Рэй Брэдбери о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > Рэй Брэдбери о Берроузе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рэй Брэдбери о Берроузе

Статья написана 4 февраля 07:57

"Тарзан — приёмыш обезьян", первое издание, 1912 год
"Тарзан — приёмыш обезьян", первое издание, 1912 год


Тарзан, Джон Картер, мистер Берроуз и долгое безумное лето 1930 года

Летом 1930 года, если бы вы сошли с поезда и пошли пешком по зелёным проспектам Уокигана, штат Иллинойс, вы могли бы встретить толпу мальчиков и девочек, бегущих в противоположную сторону. Возможно, вы бы увидели, как они спешат окунуться в озере, или скрыться в овраге, или заскочить в театр, чтобы переждать бесконечное утро. Всё, что угодно, лишь бы сбежать...

От чего?

От меня.

Почему они убегали от меня? Почему я заставлял их бесконечно убегать, бесконечно прятаться? Был ли я очень непопулярным в возрасте десяти лет?

Ну, и да, и нет.

Видите ли, моей проблемой были Эдгар Райс Берроуз, Тарзан и Джон Картер с Марса.

Это проблема? — спросите вы. Не похоже на большую проблему.

О, но это было так. Видите ли, я не мог перестать читать эти книги. Я не мог перестать запоминать их строчку за строчкой и страницу за страницей. Хуже всего, когда я видел своих друзей, я не мог заткнуть рот. Слова просто вылетали наружу. Тарзан такой-то и Джейн такая-то, Джон Картер здесь, а Дея Торис там. И когда я говорил не о них, то вещал о Танаре из Пеллюсидара, или я издавал звуки, как тираннозавр рекс, и вёл себя как марсианский кот, у которого, как всем известно, восемь ног.

Теперь вы начинаете понимать, почему утро в Уокигане, штат Иллинойс, летом 1930 года было таким долгим, таким мучительным, таким невыносимым для всех?

"Тувия, дева Марса", суперобложка 1920 года
"Тувия, дева Марса", суперобложка 1920 года


Все пытались спастись от меня.

Моим самым величайшим даром была влюбчивость.

Моим величайшим проклятием, для тех, у кого есть уши, было выражение любви.

Я ложился спать, цитируя лорда Грейстока.

Я спал, скуля, как гепард, рыча, как Нума, трубя, как Тантор.

Я просыпался, звал свою голову, которая выползла на паучьих лапках из-под соседней подушки, снова садилась мне на шею и называла себя шахматной фигурой Марса.

После завтрака я рассказывал отцу, как лазил по деревьям, увещевал брата историями о битве с бешеной гориллой и развлекал маму потоком содержательных высказываний, прямо из уст Джейн Портер.

Отец каждый день уходил на работу пораньше.

Мама принимала аспирин от приступов мигрени.

Брат больно бил меня.

Но десять минут спустя я удалялся через дверь на лужайку, на улицу, бормоча и издавая обезьяньи вопли, ЭРБ был у меня на уме и в крови.

Как так получилось?

Что такого сделал мистер Берроуз с несколькими десятками миллионов мальчиков по всему миру за последние шестьдесят лет?

Был ли он великим мыслителем?

Он бы посмеялся над этим предположением.

Был ли он превосходным стилистом?

По этому поводу он бы фыркнул.

"Принцесса Марса", издание 1917 года
"Принцесса Марса", издание 1917 года

Что, если бы Эдгар Райс Берроуз никогда не родился, а вместе с ним и Тарзан? Или что, если бы он просто писал вестерны и держался подальше от Найроби и Тимбукту? Как бы это повлияло на наш мир? Стал бы кто-нибудь другим Эдгаром Райсом Берроузом? Да у Киплинга был шанс, и он не изменил мир, по крайней мере, не таким образом.

«Книги джунглей» знают, читают и любят во всем мире, но они не заставили большинство мальчишек взбеситься, выгнуть свои косточки, как тянучки, и отрастить их для романтических полётов и отправиться на работу в разные уголки мира. Иногда да, но чаще нет, нет. Киплинг был лучшим писателем, чем Берроуз, но не лучшим романтиком.

