13. В рубрике «Журналистика» на стр. 10—11 размещена статья польского журналиста Роберта Зембиньского/Robert Ziębiński, которая носит название:
Немцы годами пытались изменить в кино свой имидж и доказать миру, что у нацистов тоже было нечто хорошее. Их труды напрасны – нацисты навсегда останутся монстрами в поп-культуре. Норвежский фильм «Операция “Мертвый снег”» -- тому подтверждение.
Зима в Норвегии – рай для лыжников. Склоны, покрытые белым пухом, хижины, утопающие в снегах -- идеально подходят для романтического отдыха, поэтому неудивительно, что группа норвежских студентов выбрала для совместного уикенда заснеженные фьорды. Молодые люди не предусмотрели одного – в конце Второй мировой войны там располагался гарнизон безжалостных эсэсовцев. Однажды местные жители решили их прогнать, и с тех пор немцы пропали без вести. К сожалению, нацисты подобны простуде – они всегда возвращаются. Однажды ночью вымерзшие солдаты оживают (в виде нежити), а для студентов это означает кошмар.
От фьордов до Голливуда
Так начинается «Операция “Мертвый снег”» (“Død snø”, “Dead Snow”, “Zombie SS”, 2009) — только что вышедший на DVD норвежский комедийный фильм ужасов, в котором банда нацистских зомби охотится на неосторожных туристов.
Режиссер — норвежец Томми Виркола (Tommy Wirkola) -- получил положительные отзывы во всем мире (сам Роджер Эберт его одобрил), завоевал приз зрительских симпатий на кинофестивале в Торонто (“After Dark Film Festival”), и сегодня его творение пользуется статусом культового кино. Более того, благодаря фильму «Операция ”Мертвый снег”» Вирколой заинтересовался Голливуд, и сейчас норвежец завершает работу над сценарием своего американского дебюта: «Гензель и Гретель: Охотники на ведьм» (“Hansel and Gretel: Witch Hunters”, 2013) -- сулящим на этот раз забаву с фэнтезийным кино и историями о ведьмах. Это произошло потому, что американцы по достоинству оценили меткие и остроумные аллюзии на фильмы Питера Джексона (отсылка к «Живой мертвечине» здесь прямая – один из персонажей выступает в футболке из этого фильма) и Сэма Рэйми (сериал «Зловещие мертвецы»), которые помогли Вирколе создать весёлую, чёрную комедию, наглядно показывающую, что немцы остаются злом даже после смерти. Убийственным злом.
Конечно, фильм Вирколы – не первый фильм, в котором эсэсовцы показаны демоническими существами. Такими они были в «Аванпосте» (“Outpost”, 2008; в российском прокате «Черный бункер»), очень хорошем британском фильме ужасов с Рэем Стивенсоном в главной роли (группа эсэсманов-зомби побеждает в нем отборную команду наемников)
и в «Штурмовиках СС» (“SS Doomtrooper”, 2006), в котором, правда, живых мертвецов не было, зато появлялся мутировавший нацист, способный генерировать электрические заряды в качестве оружия и сражавшийся против союзных войск во время Второй мировой войны.
Мировое турне зомби
Немцы вот уже несколько лет пытаются внедрить в поп-культуру образ «хорошего немца». На волне отбеливания истории выходят такие фильмы, как хотя бы «Софи Шолль – последние дни» (“Sophie Scholl –die Letzen Tage”, 2005, рассказ о молодой героической деятельнице антинацистского движения, приговоренной к смертной казни в 1943 году),
«Академия смерти» (“Elite for den Fürer”, 2005; история юного боксера, отобранного в спецшколу, где создается гитлеровская элита)
или «Аминь» (“Amen”, 2002; в котором эсэсовец пытался донести до мира информацию о Холокосте).
Напрасный труд. Поп-культура знает свое. А в ней нацистские солдаты стали символами зла и героями horror-ов, такими же, как обычные безымянные зомби или всякие прочие вампиры.
Что интересно, одним из первых фильмов ужасов, в котором немцы показаны чудовищами, был фильм «Озеро живых мертвецов» (“Le lac des morts vivants”, 1981), снятый их прежними военными союзниками, испанцами.
