Мини дискуссия о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Мини-дискуссия о приключенческой фантастике 1969 года: Всеволод РЕВИЧ. Приключений ради
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мини-дискуссия о приключенческой фантастике 1969 года: Всеволод РЕВИЧ. Приключений ради

Статья написана 28 марта 19:39

Небольшая дискуссия 1969 года о приключенческой фантастике в «Литературной газете» началась с полемичной статьи Всеволода РЕВИЧА:


Всеволод РЕВИЧ. Приключений ради...


Читавшие фантастическую повесть С. Лема «Солярис», может быть, помнят, как его герой, пытаясь разгадать происхождение невесть откуда взявшихся людей-призраков, разглядывает их кровь под сверхмикроскопом. Все больше увеличение. Все дальше вглубь матери проникает взгляд Криса: сначала эритроциты, потом белковые структуры, потом отдельные молекулы... Еще немного и покажутся атомы, основа всего сущего. Но напрасно нажимает на рукояти Крис – в окуляре нет ничего. Совсем ничего. Пустота.

Образ этот нетрудно применить к множеству произведений, созданных по сходному принципу: некая литературная оболочка имеется, а как заглянешь поглубже, то ничего, по существу, не найдешь. С некоторыми научно-фантастическими книгами подобная аналогия прямо-таки напрашивается. Например, с книгами Александра и Сергея Абрамовых*.

Публикации их первых опытов в жанре фантастики датированы концом 1966 года. И вот уже третий год романы, повести, рассказы А. и С. Абрамовых не сходят со страниц журнала «Смена» и альманаха «Мир приключений», а издательство «Детская литература» выпускает их сборники в «Золотой библиотеке». Можно было бы порадоваться такому успеху, если бы...

Ревнители суровой научности, вероятно, могли бы обвинить Абрамовых в том, что их фантастические пассажи зачастую вступают в противоречие с законами мироздания (скажем, с законом причинности). И действительно, невидимые браслеты, которые мгновенно переносят своих владельцев в любое место земного шара, или метеориты с разноцветным сиянием, тоже занимающиеся перекидкой людей, но уже в воображаемые миры, — это все псевдонимы волшебной палочки, несмотря на весьма наукообразное обличие, что-нибудь вроде «концентрации субквантового биополя». Однако, с моей точки зрения, в этом нет беды. Волшебные сказки издавна пользовались не меньшей популярностью, чем нынешняя научная фантастика. Правда, сказку не стоит выдавать за что-либо иное, но в любом случае остается главное: для чего, с какой целью придумываются различные чудеса, или, говоря проще, какова идея данной вещи. Пусть сказка – «ложь», но должны быть в ней и «намек» и «урок»! Тут-то и обнаруживаются зияющие пустоты на месте атомов. В большинстве произведений Абрамовых есть, как положено, тема, сюжет, фабула, композиция, экспозиция, а вот идеи, цели нет.

Первая крупная повесть Абрамовых — «Хождение за три мира». Здесь выясняется, что существует, помимо окружающей нас действительности, еще множество параллельных миров, одинаковых с нашими, за исключением незначительных деталей. В соседнем мире, к примеру, вместо кинотеатра «Россия» на площади Пушкина стоит высотная гостиница. Во всех этих мирах у каждого человека есть двойник с тем же именем-фамилией: жены и профессии, правда, отличаются. Миры могут общаться с помощью передачи сознания в мозг «параллельного» субъекта. Этакий вариант джеклондоновского «Межзвездного скитальца». На первый взгляд, выдумка кажется довольно любопытной, но с каждой страницей все настойчивее оформляется мысль: а все-таки зачем это, зачем понадобились авторам две-три Москвы, две-три Отечественных войны и т. д. В том же «Межзвездном скитальце» путешествующее сознание героя служит, в частности, для объединения цепи новелл, каждая из которых имеет собственное наполнение. Но прогулки Сергея Громова за один ли, за три ли мира сами по себе неинтересны. Ничего серьезного с героем в этих прогулках не происходит, о посещаемых мирах мы мало что узнаем, да и что о них узнавать, ведь везде одно и то же. Стоило ли затевать столь грандиозный научный (и литературный) эксперимент, чтобы в одном из миров задержать поддонка, который намеревался остаться за границей во время туристической поездки. Это, кажется, наиболее значительный поступок героя.