Лучшим писателем, к тому же романтиком, был Жюль Верн. Но он был гуманистом/моралистом в стиле Робинзона Крузо. Он прославлял голову/руки/сердце, тройной постулат, формирующий и изменяющий мир с помощью идей. Все хорошее, все полные идеи. Облетим ли мы весь мир за восемьдесят дней? Так и сделаем. Полетим ли мы на ракете на Луну? Действительно. Сможем ли мы выжить на Таинственном острове, окружённом толпой Крузо? Сможем. Очистим ли мы моря от армад и добудем ли урожай из глубин с помощью здравомыслящего/безумного Немо? Мы это сделаем.

Все авантюрно и романтично. Но не дико. Не импульсивно.

"Тарзан и сокровища Опара", издание 1918 года
"Тарзан и сокровища Опара", издание 1918 года
"Пираты Венеры", издание 1934 года
"Пираты Венеры", издание 1934 года
На суперобложке внизу виден логотип ЭРБа в виде буквы t
На суперобложке внизу виден логотип ЭРБа в виде буквы t

Берроуз стоит выше всего этого из-за своей неразумности, из-за естественных порывов, из-за цвета крови, текущей в жилах Тарзана, из-за крови на зубах гориллы, льва и чёрной пантеры. Из-за абсолютной романтической невозможности «Марса» Берроуза и его сказочных людей с зелёной кожей и абсолютно ненаучного способа, которым Джон Картер путешествовал туда. Будучи совершенно невозможным, он был идеальным стремительным приятелем для любого десятилетнего мальчика.

Ибо как можно устоять перед желанием выйти летней ночью, встать посреди лужайки, посмотреть на красное пламя Марса, трепещущее в небе, и прошептать: Забери меня домой.

Многие мальчики и немало девочек, если они согласятся это признать, действительно отправились «домой» после таких ночей, таких шёпотков, таких желаний обретения далёких мест, таких планет и создателя обитателей этих планет.

Во время общения за кружечкой хмельного напитка во всех уголках нашей страны за последние десять лет, я с удивлением обнаружил, как часто ведущего биохимика, археолога, космического инженера или астронавта спрашивают: «Что с вами произошло, когда вам было десять лет?». Ответы:

«Тарзан».

«Джон Картер».

«Мистер Берроуз, конечно».

Один выдающийся антрополог признался мне: «Когда мне было одиннадцать, я прочитал «Землю, позабытую временем». Кости, подумал я. Сухие кости. Пойду, поколдую над костями и воскрешу Время. С тех пор я нёсся по жизни галопом. Я стал тем, кем мистер Берроуз велел мне стать».

Итак, это есть в нас. Или, во всяком случае, почти есть. Вот объяснение, о котором мы, интеллектуалы, боимся думать. Но которое мы, существа крови, инстинктов и приключений, приветствуем криком. В конце концов, идея никуда не годится, если она не развивается. Тойнби, ради всего святого, учит нас этому. Вселенная бросает нам вызов. Мы должны истечь кровью, прежде чем принять его. Мы должны растрачивать себя во времени и пространстве, чтобы выжить, ненавидя вызов, ненавидя ответ, но в суматохе и неразберихе каким-то образом любя всё это. Мы – те парадоксальные создания, которые хотели бы сидеть у огня и только разговаривать. Но мир, другие животные, более практичные, чем мы сами, и все космическое пространство говорят об обратном. Мы должны умереть, чтобы жить. Поселенцы сделали это до нас. Мы будем подражать им на Луне, на Марсе и похороним себя на кладбищах среди звёзд, чтобы сами звезды стали плодовитыми.

Карта на форзаце
Карта на форзаце
Иллюстрация
Иллюстрация

Все это Берроуз говорит прямо, просто и в терминах крови животных и расовой памяти каждый раз, когда Тарзан запрыгивает на дерево или Картер парит в космосе.