Кинолента (режиссера Хесуса Франко, легендарного творца плохого кино) рассказывала историю немецкого гарнизона, который во французской провинции возвращается из небытия, чтобы истребить (а точнее, сожрать) жителей деревни. Фильм, конечно, ужасен, но это не меняет того факта, что покрытый облупившейся краской, зеленоватый зомби в мундире СС весьма впечатляет. Потенциал нацистских живых мертвецов заметил и Кен Видерхорн (создатель фильма «Возвращение живых мертвецов 2» [“Return of Living Dead. Part II”, 1988]), сделавший героев своего фильма ужасов «На волне ужаса» (“Shock Waves”, 1977) немецких моряков, воскресших из мертвых.
Именно из-за этого фильма у писателя Роберта Р. Маккаммона возникли проблемы с публикацией его романа «Ночной корабль» (Robert R. McCammon “The Night Boat”), поскольку издатель решил, что хоррор о призраках немецких солдат, таящихся на таинственном корабле, очень похож на фильм.
И только после того, как фильм был показан на заседании правления издательства и руководители издательства убедились в том, что между романом и фильмом нет никакого сходства, роман Маккаммона направили в типографию.
Стоит добавить, что, увиденное глазами кинематографистов нацистское зло не ограничивается лишь созданием зомби. В «Корабле смерти» (“Death Ship”, 1980), морском horror-е Элвина Ракоффа, героев фильма убивают призраки нацистских палачей, злобствующих на одержимом злыми силами корабле, который во время Второй мировой войны использовался в качестве морского концентрационного лагеря.
Фильмы о злобных нацистах снимают не только за пределами Германии. Зная о преступлениях, совершенных их предками, немцы также снимают фильмы, в которых показано зло, облаченное в форму Гитлера. Стоит вспомнить трилогию «Мутация» (“Mutation”), в которой результаты секретных фашистских экспериментов, открытые и обнародованные нашими современниками (грозные вирусы и т.п.), сеют в мире смерть и разрушения.
Черные сценарии
Нет никаких признаков того, что мода на злых немцев, фашистов в шкуре зомби и подобных монстров вот-вот закончится. В Нидерландах режиссер Рихард Раапхорст в течение нескольких лет работал над фильмом «По худшему сценарию» (“Worst Case Scenario”). Это должна была быть история об отряде нацистских зомби, нападающем на мирную Голландию. Из-за отказа в дальнейшем финансировании Раапхорст (связанный с фирмой Брайана Юзны) приостановил съемки киноленты в 2009 году.
Однако нет ничего плохого, что не оборачивалось бы к лучшему... Недавно он объявил, что возвращается к съемкам фашистского зомби-хоррора, только теперь он будет называться "Армия Франкенштейна" (“Frankenstein’s Army”) и действие его будет происходить в 1945 году на польско-немецкой границе. (Вышел на экраны в 2013 году. W.).
Как «По худшему сценарию» (если его съемки будут завершены), так и «Армия Франкенштейна» -- не единственные анонсированные фильмы с фашистскими монстрами. В 2011 году состоится премьера финского фильма «Железное небо» (“Iron Sky”) (На самом деле премьера состоялась 11 февраля 2012 года. W.). Фильм рассказывает об отряде нацистов, которые разработали антигравитационный двигатель и в 1945 году сбежали от союзников из своего убежища в Антарктиде на темную сторону Луны. Там, на базе «Чёрное Солнце» (“Schwarze Zonne”), они разработали новую военную технологию, и в 2018 году их потомки вторгаются на Землю.
Ранее, в конце 2010 года, на экраны кинотеатров выйдет фильм «Аванпост 2», в котором бессмертные зомби-коммандос снова будет убивать наемников. (Нет, на самом деле фильм “Outpost 2”, известный также как “Outpost: Black Sun”, в российском прокате «Адский бункер 2: Черное солнце» -- вышел на экраны в мае 2012 года. W.).
В этой ситуации трудно сказать, что немцы проиграли войну. Ибо сегодня они бессмертные герои, которым не страшны ни британские наемники, ни норвежские туристы, ни даже темная сторона Луны. Конечно, такое бывает только в фильмах ужасов, но кого волнует такая маленькая деталь? Не так ли?