Потом Абрамовы перебрасывают своего героя в мир, который обогнал нас на столетие. Ну, наконец-то авторы получили прекрасную возможность – сейчас они опишут коммунистическое завтра. Одна эта глава во многом оправдала бы накладные расходы, которые потребовались, чтобы до нее добраться. Но – поразительное дело! – авторы не хотят воспользоваться этой возможностью, откровенно уходят от нее, поместив своего героя в больничную палату, откуда многого не увидишь. Итак, истрачено четыре печатных листа, а результат? Что получил читатель?

Я подробно остановился на этой повести потому, что чуть ли не все произведения Абрамовых в различных вариантах повторяют «Хождение за три мира». В них вновь и вновь возникают те или иные параллельные миры. Что ж, фантастика в конце концов для того и изобреталась для того, чтобы создавать параллельные миры. Как в них проникнуть – на звездолете, на диких гусях или с помощью чародейства, — дело, повторяю, третьестепенное: важно, чтобы было, к чему стремиться, а то, может, и нет смысла удаляться от здания издательства «Детская литература» в Малом Черкасском.

И вот еще о чем надо сказать. Читаешь рассказ за рассказом, повесть за повестью, и тебя охватывает ощущение, что все это уже где-то было. Нет, речь идет не о плагиате. Но стоит напрячь память — и вспоминаешь нечто подобное у С. Лема, И. Ефремова, Ф. Хойла и других советских и зарубежных писателей. За таинственной лабораторией фашиствующего профессора Лефевра («Фирма «Прощай оружие!») встают точно такие же лаборатории из рассказов А. Днепрова, за путешествием советского девятиклассника в дореволюционную Москву («Глаза века») – «Голубой человек» Л. Лагина, рассказ «Спокойной ночи!» — это фантазия на темы рассказа Л. Альдани «Онирофильм», за двойниками неясного назначения во «Всадниках ниоткуда» прячутся уже упоминавшиеся лемовские фантомы и т. д. Бывает фантастика пусть плохая, но все-таки первичная. А это фантастика вторичная, производная.

Нельзя, правда, не отметить, что в книгах Абрамовых наличествуют и занимательность, и непринужденность изложения. Можно найти также и меткие наблюдения, живые диалоги – такие страницы показывают, что мы имеем дело с людьми способными. И если бы они работали с большей ответственностью, в советской фантастике мог бы появиться новый писательский дуэт, который спел бы что-либо свое, пусть даже не очень громко.

Строго говоря, произведения Абрамовых относятся к фантастике лишь внешне, потому что фантастика сегодняшнего дня – это литература больших нравственных, социальных, философских проблем. У Абрамовых же приключения описываются ради приключений.


*Александр Абрамов, Сергей Абрамов. «Тень императора». Издательство «Детская литература». М. 1967.

Александр Абрамов, Сергей Абрамов. «Всадники ниоткуда». Издательство «Детская литература». М. 1968.


«Литературная газета» от 19 февраля 1969 года (№ 8). Стр. 5





580
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 марта 19:49
цитата
Во всех этих мирах у каждого человека есть двойник с тем же именем-фамилией: жены и профессии, правда, отличаются
эм жены отличаются в каком смысле? Просто по разному поженились или людей просто больше? И да. Жены разные. Почему именно жены? А мужья?)))


Ссылка на сообщение28 марта 20:35
цитата
На первый взгляд, выдумка кажется довольно любопытной, но с каждой страницей все настойчивее оформляется мысль: а все-таки зачем это, зачем понадобились авторам две-три Москвы, две-три Отечественных войны и т. д.