Мы знаем мистера Верна, восхищаемся им, уважаем его и нас даже трогают его произведения, но он был слишком вежлив, не так ли? Нам всегда казалось, что в разгар прогулки по Луне его джентльмены могут просто посидеть выпить чаю, или что у Немо, как бы глубоко он ни погрузился в Саргассово море, все равно найдётся время для игры на органе. Очень мило, очень прелестно. Но при этом кровь приходит в движение не так сильно, как разум.

Подводя итог, можно сказать, что нам, возможно, нравились Верн, Уэллс и Киплинг, но мы любили, мы боготворили, мы сходили с ума от мистера Берроуза. Мы, конечно, выросли, поумнели, но наша кровь всегда помнила. Какая-то часть нашей души всегда оставалась в ущелье, проходящем через центр Уокигана, штат Иллинойс, на дереве, раскачиваясь на виноградной лозе, сражаясь с обезьянами.

У меня до сих пор хранятся два письма, спрятанные в первом издании книги «Тарзан — приёмыш обезьян». Они были написаны мистером Берроузом мне, когда мне было семнадцать, и я всё ещё задыхался от волнения, перечитывая их. Я попросил его приехать и выступить с речью перед Лигой научной фантастики, которая собиралась каждый четверг вечером в кафетерии Клифтона в Лос-Анджелесе. Для него это был отличный шанс познакомиться со множеством безумных молодых людей, которые горячо его любили. Мистер Берроуз, по какой-то странной причине, не хотел присоединяться к толпе. Я написал снова. На этот раз мистер Берроуз дал ответ и заверил меня, что последнее, о чем он мечтал бы, — это выступить с публичной лекцией. Большое спасибо, но нет, спасибо, сказал он.

Какого черта, подумал я, если он не хочет говорить о Тарзане, то это сделаю я.

Я болтал, распинался и тараторил о Тарзане больше часа. Я опустошил кафетерий Клифтона за десять минут, все были уже дома после двадцати минут, у всех во рту лежали таблетки аспирина от мигрени, пока час ещё не подошёл к концу.

Летом 1930 года безумие снова охватило меня. Когда я перестал лепетать, мои руки болели от качания на лианах, в голове звенело от криков.


Карта на форзаце
Карта на форзаце
Иллюстрация
Иллюстрация

Думаю, это примерно подводит итог.

Множество людей навсегда изменили мою жизнь различными способами.

Лон Чейни посадил меня на стену собора Парижской Богоматери и подвесил на люстре над толпой в парижской опере.

Эдгар Аллан По замуровал меня в кирпичный склеп с помощью амонтильядо.

Конг преследовал меня по одной стороне Эмпайр-стейт, а затем гнался за мной — по другой.

Но мистер Берроуз убедил меня, что я могу разговаривать с животными, даже если они мне не отвечают, что поздними ночами, когда я засыпал, моя душа покидала тело, выпрыгивала в окно и резвилась по всему городу, никогда не касаясь газонов, всегда свисая с деревьев, где позже в те ночи я сам учил алфавит, а вскоре выучил французский и английский и плясал с обезьянами, когда всходила луна.

Но опять же, его величайшим даром было научить меня смотреть на Марс и просить, чтобы меня забрали домой.

Я часто летал домой, на Марс, когда мне было одиннадцать и двенадцать, и с тех пор каждый год, и астронавты со мной, для начала даже на Луну, но Марс к концу века точно, Марс к 1999 году. Мы ездили на работу из-за мистера Берроуза. Благодаря ему мы отправились на Луну. Благодаря ему и таким людям, как он, однажды, в ближайшие пять столетий, мы будем ездить на работу вечно, мы отправимся...

И никогда не вернёмся.

И будет жить там вечно.

Рэй Брэдбери

Лос-Анджелес, Калифорния, 8 мая 1975 года

Опубликовано в книге: И.Порджес "Эдгар Райс Берроуз", 1975

Перевод любезно предоставлен А. Речкиным

P.S.

