 


Ссылка на сообщение24 апреля 21:42
нашли у одного из 10 продавцов? :)))
там даже приключенческая проза для взрослых есть
вы же видели, пока искали, остальные варианты позиционирования?

и чего вы все так уперлись? за фантастику обидно?
я разговаривал с одним редактором, та мне прямо сказала, что они не видят в любителях фантастики свою целевую аудиторию
вслух они этого не скажут, но все и без того очевидно же
 


Ссылка на сообщение24 апреля 21:52
Просто утомили меня эти вечные разговоры: фантастику не читают, фантастика — не литература, фант.гетто, фантастика это лияарден, Пелевин это не фантастика.
Все эти бредни бренд-менеджеров среднего звена, выдуманные для сегментации аудитории и возвышения разных её частей за счет «доступа к более престижному потреблению» ©
 


Ссылка на сообщение24 апреля 21:59
эээ, это вы вне контекста
эти разговоры начались больше ста лет назад, еще до революции, еще Корней Чуковский на эту тему зажигательные лекции про низкие жанры читал, а потом всю советскую историю не прекращались
ничего принципиально нового не происходит
потому и разговор этот возник, что цветная волна была, пожалуй, последней в новейшей истории, кто пытался писать интеллектуальную фантастику, позиционируя её как фантастику
Вася абсолютно прав: сильных авторов и сейчас полно. Вон у меня на полке их книги стоят, включая Саспыгу, и К.А. Терина в предзаказе. Только название у этого корабля уже другое
 


Ссылка на сообщение24 апреля 22:47
>ничего принципиально нового не происходит

К.С. Дхингра в своей диссертации 1968 года позитивненько писал:

«Как мы видим, этот спор [1959 года] был полезен тем, что начавшись непосредственно с обсуждения «Туманности Андромеды», он кончился признанием плодотворности всей научной фантастики. Критика, которая до сих пор не обращала внимания на этот жанр художественной литературы, стала относиться к нему менее скептически. Поэтому заслуга «Туманности Андромеды» и в том, что она принесла научной фантастике признание как части художественной литературы».

Нам остаётся только хмыкнуть и сказать: «А воз и ныне там».
 


Ссылка на сообщение24 апреля 21:47
И это не позиция одного издателя
Смотрим позиционирование Вегетации Иванова официальным магазином на Озоне
цитата
Художественная литература — Проза — Современная проза

Справедливости ради, ЧГ тут более адекватен — книга таки в Фантастике
 


Ссылка на сообщение24 апреля 12:15
цитата Karavaev
ну, цветная волна была последней, которая выступала с претензиями «фантастика-литература»


Проблема т.н. «цветной волны» в том, что у неё не было ярко выраженного лидера — авторитетного, реально талантливого, громогласного, с интересной и вполне осуществимой программой, плюс — умеющего вести организационную работу, способную вылиться в семинар, неформальное движение или даже в энергичное успешное издательство со своей внятной стратегией. И у «шестидесятников», и у «четвертой волны» такие лидеры были, причем даже и не один (что иногда, увы, приводило и к внутренним конфликтам) — ну, успехи их, может быть, не так велики, как хотелось бы, но они всё-таки есть — их можно и пощупать, и прочитать. А «цветная волна» просто захлебнулась и тихо ушла в почву, не сумев заинтересовать собой даже такого старого фэна, как я, — ибо, если бы я реально заинтересовался и увидел в них что-то новое и явно оригинальное, то даже последствия инсульта не помешали бы мне раздобыть и вчитаться а эти книги. Но увы — заинтересоваться не получилось... И даже... ладно — без имён...:box:
 


Ссылка на сообщение24 апреля 12:49
Это одна из проблем.

У них много чего не было. Манифеста не было, какой-то самоидентификации, представления об общих целях и задачах — все это разные там критики и составители за них постфактум придумали. Не было своей площадки (кроме «Грелки»), своего журнала, например. А главное — внутренней мотивации у большинства, как выяснилось, не было.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 13:08
цитата chert999
Проблема т.н. «цветной волны»
В том что о ней мало кто узнал. Тут говорят проблема в том что они ушли в проекты. И от ЭТОГО перестали писать. Но.. Это же именнно синдром. Вот Лукьяненко. Лукин. Лазарчук. Рыбаков.громов. Пелевин. Что их обьединяет? Громкие имена. Они величины сами по себе.Их Покупали. Имии интересовались. Уход в «проекты» им не грозил. Во первых они сами по себе величина. Поэтому и после проектов интересны. Во вторых они величина поэтому нет такой разительно разницы в тиражах и гонорарах.Тот же Лукьяненко может по заказу Конкурентов написать.Но ему совсем не обязательно писать для какого нибудь Этногенеза. Его книги и так купят! так что я считаю уход в проекты не причиной кризиса. А симптомом!


Ссылка на сообщениевчера в 12:20
Наконец понял, почему их связывали в одну волну. До этого как то в голове не укладывалось, что Данихнов и Колодан считаются каким то одним течением.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:49
цитата Kavabanger
и Колодан считаются каким то одним течением.
Кстати Другая сторона и Время Бармаглота реально понравились!
 


Ссылка на сообщениевчера в 13:00
Я не говорил что Колодан плох, сам его люблю. Просто они очень по разному и про разное.
 


Ссылка на сообщениевчера в 13:02
цитата Kavabanger
Я не говорил что Колодан плох, сам его люблю. Просто они очень по разному и про разное.
А я просто рекламирую) А вот Данихнова не читал..
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:23


⇑ Наверх