Ну да, ну да. Так ведь можно чёрт-те до чего дописаться – до двух-трёх руководящих и направляющих Партий, например. А мы твёрдо знаем, что такая Партия у нас только одна. Нет, подобная идеологически незрелая фантастика нам не нужна. :-[
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 марта 20:43
Причем интересно, Вот как сочетаются два этих параграфа я не понимаю)))
цитата
вот еще о чем надо сказать. Читаешь рассказ за рассказом, повесть за повестью, и тебя охватывает ощущение, что все это уже где-то было. Нет, речь идет не о плагиате. Но стоит напрячь память — и вспоминаешь нечто подобное у С. Лема, И. Ефремова, Ф. Хойла и других советских и зарубежных писателей.
цитата
Потом Абрамовы перебрасывают своего героя в мир, который обогнал нас на столетие. Ну, наконец-то авторы получили прекрасную возможность – сейчас они опишут коммунистическое завтра.
:-)))
 


Ссылка на сообщение29 марта 14:31
Коммунизма много не бывает.
 


Ссылка на сообщение29 марта 14:32
:-)))
 


Ссылка на сообщение29 марта 13:42
цитата Массаракш
Так ведь можно чёрт-те до чего дописаться – до двух-трёх руководящих и направляющих Партий

А ведь шикарная идея!!!
У нас советская власть развивалась по линии Ленин-Сталин-Хрущёв, минус Троцкий.
А в параллельном мире Ленин-Троцкий-Бухарин, минус Сталин.
И вот эти две советские власти узнают друг о друге и начинают идеологическое противостояние, у кого курс правильнее. Вплоть до войны между реальностями и попытками насадить своё понимание на соседнее пространство.
Вот это у Абрамовых роман бы получился! Бомба!:-)))


Ссылка на сообщение28 марта 21:51
Согласен с Ревичем по всем пунктам. Взрослому читать Абрамовых не интересно, скучно.
Лет в 12-13 могут зайти, и даже сработает импринтинг. Для кого-то могут стать любимыми авторами.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 марта 22:54
Взрослому много чего читать бывает скучно. Например, Джойса или Иосифа и его братьев. Или Идиатуллина, Веркина, Сальникова, Пелевина, etc.


Ссылка на сообщение28 марта 22:49
Хех, Ревич никогда не стеснялся ставить каменные точки над разными буквами, чего уж там. Что во многом обесценивает его выкладки.
Ну и наша фантастика всегда стеснялась своего приключенческого истока, ибо жеж: литература больших нравственных проблем, ни хухры-мухры.


Ссылка на сообщение28 марта 23:09
цитата
фантастика сегодняшнего дня – это литература больших нравственных, социальных, философских проблем

Интересно, а кого Ревич подразумевал, кто же был этими титанами мысли в конце 60-х? Про АБС и Ефремова не надо – если только они, то маловато будет для размашистого обобщения «фантастика сегодняшнего дня». А кроме них — кто?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 марта 11:15
никого
он подразумевал изменение сюжетных императивов


Ссылка на сообщение29 марта 07:11
цитата mif1959
за двойниками неясного назначения во «Всадниках ниоткуда» прячутся уже упоминавшиеся лемовские фантомы и т. д.

???
Можно подумать, что Лем был первооткрывателем темы двойников-фантомов в фантастике.
Нет, конечно, и он тоже «вторичен». Вспомнить до 1961 года можно Саймака, Финнея, Бредбери, Бестера, даже Губарева. Тема в разработке с 19 века, потрудились многие и многие.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 марта 09:39
цитата batod
Можно подумать, что Лем был первооткрывателем темы двойников-фантомов в фантастике.
Нет, конечно, и он тоже «вторичен»
Да ладно двойники. Это вообще один из самых древних сюжетов. Разумный океан не Лем придумал!


Ссылка на сообщение29 марта 07:32
цитата mif1959
Строго говоря, произведения Абрамовых относятся к фантастике лишь внешне, потому что фантастика сегодняшнего дня – это литература больших нравственных, социальных, философских проблем. У Абрамовых же приключения описываются ради приключений.

Эти книги изданы в издательстве «Детская литература». Для детей. На вторых или последних страницах обычно обозначался даже возраст читателя. Какие там социальные, философские проблемы...
Не понимаю Ревича, неужели не было других авторов для критического разноса?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 марта 09:40
цитата batod
Не понимаю Ревича, неужели не было других авторов для критического разноса?
Так других неинтересно громить. награда есть такая. Кино. Малина..Ее абы кому не вручают)))))


⇑ Наверх