Карта из книги 1975 года, стр. 532
Карта из книги 1975 года, стр. 532





731
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 февраля 08:03
Эх! Собрать бы альбом иллюстраций к Берроузу!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 08:13
У меня есть вот этот альбом, там больше половины рисунков как раз к Берроузу

«The Paintings of J. Allen St. John: Grand Master of Fantasy»
Издательство: Lakewood (NJ): Vanguard Productions, 2008 год,
Формат: другой, мягкая обложка, 160 стр.
ISBN: 978-1-887591-87-4

 


Ссылка на сообщение4 февраля 08:24
ага, я видел такой
но это только один художник, а их пара десятков было, если не больше
 


Ссылка на сообщение4 февраля 08:18
Особенно с иллюстрациями Деи Торис:-)


Ссылка на сообщение4 февраля 10:58
Большое спасибо за отличное эссе! Прекрасно понимаю мистера Брэдбери: с 13 до 16 лет Берроуз был самым упоительным чтением!


Ссылка на сообщение4 февраля 11:45
По сути «Марсианские хроники» Брэдберри — это деконструкция Берроуза, Ли Брэкетт и др.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 14:24
Ну, нет, всё таки нет.
Деконструкция подразумевает переосмысление того же мира, тех же декораций, тех же персонажей. Подъём дополнительных пластов, выявление иных, скрытых механизмов. Переворачивание с ног на голову, когда хорошие оказываются не такими уж хорошими, а плохие не таким уж и плохими, каждый в своём праве. Доосмысление и усложнение прежней конструкции, где, зачастую, есть только белое и чёрное.
«...хроники» — это отдельное самобытное произведение притчевого характера, не имеющее никакой смысловой связи с марсианскими операми Берроуза и Брэкетт.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 15:36
Связь самая прямая. По сути это пост-берроузовский мир, пост-романтический.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 15:56
Брэдбери романтик до мозга-кости. Какой же это постромантизм?
Но дело не в этом. Эдак любое произведение про Марс — деконструкция Берроуза.
Деконструкция — это когда Лазарчук, дописывая Стругацких, объясняет нам, что с Полднем не всё так однозначно, что Полдень появился благодаря орбитальным реморализаторам.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 16:56
Но не все его персонажи — романтики.

В некоторых новеллах из цикла «Марсианских хроник» он сталкивает романтический мир Берроуза и пост-романтический мир своего Марса.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 17:51
чего только не прочтешь на фантлабе!
 


Ссылка на сообщение4 февраля 20:09
цитата ArK
В некоторых новеллах из цикла «Марсианских хроник» он сталкивает романтический мир Берроуза и пост-романтический мир своего Марса.

Марс Брэдбери — это три совсем разные темы. И ни одна из них не о Бэрроузовском, не о том, что
цитата С.Соболев
Мы должны умереть, чтобы жить. Поселенцы сделали это до нас. Мы будем подражать им на Луне, на Марсе и похороним себя на кладбищах среди звёзд, чтобы сами звезды стали плодовитыми.

— сентиментальная, про нового Джонни Яблочное зернышко, про земляничное окошко
— адаптационная, про то, что Марсу не стать новым Средним Западом, а американцам марсианами. Климат, атомная война... Не бывать.
— про чудеса. Высадки первых экспедиций, встреча на шоссе...
 


Ссылка на сообщение4 февраля 22:52
Я поэтому и говорю, что деконструкция
 


Ссылка на сообщение5 февраля 08:25
Богатырь-одиночка в дружбе с туземцем.
Человек из толпы или одиночка с эстетическими потребностями.
Дочь тысячи джеедаков.
Метаморфы и вымершие народы.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж жжжжжжж
Несхожесть не есть деконструкция
 


Ссылка на сообщение5 февраля 10:41
Так дело именно в схожести (с учётом того, что Марс у Брэдберри разный в разных рассказах)
 


Ссылка на сообщение5 февраля 11:37
цитата ArK
Так дело именно в схожести
У Брэдбери нет никаких львов и дикарей с копьями.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 14:35
Они вымерли от оспы
 


Ссылка на сообщение5 февраля 23:25
А у Бэрроуза их оглоблей не убить.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 12:54
Да. Это и есть деконструкция.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 13:51
видимо, чего-то не понимаю
 


Ссылка на сообщение6 февраля 15:33
Нет, разумеется.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 15:58
Что же, во вашему, является деконструкцией жанра?
 


Ссылка на сообщение6 февраля 17:04
Нужно не по-моему, нужно по правильному!:-) Вам уже выше ааа иии объяснил, что такое деконструкция, и это тот редкий случай, когда мы с ним согласны. Для деконструкции в «Марсианских хрониках» слишком мало отсылок конкретно к Берроузу.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 17:13
Мало, но они есть. Потому что изначально «Марсианские хроники» представляли собой не связанные рассказы с разным Марсом в каждом из них.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 17:21
Главное, что в «Марсианский хрониках» приключения Джона Картера не являются объектом изучения, разборки и перестройки. Т.е. собственно предметом деконструкции.
Брэдбери скорее модернист, чем постмодернист. Если, конечно, не придерживаться совсем радикального подхода, согласно которому вся литература есть постмодернизм и результат деконструкции.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 17:48
Объектом является сам Марс.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 17:51
В таком случае всё — деконструкция. Это бессмысленный подход. Брэдбери не разбирал и не переделывал старое, он создавал принципиально новое, неизбежно отталкиваясь от старого, как это делали модернисты.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 19:48
Что принципиально нового в старом Марсе Брэдберри?
 


Ссылка на сообщение6 февраля 19:59
Отвечу в теме, посвящённой творчеству автора.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 23:54
Деконструкция — это другая интерпретация тех же событий, персонажей, декораций, что были уже описаны в целевом произведении. Новая интерпретация обычно достигается за счёт смены точки зрения на события, добавления новых вводных, серой морали. Мол, не знаете вы всей правды, не так всё это было, совсем не так...
 


Ссылка на сообщение7 февраля 00:15
Приведите несколько примеров, пожалуйста, для наглядности.
 


Ссылка на сообщение7 февраля 09:28
«Всё хорошо» Лазарчука, «Факап» Харитонова — Стругацкие.
«Остров без сокровищ» Точинова — Стивенсон.
«Последний кольценосец» Еськова — Толкин.
«Код да Винчи», «Последнее искушение Христа», «Отягощенные злом» — в некотором роде деконструкция евангельских событий.
Есть, кстати, тема
Некоторые произведения содержат деконструкцию сами в себе. Например, «В чаще» Рюноскэ Акутагавы, и фильм по его мотивам Акиры Куросавы «Расёмон»
 


Ссылка на сообщение7 февраля 11:05
Спасибо, понятно.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 19:33
Это очень философский роман у которого есть замечательная экранизация на английском. Бредбари, Шекли и ранний Дилэйни ни разу не декострукторы.


Ссылка на сообщение4 февраля 13:53
О, тут есть карта, отлично.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 14:01
Заберёте для Атласа миров?
 


Ссылка на сообщение4 февраля 14:02
Кот, если не я?)
 


Ссылка на сообщение4 февраля 14:58
Так как в комментарии прицепить фото нельзя, добавил карту в головную статью, в постскриптум. Взято из ПДФ книги 1975 года, из той самой Биографии. Такое в карточку нормально?
 


Ссылка на сообщение4 февраля 14:59
https://fantlab.org/wo... — в принципе карта там аналогичного качества уже)
 


Ссылка на сообщение4 февраля 15:05
Ага, она самая, точно. Источник бы там указать — издание 1934 года, одобрено Берроузом, не новодел же.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 15:09
Источник там указан в инфе карты.


Ссылка на сообщение4 февраля 18:36
Бредбари вследствие магии Ли Брэкетт и сам был не чужд.


Ссылка на сообщение4 февраля 19:56
Спасибо.
Очень специфично. Брэдбери как увлекающийся фанатик... Но стоит ли верить, если пишет
цитата С.Соболев
Берроуз стоит выше всего этого из-за своей неразумности, из-за естественных порывов, из-за цвета крови, текущей в жилах Тарзана, из-за крови на зубах гориллы, льва и чёрной пантеры.
автор «Вельда»?
цитата С.Соболев
Вот объяснение, о котором мы, интеллектуалы, боимся думать. Но которое мы, существа крови, инстинктов и приключений, приветствуем криком
М-р Рэй, ваши интеллектуалы обожают эту тему! Киплинг тоже (Баллада о Бандаре).
цитата С.Соболев
Какая-то часть нашей души всегда оставалась в ущелье, проходящем через центр Уокигана, штат Иллинойс, на дереве, раскачиваясь на виноградной лозе, сражаясь с обезьянами. ... Мистер Берроуз, по какой-то странной причине, не хотел присоединяться к толпе.
Мистер Берроуз написал книжку про мальчика, который сам научился читать и стал британским лордом. А что из нее вычитали эти...
цитата С.Соболев
Но опять же, его величайшим даром было научить меня смотреть на Марс и просить, чтобы меня забрали домой.
А, так вот откуда «Элвис не умер, он просто улетел домой»..
цитата С.Соболев
Сможем ли мы выжить на Таинственном острове, окружённом толпой Крузо?
«...окруженные толпой Крузо», видимо.
цитата С.Соболев
Мы знаем мистера Верна, восхищаемся им, уважаем его и нас даже трогают его произведения, но он был слишком вежлив, не так ли? Нам всегда казалось, что в разгар прогулки по Луне его джентльмены могут просто посидеть выпить чаю
Да это всегда нравилось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 20:46
Я не Брэдбери, не надо так цитаты оформлять.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 08:06
постараюсь, но не обещаю
 


Ссылка на сообщение5 февраля 09:55
Спасибо.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 22:38
цитата ааа иии
Но стоит ли верить, если пишет
цитата С.Соболев
Берроуз стоит выше всего этого из-за своей неразумности, из-за естественных порывов, из-за цвета крови, текущей в жилах Тарзана, из-за крови на зубах гориллы, льва и чёрной пантеры.
автор «Вельда»?

А в чем проблема?
 


Ссылка на сообщение5 февраля 08:21
Проблемы никакой.
В похвале Бэрроузу то, что хорошо зашло мальчишкам, оценено высоко и позитивно. ОК.
Когда сам берется за цвет крови и львов, то любование охотой, терзанием тушки, естественными порывами etc принимается как нечто неправильное и нездоровое. ОК.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 14:49
Как раз любование тушкой по Брэдбери — здорово и естественно, он ни разу не ханжа. Неестественно и нездорово, что родители, имея кучу свободного времени, по сути отдали детей на откуп ИИ. С закономерным итогом.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 09:26
цитата Karnosaur123
Как раз любование тушкой по Брэдбери — здорово и естественно
Есть у него рассказ — считается из марсианского цикла, но ближе к Фаренгейту — Эшер II, как раз про разницу полета фантазии и реалистичного подхода к ним.
цитата Karnosaur123
по сути отдали детей на откуп ИИ. С закономерным итогом.
Тоже не по Брэдбери. Не касаясь его взглядов на воспитание — у него дети личности, а не пластилин — замечу, он очень неплохо понимал, техника суть инструмент. ИИ на откуп? Пожалуйста, «Электрическое тело пою» Некоторым, впрочем, хватит рубашки с тестами Роршаха.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 16:40
цитата ааа иии
Тоже не по Брэдбери. Не касаясь его взглядов на воспитание — у него дети личности, а не пластилин — замечу, он очень неплохо понимал, техника суть инструмент. ИИ на откуп? Пожалуйста, «Электрическое тело пою» Некоторым, впрочем, хватит рубашки с тестами Роршаха.

Ну личности, да. И этим личностям в результате логично стал ближе ИИ. Вот они и защитили того, кто ближе, от тех, кто дальше. Отчуждение детей от взрослых вплоть до откровенной враждебности — тоже сквозной мотив у Брэдбери.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 21:30
цитата Karnosaur123
Отчуждение детей от взрослых вплоть до откровенной враждебности — тоже сквозной мотив у Брэдбери.
Со словом «отчуждение» не согласен, там вся проблема в том, что отчураться не выйдет, найдут. Что сами по себе — это да, сквозная тема


⇑ Наверх